Интегрированное занятие по этикету " Мы за чаем не скучаем".
план-конспект занятия (окружающий мир, подготовительная группа) по теме

Яковлева Юлия Юрьевна

Дать детям представление о чайной церемонии в России, Китае, Индии, Японии .Познакомить с их историей, традициями и обычаями. В вести понятие этикет за праздничным столом и сервировка стола. Воспитывать и прививать культуру поведения за праздничным столом. Развивать умение применять полученные знания в повседневной жизни.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon zanyatie.doc30.5 КБ

Предварительный просмотр:

Занятие комплексное по этикету для подготовительной группы « Мы за чаем не  скучаем ». С использованием ИКТ.

Цель: научить детей приемам заваривания чая, сервировке чайного стола.

Задачи:

  1. познакомить с понятиями “этикет за праздничным столом” и “сервировка стола”;
  2. познакомить с правилами сервировки чайного стола;
  3. развивать умение применять полученные знания в повседневной жизни;
  4. воспитывать культуру поведения за праздничным столом;
  5. познакомить с историей чая.

Оборудование: 

1  Магнитофон  и кассета с записью классической музыки.

2   Интерактивная доска с мультимедийной установкой.

3   Презентация чайной церемонии.

4   Для оформления праздничного стола:
–   белая скатерть;
–   одноразовая пластиковая посуда
(тарелки, ложки, вилки, чашки);
–   хлебобулочные изделия, сладости к чаю.

_    заварочный чайник, разновидность чайной заварки.

1. Организационный момент.

Гостей сегодня мы встречаем
Душистым ароматным чаем
От всех невзгод, от всех болезней,
Что может быть еще полезней?
Наш гость, сегодня не скучай,
Будем пить душистый чай!

2. Сообщение темы, постановка задач.

– Сегодня мы будем учиться правильно заваривать чай и сервировать стол для чайной церемонии. С чайными церемониями в Китае, Индии, Японии, Англии и у нас в  России. Мы с вами познакомимся с правилами этикета и узнаем, как надо красиво оформлять чайный стол к приходу гостей.

3  Рассказ об истории возникновения чая.

Сегодня мы с вами поговорим о традициях чаепития. Во многих странах любят пить чай,но традиция чаепития у разных народов разные.

Чай — китайское слово. Существует такая легенда. Пять тысяч лет назад китайский император, отдыхая в лесу,приказал согреть воду для питья. Неожиданно поднялся ветер, и в чашку попало несколько чайных листьев. Император выпил напиток и почувствовал себя бодрее. Так зародился обычай пить чай. Чай — это кустарник. (Показывают слайды с фото). Какую часть растения используют для приготовления чая? Как растёт чай? Как его собирают? А теперь мы с вами отправимся в путешествие! На родину чая- Китай! ( Дети рассматривают слайды с изображением чайной церемонии в Китае).

Выходит китаянка: Я прибыла к вам из Китая. У нас любят пить зелёный чай. Его заваривают в специальном чайнике из красной глины или чашке с крышкой. (Показывает и уходит).

Чай – это прекрасный, полезный напиток, который пришел к нам из далеких времен. Родиной чая считается Китай, где его начали разводить 2,5 тыс.лет назад. Он там ценился очень высоко. Императоры дарили чай своим вельможам за особые заслуги. Во дворце этот ароматный напиток пили во время торжественных церемоний.

Выходит японка: Здравствуйте, ребята! Привет вам из Страны восходящего солнца. У нас очень любят пить чай. Чай пьют в саду, в специальном чайном домике. Он украшен цветами и красивыми национальными предметами. ( показываются слайды)  

Существует много видов чая.

  1. Какие виды чая вы знаете? (Черный, зеленый, листовой, гранулированный, травяной, с фруктовыми добавками.)

Выходит индианка: Здравствуйте, ребята! Я живу в Индии у нас очень любят пить чёрный чай. У нас очень жарко и чай утоляет жажду. Чай пьют из пиал.

( Показываются слайды чайной церемонии в Англии, воспитатель рассказывает).

Мы дальше продолжим своё путешествие и отправимся в Россию. В России чай появился 360лет назад в виде подарка от монгольского правителя Алтан- хана царю Михаилу Фёдоровичу Романовичу. ( показываются слайды). На многих картинах художников можно увидеть людей, пьющих чай из самовара. Кто-то любил пить чай из блюдца. Держали блюдце под донышко и дули на чай, что бы остудить. Сахар обычно не клали в чай,а пили  вприкуску. Самым главным на столе был самовар. Его ещё называли генералом.

Дети исполняют песню «Самовар».

Детей встречают Хозяин и Хозяйка в национальном русском костюме, рядом стол накрытый по старинке.

Хозяюшка: Здравствуйте, люди добрые! Милости просим!

Хозяин: Если величать, так на пороге встречать!

Хозяйка: Мы гостей встречаем...

Вместе: Чаем, чаем, чаем.

Хозяин: Самовар шумит, баранки

              На скатерке-самобранке,

              И конфеты и печенье,

              И душистое варенье.

              Подходите,детки, чаем

              Вас сердечно угощаем.

              К чаю ароматному

              Пряники печатные.

