Педагогический проект: "Применение сказки на занятиях по экологии"
методическая разработка по окружающему миру (старшая группа) по теме

Шамеева Надежда Юрьевна

Формирование у дошкольников позитивного поведения, любви и ответственного отношения к природе с опорой на пример положительных сказочных героев.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon pedagogicheskiy.doc214.5 КБ

Предварительный просмотр:

ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ
ПРОЕКТ

Применение сказки на занятиях по экологии
с  использованием  средств

мультимедиа   и   ТСО

Шамеева Надежда Юрьевна

МДОУ  «Детский сад № 194»

САРАТОВ

2012

ВВЕДЕНИЕ

Сказка имеет древнейшие корни в истории и культуре. Это один из основных жанров устного народного творчества, художественное повествование фантастического, приключенческого, бытового характера. Ребёнок рано начинает знакомиться с произведениями сокровищницы русской и мировой литературы. И, как мудрый друг, в его жизнь входит сказка. Стремясь пробудить в детях лучшие чувства, уберечь от чёрствости, равнодушия, эгоизма, народ красочно рисовал в сказках борьбу сил зла с силами добра. Чтобы закалить душевные силы ребёнка, вселить в него уверенность и неизбежность победы добра над злом,  сказки рассказывали, как трудна эта борьба, но мужество, стойкость и преданность обязательно побеждают зло. Дети всегда открыты сказке, ведь в ней нет прямых наставлений: здесь главный герой всегда проявляет положительные и высоконравственные качества дружелюбия, честности, отзывчивости, самоотверженности и даже героизма, являясь для детей примером для подражания. Поэтому воспитательный эффект сказки ни с чем не сравним. В сказках внимание детей привлекается к природным явлениям, особенностям народной культуры, к повадкам животных, что стимулирует познавательный интерес к окружающему миру. А сами слова «сказка», «чудо», «волшебство»  обладают особым значением и раздвигают рамки обыденной реальной действительности. Мудрый опыт поколений, использовавший сказку с целью воспитательного воздействия.

 Актуальность и новизна Использование сказки на занятиях по экологии заключается в объединении многих методических, педагогических, психологических приёмов в единый сказочный контекст и адаптация их к психике ребенка.

Привлекательность  для педагогов можно объяснить универсальностью:

  1. Сказка информативна. Через анализ, придуманной ребенком сказки, педагог получает информацию о его жизни, актуальном состоянии, способах преодоления трудностей и мировоззренческих позициях.
  2. Сказка экологична. Находясь не в обыденной, а в драматической реальности ребенок и педагог эмоционально защищены. Тем самым снижается риск «сгорания», возрастает доверие.
  3. Сказка безгранична. Дополняя, изменяя, обогащая сказку, ребенок преодолевает самоограничения и дополняет, изменяет и обогащает свою жизнь.
  4. Сказка феерична.  Педагог может использовать различные куклы, костюмы, музыкальные инструменты, художественные продукты деятельности.
  5. Сказка эмоциональна. В процессе занятий ребенок накапливает положительный эмоциональный заряд, укрепляя свой социальный иммунитет.
  6. Сказка мудра. Сказкой можно передать ребенку, родителям и педагогам новые способы и алгоритмы выхода из проблемной ситуации.

  В рамках применения  сказки  были проведены  занятия,  развлечения,

праздники,  конкурсы. В том числе, для участников кустового методического объединения (2012) открытое занятие в старшей группе на экологическую тему по мотивам народной сказки «Гуси-лебеди»,  областной конкурс детских рисунков «Экология и  Я» (2011).

   С целью распространения, представления опыта был проведён ряд мероприятий. В том числе, для воспитателей и специалистов МДОУ консультации на тему  «Воспитание сказкой», «Сказка, как средство формирования положительных качеств личности дошкольника», для родителей составлены памятки «Сказка – это серьёзно» (см. Приложение 1). Опыт по использованию сказки на занятиях по экологии был представлен на сайте работников образования «Социальная сеть работников образования», в методическом центре «Нуми».

