Через нравственное воспитание к экологической воспитанности
статья по окружающему миру (подготовительная группа) на тему

Орлова Наталья Николаевна

"Побудить же в детях живое чувство природы - значит возбудить одно из самых благодетельных, воспитывающих  душу влияний."

                                                                                                                                                                                                                                  К. Д. Ушинский

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon statya_po_ekologii.doc73.5 КБ

Предварительный просмотр:

Орлова Наталья Николаевна

Муниципальное автономное дошкольное образовательное

учреждение компенсирующего вида

детский сад № 16 «Елочка»

Ступинского муниципального района

Московской области

ЧЕРЕЗ НРАВСТВЕННОЕ ВОСПИТАНИЕ

К ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ ВОСПИТАННОСТИ

                                       Побудить же в детях живое чувство природы – значит возбудить одно из самых благодетельных,

                                              воспитывающих душу влияний.

                                                                               К.Д. Ушинский

Экологическое воспитание детей – новое направление педагогики, складывающееся в последние годы и сменившее традиционное представленное в программах ознакомление детей с природой. Современные проблемы взаимоотношений человека с окружающей средой  могут быть решены только при условии формирования экологического мировоззрения у всех людей, повышения их экологической грамотности и культуры, понимания необходимости реализации принципов устойчивого развития. С принятием законов Российской Федерации «Об охране окружающей природной среды» и «Об образовании» созданы предпосылки правовой базы для образования населения. «Указ Президента Российской Федерации по охране окружающей среды и обеспечению устойчивого развития» (с учетом Декларации Конференции  ООН по окружающей среде и развитию, подписанной Россией), соответствующие постановления правительства возводят экологическое образование в разряд первостепенных государственных проблем. Указанные документы подразумевают создание в регионах страны системы непрерывного экологического образования, первым звеном которого является дошкольное. Именно в этом возрасте закладываются основы мировоззрения человека, его отношения к окружающему миру (природе, вещам, людям) ценностной ориентации в нем. Работа по экологическому воспитанию детей данного возраста обладает большими возможностями и перспективой.

Экологически воспитанная личность характеризуется сформированным экологическим сознанием, экологически ориентированным поведением и деятельностью в природе, гуманным, природоохранным отношением. Результатом экологической воспитанности является экологическая культура личности.

Настоящая культура – не этикет, а образ мыслей, чувств, их качество. Истинно культурный человек не может быть разрушителем, он не станет бессмысленно убивать, разрушать, уничтожать живое. Он – просвещенный, нравственный, одухотворенный человек. Для него норма – сознавать себя частью Природы. В настоящий момент все острее ощущается необходимость пересмотра отношения человека к окружающему миру и своему месту в нем. Настало время осознать: человек – это не только планетарное, но и космическое явление; его развитие не может осуществляться по одним только социально – экономическим законам, обеспечивающим многочисленные блага для тела – его биологической составляющей. Человек наделен душой, в нем есть космический дух, и поэтому он должен развивать свой внутренний мир – этот божественный потенциал, который невидим для глаза, но постоянно проявляется в делах, чувствах, мыслях, отношении к миру природы и людям.

Потребность в духовности, ее осмыслении, развитии – это примета нашего времени. Раньше других это осознали философы, культурологи. Наметилась тенденция отождествлять духовность с религиозностью, но это, с их точки зрения, неправомерно – духовность может быть и светской, вне церкви. С этих позиций написаны появившиеся в последнее время педагогические исследования (Н.Д.Никандров, А.С.Новобранцев, Н.М.Романенко, Л.А. Байкова и др.), посвященные воспитанию духовности у детей.

Светская духовность – это стремление человека к познанию мира, познанию себя и своего места в этом мире, это постижение высших ценностей, стремление к гармонии во взаимоотношениях с людьми, природой, культурой, наукой, искусством, это созидание и творчество в любой сфере деятельности.

