ЭКСПЕРИМЕНТЫ И ОПЫТЫ С ОБЪЕКТАМИ ПРИРОДЫ В ЭКОЛОГИЧЕСКОМ ОБРАЗОВАНИИ ДОШКОЛЬНИКОВ
план-конспект занятия по окружающему миру (средняя группа) на тему

Морозова Надежда Сергеевна

 

Актуальность

 

   Занимательные опыты, эксперименты вызывают у детей интерес к объектам живой и неживой природы, побуждают их к самостоятельному поиску причин, способов действий, проявлению творчества, а также стимулируют их активность в процессе познания окружающего мира.

 

Данная работа направлена на развитие поисково-познавательной деятельности детей и предполагает решение следующих задач:

 - формирование у детей дошкольного возраста диалектического мышления, т.е способности видеть многообразие мира в системе взаимосвязей и взаимозависимостей;

 - развитие собственного познавательного опыта в обобщенном виде с помощью наглядных средств( эталонов, символов, условных заместителей, моделей);

 - расширение перспектив развития поисково-познавательной деятельности детей путем включения их в мыслительные, моделирующие и преобразующие действия;

 - поддержание у детей инициативы, сообразительности, пытливости, критичности, самостоятельности.

 

Организация работы идет по трем взаимосвязанным направлениям:

1.Живая природа (характерные особенности сезонов в разных природно-климатических зонах, многообразие живых организмов как приспособление к окружающей среде, взаимосвязи и взаимозависимости растений и животных)

 

2.Неживая природа (воздух, вода, почва, электричество, звук, вес, цвет и др).

 

3. Человек(функционирование организма, рукотворный мир: материалы и их свойства, преобразование предметов и др)

 

Все темы усложняются по содержанию, задачам, способам их реализации (информационные, действенно-мыслительные, преобразовательные).

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon doklad_na_pedagogicheskom_sovete_na_temu.doc48 КБ

Предварительный просмотр:

Доклад на педагогическом совете на тему:

ЭКСПЕРИМЕНТЫ И ОПЫТЫ С ОБЪЕКТАМИ ПРИРОДЫ В ЭКОЛОГИЧЕСКОМ ОБРАЗОВАНИИ ДОШКОЛЬНИКОВ

Воспитатель: Морозова Н.С.

МДОУ д/с комбинированного вида №4 "Березка"

22 марта 2012г

Актуальность

   Занимательные опыты, эксперименты вызывают у детей интерес к объектам живой и неживой природы, побуждают их к самостоятельному поиску причин, способов действий, проявлению творчества, а также стимулируют их активность в процессе познания окружающего мира.

Данная работа направлена на развитие поисково-познавательной деятельности детей и предполагает решение следующих задач:

 - формирование у детей дошкольного возраста диалектического мышления, т.е способности видеть многообразие мира в системе взаимосвязей и взаимозависимостей;

 - развитие собственного познавательного опыта в обобщенном виде с помощью наглядных средств( эталонов, символов, условных заместителей, моделей);

 - расширение перспектив развития поисково-познавательной деятельности детей путем включения их в мыслительные, моделирующие и преобразующие действия;

 - поддержание у детей инициативы, сообразительности, пытливости, критичности, самостоятельности.

Организация работы идет по трем взаимосвязанным направлениям:

1.Живая природа (характерные особенности сезонов в разных природно-климатических зонах, многообразие живых организмов как приспособление к окружающей среде, взаимосвязи и взаимозависимости растений и животных)

2.Неживая природа (воздух, вода, почва, электричество, звук, вес, цвет и др).

3. Человек (функционирование организма, рукотворный мир: материалы и их свойства, преобразование предметов и др)

Все темы усложняются по содержанию, задачам, способам их реализации (информационные, действенно-мыслительные, преобразовательные).

Примерные эксперименты и опыты с объектами неживой природы  

                                                                                                                               Вода

Поисково-познавательная деятельность в младшей группе

Узнаем, какая вода

Цель - выявить свойства воды: прозрачная, без запаха, льется, в ней растворяются некоторые вещества, имеет вес, разную температуру.

Материал  - три одинаковые прозрачные ёмкости, закрытые крышками:         1-пустая, 2-с водой, 3 - чай, стаканчики для детей

Вместе с воспитателем выявляют свойства воды.

Кому нужна вода.

Растениям, животным, человеку. (зачем)

Изготовление цветных льдинок

Цель: познакомить, что вода замерзает на холоде, что в ней растворяется краска.

Поисково-познавательная деятельность в средней группе

Окрашивание воды

Цель: выявить свойства воды: может быть разной температуры(теплая и холодная), может нагревать другие вещества, чем теплее вода, тем быстрее в ней растворяется вещество.

Изготовление цветных льдинок

Цель: познакомить с двумя агрегатными состояниями воды - жидким и твердым, выявить свойства и качества воды: превращается в лед, теплая вода замерзает медленнее, чем холодная, принимает форму емкости.

Взаимодействие воды и снега

Цель: познакомить с двумя агрегатными состояниями воды, выявить свойства воды: чем выше ее температура, тем в ней быстрее, чем на воздухе тает снег. Если в воду положить лед, снег или вынести на улицу, то она станет холодной. Сравнить свойства снега и воды: прозрачность, текучесть, хрупкость, твердость; проверить способность снега под действием тепла превращаться в жидкое состояние.

! Взрослый утверждает, что может удержать в руках и не пролить воду.

Вода теряет прозрачность, когда в ней растаял снег, увеличивается количество воды.

