"Модель экосистемы"
книга по окружающему миру (старшая группа) по теме

Родина Екатерина Валерьевна

Вся деятельность человека его поступки, образ жизни, зависит оттого внутреннего мира как человек мыслит, чувсвует, как понимает и воспринимает мир, в чем видит смысл человеческого значения.Многое интересное вы найдете в этом  экологическом материале.

Скачать:


Предварительный просмотр:

ГБОУ СОШ с.Воскресенка

Структурное подразделение детский сад «Рябинка»

Подготовила:  Родина Е.В.

2012 г

« Аэродромы,
пирсы
 и перроны,
леса без птиц

И земли без воды...
Все меньше - окружающей природы
Все больше - окружающей среды.


Всего несколько поэтических строк, но в них самая суть серьезнейших изменений, происходящих в природе Земли, точный и емкий образ нынешней действительности.

Каким будет наш мир? - во многом зависит от нас, о тех ос нов, которые мы заложим в сознание детей. Каков человек, такова и его деятельность, та ков мир, который он создает вокруг себя.

Вся деятельность человека, его образ жизни, поступки всецело зависит от этого внутреннего мира, от того, как человек мыслит, чувствует, как понимает и воспринимает мир, в чем видит смысл жизни и свое человеческое назначение.

Отсюда следует, что многочисленные современные проблемы нашей жизни, свя занные с бездуховной, безнравственной, невежественной, а следовательно, разрушитель ной деятельностью человека, непосредственно вытекают из проблем культуры. А для то го, чтобы сохранить себя человек, несомненно, должен сохранить природу, но чтобы су меть это сделать, он должен развивать и улучшать себя, должен напитать душу и сердце красотой, добротой, береж ным и терпимым отношением к окружающей нас Природе.

У всех стран земного шара появилась единая цель – не потерять, а умножить достижения культуры перед лицом экологических проблем.

В современном мире экологические проблемы приобрели первостепенное значе ние. И очень остро встала задача экологического образования населения.

Почему же эти проблемы стали актуальными?

Причина – в деятельности человека в природе, часто безграмотная, неправильная с экологической точки зрения, ведущая к нарушению экологического равновесия.

Каждый из тех, кто принес вред природе, когда – то был ребенком. Вот почему так велика роль дошкольного учреждения в экологическом воспитании детей, начиная с раннего возраста. Вряд ли кто – нибудь будет оспаривать тот факт, что без участия природы не может состояться ни развитие, ни воспитание подрастающего поколения.

Очень рано в мир ребенка входит природа родного края. Река, лес, поле постоянно оживают для него: от первого общего восприятия ребенок переходит к конкретизации – у него появляются любимые уголки для игр, любимое дерево, травинки в лесу. Это делает лес, речку своими, родными, остающимися в памяти на всю жизнь. Так природное окружение выступает в роли первого педагога, знакомящего детей с фауной и флорой родного края, страны. Как у маленького деревца, еле поднявшегося над землей, заботливый садовник укрепляет корень, от мощности которого зависит жизнь растения, так и взрослые должны заботиться о воспитании у своих детей чувства бережного отношения ко всему живому. У дошкольников еще мал жизненный опыт, и в силу своих способностей к подражанию, и из доверия к взрослым, малыши перенимают у них поступки.

Подготовить молодое поколение современной России к разумной и счастливой жизни – трудная задача педагогов и родителей. Решать ее необходимо сегодня и сейчас, всеми доступными средствами, невзирая на политическую, финансовую и экономическую нестабильность. И мы стремимся идти в ногу со временем.

Наш детский сад в течение нескольких лет работает над темой «Ребенок и природа».

Мы думаем, что бесполезно ждать, чтобы у малыша появился интерес к жизни других обитателей нашей прекрасной голубой планеты, сочувствие к заботам этих существ, готовность придти на помощь, если ребенок с детства в своем микроокружении лишен общения с миром природы.

Трудно воспитать у ребенка бережное отношение к природным ресурсам, если он не видел, как создают из них полезные вещи и предметы, исправляют поломки, аккуратно убирают мусор и отходы. Малыш должен видеть это в детстве, присутствовать при такой деятельности и в ней участвовать, совместно со взрослыми: педагогами или родителями. Поэтому работу по экологическому воспитанию дошкольников, мы, в детском саду осуществляем
по трем направлениям:


  1. Методическая работа с педагогами

  2. Работа с детьми

  3. Работа с родителями – экологическое просвещение.


Планируя эколого – педагогическую работу c педагогами наметили следующие задачи:


  1. формирование в сознании педагогического коллектива значимости проблем экологии, понимания необходимости участия каждого в их позитивном решении; формирование потребности в экологическом образовании и самообразовании;

  2. освоение педагогическим коллективом содержания, форм и методов экологического воспитания детей, формирование понимания смысла, методической сущности нового направления в педагогике;

  3. освоение воспитателями конкретных технологий экологического воспитания детей; формирование понимания механизма построения технологий и их специфики для разных возрастных групп; развитие творческого потенциала воспитателей в использовании готовых технологий.


Для решения данных задач составили план мероприятий:


  1. анкетирование воспитателей «Экологическое воспитание дошкольников. Как вы его понимаете?»;

  2. проведение педагогических советов, консультаций, чтение журналов, с обсуждением вопросов об экологии планеты, проблемах загрязнения окружающей среды, об экологических проблемах в нашем регионе;

  3. накопление и обобщение опытов работы воспитателей по экологическому воспитанию дошкольников;

  4. организация творческой группы педагогов «Друзья природы»;

  5. ведение кружковой работы «Муравьишко», «Вода в жизни человека», «Азбука природы»

  6. составление модели экологического воспитания дошкольников с определением направления работы каждого педагога, модели воспитательно – образовательной работы педагогов с детьми.


Воспитатель детского сада - главная фигура педагогического процесса, в том числе и экологического воспитания. Начиная работу с дошкольниками, перед воспитателями стал вопрос какие экологические знания необходимо дать ребенку дошкольного возраста?