Ребенок дошкольного возраста находится в самом начале своего развития, о духовности этого периода можно говорить лишь условно. Тем не менее можно выделить качества характера, поведения ребенка, которые содержат в себе потенциал духовности. Для реализации этого потенциала необходимо воспитание, способное обеспечить развитие таких качеств как:

 - Дружелюбие, открытость ребенка как начало доброго отношения к миру, природе, людям; эти качества в дальнейшем могут перерасти в большую любовь в широком и духовном ее понимании.

 - Данная от природы ориентировка в окружающем пространстве может превратиться в любознательность, устойчивый интерес к знаниям, стремление познавать сначала ближайший, а затем далекий (космический) мир.

 - Любовь к родным, близким (потребность в защищенности) может помочь ребенку преодолеть свой эгоизм, а развитие способности сочувствовать, сопереживать станет началом человеколюбия, жизнелюбия.

 - Стремление стать лучше в дальнейшем может превратиться в устойчивое качество, которое обеспечит непрерывное саморазвитие, самосовершенствование.

 -Скромность, умение держать свои желания, готовность поделиться могут стать началом развития способности к самоограничению, воздержанности и даже самопожертвованию.

 -Стыдливость может быть началом совестливого отношения к своим поступкам, а в дальнейшем преобразоваться в подлинное чувство совести, которое и будет регулировать нравственное поведение личности.

- Неугомонная активность, стремление к деятельности, к получению результата могут стать началом творческого отношения к действительности, началом созидания, одухотворенного поиска в приложении своих сил.

 - Умение радоваться, замечать хорошее в любых его проявлениях может быть началом сохранения, а затем и созидания гармонии в окружающем мире, гармонии прекрасного.

 Все начинается с детства, и все в детстве закладывается. Наша задача – это осознать и приложить силы к формированию нового поколения созидателей, охранителей и творцов жизни. Жизнь человека немыслима без сохранения природы, и для этого мы должны приступить к воспитанию основ экологического сознания, основ истинной культуры в детях.

Что такое экология?

Греческое «ойкос» - дом, «логос» - знание. Знание о доме. Домом могут быть стены и крыша над головой, а может быть город, страна, планета. Домом можно считать и саму Вселенную, вмещающую все, в том числе и нашу маленькую планету вместе с нами. Так что познание окружающего мира, процессов в нем и законов, им управляющих, будет основой экологической воспитанности дошкольников.

Я работаю в логопедической группе детского сада с детьми с общим недоразвитием речи. Несмотря на то, что интеллект у таких детей сохранный, у них наблюдаются недостаточно сформированные процессы тесно связанные с речевой деятельностью, а именно: нарушение внимания и памяти, нарушение пальцевой и артикуляционной моторик, недостаточно сформировано словесно-логическое мышление.

 Общаясь с природой во время наблюдений, трудовых поручений, при проведении различных опытов, играя в игры с природным материалом, дети нарабатывают сенсорный опыт, что помогает развить и восстановить все нарушенные процессы.

В формировании нравственных качеств и экологической воспитанности первостепенное значение имеет пример воспитателя. Его внешний облик, поступки и суждения, вежливость, спокойный тон разговора, справедливое отношение к окружающим, грамотное и заботливое отношение к живой природе. Я работаю с детьми подготовительной группы, воспитываю способом одобрения, помощи и поддержки. Личным примером, словом и делом формирую у детей представления о природе, как величайшей ценности, развиваю понимание ее неповторимости, руководствуясь принципом: «НЕ НАВРЕДИ». Процесс формирования экологической воспитанности очень сложен, предполагает сознательное и гибкое применение педагогом богатого арсенала различных методов.

Большое значение имеет  обогащенная эколого–развивающая среда дошкольного учреждения, насыщенная многообразием живых объектов, представленная различными «экологическими пространствами» в помещении и на территории ДОУ.

Работа по экологическому воспитанию требует наличия  большого количества разнообразных дидактических игр и пособий экологического содержания.

