Конспект занятия "Прогулка по лесу"
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа) на тему

Ковалькова Ольга Анатольевна

непосредственно-образовательная деятельность из цикла интегрированные занятия "Окружающий мир " и "Конструирование"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл progulka_po_lesu.docx50.81 КБ

Предварительный просмотр:

НЕПОСРЕДСТВЕНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

из цикла занятий «Ознакомление с окружающим миром»

Тема « Прогулка по лесу»

 (старшая группа)

 

Цели:    В ходе непосредственно образовательной деятельности предполагается расширить знания детей о лесных этажах,  yточнить  представления детей о лесе как многоярусном и многоэтажном доме, где все растения занимают определенную экологическую нишу и находятся в тесных взаимосвязях. Исчезновение какого-либо звена ведет к гибели других звеньев.  Познакомить детей с обитателями леса, их голосами, повадками. Учить составлять описательный рассказ.  Учить детей устанавливать взаимосвязи между растениями и животными леса, развивать логическое мышление. Продолжать воспитывать экологическое сознание. Через конструирование попытаться создать образ понравившейся птицы.

Прграмное содержание непосредственно образовательной деятельности:  

Уточнять, углублять, закреплять знания детей о жизни лесных птиц, животных, грызунов; об особенностях внешнего вида и поведения, об особенностях питания, передвижения, защиты; уточнять знания о появлении их потомства, об образе жизни в разные сезоны, о пользе животных и птиц для леса и человека; познакомить детей со стихотворениями о природе, животных и птицах, вызвать эмоциональный отклик на звуки голосов птиц и животных; продолжить учить детей конструировать образы из бумаги (птиц), подбирать геометрические фигуры для передачи замыслов; через музыку П.Уинтера «Волчьи глаза» воспитывать чуткое, нежное, заботливое и внимательное отношение к животным, к чужому горю, желание прийти на помощь; воспитывать интерес к жизнедеятельности зверей и птиц леса, к самой природе, желание получать новые сведения о них из разных источников.

Методические приемы: чтение стихотворения, загадывание загадок, решение логической задачи, игровые действия по размещению животных по этажам на схеме, вопросы к детям, оценка и поощрение, слушание пения птиц и голосов зверей.

Материал к занятию: письмо от Незнайки с логической задачей, модель «этажи леса», презентация с  животными леса и птицами, их голоса,  картины леса, кассета с музыкой Пола Уинтера «Волчьи глаза», приготовить каждому ребёнку  нужные геометрические фигуры из бумаги чёрного цвета, кисть салфетки, клей. блюдце.

Ход занятия

- Ребята, я вас сегодня приглашаю в необычное путешествие. Закройте глаза и представьте, что мы с вами очутились в лесу.

Звучит грамзапись «Голоса леса» (вывешиваются картины леса в разные сезоны года).

-Откройте глаза. Посмотрите - мы в лесу! Птицы поют, деревья листьями шелестят.

Здравствуй, лес, дремучий лес,

Полный сказок и чудес.

Ты о чем шумишь листвою

Ночью темной, грозовою?

 Ты нам шепчешь на заре,

Весь в росе, как в серебре.

Кто в глуши твоей таится?

Что за зверь? Какая птица?

Все открой, не утаи:

Ты же видишь - мы свои!                              (Погореловский).

-Летом и зимой, весной и осенью хорош наш лес! Рядом с осинкой  березка, рядом с елью - осина. В лесах нашей Липецкой области встречаются и липы, и дубы, и клены. Много в нашем лесу и разных кустарников, трав, цветов.

Вывешивается модель «Лес - многоэтажный дом».

- Посмотрите, какое высокое дерево. Вы его узнали?

-Правильно, это сосна. Сосны вырастают стройными и высокими.

- Какие еще высокие деревья есть в лесу? (Ели).

- Много в лесу деревьев.

- Растут в лесу деревья и невысокие. Например, липа, клен ... Помогайте...

Дети называют: рябина, черемуха, осина, ольха.

- Между деревьями растет кустарник. Чем кустарник отличается от дерева? (Кустарник обычно ниже дерева, у него нет ствола, ветви растут от корня)

- Какие лесные кустарники вы знаете? (можжевельник, шиповник, малина, смородина и др. )

- Что растет под кустами? (Трава, цветы, мох, грибы.)

- Ребята, вот как много растений леса мы назвали. Все растения составляют этажи леса. Посмотрите на картину - многоэтажный дом, а на слайде - лес, разделенный тоже на этажи. Давайте посчитаем сколько этажей в лесу. Самый высокий этаж - пятый - в старом лесу: это верхушки сосен, елей, могучих дубов (показ на схеме).

- Четвертый этаж - кроны деревьев пониже: кленов, берез, осин, рябин.

- Третий - кусты и молодые деревца. Этот этаж носит особое название: подлесок. Повторите: п о д л е с о к.