Экология - наука комплексная. Какие же элементарные экологические знания в доступной, увлекательной форме можно дать ребенку дошкольного возраста? Какие навыки, умения он может усвоить?

При отборе содержания экологического воспитания (обучения, образования, развития ребенка) необходимо учитывать следующие положения:

цель экологического образования - формирование человека нового типа с новым экологическим мышлением, способного осознавать последствия своих действий по отношению к окружающей среде и умеющего жить в относительной гармонии с природой;

дошкольники - начальное звено системы непрерывного образования, значит, содержание их образования должно быть увязано с содержанием экологического образования следующих ступеней - школьников. Элементарные экологические знания, полученные детьми в младшем возрасте, помогут им в дальнейшем осваивать предметы экологической направленности;

знания - не самоцель, они лишь помогают сформировать у детей определенное отношение к природе, экологически грамотное и безопасное поведение, активную жизненную позицию;

у детей дошкольного возраста очень развит познавательный интерес, в частности к природе. Именно в этом возрасте они воспринимают мир в целом, что способствует формирования экологического мировоззрения. Очень важно поддерживать этот познавательный интерес;

содержание должно отличаться научностью. Несмотря на возраст, дети должны получать в доступной форме научные представления об окружающем мире, в частности, о природе. Формирование научного мировоззрения особенно важно в наше время, когда в обществе широко распространено мифологизированное сознание, не научный подход к объяснению природных явлений;

содержание должно способствовать формированию у детей целостного восприятия окружающего мира, с одной стороны, и взаимосвязей частей этого целого - с другой;

экологическое образование - часть общего образования, оно имеет межпредметный характер, способствует развитию мышления, речи, эрудиции, эмоциональной сферы, нравственному воспитанию, - то есть становлению личности в целом;

нормы экологически грамотного безопасного поведения дети должны научится понимать и формировать самостоятельно на основе комплекса элементарных экологических знаний и осознания причинно - следственных связей в природе;

ребенок должен осознать себя как часть природы, экологическое воспитание способствует формированию у детей не только определенного отношения к природе (в частности, отказ от чисто потребительского подхода), но и навыков рационального природоиспользования.

Воспитатель, являясь носителем экологической культуры, владея методикой экологического воспитания, организует деятельность детей так, чтобы она была содержательной, эмоционально насыщенной, способствовала формированию практических навыков и необходимых представлений о природе и постепенно, переходила в самостоятельное поведение детей. Ведущей в этом процессе стала совместная деятельность взрослого и ребенка.

Идея эта не нова, она, так или иначе, представлена в трудах многих педагогов, отечественных и зарубежных. Она отчетливо просматривается в педагогических воззрениях К.Д. Ушинского, Л.Н.Толстого, П.Ф. Каптерева, советских педагогов В.А.Сухомлинского, А.С.Макаренко, Ш.А. Амонашвили и др.

Сотрудничество, благодаря которому развиваются взаимопонимание, сочувствие и согласие, так необходимые при формировании экологической культуры, эффективней всего может проявляться в повторяющейся совместной деятельности воспитателя и детей, объединенных достижением общей цели.

Характерными особенностями совместной деятельности являются:

-  контакт между ее участниками, обеспечивающий обмен действиями и информацией;

-   понимание всеми участниками смысла деятельности, ее конечного результата;

-   наличие руководителя, который организует совместную деятельность, распределяет обязанности в соответствии с возможностями ее участников;

-  возникновение и проявление в процессе деятельности межличностных отношений, характер и окраска которых влияют на достижение конечного результата.

Основное место в системе экологического воспитания следует отвести деятельности, с помощью которой все живое, находящееся в поле зрения ребенка, нормально развивается (растет, дает потомство, цветет и т.д.).

Эта деятельность не что иное, как создание и поддержание условий для растений и животных, находящихся в различных «экологических пространствах» дошкольного учреждения.

Создание стационарной эколого-развивающей среды в нашем детском саду - это непрерывный педагогический процесс, который включает организацию групповых мини-центров природы, комнаты природы и пр., ежедневное поддержание условий, необходимых для полноценной жизни всех живых существ. Такая постоянная деятельность приучает детей думать, систематически и реально заботиться о «братьях меньших», находящихся с ними в одном жизненном пространстве.

Совместно организационно - хозяйственная, трудовая деятельность выращивание растений, забота о животных принимают различные формы и проходят с разной степенью включенности и участия, как взрослого, так и детей. Но какие бы формы не принимала совместная деятельность взрослого и дошкольников, наибольшее значение в ней имеет отношение воспитателя к объекту деятельности, которое проявляется в его заинтересованном рассказе, эмоциональных реакциях, оценках, объяснениях и правильных - с экологической точки зрения - действиях. Взрослый своим поведением создает образец взаимодействия с природой, неравнодушного отношения к ней, демонстрирует необходимость и значимость всего того, что совершается на глазах у детей. Совместная деятельность может осуществляться в любом «экологическом пространстве» в помещении и на участке детского сада.
Решая вопросы экологического воспитания дошкольников, педагоги детского сада понимают, что только в сотрудничестве, взаимопонимании, контакте, содружестве с родителями возможно полноценное, положительное формирование у ребенка начал экологической культуры.

Педагоги ДОУ работу с родителями, их экологическое просвещение строят в рамках системы «воспитатели – родители – дети – природа».

Работу с родителями ведут постепенно, непрерывно, большое внимание уделяют совместной деятельности детей и взрослых (природоохранным акциям, экскурсиям, развлечениям). В связи с этим, педагоги, разрабатывают рекомендации, направленные на создание условий приобщения детей к природе в семье, консультируют родителей по интересующим их вопросам экологического характера, организуют «Экологическую почту»; привлекают родителей к совместным конкурсам, выставкам, изготовлению поделок, созданию коллекций, гербариев, библиотеки.