В целом, работу по применению сказки на занятиях по экологии можно считать положительной и результативной. 

ПРОЕКТ

Этапы проекта 

I этап. Целеполагание
II этап. Разработка проекта
III этап.  Выполнение проекта
IV этап. Презентация про екта
V этап.
 Мониторинг



I этап. Целеполагание

Участники проекта:
Дети, воспитатели, родите ли, специалисты МДОУ: педагог-психолог, музыкальный руководитель, учитель-логопед, администрация МДОУ.

Цели:
Формирование у
дошкольников позитивного поведения, любви и ответственного отношения к природе с опорой на пример положительных сказочных героев; по средством экологических сказок прививать детям экологическую культуру поведения, формировать систему элементарных экологических научных знаний, доступных пониманию ребенка 5-6 лет; повышение уверенности в себе и формирование адекватной личностной самооценки; формирование благоприятных межличностных отношений; развитие разнообразных форм коммуникации;  развитие творческих способностей, познавательного интереса к миру природы.

Задачи: 

  1. Способствовать социальной адаптации.
  2. Формировать позитивную модель поведения в реальной жизни.
  3. Развивать желание исправлять недостатки, преодолевать трудности.
  4. Способствовать развитию стремления к успеху, веры в свои силы.
  5. Формировать положительные черты характера.
  6. Развивать речь, обогащать  активный словарь.
  7. Развивать произвольное внимание, память, мышление, воображение, фантазию, творческие способности.
  8. Способствовать формированию положительных межличностных отношений, коммуникативных умений и навыков.
  9. Формировать  эстетический вкус.
  10. Обогащать положительный эмоциональный опыт.
  11. Стимулировать развитие самостоятельности и ответственности.
  12. Воспитывать гуманное, заботливое отношение к миру природы и окружающему миру в целом.

Предполагаемые итоги реа лизации проекта: 

  1. Умение детей  вес ти себя в различных  си туациях, применяя положительный опыт на примере поведения сказочных героев.
  2. Знание элементарных норм экологической культуры и выполнение их в жизни.
  3. Положительный коммуникативный опыт взаимодействия со сверстниками и взрослыми.
  4. Знание детьми информации о себе, о природе, об окружающем мире, о социальных отношениях.
  5. Высокий уровень развития у детей познава тельной активности, творческих способностей.
  6. Коррекция отрицательных черт характера.
  7. Позитивное  оптимистичное отношение к жизни.

II этап. Разработка проекта

  1. Довести до сознания участников про екта важность и актуальность данной проблемы. С этой целью провести беседы, консультации, семинары, оформить наглядный информационный материал (конспекты  докладов, консультаций, семинаров, памяток, мультимедийная презентация  - см. приложения).
  2. Определить их участников, обозначить круг задач.
  3. Определить методику диагностики.
  4. Подобрать методическую, на учно-популярную и художествен ную литературу, иллюстративный  и мультимедийный  материал по данной теме.
  5. Подобрать материал, пособия, игруш ки, атрибуты для  дидактической, игровой, театра лизованной деятельности.
  6. Подобрать материал для изоб разительной, конструктивной и продуктивной дея тельности детей.
  7. Разработать конспекты занятий, развлечений, досуга.
  8. Составить    перспективный план мероприятий.
  9. Составить подборку  дополнительного материала для использования средств ТСО.


III этап.  Выполнение проекта

Применение проекта рассчитано на один учебных года с группой детей старшего дошкольного возраста. Реализация проекта осуществляется в соответствии с содержанием перспективного плана: по одному фронтальному занятию ежемесячно в различных видах программной деятельности, как форма организации. А также  ежедневно в свободной  игровой деятельности детей. Эта работа  будет осуществляться всеми участниками проекта во взаимодействии.

