От истоков до полетов!
план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа) по теме

Занятие об освоении космоса. начиная от изучения солнечной системы и до полетов в космос человека. Занятие построено в соответствии с проектом "Юрий гагарин - наш герой".  В занятии решаются следующие задачи: закрепление знаний об истории освоения космоса, расширение представлений о том, что первым космонавтом мира был гражданин России Юрий Гагарин, формирование гражданской принадлежности, патриотических чувств, чувство гордости за своих соотечественников.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konspekt_zanyatiya_po_proektu.doc69 КБ

Предварительный просмотр:

ПЛАН-КОНСПЕКТ ОТКРЫТОГО ЗАНЯТИЯ  

«От истоков до полетов»

Задачи:

1. закрепить знания детей об  истории освоения космоса, расширить кругозор путём популяризации знаний о достижениях в области космонавтики. 

    2. расширять представления, о том, что первым космонавтом был гражданин России Юрий Гагарин, о героях космоса о трудной и почетной и героической профессии космонавта,

    3. .формировать гражданскую принадлежность, патриотические чувства

(воспитывать любовь к Родине, желание прославлять её своими героическими делами, вызвать чувство гордости за своих соотечественников, повлиявших на ход истории, служивших Родине)

    4. обогатить словарный запас детей новыми понятиями

Оборудование:

компьютер

мультимедийный проектор

экран

видеоролики «Сообщение ТАСС», «Первый в мире полет в космос»

песня «Знаете, каким он парнем был…»

иллюстративный материал, посвященный освоению Космоса

портрет Ю.А.Гагарина

выставка книг о космосе 

игра «Танграм»

картинки с ребусами

рисунки детей о космосе

стенды с картинками по темам

глобус, макет солнечной системы.

маркеры, ребусы

поделки родителей и детей

Предварительная работа

        Беседы, рассматривание иллюстраций, художественная деятельность, экспериментирование, чтение художественной литературы, просмотр видеороликов, мультфильмов…

Ход занятия:

Дети входят в зал обустроенный как музей космонавтики.

Воспитатель:

        Дети, мы пришли с вами в музей космонавтики, Этот музей необычный. Я буду старшим экскурсоводом, а моими помощниками будут дети, которые готовили материал для экскурсий вместе с родителями. В нашем музее мы узнаем об истории развития космонавтики, вспомним героев космоса, их подвиги и о первом героическом полете Юрия Гагарина.

        Также в музей к нам пришли гости, давайте с ними поздороваемся. и начнем нашу экскурсию.

Итак, посмотрите на экран. (включается видеоролик «Сообщения ТАСС»)

   -О каком событии узнали люди из новостей?

   -Что произошло в этот день?

Дети:

        Сегодня 12 апреля – день космонавтики. В этот день впервые в мире на космическом корабле "Восток" совершил полет первый русский космонавт. Им был наш гражданин Юрий Алексеевич Гагарин.

Воспитатель:

Обычным шумом улица полна

Идет весна. Рабочий день в разгаре.

И из Вселенной радиоволна

Приносит имя русское: ГАГАРИН.

Свершилось! Пробил долгожданный час!

Рванулось к звездам сердце человека

Необычайная красота открылась перед космонавтом. Люди больше стали знать  о Солнечной системе и экскурсовод (имя ребенка) сейчас расскажет нам об этом.

1-й экскурсовод:

В нашу Солнечную систему входят кометы, звезды, созвездия, астероиды, метеориты, космическая пыль, лед, Солнце и 9 планет. Одни планеты ближе к Солнцу, другие дальше. Каждая из планет вращается по своей собственной орбите. Ни одна из планет никогда не сталкивается с другой и не покидает пределы Солнечной системы. Все планеты имеют форму шара и вращаются вокруг Солнца.

   -Ребята, вы знаете названия этих планет?

(Дети выполняют пальчиковую гимнастику)  

 На Луне жил звездочёт 
 Он планетам вёл учёт:
 МЕРКУРИЙ - раз, 
 ВЕНЕРА - два-с, 
 Три - ЗЕМЛЯ, 
 Четыре - МАРС, 
 Пять - ЮПИТЕР, 
 Шесть - САТУРН, 
 Семь - УРАН, 
 Восемь - НЕПТУН, 
 Девять - дальше всех ПЛУТОН, 
 «Все на месте» - сказал он!        

   -Кто хочет рассказать о какой – либо  планете?

Дети:

        Меркурий – самая близкая к Солнцу планета и самая маленькая. Ее поверхность состоит из камней и пустынь, на ней нет ни воды, ни воздуха.

        Венера – вторая планета от Солнца. Здесь стоит испепеляющая жара Эта планета самая яркая на небе, состоит углекислого газа, которым дышать нельзя. Венера окружена густыми облаками.

        Земля – третья от Солнца планета. Земля находится от Солнца на таком расстоянии, что температура на ней не бывает слишком высокой, или слишком низкой. На земле есть вода, а значит жизнь. Земля имеет свой спутник – Луну.