Анализируя, сплоченную, творческую проделанную работу, по направлению «Ребенок и природа», мы сделали вывод, что снизилось несоответствие между реальным уровнем готовности воспитателей к эколого – педагогической работе и актуальной потребностью в ней.

Педагоги:


  1. ответственно подходят к организации природной среды в группах, внедряют в практику новые технологии, знают методику экологического воспитания, ведут экспериментальную работу с детьми, разрабатывают интегрированные занятия, занимаются экологическим просвещением родителей.


Дошкольники
:


  1. радуются встрече с природой

  2. по собственной инициативе наблюдают за живыми объектами

  3. видят разнообразие природного мира

  4. признают ценность жизни

  5. имеют представления о правилах поведения в природе

  6. сформировано начало экологической культуры


Родители:


  1. участвуют в совместных акциях

  2. в приобщении детей к миру природы


Результат экологического воспитания дошкольников нашего детского сада это - экологическая культура личности.

Замечательный педагог В. А. Сухомлинский писал: «Человек был и всегда остается сыном природы, и то, что роднит его с природой, должно использоваться для его приобщения к природе, к богатствам духовной культуры. Мир, окружающий ребенка, это, прежде всего, мир природы с безграничным богатством явлений, с неисчерпаемой красотой. Здесь, в природе, вечный источник детского разума».


ПЕДСОВЕТ № 4 «Экология».

Тема выступления:

«Модель экологического воспитания»

2012г.





Предварительный просмотр:

Развивающая среда для экологического образования: экологические комплексы в ДОУ

Семинар для педагогов

       Одним из важных условий реализации системы экологического образования в дошкольном учреждении является правильная организация и экологизация развивающей среды. Концепция развивающей предметной среды разработана С.Н. Новоселовой, которая определяет ее как систему материальных объектов деятельности ребенка, функционально моделирующую содержание развития его духовного, физического облика; обогащенная среда предполагает единство социальных и природных средств обеспечения разнообразной деятельности ребенка. Как уже отмечалось, в настоящее время наблюдается определенное противоречие между естественной потребностью ребенка в общении с природой как живого существа и отчуждением его от природы, что играет негативную роль с точки зрения экологического образования. Это отчуждение может быть частично преодолено посредством экологизации развивающей предметной среды. Этот процесс должен соответствовать целям создания развивающей предметной среды как таковой, то есть способствовать развитию ребенка в целом, формированию его как личности, удовлетворять его потребности в различных видах деятельности. Главной же задачей является создание условий для формирования у ребенка элементов экологической культуры, экологически грамотного поведения, реализации новых идей об универсальности и самоценности природы.
       С точки зрения экологического образования среда в дошкольном учреждении должна способствовать:

  1. познавательному развитию ребенка (создание условий для познавательной деятельности, экспериментирования с природным материалом, систематических наблюдений за объектами живой и неживой природы; формирование интереса к явлениям природы, поиску ответов на интересующие ребенка вопросы и постановке новых вопросов);
  2. эколого-эстетическому развитию (привлечение внимания ребенка к окружающим природным объектам, формирование умения видеть красоту окружающего природного мира, разнообразие его красок и форм;
  3. предпочтение объектам природы перед искусственными предметами);
  4. оздоровлению ребенка (использование экологически безопасных материалов для оформления интерьеров, игрушек; оценка экологической ситуации территории дошкольного учреждения; грамотное оформление, озеленение территории; создание условий для экскурсий, занятий на свежем воздухе);
  5. формированию нравственных качеств ребенка (создание условий для регулярного ухода за живыми объектами и общения с ними, воспитания чувства ответственности, желания и умения сохранить окружающий мир природы);
  6. формированию экологически грамотного поведения (навыков рационального природопользования; ухода за животными, растениями, экологически грамотного поведения в природе);
  7. экологизации различных видов деятельности ребенка (создание условий для самостоятельных игр, опытов с природным материалом, использование природного материала на занятиях по изодеятельности и т.п.).

       В настоящее время дошкольные учреждения отличаются друг от друга по материальным возможностям, по первоначальному уровню экологизации развивающей предметной среды, направлениям деятельности педагогического коллектива. Эти обстоятельства объясняют необходимость вариативного подхода к организации развивающей предметной среды, которая должна соответствовать целям и задачам конкретного педагогического коллектива на данном этапе работы.
       Любая развивающая среда состоит из разнообразных элементов, каждый из которых выполняет свою функциональную роль. С точки зрения экологического образования можно выделить традиционные и нетрадиционные для дошкольных учреждений элементы развивающей предметной среды. В таблице перечислены функциональные роли различных элементов развивающей предметной среды и их использование для проведения разнообразных занятий.
ЭЛЕМЕНТЫ РАЗВИВАЮЩЕЙ ПРЕДМЕТНОЙ СРЕДЫ

Элементы РПС

Функциональная роль

Формы и методы работы

Экологическая комната (класс)

Обучающая, релаксационная

Экологические занятия, игры, самостоятельные игры в уголке природы

Лаборатория

Обучающая, познавательная деятельность, умственное развитие

Проведение исследований, экспериментирование, наблюдения

Живой уголок

Релаксационная, познавательная, развитие эмоциональной сферы, приобретение навыков ухода за живыми организмами, воспитание, бережного отношения к живым существам


Наблюдение, уход за растениями, животными

Зимний сад

Оздоровительная, релаксацион-ная, познавательная, приобретение навыков ухода за живыми организмами

Самостоятельные игры, отдых, уход за растениями, наблюдения, оздоровительные упражнения

Библиотека

Познавательная, формирование интереса к чтению

Чтение, рассматривание иллюстраций в книгах о природе, проведение бесед, обсуждений прочитанного, проведение конкурсов

Экологическая тропинка

Познавательная, развитие эмоциональной сферы, общение с природой

Проведение комплексных занятий, учитывающих сенсорное развитие ребенка, закрепление материала, знакомство с природными объектами, игры, театрализованные занятия, исследовательская работа

