Конспект интегрированногозанятия по изобразительной деятельности на тему:«Полхов – майданские матрешки»
план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа) по теме

Программное содержание:

  • Закреплять знания детей об истории рождения русской деревянной матрёшки.
  • Умение различать разнообразие видов данной игрушки: Сергиев – Посадская (Загорская) матрёшка, Полхов – Майданская, Семёновская, Вятская.
  • Формирование эмоциональной отзывчивости на восприятие деревянной матрёшки, как символ русского народного искусства.
  • Формировать и развивать эстетически – творческие возможности детей в процессе интеграции разнообразных видов деятельности: словесной, исторической, экологической, художественной, игровой.
  • Закреплять знания и умения при изготовлении матрешки из пластического материала.
  • Формировать технические умения и навыки кистевой росписи, путём “наложения” цвета (жёлтый, синий, алый).
  • Формировать эстетическое отношение к Декоративно - Прикладному Искусству.
  •  Умение выделять характерные особенности Полхов – Майданских игрушек –

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспект интегрированногозанятия по изобразительной деятельности на тему:

«Полхов – майданские матрешки.»

Программное содержание:

  1. Закреплять знания детей об истории рождения русской деревянной матрёшки.
  2. Умение различать разнообразие видов данной игрушки: Сергиев – Посадская (Загорская) матрёшка, Полхов – Майданская, Семёновская, Вятская.
  3. Формирование эмоциональной отзывчивости на восприятие деревянной матрёшки, как символ русского народного искусства.
  4. Формировать и развивать эстетически – творческие возможности детей в процессе интеграции разнообразных видов деятельности: словесной, исторической, экологической, художественной, игровой.
  5. Закреплять знания и умения при изготовлении матрешки из пластического материала.
  6. Формировать технические умения и навыки кистевой росписи, путём “наложения” цвета (жёлтый, синий, алый).
  7. Формировать эстетическое отношение к Декоративно - Прикладному Искусству.
  8. Умение выделять характерные особенности Полхов – Майданских игрушек –

.Ход занятия

В кабинете стоят яркие силуэты матрёшек разных видов: Семёновские, Загорские (Сергие–Посадские), Полхов – Майданские, Вятские. На столах у детей принадлежности для лепки матрёшек, а так же их росписи. На мольбертах демонстрационный материал с изображением разных видов матрёшек, а так же изображение первой Японской матрёшке и первой русской. На столе у педагога выставка матрёшек разных видов, которые состоят из несколько составляющих. Наглядное пособие “Египетский саркофаг”, выполненное из бумаги в соответствии формы матрёшки.“Экологическая мастерская”: изображение токарного станка, стружки, опилки, деревянная заготовка из которой изготавливают матрёшку,крахмальный клей, краски. Приспособление с одеждой для подвижной игры “Оденем матрёшку”.

Педагог вместе с детьми подходит к выставке деревянных игрушек – матрёшек, затем читает стихотворение – загадку:

Словно репка, она крутобока,
И под алым платочком на нас
Смотрит весело, бойко, широко
Парой чёрных смородинок - глаз.

Алый, шёлковый платочек,
Яркий сарафан в цветочек,
Упирается рука в деревянные бока,
А внутри секреты есть:
Может три, а может шесть.
Разрумянилась немножко –
Наша русская … (матрёшка)

- “Ребята, сегодня мы подведём итоги об истории матрёшки, всё то, что мы с вами: рисовали, изучали,узнавали о ней”.

Та-ра-рушки,
Та-ра-рушки –
Это русские игрушки,
Очень славные,

Да забавные, да нарядные, не – на – глядные…

Русская матрёшка

Педагог задаёт ребятам вопросы:

- “А что вы знаете о первой русской матрёшке?” “Как она получила это имя?” “Что оно означает?”

Первая матрешка изображала девочку в сарафане с петухом в руках. Появилась матрёшка, в правление царя Николая -2 из рода Романовых.

Вопросы: “Кто первый токарь и художник, которые создали эту матрёшку?” По образу этой игрушки токарь Василий Звёздочкин выточил фигурку,художник Сергей Малютин расписал её.

Игрушка состояла из восьми фигурок. За девочкой шел мальчик затем, девочка и т.д. Все они чем-нибудь отличались друг от друга, а последняя,восьмая, изображала завернутого в пеленки младенца. Матрёшка – это символ русского духовного изобилия, а так же великолепное изделие Декоративно – Прикладного Искусства!

Виды матрёшек

Роспись матрешек становилась все красочней, разнообразней. Изображали девушек в сарафанах, в платках, с корзинами, узелками,букетами цветов. Появились матрешки ,изображающие пастушков со свирелью. Матрёшка становилась известным Русским сувениром.

