Главные вкладки

    Конкурс знатоков отечественной истории "Богатырями гордится народ" для детей старшей группы
    план-конспект занятия (окружающий мир, старшая группа) на тему

    Данный конспект конкурса для детей старшей группы позволяет в игровой форме проверить представления об историческом наследии русского и марийского народа.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Microsoft Office document icon bogatyryami_gorditsya_narod.doc39 КБ

    Предварительный просмотр:

    «Богатырями гордится народ»

    конкурс знатоков отечественной истории

    с детьми старшей группы

    Программное содержание: систематизировать и обобщить знания детей о культуре и традициях людей русского и народа-мари; развивать познавательный интерес к истории своего края; формировать толерантное отношение к людям разных национальностей; способствовать воспитанию чувства гордости за свою родину.

    Материал: символика РФ, Республики Марий Эл, Чувашии, Татарстана (гербы), аудиозапись русских и марийских мелодий, картины с изображением русских и марийских богатырей.

    Интеграция образовательных областей: «Познание», «Социализация», «Коммуникация», «Художественное творчество», «Музыка», «Физическая культура».

    Предварительная работа: чтение марийских легенд и русских былин о богатырях; знакомство с символикой РФ И РМЭ; беседы об историческом прошлом русского и марийского народа; разучивание стихотворений о Родине на марийском и русском языках; обыгрывание народных игр «Горелки», «Вульо алаша», «Вувер Патыр ден Тылзе Патыр».

    Ход конкурса знатоков:

    Ведущий:

    - У каждого человека есть своя Родина. Как вы думаете, что такое Родина?

    - Родина – это то место, где человек родился. Все мы с вами родились в одной большой стране, и она нам очень дорога. Как называется наша большая родина – страна?

    - Россия.

    - Вы знаете, что в России есть много разных республик, где живут люди различных национальностей. Ребята, а вы знаете, кто вы по национальности?

    - В нашей группе есть русские, марийцы, татары, даже азербайджанцы, но у нас у всех есть еще малая Родина – это республика, в которой мы живем и наш родной поселок. Как называется наша республика и наш поселок?

    - Республика Марий Эл, поселок Сернур.

    - С давних пор марийский народ жил в мире и согласии с русским народом. Поэтому наша Родина – это Россия и Республика Марий Эл.

            Чтение стихотворений о Родине на русском и марийском языке                   под аудиозапись русских и марийских мелодий:

    - «Марий элем кугу тунян картлаште»

    - «Шочмо вер» М.Казаков

    - «У каждого листочка …» и др. на выбор педагога.

    - У каждого народа и у русского, и у марийского были люди, которые отличались мужеством, силой, добротой. Скажите, как вы думаете, кто был настоящим защитником от злых сил, их даже называли настоящими…?

    - Богатырями.

    - Настоящих защитников земли русской и русских людей называли богатырями.

    - У марийского народа тоже были свои богатыри, только их называли – патыр, мари патыр.

    - Посмотрите, пожалуйста, на картины и назовите русских и марийских богатырей. Расскажите, что вы знаете об их подвигах.

    (Русские богатыри – Добрыня Никитич, Алеша Попович и Илья Муромец. 

    Мари патыр – Чоткар-патыр, Онар, Акпарс, Ненчык-патыр).

    - Ребята, а как вы думаете, какие богатыри были сильнее? Русские богатыри или мари патыр? (выслушивается мнение детей)

    - Я предлагаю вам сегодня стать настоящими знатоками богатырского искусства и ответить на этот трудный вопрос.

    - Чтобы определиться, кто каких богатырей будет защищать, возьмите по своему желанию по цветной карточке (на обратной стороне - картинки с изображением русских и марийских богатырей).

    - Назовите богатырей на своей картинке и встаньте в группу, которая вам подходит (распределение на группы знатоков русских и марийских богатырей).

    - Команды знатоков определились – давайте придумаем название.

    Н-р: «Русские богатыри» и «Мари патыр».

    Задания:

    1. Символика:

    - Узнать и показать герб России, что он обозначает; найти по картинке столицу России и назвать ее.

    - Показать герб РМЭ. Рассказать о гербе. Показать столицу Республики Марий Эл и назвать ее.

    1. Богатырская силушка:

    Богатыри всегда славились совей силой. Давайте поиграем в марийскую народную игру «Вульо алаша» и проверим силу богатырей и патыров.

    Марийская народная игра «Вульо алаша»: Команды стоят в шеренге по одному напротив друг друга. По одному человеку от команды поскоками приближаются к команде соперников, выбирают кого-то по желанию и стараются перетянуть его на свою сторону. Затем очередь переходит к другой команде. В какой команде окажется больше детей, та и побеждает.

    1. Национальные блюда:

    - Назовите продукты питания на марийском языке (по очереди). Кто больше?

    - Назовите русские национальные блюда.

    - Назовите марийские национальные блюда.

    4.   Отгадывание загадок:

    - Марийский край богат лесами, реками, озерами. Отгадайте загадки, отгадку нужно сказать на марийском языке. Задание дается отдельно для каждой команды.