В результате проделанной работы по обогащению предметно-развивающей среды  изготовлено и приобретено большое количество игр и пособий, помогающих формированию нравственных качеств и экологической воспитанности дошкольников:  «Насекомые»,  «Времена года»,  «Что где растет?», «Чьи детки?», «Четвертый лишний», «Ягоды, овощи, фрукты», «Взрослые и их детеныши», «Весна», «Стань другом природы», «Откуда берутся овощи в банках?», «Как развивается лягушка?», «Откуда появляются бабочки?», «Как зовут тебя деревце?».  

 Оформлен экологический паспорт участка, который оказывает большую помощь при проведении прогулок. Точные знания о явлениях природы, животного и растительного мира данного участка, развивают умственную деятельность детей, вызывают устойчивый познавательный интерес к окружающей природе. Систематизирована информация по планированию прогулок в соответствии с лексическими темами по средней, старшей, подготовительной группе на весь учебный год. (См. приложение)

Задачи экологического воспитания требуют целенаправленной системы методической работы. Мною  проводятся  разные формы и методы экологического воспитания детей. Приведу пример цикла наблюдений за одуванчиками.

Первое наблюдение было проведено в солнечную погоду. Одуванчиков было много, и дети на вопрос, что растет на лужайке, отвечали так:

- Одуванчики новые растут. Их очень много. (Даша Х.)

- Одуванчики раскрылись, и смотрят на солнышко. (Дима В.)

- Среди травы выросли одуванчики. Это желтые цветочки. Их много. Целая полянка. (Саша Х.)

- Эти цветочки растут вместе. Эта полянка их домик. Они уже расцвели. А другие еще не цветут. (Алина Т.)

- Солнышко прячется, и становится холодно. (Ваня Д.)

- А Вика сделала такой вывод: «Когда одуванчиков много, то бывает лето».

Когда после обеда, то есть вечером, возвращались с прогулки, то одуванчики были закрыты. И на вопрос, почему они закрыты, дети отвечали: «Они спать хотят».

На следующий день после ночного дождя погода пасмурная. Саша, глядя в окно, сказала: «Все небо в облаках. Темно, словно ночью».

Когда, выйдя на улицу, мы стали рассматривать одуванчики, то обнаружили, что они остались закрытыми. На вопрос, почему не раскрылись цветы, дети отвечали: «Они думают, что пойдет дождь», «Солнышко нет, и они не хотят раскрыться».

Таким образом, было установлено, по каким причинам не раскрываются одуванчики: когда им холодно, когда дождь, когда солнца мало. Дети научились видеть вокруг себя интересное в природе, наблюдать за растениями и животными, делать простейшие умозаключения, различать живые и неживые объекты природы, понимать их взаимосвязь.

Экологическое воспитание и образование не могут быть временными, нужна постоянная повседневная работа. Ребенка надо воспитывать в любви к живой природе, так как она прекрасна. Только в этом случае на конкретных примерах дети познают специфику и уникальность жизни, учатся трепетному отношению к ней, учатся понимать состояние другого живого существа, сочувствовать ему, приобретают практические навыки заботы об опекаемых ими растениях и животных. Сам ребенок нуждается в доброте и ласке, и если он получает это от взрослых, тогда способен отдавать свою любовь всему живому.

ЛИТЕРАТУРА

  1. Кравченко И.В., Долгова Т.Л. Прогулки в детском саду (средняя, старшая, подготовительная к школе группы). М.: Творческий центр, 2008
  2. Николаева С.Н.  Типовая модель экологического воспитания Дошкольное воспитание № 4.2004  
  3. Николаева С.Н. Экологическое воспитание культуры в дошкольном детстве Москва. Новая школа  1995, 159с.
  4. Программа воспитания и обучения в детском саду. Под ред. Васильевой М.А., Гербовой В.В., Комаровой Т.С. М.: Просвещение 2008
  5. Уланова Л.А., Иордан С.О. Методические рекомендации по организации  и проведению прогулок детей 3-7 лет. С.-Пб.: Детство-Пресс, 2008
  6. Филичева Т.В., Туманова Т.В. Дети с общим недоразвитием речи. Воспитание и обучение. М.: Гном-Пресс, 1999.