Поисково-познавательная деятельность в старшей группе.

Помощница вода (Умная галка)

Цель: Использовать знания о повышении уровня воды для решения познавательной задачи. Познакомить с тем, что уровень воды повышается, если в воду класть предметы.

Сравниваются свойства воды, льда и снега, выявляются особенности их взаимодействия.

Куда делась вода?

Цель: выявить процесс испарения воды, зависимость скорости испарения от условий.

Откуда берется вода?

Цель: познакомиться с процессом конденсации.

Материал: емкость с горячей водой, охлажденная металлическая крышка

Вывод: процесс превращения пара в воду происходит при охлаждении пара.

Водяная мельница

Цель: познакомить с силой воды.

Материал: вертушка, емкость с водой.

Вывод: падающая вода обладает силой и надо увеличить поток воды, чтобы вращение было быстрее.

Поисково-познавательная деятельность в подготовительной к школе группе

Замерзание жидкостей

Цель: познакомить с различными жидкостями. Выявить различия в процессах замерзания различных жидкостей

Материал: емкости с обычной и соленой водой, молоком, соком, растительным маслом.

Изменение объема жидкостей

Цель: выявить изменение объема жидкости при замерзании.

Материал: бутылки с пробками

Дети заливают бутылки водой: одну доверху, другую -  нет, закрывают их крышками и выносят на мороз. После полного замерзания вносят их в помещение и выясняют, как изменились обе бутылки, почему дно у одной из них стало выпуклым.

Круговорот воды

Цель: познакомить с круговоротом воды в природе

Материал: прозрачная мерная емкость с прозрачной крышкой.

Дети кладут в емкость кусок льда или снега, закрывают ее целлофаном и закрепляют герметично вкруговую резинкой, ставят в тепло. Длительное время наблюдают таяние льда и конденсацию воды.

Воздух

Поисково-познавательная деятельность в младшей группе

Что в пакете?

Цель: обнаружить воздух в окружающем пространстве.

Материал: полиэтиленовые пакеты

Вывод: воздух прозрачный, невидимый, легкий

Игры с соломинками и воздушными шариками

Цель: познакомить с тем, что внутри человека есть воздух и обнаружить его.

Надувание мыльных пузырей.

Цель: обнаружить воздух

Поисково-познавательная деятельность в средней группе

Сравнение воздуха и воды

Цель: выявить свойства воздуха, выявить сходства и различия со свойствами воды.

Вывод: вода тяжелее воздуха, льется, в ней растворяются некоторые вещества; воздух невесом, невидим и т.д.

Поисково-познавательная деятельность в старшей и подготовительной к школе группе

Сухой из воды №1

Цель: определить, что воздух занимает место.

Материал: емкость с водой, стакан с прикрепленной на дне салфеткой.

Вывод: салфетку в стакане помешал намочить воде, находящийся в нем воздух.

Сухой из воды №2

Цель: определить, что воздух занимает место.

Материал: емкости с водой, деревянные бруски, банки.

Вывод: можно погрузить брусок в воду, не намочив его (закрыв банкой)-в банке находится воздух.

Реактивный шарик, вертушка

Цель: выявить, что воздух обладает упругостью.

Соломенный буравчик

Цель: выявить, что воздух обладает упругостью. Понять, как может использоваться сила воздуха.

Материал: сырые картофелины, соломинки для коктейля.

Вывод: если закрыть отверстие соломинки, находящийся в ней воздух не даст ей сломаться и она легко воткнется в картофель.

Свечка в банке

 Цель: выяснить, что при горении изменяется состав воздуха (для горения нужен кислород). Познакомить со способами тушения огня.

Наблюдения за объектами живой природы производятся во всех возрастных группах детей.

Цель определить факторы внешней среды, необходимые для жизнедеятельности животных, роста и развития растений.

Вода, свет, тепло  - основные условия роста и развития живых организмов.

Экспериментальная деятельность, направленная на выявление благоприятных факторов в результате длительных наблюдений.

( посадка лука и других растений, проращивание семян и клубней, наблюдение за черенками растений, веточками, поставленными в воду)

Вывод в различных условиях растения развиваются по-разному, необходимо создавать благоприятные условия.

Наблюдения за животными выявляют зависимость их жизнедеятельности от внешних условий.

Пример: наблюдение за перелетными и зимующими птицами, земноводными и насекомыми.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ЭКСПЕРЕМЕНТАЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ С ОБЪЕКТАМИ ПРИРОДЫ В ЭКОЛОГИЧЕСКОМ ОБРАЗОВАНИИ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ.

В каждом маленьком ребенке — И мальчишке, и девчонке Есть по двести грамм взрывчатки Или даже пол кило. Должен он бежать и прыгать, Все хватать, ногами дрыгать, А иначе он взорвется, Трах-бабах... и н...

«Взаимодействие с социумом, как одна из форм экологического образования дошкольников» ( из опыта работы)

В данной статье рассматривается проблема взаимодействия ДОУ с социумом  по экологическому образованию детей  старшего дошкольного возраста. Особое внимание уделяется использованию таких дида...

Значение наблюдения как метода познания природы и экологического образования дошкольников.

Наблюдение является методом чувственного познания природы. Обеспечивает прямой контакт с природой, живыми предметами, окружающей средой....

Значение природы в экологическом образовании дошкольников.

Экологическое образование дошкольников создает формирует таких ценности как: связная речь, достоверность, доказательность, последовательность, четкость. Ребенок учится рассуждать, рассказывать, описыв...