Непосредственная образовательная деятельность "Встречаем перелетных птиц"
план-конспект занятия по окружающему миру (младшая группа) по теме

Кузьмина Ирина Евгеньевна

Образовательная область "Познание", вторая младшая группа.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon pticy_zan.doc55 КБ
Office presentation icon zanyatie_pticy.ppt2.97 МБ

Предварительный просмотр:

Конспект непосредственной образовательной деятельности во второй младшей группе

"Встречаем перелетных птиц"

 Образовательная область «Познание»

Цель: углубление знаний детей о перелетных птицах.

 Программное содержание:

  1. активизировать словарный запас, упражнять в подборе определений;
  2. уточнять представления детей о характерных признаках весны: увеличение светового дня, таяние снега, набухание почек, появление цветов, возвращение перелетных птиц;
  3. закреплять знания о перелетных и зимующих птицах;
  4. формировать умение устанавливать причинно-следственные связи, делать обобщения;
  5. развивать связную речь и способность, отвечая на вопросы, давать развернутые объяснения;
  6. развивать внимание, наблюдательность, способность примечать новое, необычное в привычных явлениях;
  7. развивать умение узнавать и называть части тела животного (голова, туловище, крылья, лапы, хвост, тело покрыто перьями);
  8. воспитывать заботливое отношение к животным, радость от общения с ними;
  9. воспитывать коммуникативные навыки, наблюдательность, интерес, любовь к природе, эмоциональное восприятие.

Предварительная работа:

Наблюдение за птицами на участке и за приметами наступающей весны в природе; игры и упражнения “Улетают – не улетают”, “Кто, где и как зимует” (различие зимующих и перелетных птиц). Чтение книг. Заучивание стихов, пословиц о весне. Рассматривание картин о весне и иллюстраций с изображением птиц.  Настольно-печатные и подвижные игры.

Материал: мягкая игрушка Каркуша,  картинки с изображением птиц,  презентация «Перелетные птицы». Тарелочки с кормом: семечки, сало, ягоды рябины, крошки хлеба, карточки с насекомыми.  Искусственная ель, портреты Каркуши.

 В группу заходят дети вместе с воспитателем и здороваются с гостями.

Вос-ль:  Ребята, посмотрите, сколько пришло к нам гостей. Мы очень рады видеть вас! А как еще можно выразить свою радость? (Улыбнуться). Давайте улыбнемся гостям и друг другу и покажем, что мы очень рады нашей встрече!

Вос-ль: Ребята, мне нужна ваша помощь. Смотрите, чей-то след! Но я не пойму, кто его оставил? Вы мне поможете? (Да).

Дети под музыку идут по следу, воспитатель читает загадку:

Снится ночью червяку

Чудо-юдо на суку:

Длинный клюв и два крыла...

Прилетит – плохи дела!

А кого червяк боится?

Угадали? Это ... (птица).

Так вот, кто след оставил! (Достает игрушку птичку, с сумочкой на крыле). Здравствуй, Каркуша! Добро пожаловать!

Каркуша: Кар-кар! И вы  будьте здоровы! Давненько я вас не видала и в лесу совсем заскучала. Только вышел у нас с ней спор, который не можем решить до сих пор. Мы животные, какие, домашние или дикие? (Дикие, потому что живете в лесу). И как мы зовемся друзья, помочь нам можно или нельзя?

Вос-ль: Конечно, можно. Ребята, кто у нас Каркуша, наверное, рыба? (Птица). Наверное, ласточка? (Нет, ворона). Наверное, домашняя? (Нет, дикая птица).

Каркуша: Кар-кар! Докажите, что я птица, а то ответ такой совсем не годиться! (Показывают и рассказывают: ты птица, ворона. У тебя, как  и у всех птиц есть крылья, ты можешь летать. Этим птицы отличаются от других животных. Есть клюв, лапы и тело покрыто перьями).

Вос-ль: (достает перышки из сумочки, рассматривает с детьми). Посмотрите, какое перышко легкое, нежное, мягкое, давайте подуем на него. Полетело перышко, легкое, воздушное, ветерку послушное. (Звучит магнитофонная запись «птичьи голоса»).