Огород, сад

Воспитание трудовых навыков, эстетическая, познавательная, оздоровительная, развитие эмоциональной сферы, выработка навыков экологически безопасного поведения

Уход за растениями, наблюдения, сбор и использование экологически чистого урожая, знакомство с правилами экологической безопасности

Территория детского сада (ландшафтные, архитектурные объекты)

Познавательная, эстетическая, игровая, развитие эмоциональной сферы

Создание фрагментов природных и культурных ландшафтов, элементарных архитектурных сооружений, игровых и спортивных площадок, которые будут использоваться для экскурсий, игр, проведения фольклорных праздников

Музей, картинная галерея

Краеведческая, познавательная, историческая, этнографическая, ландшафтная, культурная, семейная, эстетическая

Экскурсии в местные музеи, галереи, изучение картин с пейзажами, создание музеев и мини-музеев в ДОУ

Изостудия (художественная студия), дизайн-студия

Эколого-эстетическая, эмоциональная

Интегрированные (эколого-эстетические) занятия, изготовление костюмов, декораций для праздников (в том числе из бросового материала), игр, иллюстрации к художественным произведениям и детским сказкам

Театральная студия

Эстетическая, развитие фантазии, речи, актерских данных через участие в экологических постановках

Экологические инсценировки, спектакли с участием детей, кукольные спектакли экологического содержания, театр кукол, сделанных из бросового материала

Музыкальный зал

Эколого-эстетическая

Проведение экологических, фольклорных праздников, музыкальных занятий, связанных с темой природы

Физкультурный зал

Оздоровление, развитие эмпатии к живым существам, физическое развитие

Подвижные игры, упражнения-перевоплощения в растения и животных, эстафеты, эколого-оздоровительные прогулки

Бассейн

Оздоровительная, игровая, познавательная

Занятия (преимущественно по блоку "Вода", "Животные"), экологические праздники

Коридоры, холлы

Познавательная, развивающая, эстетическая

Создание отдельных уголков, ландшафтных пейзажей, фольклорных элементов, мини-планетариев, картинных галерей, оформление информации о программе и т.п.

Компьютерный класс (или отдельные компьютеры)

Развитие интеллектуальных способностей, навыки работы на компьютерах, моделирование ситуаций, решение ситуативных задач

Компьютерные игры экологического содержания для дошкольников, прослушивание записей звуков природы

Кабинет труда (ручного, художественного)

Воспитание трудолюбия, развитие фантазии

Изготовление поделок из природного и бросового материала, оборудования для занятий, спектаклей

Уголки в группах (экспериментальные, природные, выставочные)

Познавательная, эстетическая, эмоциональное развитие, интеллектуальное развитие, развитие воображения, приобретение навыков самостоятельной работы

Самостоятельные исследования, игры, общение с живыми организмами и уход за ними, тематические выставки детских работ

Фитобар

Оздоровительная, познавательная, релаксационная

Ознакомление с растениями в процессе лечебных процедур

       Все вышеописанные элементы могут быть объединены в экологический комплекс дошкольного учреждения. Ядро такого комплекса составляют экологическая комната, уголок природы (зимний сад), лаборатория и уголки в группах. В настоящее время экологические комплексы созданы во многих дошкольных учреждениях страны. Все они отличаются друг от друга, однако выполняют одну и ту же роль - повышают эффективность экологического образования. Рассмотрим отдельные элементы экологического комплекса.
ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ КОМНАТА
       
Экологическая комната (экологический класс, комната природы, комната друзей природы, экологическая гостиная) - относительно новый элемент развивающей предметной среды. Названия этого элемента среды в разных дошкольных учреждениях могут быть различными. Иногда возникает вопрос: можно ли употреблять слово "класс" в дошкольном учреждении? Нам кажется, что важно не само название, а содержание и формы работы, для которой он предназначен. Если слово "класс" не влечет за собой механического переноса в детский сад школьного варианта обучения (что недопустимо), то и оно может употребляться. В данном случае для ребенка "класс" - обозначение особого, отличающегося от групповой комнаты, помещения. Более того, как показывает опыт, положительное отношение детей к экологическому классу переносится ими и на отношение к школе ("там тоже есть классы"). К тому же целью создания экологического класса (комнаты) в детском саду, в отличие от школьного, не является только обучение, его задачи значительно разнообразнее.
       Другой вопрос, который иногда дискутируется: а нужна ли вообще экологическая комната в детском саду? Может быть, достаточно иметь живые уголки в группах? Педагоги дошкольных учреждений, которые уже создали такой элемент среды, единодушны в своем мнении: экологическая комната создает особую, неповторимую обстановку, вызывает положительные эмоции, помогает расслабиться, отдохнуть и в то же время делает очень привлекательной для ребят любую деятельность в этом помещении. Уже сам факт того, что в экологическую комнату нужно идти, выходить за пределы своей группы, влияет на отношение ребенка к занятиям. Он настраивается на восприятие чего-то необычного, тем более что внешний вид экологической комнаты действительно резко отличается от всего того, что видит ребенок вокруг себя каждый день. Дома дошкольники постоянно рассказывают о том, что делали в экологической комнате, что им там понравилось больше всего, приглашают родителей в гости. Ребята постоянно просят, чтобы их как можно чаще водили в экологическую комнату, давали возможность для самостоятельных наблюдений. Некоторые детские сады отмечали, что такие помещения способствуют и более быстрой адаптации вновь поступающих детей, которым нравится необычная обстановка. Они с большим желанием идут в детский сад, "посмотреть экологическую комнату" (как объясняют свое желание дети постарше). Конечно, не все дошкольные учреждения могут выделить большие помещения для экологической комнаты, однако при желании всегда можно найти выход из положения, как это сделали, например, в некоторых ДОУ, преобразив некоторые подсобные помещения.
       В оптимальном варианте (в зависимости от размеров) комната подразделяется на ряд функциональных зон.
       
