НОД в подготовительной группе
план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа) по теме

Опытно- эксперементадльная деятельность старшых дошкольников

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zanyatie_po_teme_vulkan.docx18.55 КБ

Предварительный просмотр:

"Извержение вулкана"

(поисково-исследовательская деятельность)

Цель:

Познание:

обогащать сознание детей новым содержанием, способствующим накоплению представлений об окружающем мире;

расширять представление детей об объектах и явлениях неживой природы;

развивать активность, инициативность и самостоятельность в познавательной деятельности.

Коммуникация:

расширить словарный запас на основе формирующихся у детей богатых представлений о мире, активизировать их в самостоятельных высказываниях;

активизировать словарный запас в речевой практике: лава, вулкан, вулканологи, пепел, спящий вулкан, действующий вулкан, потухший вулкан и т.д.

Социализация:

 воспитывать интерес и стремление к созидательному познанию окружающего мира

создать условие в рамках занятия для самостоятельной познавательной активности детей.

поддерживать стремление ребенка активно вступать во взаимодействия со сверстниками и взрослыми;

формировать равноправные, доброжелательные отношения  между сверстниками;  

Здоровье: укреплять здоровье детей, используя здоровьесберегающие технологии.

Проблемный вопрос: Что такое вулкан?

Гипотезы: 1.  Вулкан -это огнедышащая гора.

                   2. Вулкан- это обычная гора.

Оборудование:

картинки с изображением вулканов;                                      

поддоны;

видеофильм;

сода;

лимонная кислота;

сухая красная краска;

моющая жидкость;

чайные ложки;

пипетки;

стаканчики с водой;

салфетки

наглядность:  картинки с явлением природы,

предварительная работа: знакомство с явлениями природы.

Ход НОД.

Здравствуйте ребята. Я рада встрече с вами.  Меня зовут…

Давайте порадуемся солнцу и птицам,

Давайте порадуемся улыбчивым лицам,

Доброе утро скажем друзьям. …

Доброе утро скажем гостям, ….

- Мои дети очень любят наблюдать явления природы. А какие явления природы вы любите наблюдать? …  (картинки)

Мои дети приготовили для вас загадку. Какое явление природы мы с вами можем наблюдать и весной, и летом, и осенью? … (…..)

Если дети затрудняются, педагог использует загадку


Давайте я вам помогу. Отгадайте загадку:



Мочит поле, лес и луг,



 Город, дом и всё вокруг!



 Облаков и туч он вождь,



 Ты же знаешь, это - ...



                                    ДОЖДЬ


- Но говорить мы будем не о дожде. О чем? О  таком таинственном, загадочном, удивительном и грозном явлении природы, как «извержение вулкана».

- Послушайте интересную легенду.

«Жил на свете бог по имени Вулкан и нравилось ему кузнечное дело  – стоять у наковальни, бить тяжелым молотом по железу, раздувать огонь в горне.  Построил он себе кузнецу внутри высоченной горы. А гора стояла прямо посреди моря. Когда вулкан работал молотом, гора дрожала от верхушки до основания, а грохот и гул разносились далеко вокруг. Из отверстия на вершине горы с оглушительным ревом летели раскаленные камни, огонь и пепел.

С тех пор люди все огнедышащие горы стали называть «вулканами». «Вулкан работает»  – со страхом говорили люди, и уходили жить подальше от этого места.

- В наше время, чтобы не случилось беды, ученые специально наблюдают за вулканами. Свои наблюдения они снимают с помощью видио-камеры.

- Я приглашаю вас в кинотеатр. Жест.  Проходите. Усаживайтесь. …

Просмотр сопровождается пояснениями  педагога.




2фрагмент: - Лава это растопленные камни. Она  течет вниз по склону и вытекает очень- очень далеко от вулкана. По пути она сжигает траву и деревья, уничтожает все живое  и неживое, превращая в пепел. Когда лава утечет далеко от вулкана,  она застывает и превращается в камни.





3 фрагмент:  Посмотрите как выглядит извержение вулкана ночью. Как течет огненная река  лавы.  




- С чего начинается извержение вулкана? …(Сначала появляется … дым)

- Что происходит дальше? …( взрыв, лава)

- Как растекается лава? …(…)

- Что остается после извержения вулкана? … (застывшие камни, сгоревшие деревья) …

- Мы наблюдали с вами действующий вулкан. А еще бывают спящие и потухшие.

- Как вы думаете, какой вулкан называют спящим? … Спящий  - это вулкан, который имеет вид обычной горы, но может в любой момент взорваться огненной лавой.

- Я попыталась сделать макет спящего вулкана. Выставляет

- Похоже? … Чем? … (формой, сверху есть дырка). Вулкан конусообразной формы.

Верхняя часть с  воронкой. Это кратер вулкана.

- Кратер вулкана – это огромная чаша с крутыми склонами, а на дне – красновато – оранжевая пасть – это жерло, дыра, уходящая глубоко в землю.

- Наблюдать извержение вулкана интересно.  Безопаснее это делать в кинотеатре. А еще  можно сделать макет вулкана и понаблюдать за извержением лавы, оживив вулкан.

- Прежде чем провести опыт по оживлению вулкана, хотелось бы проверить умеете ли вы быть внимательными, осторожными, не делать запрещенных движений.