ПЕРСПЕКТИВНЫЙ ПЛАН ПО ПРИМЕНЕНИЮ СКАЗКИ НА ЗАНЯТИЯХ ПО ЭКОЛОГИИ

СТАРШАЯ ГРУППА

МЕСЯЦ

ЗАНЯТИЯ

ИГРЫ

СВОБОДНАЯ  ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

КОРРЕКЦИОННАЯ
РАБОТА

сентябрь

Рисование

«ПОДВОДНОЕ ЦАРСТВО (по сказке А. С. Пушкина «Сказка о золотой рыбке»)»

- игра-драматизация

- словесная режиссёрская игра

-сочинительство сказок

-игра-импровизация

-самостоятельная театрализованная деятельность

-кукольный театр

-теневой театр

-настольный театр

-пальчиковый театр

-чтение сказок

-сочинение сказок по принципу «ты начни, а я продолжу»

-изобразительная деятельность: рисование, лепка, аппликация, раскраски

-пересказ от лица литературного героя

-просмотры мультипликационных фильмов

-пальчиковые игры

-словесное комментирование

-словесное фантазирование по музыкальной композиции

-словесное рисование

-психогимнастика

-пантомимические этюды

-упражнения на  развитие ритмизации

-мимические упражнения на произвольное напряжение и расслабление мышц

-упражнения на познавательно-аффективную ориентировку

-речевые упражнения на активизацию лексики

-речевые упражнения на использование фразеологизмов

октябрь

Рисование, конкурс поделок из природного материала
«ЭКОЛОГИЯ И Я»

(областной конкурс)

ноябрь

Чтение  экологической сказки «РОДНИК»

декабрь

Комплексное
занятие по
экологии и ознакомлению с окружающим
«ЗАЯЦ КОСЬКА И РОДНИЧОК»

январь

Викторина по экологии «ПУТЕШЕСТВИЕ ПО СКАЗОЧНОМУ ЛЕСУ»

февраль

Чтение экологической сказки «МАЛЕНЬКИЕ ПУТЕШЕСТВЕННИЦЫ»

март

Занятие по экологии «НАСТУПИЛА ВЕСНА. Экологическая сказка».

апрель

Чтение экологической сказки «КАК СКВОРЕЦ СЕБЕ ДОМ ВЫБИРАЛ»

май

Открытое занятие на экологическую тему по мотивам народной сказки «ГУСИ-ЛЕБЕДИ»

см. Приложения 1, 2, 3,4,5 – образцы

IVэтап. Презентация про екта

  Презентация проекта и фрагментов проекта осуществляется на методических мероприятиях различного уровня: педагогических советах, методических объединениях, консультациях, при проведении практических мероприятий со всеми участниками проекта.

Vэтап. Мониторинг

Результативность применения проекта по использованию сказки на занятиях по экологии определяется по данным мониторинга.

ЛИТЕРАТУРА

  1. Бениаминова М. В     Воспитание детей   - М , 1991.
  2. Бобылева Л. К. Экологические занятия – дошкольникам // Дошкольное воспитание. – 1997. - №7. – с. 16 -19.
  3. Воронкевич О. А. Добро пожаловать в экологию. - С-Пб.: Детство-пресс, 2001.
  4. Воспитание нравственных чувств у старших дошкольников   (Пособие для воспитателя детского сада )   Под редакцией А. М. Виноградовой - М , 1980.
  5. Гризик Т. Познаю мир. – М.: Воспитание дошкольника, 2004.
  6. Лапшина Г. А. Праздники в детском саду. – М.: Учитель, 2003.
  7. Нравственное воспитание в детском саду (В. Г. Ничаевой - М, 1984.)
  8. Сакович Н.А. Технология игры в песок. Игры на мосту СПб.: Речь, 2006.
  9. Синицына Е. Умные сказки. Москва 1999.
  10.  Стишенок И.В. Сказка в тренинге: коррекция, развитие, личностный рост СПб.: Речь,2005.
  11.  Шорохова О. А. ИГРАЕМ В СКАЗКУ. М: Творческий центр, 2006.