П Р И Л О Ж Е Н И Е

Октябрь

Карточка № 3

Наблюдение за деревьями

Средняя группа

Старшая группа

Подготовительная группа

Цели : - продолжать знакомить с берёзой , выделяя характерные признаки и изменения , связанные с временем года

 Воспитывать бережное отношение к дереву как живому обьекту природы.

Ход наблюдения : Воспитатель подводит детей к берёзе для беседы.

- какое это дерево ?

- покажите ствол берёзы .

- какой он – толстый или тонкий ?

- покажите ветки.Какие они – толстые или тонкие ?

- какой ствол у берёзы ?

- какой по цвету ?

- куда подевались листочки с дерева ?

- где лежат листочки , кто их срывает ?

- что происходит  с деревом осенью ?

Трудовая деятельность : уборка территории.

Цель : приучить работать сообща , добиваться выполнения задания общими усилиями.

Подвижные игры : «Найди себе пару» , «Беги к берёзе».

Цель : - выбирать себе по сигналу разные пары

           - учить быстро выполнять действия по сигналу воспитателя.

Индивидуальная работа : «С кочки на кочку»  , «Перейди речку».

Цель : - упражнять в прыжках на двух ногах

           - упражнять в ходьбе по бревну прямо и боком.

Цель : продолжать знакомить детей с рябиной.

Ход наблюдения : Воспитатель читает стихотворение и задаёт вопросы.

- как выглядит рябина ?

- где она растёт ?

- какие звери любят ягоды рябины ?

- какие птицы клюют ягоды рябины и когда ?

- что даёт рябина людям ?

Далее рассказ воспитателя по теме.

Трудовая деятельность : сбор листьев тополя , рябины , ивы для осенних поделок.

Цель : учить аккуратно собирать и различать листья разных деревьев.

Подвижные игры : «Коршун и наседка» , «Кто дальше?»

Цель : учить бегать, держась друг за друга , слушать сигнал воспитателя.

Индивидуальная работа : развитие движений.

Цель : учить прыжкам на одной (Правой , левой) ноге.

Цель : формировать представления об осеннем тополе.

Ход наблюдения : Воспитатель читает стихотворение и задаёт детям вопросы.

- где тополя чаще всего растут ?

- какое это дерево ?

- какие ещё растут деревья в городе , для чего они нужны ?

- когда облетают с тополей последние листья ?

- какого цвета тополиные листья ?

- почему осенью листья с деревьев опадают ?

Исследовательская деятельность : рассмотреть через лупу ветку , с которой только что упал листок.

Трудовая деятельность : сгребание листьев в кучи и их уборка.

Цель : воспитывать желание трудиться в коллективе.

Подвижные игры : «Огородники»  ,  «Горелки».

Цель : упражнять в беге по сигналу воспитателя.

Индивидуальная работа : прыжки на одной ноге.

Цель : упражнять энергично отталкиваться и правильно приземляться.



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Организация проектной деятельности по нравственно- патриотическому и экологическому воспитанию старших дошкольников

Организация проектной деятельности по нравственно патриотическому и экологическому воспитанию старших дошкольниковВыступление и мультимедиа МО старших воспитателей города...

Консультация для педагогов по экологическому воспитанию на тему: "Воспитание у детей потребности в общении с природой через исследовательскую и игровую деятельность"(2017г.)

Консультация для педагогов по экологическому воспитанию на тему: "Воспитание у детей потребности в общении с природой через исследовательскую и игровую деятельность"...

Мастер-класс по экологическому воспитанию Тема: «Экологическая игрушка – «Травянчик», как форма воспитания экологической культуры у детей дошкольного возраста»

Тема мастер-класса:  «Экологическая игрушка - Травянчик, как форма воспитания экологической культуры у детей дошкольного возраста»Цель мастер - класса: распространение и передача...

Статья на тему "Нравственно-экологическое воспитание старших дошкольников Воспитание нравственных норм и бережного отношения к природе у ребёнка"

О необходимости экологического воспитания детей дошкольного возраста, важности развития в ребенке желания заботиться и оберегать природу и окружающую среду....