Зона обучения должна быть хорошо освещена, и поэтому под нее, как правило, выделяется часть комнаты у окон. Здесь размещаются стол для педагога и небольшие столы, сидя за которыми дети могут рисовать, лепить, работать с дидактическими пособиями. Наш опыт работы показал, что даже такая, казалось бы, незначительная деталь, как расстановка мебели, влияет на взаимоотношения детей и педагога, поэтому расположение столов не должно копировать школьный класс. Они могут располагаться по кругу или буквой "П", то есть таким образом, чтобы педагог работал не "над", а вместе с детьми. Это важно для реализации принципов педагогики сотрудничества, диалоговой формы обучения. За столами дошкольники находятся только в том случае, если выполняют определенную практическую работу. При других видах деятельности (например, чтение литературных произведений, работа с ящиком ощущений, игры) дошкольники удобно располагаются на диванах, креслах, низеньких мягких стульчиках или на полу (на ковре). Такие участки также должны быть предусмотрены при оформлении помещения.
       
Зона коллекций предназначена для знакомства детей с различными природными объектами, для развития у них навыков классификации объектов по различным признакам, сенсорных навыков. Коллекционный материал служит и в качестве наглядного материала. Коллекции располагаются в специальных шкафах или на полках на уровне, доступном для взгляда ребенка (очень часто коллекционные материалы педагоги размещают на уровне восприятия взрослого, а не ребенка). При сборе образцов следует учитывать следующие аспекты:
       
Доступность объектов для сбора. Коллекции детского сада должны включать прежде всего образцы, которые могут собрать сами дошкольники и их родители, - камни, различные семена растений, сухие листья, ветви, сухую кору деревьев, кустарников, образцы песка, глины, различных почв, речные и морские раковины и т.п.
       
Разнообразие. В зоне коллекции в той или иной степени представлены (насколько это возможно) объекты как живой, так и неживой природы.
     
  Краеведческий аспект. В коллекциях должны быть представлены природные объекты местности, где располагается дошкольное учреждение. Это позволит воспитателю использовать в работе уже привычные для детей объекты, на которые они смогут посмотреть с новых позиций. Местный материал составляет основу, базовое ядро коллекций.
       
Страноведческий аспект. Коллекции могут пополняться за счет материала, привозимого дошкольниками и их родителями из различных регионов нашей страны и других стран, которые они посещают во время различных путешествий, отдыха. Любой привезенный объект может послужить прекрасным поводом для начала разговора о странах, обычаях, природе, народах Земли, то есть способствовать формированию основ глобального мышления.
       
Природоохранный аспект. Его реализация способствует формированию у дошкольников основ экологического мышления. Это важно и с точки зрения биоэтики. Не нужно включать в состав объектов коллекции бабочек, жуков, собранных и засушенных детьми и родителями. В настоящее время некоторые дошкольные учреждения дают родителям на лето ряд заданий: собрать коллекции цветущих растений луга, леса, листьев разных видов деревьев, коллекции насекомых. При этом в качестве оправдания выдвигается следующий аргумент: для коллекций дети собирают не редкие, охраняемые, а широко распространенные виды. Однако с точки зрения формирования у ребенка бережного, уважительного, эмоционального отношения к природе и восприятия себя как ее части важно воспитание именно на объектах ближайшего окружения, то есть на обычно встречающихся видах, а не только редких, с которыми он (вполне вероятно) не встретится в своей жизни вообще. Кроме того, сухие образцы гербария, как правило, не всегда способствуют формированию у ребенка правильных представлений о растениях. Опыт работы автора показал, что даже ученики начальной и средней школы (не говоря о дошкольниках), прекрасно определяющие растения по гербарию и рисункам, часто затрудняются идентифицировать эти же растения в лесу, на лугу. К тому же гербарий требует определенных условий хранения, которые в детском саду обеспечить трудно. Если же учесть и состояние гербария в некоторых детских садах (пожелтевшие, пыльные образцы, цветки которых давно утратили свою первоначальную окраску), то можно сделать вывод, что работа с таким материалом в детском саду вряд ли даст хороший результат. Плоские, потерявшие свой цвет, запах и зачастую форму, вырванные из природного окружения растения или наколотые на булавки неподвижные пчелы, бабочки с поникшими крыльями не способны вызвать у ребенка положительные эмоции и желание беречь объекты природы. В одном из детских садов во время изучения темы "Живая и неживая природа" дети не согласились с педагогом, который в качестве объектов живой природы показывал коллекции насекомых, не захотели опознавать в мертвых жуках "живую природу". В то же время, наблюдая за живыми бабочками и жуками в парке, они безошибочно ответили на вопрос.
   
    Таким образом, на наш взгляд, лучше начинать знакомить детей с деревьями, травами, животными непосредственно в природе, а для закрепления материала использовать хорошие рисунки, фотографии, видеофильмы, слайды.
       Не рекомендуется также покупать готовые коллекции насекомых, чучела животных. Во-первых, ребенок должен уже с детства понимать, что спрос рождает предложение: чем больше коллекций покупается, тем больше отлавливается животных, причем часто среди них преобладают самые крупные, красивые, редкие виды. Это как раз пример того, что даже от конкретного действия ребенка - желания иметь коллекцию красивых бабочек - зависит жизнь насекомых, распространенных в далеких от него странах.
       В ряде некоторых экологически ориентированных дошкольных учреждений стремятся создать целые ландшафты из чучел различных животных, высушенных деревьев, кустарников. Опыт показывает, что дети сами чувствуют искусственность такой ситуации, задают вопросы: "А что, эту птичку убили, чтобы нам показать?" (высказывание 6-летней девочки по поводу чучела тетерева в одном из детских садов). При таком подходе ребенок имеет возможность более детально познакомиться с представителями местной фауны и флоры, однако с точки зрения экологического воспитания педагог получает отрицательный результат. Чучела и коллекции животных лучше изучать в краеведческих музеях, предпочтение же должно быть отдано общению детей с живыми существами в природе или с домашними животными.
       