              Пейте чай и торт берите,

              Чаще в гости приходите.

Хозяюшка:  Сверху пар, снизу пар-

                     Кипит наш русский самовар.

                     Милости просим на чашку чая!

                     Вот так мы живём:

                     Пряники жуём, чаем запиваем,

                     Всех в гости приглашаем.

Спасибо, хозяин и хозяйка за приглашение.

4. Заваривание чая.    

В России издавна любили чай и умели вкусно заваривать. Ведь заваривание чая – интересный и важный ритуал. И с ним мы сейчас познакомимся:

– Заварочный чайник промыть и обдать кипятком. Вылить кипяток и положить 2–3 ложки заварки, залить кипятком до половины чайника, закрыть крышкой и оставить на 5–7 минут. По истечении времени чайник долить горячей водой полностью. И чай готов!

(Идет процесс заваривания чая.)

5. Беседа о пользе чая.

Чай горячий, ароматный,
И на вкус такой приятный,
Он недуга исцеляет,
И усталость прогоняет,
Силы свежие дает
И друзей за стол зовет.
С благодарностью весь мир,
Славит чудо-эликсир!

– В чем чудодейственная сила чая? (Ответы детей и родителей.)

В чае много витаминов:

“А” – важен для зрения.
“В” – полезен для нервной системы, снимает усталость.
“С” – повышает и укрепляет иммунитет.

6. Сервировка стола.

7. Песня-приглашение за стол. (Мотив песни “Голубой вагон”.)

Если вы пришли сегодня в гости к нам,
Будем рады чаем угостить.
Вы поспели к нашим сдобным пирогам,
Вкус их всех вас может удивить.

Припев:

Скатертью, скатертью
Стол скорей накрывай
И наливай-ка всем ароматный чай

Знаем лучше доктора серьезного –
Лечит чай и скуку и тоску.
Приглашаем взрослых мы и малышей
Выпить ароматного чайку!

(Гости садятся за стол.)

8. Этикет чаепития. Чаепитие-беседа.

Почему говорят “За чаем не скучаем”?

а. Какие пословицы вы знаете про чай и чаепитие?

Объясните смысл пословиц:

Выпей чайку – забудешь тоску.
Чай пьешь – до ста лет проживешь.

б. Восточная мудрость.

“Свежий чай подобен бальзаму, чай простоявший ночь, подобен змее”.

с. Загадки.

  1. Ножек четыре
    Шляпка одна,
    Нужен, коль станет
    Чаевничать вся семья.
    (Стол)
     
  2. Бел, как снег
    В чести у всех
    В рот попал –
    Там пропал.
    (Сахар)
     
  3. Цветом желт и ароматен
    В чай кладут и чай приятен
    Только очень кислый он,
    А зовут его…
    (Лимон) 

В каких произведениях упоминается чай?

“Федорино горе” – “Самовар стоит словно жар горит”.
“Муха-Цокотуха” – “Приходите тараканы, я вас чаем угощу”.
“Мойдодыр” – “Я хочу напиться чаю, к самовару подбегаю”.

9. Итог занятия. Викторина “Ромашка”.

– Родина чая. (Китай)
– При каком царе в России появился чай? (М.Ф.Романов)
– Какими свойствами обладает чай?
– Какие витамины в чае?
– Какие виды чая бывают?
– С чем пьют чай?

Литература:

  1. Я познаю мир. Детская энциклопедия. Этикет во все времена. М., Издательства: “Астрель”, “Олимп”, “АСТ”, 2000.
  2. Этикет от А до Я для взрослых и детей. М., Издательство “АСТ”, 1998.
  3. Лихачева Л. Уроки этикета в рассказах, картинках и задачках. Екатеринбург, Средне-Уральское издательство, 1996.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект. В гостях у самовара "За чаем не скучаем""

Развлечение на день открытых дверей в гостях у самовара "За чаем не скучаем"...

НОД по этикету «Мы за чаем не скучаем» в средней группе.

В России издавна любили чай и умели вкусно заваривать. Ведь заваривание чая – интересный и важный ритуал. – Дети будут  учиться правильно заваривать чай и сервировать стол для чайной церемон...

Конспект непосредственно образовательной деятельности «Здоровье» в старшей группе Тема: «Мы за чаем не скучаем, всех мы чаем угощаем»

познакомить детей с настоящим старинным Тульским самоваром, закрепить знания детей об истории появления чая и попадания его в Россию, пополнить знания детей о целебных травах и их примене...

Конспект занятия по познавательному развитию Тема: « Мы за чаем не скучаем»

Конспект занятия по познавательному развитиюТема: « Мы за чаем не скучаем»...

Мы за чаем не скучаем, всех мы чаем угощаем

Программное содержание:- дать детям знания о способах получения черного и зеленого байхового чая и правильном его заваривании; — познакомить детей с настоящим старинным Тульским самоваром...

Конспект занятия по познавательному развитию. Тема: «Мы за чаем - не скучаем»

Пробуждение интереса к русским традициям чаепития.-Познакомить с историей чая разных стран;-Как заваривать чай.-Развивать умение применять полученные знания в повседневной жизни;-Показа...