В качестве сюжетов росписи матрешек использовались и литературные произведения русских классиков: “Сказка о царе Салтане ”,“Сказка о рыбаке и рыбке” А.С. Пушкина, “Конек -Горбунок ” П.П. Ершова и другие…

Сейчас матрешки создают народные мастера разных регионов России. Отличаются они пропорциями токарной формы, росписью, которая ориентирована на демонстрацию особенностей национальной женской одежды, характерным цветом и деталями костюма.

Мастерская по изготовлению матрёшек

Педагог предлагает ребятам пройти в “условную мастерскую”, где изготавливались матрёшки.

На столе разложены предметы, инструменты,краски, кисти которыми изготавливают матрёшек, а так же стружки и опилки, деревянные заготовки для матрешек, изображение токарного станка. Дети“мастера” рассказывают стихотворения и стоят рядом с “условной мастерской” показывая на изделия:

Восемь кукол деревянных,
Круглолицых и румяных,
В разноцветных сарафанах
На столе у нас живут,
Всех матрёшками зовут.

Кукла первая толста,
А внутри она пуста.
Разнимается она на две половинки.
В ней живёт ещё одна
Кукла в серединке.
Эту куколку открой
Будет третья во второй.

Половинку отвинти,
Плотную, притёртую-
И сумеешь ты найти
Куколку четвёртую.

Вынь её да посмотри,
Кто в ней прячется внутри.
Прячется в ней пятая
Куколка пузатая.

В ней живёт шестая.
А в шестой- седьмая,
А в седьмой- восьмая.
Эта кукла меньше всех,
Чуть “ побольше”, чем орех.

Вот, поставленные в ряд
Сёстры куколки стоят.
Сколько вас? – у них мы спросим.
И ответят куклы: - восемь.

Педагог предлагает ребятам пройти снова за своё рабочее место. Дети разукрашивают матрешек по своему выбору

Игра “Оденем матрёшку”

Педагог предлагает ребятам сыграть в игру“Оденем матрёшку”. Для этого понадобится разделиться на две команды и выбрать две матрёшки (матрёшками будут сами дети). Одежда матрёшек, помещена в две большие корзины,вперемешку с другими костюмами, не соответствующими стилю одежды матрёшек. Игра сопровождается музыкальным сопровождением и ращитана, по времени на 5 -7 минут. Победила команда, правильно одевшая матрёшку.

Лепка матрёшек

Педагог предлагает детям попробовать себя в роли мастеров Декоративно – Прикладного Искусства и изготовить собственную матрёшку с последующей росписью под Полхов - Майдан.

Для этого понадобится: скульптурный пластилин,салфетки, гуашь, палитра, две кисти разного размера, баночка с водой, готовые матрёшки и образцы выполнения, а так же пособие с поэтапным выполнением росписи Полхов – Майдан.

Первый этап – лепка. Ребята из целого,круглого куска пластилина, вытягивают голову и сглаживают основание для того, что – бы матрёшка могла ровно стоять.

Физкультминутка предлагается педагогом, для того чтобы ребята могли зрительно отдохнуть для предстоящей работы.

Второй этап – роспись. Обратить внимание детей на особенности росписи, задавать наводящие вопросы: “Какие цвета использовались при росписи Полхов - Майданскойматрёшки и каким способом мастера добивались других цветов?”

Занятие на этом закончено.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект интегрированногозанятия по изобразительной деятельности на тему:«Полхов – майданские матрешки»

Программное содержание: Закреплять знания детей об истории рождения русской деревянной матрёшки. Умение различать разнообразие видов данной игрушки: Сергиев – Посадская (Загорская) матрёшка, Полхо...

Конспект занятия по изобразительной деятельности с использованием нетрадиционной техники рисования во второй младшей группе на тему: «Фартук для матрешки»

Сегодня популярен необычный подход к детскому художественному творчеству. Детям очень интересно использовать в рисовании необычные предметы, штампы.Представляю конспект занятия по изобразительной деят...

Конспект занятия по изобразительной деятельности " Платочек для матрешки"

Программные задачи:-Формировать способность к диалогической речи.-Учить называть основные цвета: красный ,желтый ,синий ,зеленый.-Закрепить понятие большая, маленькая. Учить классифицировать предметы ...

Конспект НОД по изобразительной деятельности "Матрешки"

Образовательная деятельность по росписи силуэта матрешки для детей старшего дошкольного возраста. Роспись по выбору детей....

Конспект занятия по изобразительной деятельности "Русская матрешка"

Конспект занятия по рисованию в старшей группе "Русская матрешка"...

Методическая разработка. Конспект НОД по изобразительной деятельности для детей старшей группы (по программе Т. С. Комаровой «Изобразительная деятельность в саду») Тема: «Дети гуляют зимой на участке»

Цель: поддерживать у детей интерес к изобразительной     деятельности. Основная образовательная область: «Художественно – эстетическая»Задачи НОД:Образо...

Конспект НОД по изобразительной деятельности в средней группе Тема: «Матрешки из Полхов- Майдана»

Воспитание интереса к истории России, народному творчеству на примере русской национальной игрушки....