Безопасность. Любой объект зоны коллекций должен быть безопасным для ребенка - как с точки зрения различных механических повреждений (например, у камней не должно быть острых кромок, их острые грани можно обстучать молоточком), так и с точки зрения здоровья (используемые птичьи перья и другие объекты должны быть чистыми, не являться аллергенами и т.п.). Камни, образцы песка, семена, соцветия растений (которые упали на землю) нужно собирать вдали от мест, посещаемых собаками и кошками.
       
Зона релаксации представляет собой уголок с разнообразными комнатными растениями, аквариумами, альпийской горкой, фонтаном. Предназначена прежде всего для отдыха детей, самостоятельных игр и для выработки навыков ухода за растениями. Не рекомендуется помещать в данной зоне животных (кроме аквариумных рыбок), так как это отвлекает дошкольников от занятий. В релаксационной зоне могут быть размещены фонтаны, обработанные пеньки, бревна разных размеров, служащие в качестве стульев и столов.
       
Зона библиотеки - уголок, в котором собраны красочные книги, энциклопедии для детей, периодические издания (экологические журналы "Свирель", "Свирелька", "Детский сад"). В уголке не рекомендуется располагать методические пособия для педагогов, как это иногда делается. Всю педагогическую литературу лучше размещать в методическом кабинете. В зоне библиотеки могут находиться куклы - сказочные персонажи, которые используются на занятиях по экологии, глобусы, детские атласы. Здесь же располагается технический комплекс - телевизор, видеомагнитофон, магнитофон (музыкальный центр) или проигрыватель, диапроектор, проектор для слайдов, сами слайды, видео, аудиокассеты, пластинки (все зависит от возможностей детского сада).
       На стенах экологической комнаты вывешиваются физико-географическая (не политическая!) карта мира, России, региона, картосхемы экологических тропинок, календари природы. В помещении могут выставляться различные макеты, в том числе макет территории ДОУ, объемные календари природы.
      
 Оформление экологической комнаты должно служить примером безопасного оформления помещений, способствовать выработке экологически грамотного поведения детей и взрослых в быту. С этих позиций лучше всего использовать только природные материалы, по возможности исключив искусственные цветы, экологически неблагоприятные строительные материалы (прежде всего синтетические).
ЛАБОРАТОРИЯ
       Лаборатория создается для развития у детей познавательного интереса, повышения интереса к исследовательской деятельности и способствует формированию основ научного мировоззрения. В то же время лаборатория - это база для специфической игровой деятельности ребенка (работа в лаборатории предполагает превращение детей в ученых, которые проводят опыты, эксперименты, наблюдения по разной тематике). В последнее время социологи отмечают, что телевидение, многие книги формируют у детей представление об ученых как о полусумасшедших гениях, которые тайно занимаются чем-то небезопасным для всего человечества. Так, американские специалисты в результате опросов выяснили, что большинство людей (детей в том числе) представляют себе ученого как чудаковатого человека в очках, с взъерошенными волосами (вариант - лысого), в белом халате, с пакетом молока и буханкой хлеба в сумке. Его окружение - столы с огромным количеством различных пробирок, колб с веществами, которые периодически взрываются (что-то вроде "рабочего места" колдуна). Да и в нашей стране, в отличие от предыдущих лет, образ ученого стал мало отличаться от образа, созданного в тех же фильмах. Специалисты бьют тревогу: полученные из фильмов представления об ученых делают эту профессию малопривлекательной для детей, а наука рассматривается ими в одном ряду с магией, колдовством, причем далеко небезвредным.        Поэтому крайне важно уже с детства формировать у дошкольников уважение и интерес к профессии научных работников (независимо от того, станут ли они сами учеными в будущем). Исследования, которые дошкольники проводят в лаборатории, создают у них совершенно другой образ ученых, формируют уважение к научной деятельности и доверие к науке.
       Можно выделить несколько видов лабораторий: лаборатория в отдельном помещении, в экологической комнате, в группе (мини-лаборатория), лаборатория на территории детского сада.
Оформление лаборатории
       Многие детские сады переделывают под лабораторию обычные подсобные помещения. Желательно, чтобы в лаборатории были краны с водой и раковины. Это позволит детям мыть руки сразу после занятий, а педагогам - быстро приводить в порядок столы, оборудование. На дверях лаборатории вывешивается табличка с названием и эмблемой. Эмблему и название лаборатории дети могут придумать вместе с воспитателями.        Оформление лаборатории не требует больших дополнительных затрат. В зависимости от размера помещения в лаборатории могут быть либо только небольшие столики, либо столики со стульчиками. Здесь же размещаются стеллажи (полки) для оборудования и материалов. На подоконниках можно поставить ящики с растениями для наблюдений. Искусственных растений при оформлении лаборатории следует избегать. На стенах можно повесить портреты известных ученых.
Оборудование
       Бросовые, в частности упаковочные, материалы разного размера и формы для проведения опытов: стаканчики разной степени прозрачности из-под йогуртов, сметаны и других молочных продуктов, мороженого, коробки из-под тортов и т.п., пластмассовые ложки для сыпучих материалов, палочки, трубочки для коктейля (новые), бумага для фильтрования (типа промокательной или салфетки). К подбору оборудования хорошо привлечь детей и родителей. В этом случае сам процесс оформления лаборатории будет иметь воспитательное значение (реализация лозунга "Отходы - в доходы!"). Для демонстраций отдельных опытов педагогом подойдут прозрачные пластмассовые банки для круп. Обязательно нужны лупы. В качестве дополнительного оборудования можно приобрести микроскопы, барометр, термометры, песочные часы, бинокль, комплекты для игр с водой. Важно помнить, что микроскоп не должен быть слишком сложным в использовании, лучше всего подходят специальные детские микроскопы, к которым обычно прилагаются и различные препараты для исследований. Чем дороже микроскоп, тем сложнее приготовить для него препараты. Достаточно иметь пять микроскопов на подгруппу. Комплект оборудования для конкретного занятия готовится на каждого ребенка воспитателем заранее и размещается на индивидуальном небольшом подносе или клеенке.
Материалы для работы
       В лаборатории удобно хранить природные материалы, предназначенные для проведения разных исследований: песок, глину, камни, семена растений (не образцы коллекций, а именно массовый материал для организации занятий).
Особенность проведения занятий в лаборатории
       Как уже указывалось, приходя в лабораторию, дети становятся "учеными" и изучают различные природные объекты, явления. Во время проведения опытов они надевают белые халаты, например, из старых мужских рубашек, и получают опознавательные значки, которые прикрепляются на груди. На таком значке, сделанном из бумажного прямоугольника или круга, пишутся фамилия и имя ребенка, например: "Ученый Степанов Миша". Можно разработать соответствующие значки для разных типов исследований: "Исследователи воды" (капелька воды), "Исследователи воздуха" (воздушный шарик).
УГОЛКИ В ГРУППАХ
       Традиционно в группах дошкольных учреждений создают живые уголки, содержащие комнатные растения и один-два вида животных. В экспериментальных дошкольных учреждениях, работающих по программе "Наш дом - природа", созданы небольшие комплексы из трех уголков.
1. Экспериментальный уголок. В данном уголке находится материал, с которым ребенок может самостоятельно заниматься (играть, экспериментировать). Состав материала изменяется в зависимости от темы экологических занятий. Так, во время занятий по блоку "Песок, глина, камни" ребенку предоставляется возможность самостоятельно экспериментировать, играть с этими материалами, исследовать их с помощью лупы, повторять опыты, которые он проводил под руководством педагога в экологическом классе, строить из камней дома и города и т.д. Таким образом, воспитатель совместно с родителями собирает разнообразный природный материал, который затем в достаточном количестве помещается в экспериментальном уголке. Организация такого уголка дает возможность каждому ребенку самостоятельно заниматься по каждой теме, так как время коллективного занятия в экологической комнате ограничено, а многие дошкольники выказывают желание продолжить экспериментальную работу.
2. Уголок природы. В этом уголке размещаются природные объекты для ухода и наблюдений. Как правило, это аквариум, клетка с попугайчиками или золотистый хомячок. Здесь же размещаются книги, иллюстрации, содержащие информацию об этих животных, предметы ухода за ними. Содержание животных и выращивание растений в группах позволяет воспитателю организовывать длительные наблюдения и использовать одни и те же объекты для различных целей. Большое влияние на ребенка оказывает также возможность постоянного общения с живым существом и ухода за ним.
3. Выставочный уголок. Поскольку занятия по программе предполагают, что дети рисуют, лепят, делают аппликации, в группах накапливается большое количество работ. Независимо от качества выполнения работы, в группе выставляются все рисунки, поделки детей, а лучшие выделяются для выставки всего детского сада. Такой подход психологически комфортен и крайне важен для усиления мотивации ребенка, появления у него желания улучшить свою работу. Кроме того, в уголке периодически вывешиваются фотографии детей и родителей во время общения с природой, детей с обитателями живого уголка.