- А два нижних этажа - второй и первый - образуют травы, цветы, мхи.

- Во всяком лесном доме есть что-то вроде подвала. Тут прячутся корни зеленых обитателей леса.

- Как и в настоящем доме, в лесном тоже есть квартиры и в каждой квартире - свои жильцы.

 Давайте заселим наш лесной дом.

 - Кого из животных мы поселим в подвал? Кто живет под землей? (крот, мышь (и вставляют их изображения в прорези на схеме).

Лесная мышь и мышь – полевка отличаются друг от друга своим видом.

               

- А знаете ли вы какой лесной зверь самый большой? Отгадайте про него загадку:

Горбоносый, длинноногий

Великан ветвисторогий,

Ест траву, кустов побеги,

С ним тягаться трудно в беге,

Коль такого довелось встретить,

Знайте, это ... (лось).

- А какой зверь в нашем лесу самый хищный? (Волк).

- Какой самый хитрый? (Лиса).

- Кто самый быстроногий? (Заяц).

Возле дуба, острым рылом

Деловито землю рыл он.

Видно, желуди искал.

я пугать его не стал,

Не спугнул и мой Полкан,

Очень грозен был ... Кто?

 

- Правильно, это кабан. Волк, лиса, заяц, лось и кабан - все живут на нижнем этаже леса. Как вы думаете, почему? (не могут лазать по деревьям, на земле находят корм, устраивают себе жилище.)

-Немного информации о животных

Медведь ( бурый медведь )- крупный хищник леса. Он очень любит мёд и всё сладкое, например, он очень любит лакомиться лесными ягодами и корешками растений.

Волк – это предок собаки, прирождённый охотник. У волка очень острые зубы, и они устрашающе воют по ночам. Охотятся волки стаями , загоняя жертву в ловушку.

Лиса – у неё рыжая шерстка, остренькая мордочка и большой, роскошный, пушистый хвост. Живёт в глубокой норе. Её добыча – полевые мыши, домашние и дикие птицы, зайцы.

Лось – красивое большое лесное животное. Лоси относятся к семейству оленей. У него красивые рога, которыми лось сражается друг с другом.

Енот – пушистый, лесной зверёк. Питаются еноты лягушками и мелкой рыбой, птицами; и даже могут есть орехи, зерно, различные плоды. Еноты хорошо лазают по деревьям и могут плавать.

Заяц – у него крепкие зубы, которые помогают ему грызть твёрдую пищу. Заяц очень быстро бегает, спасаясь от хищников. А длинные уши. Потому что у него хороший слух. Питаются зайцы растительной пищей: травой, корой и листьями деревьев.

Олень – они очень легко приспосабливаются к различным природным условиям. Он питается травами, сорняками, кустарниками, молодыми побегами, грибами, орехами.

- Какие еще животные живут на этом этаже?

Дети называют и помещают их изображения на схеме: лягушки, ежи, ящерицы и др.

Ёж – маленький зверёк, который живёт в лесу, но может жить и в степи.Вся спина покрыта толстыми иглами. Почувствовав опасность, ёж сворачивается в шар и выставляет иглы. У ежихи бывает до 4-х детёнышей. Питаются ежи мышами. Лягушками, мелкими птицами, ящерицами.

- Ребята, а знаете ли вы, что большинство певчих птиц леса тоже живет на l-м этаже. Они вьют свои гнезда на ветвях кустов и маленьких деревьев. А гнезда дятлов, сорок чуть выше.

- Кто из лесных животных занимает средний этаж? (Куницы, совы, филин).

Сова – их называют «ухало». Сова прекрасный, ловит она и зайцев и тетеревов, и мышей и мелких птичек. Добычу может ловить в полёте. Ухает сова только тогда, когда наступает пора подумать о гнезде.

-Эти животные селятся в дуплах старых деревьев. Они сверху высматривают свою добычу.

- В наших Подмосковных  лесах живут и белки. Как вы думаете, свои гнезда они делают выше или ниже куницы?

         

- Правильно, выше, ведь белка меньше и легче куницы, она может передвигаться по тонким веткам, которые куницу не выдержат.

Белка – относится к отряду грызунов. У неё зубы растут на протяжении всей жизни, поэтому, они смело грызут орехи. Хвост белки очень красивый, он помогает совершать ей длинные прыжки с ветки на ветку            ( парашют)

Чуть выше этажом живут разные птицы.

Дятел – отличный музыкант, он выбирает звонкий сук на дереве или сухую вершину дерева и ударяет, в поиске насекомых или места для дупла.  Самочка находится неподалёку и предупредит об опасности.

Ворона – большая, с крепким клювом, сильными лапами, очень находчивая, очень осторожная летом и сговорчивая зимой. И голос её вам хорошо знаком.

Соловей – они прилетают к нам в первой половине мая, когда деревья и кустарники покрываются листвой. А в конце мая, в гнезде у соловья появляются 4-5 яичек, а через 2 недельки- маленькие голенькие птенцы, поэтому в это время у соловья уже совсем нет времени на песни.

