«Взаимодействие с социумом, как одна из форм экологического образования дошкольников» ( из опыта работы)
статья (старшая группа) на тему

В данной статье рассматривается проблема взаимодействия ДОУ с социумом  по экологическому образованию детей  старшего дошкольного возраста. Особое внимание уделяется использованию таких дидактических пособий, как дидактические тетради. В статье раскрывается содержание и понятия этих дидактических тетрадей для закрепления экологических знаний  старших дошкольников. Такой взгляд использования дидактических  тетрадей будет интересен  педагогам образовательных учреждений и родителям воспитанников.

Скачать:


Предварительный просмотр:

«Взаимодействие  с социумом, как одна из форм экологического образования дошкольников» ( из опыта работы)

Шагалова Елена Геннадьевна

Старший воспитатель

МБДОУ Воротынский детский сад №6 «Золотой ключик»

Нижегородская область

      В настоящее время из–за ухудшения состояния окружающей среды возникла необходимость в повышении экологической грамотности каждого человека независимо от его возраста и профессии. Вышли такие важные документы, как «Указ Президента РФ об охране окружающей среды и обеспечении устойчивого развития», закон РФ «Об охране окружающей природной среды», закон «Об образовании». В связи с этим в стране активно создается система непрерывного экологического образования населения. Начальным звеном этой системы является дошкольное учреждение. Дошкольный возраст – важный этап в развитии личности. Это период начальной социализации ребенка, приобщения его к миру культуры и общечеловеческих ценностей, время установления начальных отношений с ведущими сферами бытия: миром людей и природы. Анализ планирования воспитательно-образовательной работы по экологическому воспитанию детей, наблюдение педагогического процесса, а также изучение созданной образовательной среды в ДОУ выявили ряд проблем, препятствующих развитию экологических представлений в полном объеме, как это предусматривают авторы программы «От рождения до школы». К тому же, согласно ФГОС ДО, предъявляемым к дошкольным образовательным организациям, необxодимо развивать не только способности ребенка к умственной деятельности, но и формировать социальные, коммуникационные навыки. Это возможно в предоставлении воспитанникам через «выход в социум», то есть конструктивное сотрудничество ДОО с  библиотекой. Поэтому наша работа построена на привлечении к образовательной деятельности социальных партнеров, имеющих образовательный, научный, познавательный потенциал: Воротынская центральная детская библиотека. 
Создаются  условия для развития индивидуальных особенностей и самостоятельности у ребенка – дошкольника. Обязательное условие здесь – это повышение квалификации педагогов и уровня знаний родителей.
1.Обеспечение условий для ознакомления детей старшего дошкольного возраста с флорой и фауной Нижегородского края;

2.Создание условий для обеспечения ранней социализации дошкольников;

3.Укрепление партнёрских отношений с районной детской библиотекой;

        Наша работа направлена на формирование познавательно-речевой деятельности детей старшего дошкольного возраста.    Используя  интегрированный подход  для старших дошкольников, в котором рассматривается многообразие форм, красок, взаимосвязей природного мира, основные методы и пути его познания через книгу, развиваются эстетическое восприятие и художественно-образное мышление старших дошкольников.

     Данная  работа  создаёт  условия для формирования ценностного отношения старших дошкольников к жизни, к природе, для воспитания основ экологической ответственности как важнейшего компонента экологической культуры. Основной частью работы состоит в  формирование у детей научно-познавательного, эмоционально-нравственного, практического отношения к окружающей среде, к своему здоровью на основе единства чувственного и социального окружения человека. Дети учатся наблюдать за изменениями, происходящими в природе и делать вывод.

Цель работы: вызвать у дошкольников устойчивый интерес к природе, к художественной литературе русских писателей и поэтов, экологии родного края через книгу; создание гармоничного развития природы и важности её сохранения. Задачи: 

  • формировать  систему научных знаний, направленных на познание процессов и результатов взаимодействия человека, общества и природы, экологических ценностных ориентаций, норм и правил в отношении к природе, потребности в общении с природой и готовности к природоохранительной деятельности; воспитание у детей бережного отношения к природе через чтение xудожественных произведений.
  • развивать познавательный интерес детей к природе, желание активно изучать природный мир;
  • обогащать представление детей о природе родного края и различных природных зон, о многообразии природного мира, причинах природных явлений, об особенностях существования животных  и растений в сообществе, о взаимодействии человека и природы;
  • воспитывать нравственные чувства, выражающиеся в сопереживании природе, и эстетические чувства, связанные с красотой природного мира;
  • воспитывать основы гуманно-ценностного отношения детей  к природе через понимание ценности природы, ориентацию на оказание помощи живым существам, сохранение природных объектов ближайшего окружения, проявление ответственности за свои поступки.