Семинар для педагогов

Развивающая среда для экологического образования: экологические комплексы в ДОУ

Подготовила:

Воспитатель

Половинкина Т.Н.

2012г



Предварительный просмотр:

ИНТЕРЕСНОЕ ОБ ИЗВЕСТНОМ

  1. От колебаний воздуха, издаваемых транзистором, не могут подняться в воздух шмели, жуки и другие насекомые.

  1. Ежи не такие молчаливые. Они умеют петь. Услышать их можно весной в лесу. Их звуки похожи на звуки дроздов. Не обижайте ежей, не трогайте их! И весной вы услышите их песни.

  1. Змеи глухие существа. На шаги человека они реагируют потому, что всем телом ощущают запахи, ощущают тепло и даже воспринимают звуковые колебания.

  1. В воде тот сильнее, кто плавает быстрее.

  1. 10% лесных пожаров происходит от самовозгорания, ударов молний, а 90% - по вине человека.

  1. Мухи глухие, у них нет слуха.

  1. Береза живет 100-150 лет, ель – 300, акация и сосна – 400, дуб – 500 и более лет.

  1. Почему крапива «жжется»? В волосках на листьях крапивы есть муравьиная кислота. При прикосновении к коже кончик волоска ломается и содержимое выливается на кожу.

  1. По мнению ряда ученых ежечасно вымирает один вид растений.

  1. Вода покрывает ¾ поверхности Земли. Пресная вода составляет всего 3%.



Предварительный просмотр:

Растения в народных приметах

Весна

  1. Из березы течет много сока – к дождливому лету
  2. Увидел на вербе пушок – весна на шесток
  3. Когда цветет черемуха , начинается похолодание
  4. Когда распускаются листья на дубе, похолодание бывает еще более сильным
  5. На прудах появились листья белых кувшинок – заморозков можно не ждать
  6. Если листья появятся на березе раньше, чем на ольхе и на клене, лето будет сухое, если наоборот – мокрое
  7. Коли на святого Федота (31 мая) на дубу макушка с опушкой – будешь мерить овес кадушкой
  8. Коли на святого Федота дубовый лист развернулся, земля принялась за свой род
  9. Рассада пьет поливку – сухой сенокос, не вбирает – мокрый
  10. Обильный урожай щавеля – к теплому лету.



Предварительный просмотр:

  1. Экологический тренинг для педагогов.

 

Экологический тренинг для педагогов состоит из 6 частей. Каждый этап регламентирован. В конце подводится общий итог. Отмечаются победители.

  1. 1.1. Разминка.
  2.  