Каркуша: Слышите, кар-кар! Как громко зазвучали птичьи голоса, значит, вы правильно сказали. Что за чудеса!

Вос-ль: А давайте и мы с вами песенку споем.

Песня про птичек

Вос-ль: птички шумят, поют, хлопочут. Интересно, о чем ребята, как вы думаете? (О весне, о солнышке, о гнездах)

Каркуша: Весна. Кар-кар! А какая она? Я по лесу летала, и что-то такой птицы не видала!  

Вос-ль: Ребята, разве весна – это птица? (Весна – это время года. Нежная, радостная, звонкая…).

Что за чудеса происходят весной, когда пригревает солнышко? (Все кругом просыпается, тает снег, бегут ручьи, сосульки капают и т.д.)

- А кто весной к нам прилетает? (Птицы)

- Как называются эти птицы? (Перелетные)

Каркуша: Кар-кар! Почему это их называют перелетными? (Потому что они улетают в теплые края).

Вос-ль: Правильно, такие птицы, которые каждый год  на зиму перелетают в теплые края, а весной возвращаются обратно, называются ПЕРЕЛЕТНЫМИ.

- А как называют птиц, которые зимуют с нами? (Зимующие)

Вос-ль: Да, именно зимующие птички нас радовали, когда на улице была зима. Они и сейчас для нас станцуют.

Танец птичек-невеличек.

Каркуша: Кар-кар! Сыграли вы отлично и знаете птиц прилично! Расскажу я вам за это, какие еще птицы возвращаются на лето. Ребята, давайте присядем, отдохнем, и речь о перелетных птицах заведем.

Дети садятся на ковер, на экране презентация «Перелетные птицы».

 - Слышите, скворец поет, он на крыльях весну несет! Стоит появиться скворцам, и ручьи побежали тут и там. Мать-и-мачеха зацвела, и весна вступила в свои права. Первыми прилетают папы скворцы, находят скворечники и начинают петь. Маму скворчиху призывают и чужих на свою территорию не пускают. А еще скворцы – настоящие певцы. Питаются скворцы насекомыми, слизнями, червями, и оказывают человеку помощь, защищая растения от вредных насекомых. Так, что это за птица? (Скворец).

- А это ласточка запела. Она тоже к нам из теплых краев вернулась. Она хоть и маленькая, а летает очень быстро. Строят ласточки свои гнезда под крышами. Птенцов кормят разными насекомыми. А еще есть примета: высоко летают ласточки - быть хорошей погоде, летают низко - к дождю. Про кого это я говорила, что-то название птицы совсем забыла. (Про ласточку).

- Не ворона, не синица -
Как зовется эта птица?
Примостилась на суку -
Раздалось в лесу "ку-ку".

Да, это кукушка. Все ее слышали, а увидеть ее очень сложно, ведь она тщательно прячется между веток. Яйца кукушка свои не высиживает, а подкладывает  другим птицам. Едят кукушки червяков, гусениц и других насекомых.

- Вот и утки прилетели и поселились у воды. Тут они и гнезда свои строят. Утка ведет птенцов, едва появившихся на свет, к воде, старательно прячет их, греет под крыльями. Едят они рыб, насекомых, растения. Кто же это? (утка)

Вос-ль: Как ты нам здорово, Каркуша, о своих друзьях рассказала и откуда, интересно знать, все узнала?

Каркуша: А мы у одного дерева собираемся, и все время друг с другом общаемся. Хотите, я вам его покажу? (Да).

Подводит детей к искусственной ели, кладет палочку и Каркушу рядом с елью.

Вос-ль: Посмотрите-ка, сколько здесь птиц собралось и не разобрать – где перелетные, где зимующие.

Давайте, их разделим? На снежинку нужно поместить зимующих птиц, на проталинку – перелетных.

Каркуша: Кар-кар! Каких птиц ты узнала? А ты? Правильно, правильно! А вот интересно, чем мы питаемся, вы знаете? Может, и меню наше птичье угадаете?

Вос-ль: Что ж – это несложная задача, правда, ребята? (Имя ребенка) – накорми своих птичек, а ты (имя ребенка) - своих.