Жаворонок – он прилетает с первыми проталинами. Это маленькая птичка. Чуть крупнее воробья. Оперенье его неяркое – это помогает ему прятаться от врагов, когда он садится на  землю.Полевые жаворонки живут на земле и питаются жучками и семенами, личинками.

Скворец – с их прилётом к нам. они сначала  отправляются к реке, где провели прошедшую осень. Там отдыхают, подкормятся. Самец отличается от самки металлическим отливом оперенья. Скворцы охраняют лес от вредителей, спасают урожай на полях.

- Кто еще живет на верхних этажах? (Это бабочки, жуки, лесные осы и пчелы, комары.)

- Много в лесу самых разных насекомых. А вот о какой истории рассказывает нам Незнайка в своем письме. Послушайте.

Читаю логическую задачу:

«Здравствуйте, ребята! Со мной произошла необычная история. Я очень люблю ходить в лес. Да вот беда: в лесу столько разных букашек, комаров, муравьев. И летают, и ползают, и жужжат над ухом. Пользы от них никакой - только вред! Идешь по тропинке, а там сидит лягушка или еще хуже - жаба. Какие противные! Зачем они в лесу? А бабочки? Целый день летают! Какая от них польза? А муравьи? Только кусаются? А червяки? Не поймешь, где у них хвост, а где голова. И, вообще, что они под землей делают? Наверное, корни у деревьев подъедают. Надоели все. Один раз пришел я в лес, да как закричал: «Уходите все из леса. Видеть вас не хочу!». Они и ушли. Хорошо стало в лесу: никто не летает, не прыгает, не жужжит. Только вот листья на деревьях пожелтели, цветы перестали цвести, птицы улетели, звери разбежалась. Почему, не пойму. Может, вы мне поможете разобраться?»

- Ребята, почему же случилась беда в Незнайкином лесу? Дети высказываются.

- Правильно, все в лесу взаимосвязано: не стало букашек, комаров  улетели птицы, а птиц не стало - развелось гусениц видимо-невидимо, погрызли листву, траву, засох лес. Мы с вами напишем письмо Незнайке и объясним ему, как поступить.

- Лес - богатство нашей родины надо беречь и охранять его. Как вы думаете, сможет человек прожить без леса? (Дети высказываются.)

                                Слушание музыки П. Уинтера «Волчьи глаза»

Беседа по содержанию музыки: что музыка передаёт, какие чувства дети испытывали при прослушивании?

- Что дает лес людям? (Ответы детей).

-Правильно, человек не может прожитъ без леса, ведь лес дает свежий воздух, защищает поля и луга от сухих ветров, дает древесину, дрова, дарит вкусные ягоды, грибы, орехи, много в лесу растет и лекарственных трав. Вот почему лес надо беречь.

В заключение занятия дети вспоминают пословицы и поговорки о лесе:

- Рощи да леса - всему свету краса.

- По лесу ходи - под ноги гляди.

- Лес не школа, а всех учит.

- Лес и вода-брат и сестра.

- Срубили кусты -прощай птицы.

- Не высок лесок, а от жары защита и др.

Анализ работы:

   На занятии у детей сформировались представления о том, как выглядит то или иное животное и птица, об их голосах, об их повадках. У воспитанников значительно возрос интерес к звучанию голосов животных и птиц. Они внимательно вслушивались в голоса  обитателей леса, а затем на прогулке обращали на местных птиц особое внимание.

Дети на заключительном этапе занятия, показали как запомнили облик птиц и смогли  составить рассказ по информации. которую только что узнали.

Дети замечательно справились с заданием по конструированию скворца из геометрических деталей чёрного цвета.

 У детей сформировалась познавательная активность и мыслительные операции. Они устанавливали причинно – следственные связи и закономерности . После занятия и прослушивание музыки дети почувствовали свою причастность к природе и жизни её обитателей.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект "Письмо из леса".

Знакомство с составом числа 6,закрепление порядкового счета....

Конспект занятия "Краса леса - деревья"

Ф.И.О. Ковшова Альбина ВладимировнаДолжность, образовательное учреждение Старший воспитатель Муниципального бюджетное дошкольного образовательного учреждения детского сада № 10 «Белочка» комбинированн...

План-конспект НОД "Животные леса - наши друзья"

Интегрированное занятие  по художественно-эстетическому развитию детей средней группы...

Презентация к конспекту "Что в лесу опасно"

В этой презентации представлены разнообразые картинка про лес,то что произростает в лесу(съедобное и что нельзя есть),опасные насекомые,которые могут угрожать человеку....

Конспект НОД "В лесу родилась елочка"

Конспект НОД "В лесу родилась елочка"...

Конспект занятия В лесу родилась елочка

Познавательное занятие для детей раннего возраста  "В лесу родилась елочка"...