Приложение 1
СКАЗКА – это  СЕРЬЁЗНО
Родители дошкольников иногда недооценивают роль сказки в развитии ребенка. Сказки заменяются энциклопедиями и обучающей литературой. Аргументируя свою позицию, они заявляют, что знакомят детей с реальным миром, а не с выдуманными небылицами, что все сказки ребенок узнал еще до трех лет и сейчас они для него неинтересны. Это мнение – серьёзное заблуждение: помимо игры и изобразительной деятельности, в дошкольном возрасте деятельностью становится также восприятие сказки. Это наиболее любимый ребенком литературный жанр. Дошкольный возраст - это возраст сказки. Через сказку ребенку передается культурное наследие человечества. Особенно это относится к русской народной сказке. Это сделало сказку сгустком человеческого опыта.

* Язык сказки доступен ребенку.
* Сказка опирается на образное мышление малыша: наслаждаясь ее образами, ребенок незаметно для себя усваивает информацию, в то же время сказка развивает и логику.
* Настроение   сказки   очень   близко   восприимчивому эмоциональному миру   ребенка
*Чтение сказки – один из лучших способов привить ребёнку любовь к книге.


КАК СДЕЛАТЬ СКАЗКУ  ДРУГОМ  ВАШЕГО  РЕБЁНКА?
 
1. При выборе книг не забывайте: у маленьких детей понимание текста имеется только тогда, когда они могут опираться на изображение, а не только на словесное описание. Поэтому первые детские книги должны быть с картинками.
2. Возможно, вам придется читать одну и ту же сказку своему малышу много раз. Иногда дети просят почитать полюбившуюся книгу снова и снова. Происходит это по нескольким причинам. При прослушивании сказки ребенок воспринимает текст частично. Упущенное достраивается с помощью фантазии самого маленького слушателя. Поэтому одна и та же сказка предстает перед ним каждый раз по-разному. Кроме того, ребенок «вживается» в сказку, становится ее главным героем и переживает все события как реальные. Раз за разом проходя сказочные испытания, ребенок оттачивает свои личностные качества.
3. Читая сказку ребенку в очередной раз, старайтесь разнообразить стиль прочтения: прочитайте быстрее или медленнее, сдержаннее или эмоциональнее и т. д.
4. Если ребенок впечатлителен, «страшные» эпизоды сказки не стоит выделять излишне выразительным чтением.
5. Прочитав сказку, попросите ребенка нарисовать иллюстрацию к ней, слепить героев из пластилина. Посмотрите спектакль или фильм по этому произведению, сыграйте его в домашнем театре. Такие «послесказия» позволяют ребенку глубже понять и почувствовать сказку.


В сказке кроется огромный потенциал для всестороннего развития ребенка. Чем полнее используются ресурсы сказки, тем ярче и интереснее жизнь малыша.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Занятие по экологии "Грибная сказка" (старшая группа)

Авторская разработка Вислогузовой Е. П....

Занятие по экологии "Ягодная сказка" (старшая группа)

Авторская разработка Вислогузовой Е. П....

Конспект занятия по экологии в подготовительной группе: «Экологическая сказка «Родник».

Конспект  занятия по экологии в подготовительной группе: «Экологическая сказка «Родник»....

Занятие по экологии "Осенняя сказка"

Занятие по экологии "Осенняя сказка"...

Конспект открытого занятия по экологии в подготовительной группе для педагогических работников дошкольного учреждения.Тема: «22 апреля — День Земли».

Цель воспитателя на данном занятии - познакомить детей с датой 22 апреля, который проходит под знаком дня Земли.Объяснить детям, что Земля -это общий дом, о котором надо заботиться сообща. На занятии ...

Конспект занятия по экологии в подготовительной группе «Сказка о волшебном лесе»

Ход занятия:- Ребята, к нам в окно сегодня прилетела необычная гостья, посмотрите, кто знает, что это за гостья? Правильно – это лесная фея «Динь-динь». Она прилетела не случайн...

Педагогический проект «Применение современных образовательных технологий в образовательном процессе ДОУ»

Цель проекта: Повышение качества дошкольного образования путем внедрения инновационных педагогических технологий.Социально-экономическая ситуация в стране убедительно показала, что назрела необходимос...