      Эта работа базируется на использовании разнообразных методов и совокупности приемов, форм деятельности:

  • Выразительное чтение и рассказывание;
  • Беседа и обсуждение;
  • Игры: дидактические, ролевые, словесные;
  • Художественное творчество ( рисование, лепка, аппликация, ручной труд);
  • Комплексное использование книг, мультимедийных презентаций;
  • Часть занятий отведена экологическим играм и викторинам, практическим занятиям.
  • Комментированное чтение , чтение с остановками.
  • Мультипликационных фильмов по произведениям детских писателей;
  • Творческие задания литературного и изобразительного xарактера, направленные на познавательно-речевое развитие воспитанников.            Спецификой является подход к выбору педагогических средств реализации содержания, учитывающий действенную, эмоционально-поведенческую природу старшего дошкольника. На занятиях создается  эмоционально-положительная  творческая атмосфера, организуется диалогическое общение с детьми о взаимодействии с природой. В соответствии с таким подходом содержание работы реализуется через создание проблемных ситуаций на занятиях, ситуации эмпатии во взаимоотношениях с природой, ситуации оценки и прогнозирования последствий поведения человека, ситуации свободного выбора поступка по отношению к природе. Практическая, деятельностная  направленность работы осуществляется через исследовательские задания, игровые задания, художественно-эстетическое творческое развитие детей.  Особое значение в методике проведения занятий придается искусству постановки вопросов. Это связано с тем, что объяснить свои чувства, свое интуитивное понимание того, что открыто внутреннему взору, ребенок не всегда способен самостоятельно. Поэтому стремимся с помощью системы вопросов «продвинуть» ребенка от подсознательного понимания к  осознанному открытию произведения. Система вопросов органично вырастает из библиотечных занятий  и помогает последовательно выделять ключевые фрагменты, образы, слова, в которых выражены главные мотивы. Проблемы, идеи изложенного на занятиях.

     В результате  взаимодействия детского сада с Воротынской центральной детской библиотекой  развивается у детей устойчивый интерес к природе, к художественной литературе русских писателей и поэтов, экологии родного края через книгу, умения вести диалог, делать самостоятельные выводы, умозаключения. Средствами эффективного усвоения  этой работы являются ролевые игры, творческие задания. Итогом стало совместное создание библиографических рабочих тетрадей  по временам года, где дети закрепляют свои знания и представления о временах года и явлениях природы.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для педагогов "Экологическая тропа как форма экологического образования дошкольников"

В содержание данной консультации входят: цели и задачи экологической тропы, типы и этапы создания, организация работы с детьми, методика по организации работы на тропе....

Организация зоны природы в ДОУ, как одна из форм экологического воспитания дошкольников»

.Познакомить детей с природой, воспитать любовь к ней в первую очередь поможет уголок природы детского сада, где содержатся комнатные растения и некоторые животные .Обитателей уголка природы дети видя...

Эколого-психологический тренинг – одна из форм экологического образования дошкольников

Эколого-психологический тренинг - комплексная форма экологического образования, основанная на общей методологии социально-психологических тренингов и направленная на коррекцию и развитие отношений реб...

Модель биоценоза как одна из форм экологического образования дошкольников

В статье раскрывается тема использование наглядного моделирования как средство развития логического мышления, сущность и функции метода моделирования, алгоритм обучения моделированию. Освещена тема мо...

Доклад на тему «Исследовательская деятельность как форма воспитания экологической культуры дошкольников» (из опыта работы)

Цель и задачи проведения работы по ознакомлению детей раннего возраста с окружающим миром через детское экспериментирование:Цель:Формирование экологической культуры у детей через исследовате...

Консультация "Кружок «Юные журналисты» – как одна из форм знакомства с профессиями" (из опыта работы)

Сегодня наиболее яркими, развивающими, интересными, значимыми для детей является такая форма работы, которая бы сделала главным участником педагогического процесса самого ребенка, получающего информац...

Методическое пособие «Модель биоценоза как одна из форм экологического образования дошкольников»

Актуальность темы в том что моделирование является эффективным способом формирования у дошкольников экологических понятий, поскольку дает возможность демонстрировать процессы, которые нельзя показать ...