Вопросы раздаются каждому участнику.

  1. Что означает термин «экология»?
  2. Проблемы экологии во всем мире, нашей стране, республике, родном городе?
  3. В чем сущность экологического воспитания детей? Почему на Ваш взгляд, им надо заниматься с дошкольного возраста?
  4. Влияние экологии на здоровье детей?
  5. В чем вы видите причины небрежного, порой безжалостного отношения детей к природе? В чем конкретно берете вину на себя как воспитатель?
  6. Роль педагога в экологическом воспитании дошкольников?
  7. В какой совместной деятельности с детьми Вы можете практически способствовать охране природы?
  8. Какая, на ваш взгляд, должна здесь проводиться работа с родителями?
  9. Перечислить классиков русской, зарубежной литературы, воспевающих природу в своих произведениях?
  10. Назвать пословицы, поговорки о природе?
  11. Вспомнить народные приметы?
  12. Прочитать наизусть стихи о природе?
  13. Музыкальная пауза и подведение итогов разминки.

1.2. Решение педагогических ситуаций.

I. На лесной поляне играют четверо детей от пяти до семи лет. Самый маленький кричит: «Давайте поймаем бабочку и подожжем ей крылья!» Мужчина идущий мимо и слышащий этот призыв, останавливает мальчика и спрашивает: «Зачем же вам поджигать бабочке крылышки?» Тот немного молчит и отвечает: «Просто так…»
Чем можно объяснить такую жестокость детей? Каковы методы и приемы воспитания у дошкольников бережного отношения к природе?

II. Ира шла домой из детского сада через парк, засаженный кустами смородины, и громко рассказывала маме, как они всей группой поливали их здесь. Но мать была занята собственными мыслями.
- Почему ты меня не слушаешь? – спросила Ира и вырвала руку.
- Это еще что за капризы?! – вспыхнула мать и, сломав молодую ветку смородины, хлестнула ею девочку. А потом зло бросила: «Кому нужны твои хлопоты, это же просто детская игра! Без тебя хватит охранников природы».
Какие негативные последствия могут быть у поступка матери?

III. Вы идете на работу. На дорожке мирно беседуют две мамы. В это время их дети неподалеку ломают ветки молодого деревца. У обеих в руках уже по большой охапке.
Как вы думаете, дети просто непослушны или им никто не говорил о том, что нельзя приносить вред растениям? Вы молча пройдете мимо, в душе осуждая матерей /детей/, или остановитесь и поговорите с матерями /с детьми/?

1.3. Фрагмент игры «Что? Где? Когда?».

  1. Зачем белке длинный и пушистый хвост?
  2. Почему лиса всю зиму бегает, а медведь спит?
  3. Во время листопада под осинами можно видеть много опавших веток. Как объяснить это явление?
  4. Почему в зимний день на окнах появляются узоры?
  5. Отчего кошка часто умывается, а собака – нет?
  6. Почему листья летом зеленые, а осенью желтые и багряные?
  7. Как летом без барометра можно узнать приближение ненастья?
  8. Почему опадают листья?
  9. Дым столбом, какую погоду предвещает?
  10. Лягушки расквакались к чему?

 

1.4. Проверка домашних заданий.

  1. Изучив сказку Миллера и Штайнера «Хочет ли медведь остаться медведем?» /Дошкольное воспитание. 1986 г. N7/, ответить на вопрос : какая экологическая проблема поставлена в этой сказке?

 

  1. Представление наглядного материала для работы с родителями.

1.5. Решение экологического кроссворда.

По горизонтали: 2 – комнатное растение, очищающее воздух; 3 – повышение доли городского населения; 7 – растение концентратор свинца; 9 – идеальный экологический город; 12 – главный загрязнитель городской атмосферы; 13 – зеленое покрытие; 14 – универсальный прием улучшения городской среды.

По вертикали: 1 – наиболее экологичная система  и переработки городского мусора; 4 – гигантский город; 5 – домашнее растение, очищающее воздух; 6 – бразильский город с идеальной организацией общественного транспорта; 8 – естественный лес в черте города; 10 – наблюдение за состоянием окружающей среды; 11 – быстрорастущее дерево для озеленения городов с загрязненной атмосферой.

ГБОУ СОШ с.Воскресенка

д/с «Рябинка»

Экологический тренинг

Подготовила:

Ст.воспитатель

Родина Е.В.

2012г


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Модель экосистемы"

Вся деятельность человека его поступки, образ жизни, зависит оттого внутреннего мира как человек мыслит, чувсвует, как понимает и воспринимает мир, в чем видит смысл человеческого значения.Многое инте...

"Модель экосистемы"

Вся деятельность человека его поступки, образ жизни, зависит оттого внутреннего мира как человек мыслит, чувсвует, как понимает и воспринимает мир, в чем видит смысл человеческого значения.Многое инте...

"Модель экосистемы"

Вся деятельность человека его поступки, образ жизни, зависит оттого внутреннего мира как человек мыслит, чувсвует, как понимает и воспринимает мир, в чем видит смысл человеческого значения.Многое инте...

"Модель экосистемы"

Вся деятельность человека его поступки, образ жизни, зависит оттого внутреннего мира как человек мыслит, чувсвует, как понимает и воспринимает мир, в чем видит смысл человеческого значения.Многое инте...

"Модель экосистемы"

Вся деятельность человека его поступки, образ жизни, зависит оттого внутреннего мира как человек мыслит, чувсвует, как понимает и воспринимает мир, в чем видит смысл человеческого значения.Многое инте...

"Модель экосистемы"

Вся деятельность человека его поступки, образ жизни, зависит оттого внутреннего мира как человек мыслит, чувсвует, как понимает и воспринимает мир, в чем видит смысл человеческого значения.Многое инте...

Беседа с детьми по экосистеме « Водоём, река, озеро».

Цель: Познакомить детей с обитателями и строением водоёмов, вызвать у...