        Марс – четвертая планета Солнечной системы. Он вдвое меньше Земли. Марс покрыт красно-оранжевым грунтом. У него как у земли есть 4 времени года, ледяные полярные шапки, но жизни на Марсе нет.

        Юпитер – пятая планета. Это самая большая планета Солнечной системы, состоит из жидкости и газа. Ей достается немного тепла, поэтому там вечная зима. У Юпитера 4 спутника.

        Сатурн – шестая планета солнечной системы, состоит из  газа. Эта планета окрашена в желто-оранжевый цвет и имеет удивительные кольца, которые состоят из кусков льда и камней

        Уран – седьмая планета. Она вращается вокруг Солнца лежа на боку. День там длится 40 лет, а потом 40 лет царит – ночь.

        Нептун – восьмая планета от Солнца. Она холодная и синяя. Это громадный шар, состоящий из газа и жидкости. На этой планете дуют самые сильные ветры в Солнечной системе.

         Плутон – самая удаленная и холодная  планета-карлик. Она меньше Луны. Он слабо освещен Солнцем, поэтому его изучать очень трудно.

Воспитатель: Вы много знаете о Солнечной системе. Главное в ней Солнце и  оно является источником жизни. Экскурсовод (имя ребенка) расскажет нам об этом.

2-й экскурсовод:

        Загадка: «Оно свет на землю льет и тепло нам всем дает». Что это? (Солнце)    

        Если посмотреть на небо, то Солнце кажется плоским, маленьким и ярким, но на самом деле Солнце – это большая, просто огромная, очень горячая звезда, которая находится далеко от нас. Это огромный огненный шар из раскаленного газа. Оно во много раз больше земли. Солнце - это такая же звезда, как и другие, но она находится намного ближе других звезд к Земле, поэтому ее лучи согревают нашу планету и освещают ее.

           Ребята, какую еще пользу приносит Солнце?

Дети:

 (свет, тепло – поддерживает жизнь на планете,  фотосинтез – вырабатывает кислород,  круговорот воды в природе,  солнечные батареи превращает в ток,

в организме при загаре вырабатывает витамин D – дает здоровье,  смена времен года, части суток, позволяет считать время)  

2-й экскурсовод

   -Когда Солнце приносит вред?

Дети: (засухи, пожары, солнечные ожоги, тепловые удары..)

Воспитатель:

Вы сказали, что Солнце может быть опасным.

   -Что оберегает нас от прямых, горячих солнечных лучей?

Дети:

Воздух, воздушная оболочка (атмосфера)

Воспитатель:

 -У какой планеты есть воздушная оболочка?

Дети:

 У планеты Земля

Воспитатель: Это наша планета, и она очень красивая. Экскурсовод (имя ребенка)

3-й экскурсовод:

        Берет в руки глобус. Посмотрите, что у меня в руках. (Ответы детей). Да, вы правы. Это глобус, модель нашей планеты. Земля – прекрасная планета, полная чудес и загадок. На Земле живут люди, животные, растения, всем им должно быть хорошо, а люди должны заботиться о природе.

   -Посмотрите, какая наша планета?

Дети:

Красивая, хрупкая, маленькая, круглая, родная, яркая, многонациональная, голубая, нежная….

3-й экскурсовод:

        Чтобы такая красота не погибла, надо бережно относиться к ней. (берет маленький глобус). Давайте встанем в большой круг и будем  передавать нашу Землю друг другу и говорить ей добрые слова:

Наша планета Земля

Очень щедра и богата.

Горы, леса и поля –

Дом наш родимый, ребята!

Давайте будем беречь планету!

Другой такой на свете нету.

Развеем над нею и тучи, и дым,

В обиду ее никому не дадим.

Беречь будем птиц, насекомых, зверей,

От этого станем мы только добрей.

Украсим всю Землю садами, цветами –

Такая планета нужна нам с вами!

Воспитатель:

Молодцы, ребята я рада, что вы любите и бережете свою планету Земля. Но все, все, что вы мне сейчас рассказали, люди бы не знали, если бы не освоили космос.

А сейчас мы перейдем к следующему стенду. «Основатели космоса»

Экскурсовод (имя ребенка)

4-й экскурсовод

        Человек с давних времен смотрел в небо и хотел разгадать его тайну. Сначала, надевали крылья и пытались подняться в небо. Затем были воздушные шары, дирижабли, самолеты.

  - Но на них нельзя было полететь в космос. Почему? (ответы детей)

   -Какой ученый в  России придумал первую ракету?

Дети:  Константин Эдуардович Циолковский.

К.Э, Циолковский предсказал, что люди скоро запустят в космос спутники Земли, а космические корабли полетят к другим планетам Солнечной системы.

4-й экскурсовод:

Но Циолковскому не удалось самому осуществить мечту.

   -Кто смог создать ракету, которая отправилась в космос и вернулась на Землю?

Дети: Сергей Павлович Королев

Он был Главным конструктором, под руководством которого строили мощные ракеты для запуска космических спутников, кораблей пилотируемых человеком.