Игра называется «Запрещенные движения». Правило: запрещено делать вот такие движения ….. Будьте внимательны, я буду показывать и запрещенные движения.

- Все старились быть внимательными. Значит, и во время опыта будете работать осторожно и аккуратно, следуя инструкции.

-  Посмотрите,  на столах размещены макеты вулканов и оборудование, которое поможет нам их разбудить.

 

- Чтобы не навредить себе и окружающим, будем работать по схеме, соблюдая правила безопасного поведения.

- Надо работать аккуратно:

ничего не брать в рот-  символ

осторожно насыпать порошок -  символ

осторожно наливать воду -  символ

лавы не трогать -  символ

использовать салфетку-  символ

- Чтобы разбудить вулкан, надо:

положить 1 ложку красного волшебного порошка-  символ 

накапать  пипеткой 5 капель желтой жидкости  -  символ

добавить воды не больше 4 ложек-  символ

- Извержение начинается после того, как добавили воду, но не сразу. Надо проверить, сколько ложек воды добавить, чтобы лава потекла.

- Занимаем рабочие места. У каждого свой макет вулкана, мерные ложка и пипетка. Схема проведения опыта, красный порошок, желтая жидкость, вода и схема лежат в центре на двоих. Надо будет договариваться, чтобы не помешать другому аккуратно провести опыт.

- итак, что нам надо проверить? … Надо проверить, сколько ложек воды добавить, чтобы лава потекла.

Дети проводят опыт. Воспитатель консультирует,  следит за соблюдением правил безопасного поведения.

- Какие красивые, замечательные, необычные вулканы вы оживили.

- После,  какой по порядку ложки стала появляться лава? …

- У кого очень быстро изливалась лава? …

- Когда быстрее изливалась лава, после трех или четырех ложек? … Значит,  чтобы подольше понаблюдать, лучше положить три ложки воды.

 - Итак, мы сегодня говорили об извержении вулкана. Вам понравилось? … А  не сможете ли вы рассказать об этом другим детям группы? … Я думаю, что у вас все получиться.  А для этого  я дарю вам  фотографии вулкана, схему опыта, состав для опыта  и макет вулкана.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по основам безопасности для детей подготовительной группы: «Дорожная грамота». Конспект занятия по основам безопасности для детей подготовительной группы: «Дорожная грамота».

АннотацияВсе мы – родители, воспитатели пытаемся ответить на вопрос: «Как обеспечить безопасность и здоровый образ жизни нашим детям?»         Ребенок поп...

Конспект открытого занятия в подготовительной к школе группе Конспект открытого занятия в подготовительной к школе группе Конспект занятия в подготовительной группы педагога-психолога со слабослышащими детьми

Дата проведения:  21  февраля  2012  г. Участники:   дети подготовительной группыПроводит:  педагог-психолог Панова  М.М.Цель:способствовать формиров...

Конспект родительского собрания в подготовительной группе на тему «Себя, как в зеркале, я вижу…» (подготовительная группа).

Цель: показать родителям, что их ребенок 6 – 7 лет проходит непростой период в жизни, учить их смотреть на мир его глазами, постараться понять его, оказать поддержку....

Конспект итогового мероприятия в подготовительной группе на тему «Русская матрёшка» Воспитателя подготовительной группы; Тарасенко В.В.

Цель: Закрепить у детей представления о произведениях декоративно-прикладного искусства, в частности о русской матрёшке....

Картотека игр и экспериментов с водой старшая и подготовительная группа.ИГРЫ И ЭКСПЕРИМЕНТЫ С ПЕСКОМ В СТАРШЕЙ И ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ ГРУППЕ.КАРТОТЕКА ИГР И ЭКСПЕРИМЕНТОВ С ВЕТРОМ И ВОЗДУХОМ В СТАРШЕЙ-ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ ГРУППЕ.

Картотека игр и экспериментов с водой старшая и подготовительная  группа. ИГРЫ  И ЭКСПЕРИМЕНТЫ С ПЕСКОМ В СТАРШЕЙ И ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ ГРУППЕ.КАРТОТЕКА ИГР И ЭКСПЕРИМЕНТОВ С ВЕТРОМ И ВОЗД...

Картотека игр и экспериментов с водой старшая и подготовительная группа.ИГРЫ И ЭКСПЕРИМЕНТЫ С ПЕСКОМ В СТАРШЕЙ И ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ ГРУППЕ.КАРТОТЕКА ИГР И ЭКСПЕРИМЕНТОВ С ВЕТРОМ И ВОЗДУХОМ В СТАРШЕЙ-ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ ГРУППЕ.

Картотека игр и экспериментов с водой старшая и подготовительная  группа. ИГРЫ  И ЭКСПЕРИМЕНТЫ С ПЕСКОМ В СТАРШЕЙ И ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ ГРУППЕ.КАРТОТЕКА ИГР И ЭКСПЕРИМЕНТОВ С ВЕТРОМ И ВОЗД...

Перспективный план с родителями подготовительной группы "Солнышко", перспективный план с родителями старшей логопедической группы "Кораблик", родительское собрание в подготовительной к школе группы "Умка"

ЦРодительское собрание в подготовительной группеТема: «Через год – первоклашка»Цель: Обогащение воспитательного опыта, знаний родителей по вопросу готовности ребенка ...