Подходят к столу, выбирают корм для зимующих и перелетных птиц и ставят рядом: картинки с изображением насекомых на проталинку, тарелочки с вышеперечисленным кормом – на снежинку. Обосновывают свой выбор.

Каркуша: Кар-кар! Ну-ка, ну-ка, чем это мы питаемся? (Зимующие: хлебными крошками, ягодами рябины, калины, семенами подсолнуха, салом. Перелетные: насекомыми).

Вос-ль: Ребята, скажите, пожалуйста, так почему же перелетные птицы улетают зимовать в теплые края? (Потому что становится холодно и насекомые пропадают. Птицам нечего есть).

Каркуша: Молодцы! Кар-кар!

Вос-ль: Ребята, вам понравилось играть с Каркушей? (Да). Поля, что нового ты узнала? А Юле, что больше всего понравилось? (Дети отвечают).

Каркуша: А теперь мне домой пора, рассказать друзьям, какая здесь живет замечательная детвора. А вот вам и занятие на досуге, примите подарок от старой подруги. Дарю на память мой портрет, я вам нравлюсь здесь, да или нет? (Достает из сумочки рисунки и раздает детям)

Вос-ль: Конечно, Каркуша, ты самая красивая птица на свете, правда, дети? А на прощанье скажем всем: «До свиданья и спасибо за вниманье!» 

(с) Кузьмина И.Е., 2011г.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Непосредственная образовательная деятельность Образовательная область «Познание» (с) Кузьмина И.Е., 2011г

Слайд 2

(с) Кузьмина И.Е., 2011г

Слайд 3

(с) Кузьмина И.Е., 2011г

Слайд 4

(с) Кузьмина И.Е., 2011г

Слайд 5

(с) Кузьмина И.Е., 2011г

Слайд 6

(с) Кузьмина И.Е., 2011г

Слайд 7

(с) Кузьмина И.Е., 2011г

Слайд 8

(с) Кузьмина И.Е., 2011г

Слайд 9

(с) Кузьмина И.Е., 2011г

Слайд 10

(с) Кузьмина И.Е., 2011г

Слайд 11

(с) Кузьмина И.Е., 2011г

Слайд 12

(с) Кузьмина И.Е., 2011г

Слайд 13

(с) Кузьмина И.Е., 2011г

Слайд 14

(с) Кузьмина И.Е., 2011г

Слайд 15

(с) Кузьмина И.Е., 2011г

Слайд 16

(с) Кузьмина И.Е., 2011г

Слайд 17

(с) Кузьмина И.Е., 2011г

Слайд 18

(с) Кузьмина И.Е., 2011г

Слайд 19

(с) Кузьмина И.Е., 2011г

Слайд 20

(с) Кузьмина И.Е., 2011г

Слайд 21

(с) Кузьмина И.Е., 2011г

Слайд 22

(с) Кузьмина И.Е., 2011г

Слайд 23

(с) Кузьмина И.Е., 2011г


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Цифровой образовательный ресурс "Перелетные птицы"(ЦОР)

Игры и упражнения по развитию лексико-граммтических категорий по теме "Перелетные птицы"...

План воспитательно-образовательной работы "Перелетные птицы весной"

План воспитательно-образовательной работы на неделю на март месяц по теме: "Перелетные птицы весной"...

Конспект образовательной деятельности "Перелетные птицы"

Конспект образовательной деятельности по развитию речи в старшей группе...

Конспект организованной образовательной деятельности "Перелетные птицы"

Конспект составлен в соответствии с требованиями ФГОС. Используя конспект, можно без труда провести занятие в старших группах ДОУ по теме "Перелетные птицы"...

Демонстрационный материал к образовательной деятельности « Перелетные птицы»

Демонстрационный материал к образовательной деятельности  « Перелетные птицы»...

Образовательный маршрут "Перелетные птицы. Водоплавающие птицы"

Предлагаем Вашему вниманию образовательный маршрут «Перелетные птицы. Водоплавающие птицы», который не только расширит знания Вашего ребенка об этих удивительных созданиях, но и даст возмо...