            Хвост пушистою дугой,                        Великан в бору живет.

            Вам знаком зверек такой?                        Он сладкоежка – любит мед.

            Острозубый, темноглазый,                        Когда испортится погода,

            По деревьям любит лазать.                        Ложится спать да на полгода.

                    (белка – ур)                                                (медведь – маска)

    Хвост пушистый,                                        Серовато, зубовато,

    Мех золотистый,                                        По полям рыщет,

    В лесу живет,                                        Телят, ягнят ищет.

    В деревне кур крадет.

            (лиса – рывыж)                                        (волк – пире)

            Вот иголки и булавки                                Это что за зверь лесной?

            Выползают из-под лавки.                        Встал, как столбик под сосной        На меня они глядят,                                И стоит среди травы,

            Молока они хотят.                                Уши больше головы.

                    (еж – шокшо)                                        (заяц – меран)

    - Загадки о деревьях – пушенге:

            С моего цветка берет                                Ее всегда в лесу найдешь –

            Пчелка очень вкусный мед,                        Пойдем гулять и встретим:

            А меня все обижают,                                 Стоит колючая, как еж,

            Шкуру тонкую сдирают.                        Зимою в платье детнем.

                    (липа – писте)                                        (ель – кож)

    Что за дерево стоит -                                 Осень в сад к нам пришла,

    Ветра нет, а лист дрожит.                        Красный факел зажгла.

            (осина – шопке)                                 Здесь дрозды, скворцы снуют

                                                            И, галдя, ее клюют.

                                                                    (рябина – пызле)

    5. Игровая минутка:

    - Русские люди говорят: «Делу время – потехе час». А марийцы: «Пашам пытаренат – каненат кертат». Давайте с вами отдохнем и проверим вашу богатырскую ловкость в русской народной игре «Горелки».

    6. Угадайте сказку:

    - Я буду читать отрывки из сказки, а вы угадывайте – какие сказочные герои и из какой они сказки:

    1. «Смотри, матушка, какую я букашку нашел в лесу» (Онар, марийская народная легенда «Онар»)
    2. «Не пей, братец, теленочком станешь…» (Аленушка, русская народная сказка «Сестрица Аленушка и братец Иванушка»)
    3. «Не печальтесь, дети мои родные. Если вам будет тяжело, придите ко мне на холм и крикните громко: «Чоткар, Чоткар! Нас теснят враги!» (Чоткар, марийская народная сказка «Чоткар-патыр»)
    4. «Лягушка, лягушка, как же мне не горевать? Батюшка наказал, чтобы я пришел с тобой на пир, а как я тебя людям покажу?» (Иван-царевич, русская народная сказка «Царевна-лягушка»)

    7. Сложи орнамент:

    Обеим командам дается общее задание – сложить орнамент из разрезных картинок и определить орнамент какого народа у них получился.

            Во время выполнения задания звучит марийская мелодия.

    - Самое трудное задание у нас получилось, но все вместе мы справились с ним, потому что мы работали дружно и не делились на русских и марийских богатырей. И получился у нас МАРИЙСКИЙ ОРНАМЕНТ, потому что мы живем с вами в Республике Марий Эл.

            Мир, дружба и согласие между детьми и взрослыми всегда победят любое зло. А богатыри и русского и марийского народов были настоящими защитниками нашей земли и Родины.

                            Кажне кечын куанен,

                            Йочасадыш коштына.

                            Икте весым пагален,

                            Ваш келшалын илена.

            Составила – Соловьева Галина Николаевна, воспитатель и учитель марийского языка МДОУ «Сернурский детский сад общеразвивающего вида «Ромашка»


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Знатоки дорожных правил КВН для детей старшей группы

    Цели:- Уточнить представления детей о правилах поведения на улицах города.- Закрепить умение детей применять полученные знания в играх и повседневной жизни. Материал включает занимательные игры с...

    Конспект НОД для детей старшей группы на тему: «Знаем, помним, гордимся!»

    Обобщающая совместная образовательная деятельность по теме Великая Отечественная Война...

    ПРОЕКТ « Это гордое слово Победа».Конспект открытого занятия для детей старшей группы с общим недоразвитием речи Тема: « Г О Л У Б Ь М И Р А».

    ПРОЕКТ « Это гордое слово Победа».Конспект открытого занятия  для детей старшей группы с общим недоразвитием речи Тема: « Г О Л У Б Ь  М И Р А»....

    Викторина «Знатоки природы родного города» (для детей старших групп)

    Цель: воспитание у старших дошкольников бережного отношения к природе родного города.Задачи:·         формировать основы  экологической  культу...

    Развлечение для детей старшей группы «Мы дружбою своей сильны и Родиной своей горды»

    «Мы дружбою своей сильны и Родиной своей горды» Цель праздника: воспитание у дошкольников любви к нашей единой Родине – России! Задачи Обучающие: формировать у старших дошкольников понимание прин...

    ЗНАТОКИ ПРИРОДЫ Экологический квест для детей старшей группы детского сада

    Девиз Квеста:«Дошколята ЯМАЛА за сохранение природы!»...