Воспитатель:

        Давайте, представим, что мы с вами инженеры – конструкторы и нам надо создать ракеты, которые могли бы полететь в космос. (дети берут наборы «Танграм» и строят ракеты по замыслу.) Звучит тихая космическая музыка.

        Когда вы подрастете, кто-то из вас станет инженером - конструктором  и  использует те модели ракет, которые вы сегодня придумали (убирают игру).

Воспитатель:

Звучит музыка «Каким он парнем был…»

Пройдем к последнем стенду.

  - Как вы думаете, кому он посвящен? ( ответы детей)

Экскурсовод ( имя ребенка) расскажет о Юрии Алексеевиче Гагарине

5-й экскурсовод:

        Юрий Гагарин  был обычным русским мальчиком. Однажды над родным селом русский летчик протаранил немецкий самолет. Увидев это Юра сказал : «Вот так надо любить Родину и ненавидеть врагов.  Я вырасту и обязательно буду летчиком.».

        Юра хорошо учился, увлекался спортом, занимался в аэроклубе, изучал устройство самолетов, прыгал с парашютом.

Он закончил авиационное училище и стал военным летчиком. Но всегда  мечтал о полетах в космос. Скоро Юрий Гагарин был принят в отряд космонавтов.

Воспитатель:

   -Кто еще хочет рассказать о Ю.Гагарине?

        И вот, 12 апреля 1961 года  с космодрома Байконур впервые в мире стартовал космический корабль «Восток», на борту с пилотом-космонавтом Юрием Алексеевичем Гагариным.  Посмотрите, как это было.( Видеоролик

«Первый в мире полет в космос»)

         Всего 108 минут продолжался полёт, но Гагарин был ПЕРВЫМ кто доказал, что человек может работать в космосе.

Дети:

Ю. Степанов

В космической ракете
С названием "Восток"
Он первым на планете
Подняться к звёздам смог.

Поёт об этом песни
Весенняя капель:
Навеки будут вместе
Гагарин и апрель

        

Воспитатель:

   -Почему мы считаем Гагарина героем?

Дети: Он первым полетел в неизвестность, его полет был самым трудным и опасным, он рисковал жизнью, он мог погибнуть, он делал это для людей, он прославил нашу Родину.

Воспитатель:

        Да, Ю.А.Гагарин открыл дорогу в космос. С тех пор в там побывали многие  космонавты. Фамилии этих космонавтов  вы узнаете, отгадав ребусы.

Вам надо разделиться на 5 команд. Я раздам карточки, вы должны выделить   первый  звук из  каждого названия  картинки, и записать его  в верхнюю свободную клетку. Затем сложить слово и прочитают  его.  И сказать, о героическом подвиге этого космонавта.

Дети:

Комаров – не сработала парашютная система и он погиб.

Титов – был дублером Гагарина, вторым полетел в космос, проводил испытания ручного управления кораблем,

Терешкова – первая женщина –космонавт

Гагарин – первый  космонавт на планете

Леонов – первый вышел в открытый космос, значит человек может жить и работать в космосе.

Воспитатель:

Работа космонавтов трудная, опасная, но очень нужная для нашей страны. И закончить нашу экскурсию я хочу стихами Е Трушиной.

Славных лиц в России много:

Тех, кто край родной любя,

Укреплял Державу строго,

Не жалел в трудах себя.

Нить истории прекрасна

Златом добрых славных дел.

Жизнь того лишь не напрасна,

За Отчизну кто радел.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

От истоков до полетов!

Занятие об освоении космоса. начиная от изучения солнечной системы и до полетов в космос человека. Занятие построено в соответствии с проектом "Юрий гагарин - наш герой".  В занятии решаются след...

Рабочая программа по приобщению детей к истокам русской народной культуры «Истоки»

Рабочая  программа «Истоки» - это комплексная программа по ознакомлению детей с жизнью, бытом и творчеством русского народа, ориентированая на нравственно-патриотическоое  и  худо...

Проект по приобщению детей к истокам русской народной культуре "Мои истоки" в средней группе

Проект расчитан  с сентября по май. Один раз в месяц дети проводят день в русских народных костюмах, приобщаясь к истокам через разные виды деятельности....

Доклад на научно-практической конференции «У истоков творчества» Истоки народного творчества в ДОУ.

Актуальность проблемы.Эстетическое воспитание – это одно из направлений педагогики, главная цель которого научить человека понимать и ценить прекрасное.Без воспитания немыслима жизнь человеческого общ...

«С математикой в космический полет»в космический полет»

Конспект открытого занятия по математике в подготовительной к школе группе...

Методическая разработка мероприятия, посвященная празднику в честь полета первого космонавта Ю. А. Гагарина для детей старшего дошкольного возраста "Полет в космос"

Методическая разработка мероприятия, посвященная празднику в честь полета первого космонавта Ю. А. Гагарина для детей старшего дошкольного возраста "Полет в космос"...