Экологическое воспитание в семье
статья по окружающему миру по теме

Уласик Елена Николаевна

В данном материале представлены методические рекомендации по экологическому воспитанию в семье, раскрыто значение экологического воспитания в семье.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ekologiya.docx20.55 КБ

Предварительный просмотр:

Экологическое воспитание в семье


Осуществление экологического образования дошкольников в ДОУ будет более эффективным, если оно будет осуществляться совместно с родителями, будет являться частью семейного воспитания.

 К особенностям семейного воспитания относятся  постоянство и длительность воспитательного воздействия на ребенка со стороны родителей и других взрослых членов семьи. Воспитательный процесс в семье – явление своеобразное, он не имеет ни начала, ни конца, осуществляется постоянно, словом и делом, поступком и интонацией. Этот процесс лишен тех форм организованности и четкости, которые свойственны, например, учреждениям общественного воспитания. Стихийные и целенаправленные воздействия в семье повторяются изо дня в день, и ребенок здесь, чем бы он ни занимался, - объект в семье закладываются основы гуманного отношения к природе. Таким образом, экологическое воспитание в семье имеет особо важное значение в становлении высоконравственного отношения ребенка к природе.

В дошкольных образовательных учреждениях решение проблемы экологического воспитания осуществляется в двух взаимосвязанных направлениях:

- воспитание начальных форм экологической культуры детей, осознанного отношения к природе, выработка первоначальных практических навыков;

- развитие экологического сознания, экологической культуры взрослых, воспитывающих детей дошкольного возраста.

Экологическое воспитание в семье во многом зависит от родительского авторитета, от того, как семья в целом и каждый взрослый в отдельности реагируют на сохранение природной среды дома, в парке, в поле, в лесу и т.д. Семейная жизнь, работа родителей, их гражданское лицо, их поведение формируют первые ростки детского отношения к природе и человеку. Воспитание детей в семье идет посредством авторства родителей. Собственное поведение родителей и влияние их на детей - «самая решающая вещь». «Не думайте, что вы воспитываете ребенка только тогда, когда с ним разговариваете, или поучаете его, или показываете ему. Вы воспитываете его в каждый момент вашей жизни, даже тогда, когда вас нет дома. Воспитываете детей своим подлинным авторством» (А.С. Макаренко).

В экологическом воспитании важное значение имеет сила подражания. Нужны живые хорошие примеры перед глазами детей. Каждое наше слово, каждый наш жест, не говоря уже о поступках, раз их видит ребенок, могут служить для него примером для подражания.

Педагогические исследования показывают, что дошкольники могут овладеть нормами и правилами, а также ограничениями и запретами экологического характера. Нравственная позиция ребенка по отношению к природе проявляется в моральных суждениях, нравственном выборе и поведении в экологических ситуациях, развитом чувстве сопереживания и милосердия. Необходимо познакомить, детей с правилами поведения на природе с учетом ее сохранения и защиты (помочь овладеть умением правильного сбора даров природы, не причинять вреда живому, не нарушать его целостности и условий жизни). Постепенно ребенок будет овладевать системой поведенческих экологических умений, что является составной частью экологической культуры личности.

Для развития творческого воображения родителям важно замечать и поддерживать всякое творческое начинание ребенка. Важно с раннего детства воспиты вать у детей чувство непримиримости к фактам безответственного поведе ния людей, например, не затушенным кострам, оставленному мусору. Им целесообразно противопоставить пра вильные практические действия: убор ку мусора, расчистку родников и т. д. Особое внимание надо уделить иско ренению в некоторых детях стремле ния мучить животных, убивать их. Для приобретения опыта поведения в природной среде можно использовать экологические ситуации. Например. Дети нашли в лесу ежика и принесли его домой. Хорошо ли это для ежа? (В чужой среде он погибнет: человек не сможет обеспечить ему необходи мые для жизни условия. Дикое жи вотное должно жить на воле; значит, ежа надо вернуть в лес. Животные в природе не потерянные и не брошен ные: они живут своей жизнью.)

Можно использовать и словесные ситуации, которые хорошо предло жить родителям обсудить дома с детьми. Например. На ваших глазах малыш подбежал к стае голубей и разогнал их.

  1. Дайте оценку этому поступку.
  2. Как бы Вы поступили?
  3. Что надо делать, когда встречаете птиц?
  4. Знаете ли Вы, чем нельзя кормить птиц зимой?
  5. Надо ли помогать птицам? Как?
  6. Нужно ли срывать несъедобные ягоды калины, крушины, рябины без необходимости?

В итоге  надо сделать вывод: показателем эффектив ности экологической образованности и воспитанности являются не только знания и поведение ребенка в приро де, но и его участие в улучшении природного окружения своей местнос ти. В этом велика роль взрослого, который своим отношением к природе, своим поведением оказывает силь ное воздействие на личность ребенка.

Важное значение имеет совместная деятельности по экологии детей и  родителей :

– участие родителей в эколого-оздоровительных походах с целью охраны безопасности и жизнедеятельности детей, совместной игровой деятельности, общения с природой;

– выезды с детьми на природу;

– участие родителей в спортивных и музыкальных праздниках экологической направленности;

– совместное озеленение территории детского сада;

– тематические выставки поделок из природного материала, рисунков о природе, сделанных совместно с детьми

Наблюдение за природой в разные времена года формирует познавательную активность ребенка, он учится видеть красоту природы  в любом ее проявлении: дождь, снег, ветер, солнечная погода, учится анализировать, устанавливать причинно-следственные связи, учится размышлять, сопоставлять. Идет активное общение со взрослым, вопросы « почему так происходит в природе» формируют собственное мировоззрение. Наблюдение за природой, ее красотой формирует и положительную оценку, бережное отношение к природе.

Наблюдение за погодой зимой

 В прекрасные зимние дни, особенно в выходные, постарайтесь уделять больше времени прогулкам с детьми. Разумеется, большую часть времени на прогулке будут занимать подвижные игры, катание с горок на санках. Но всё же, постарайтесь найти несколько минут для совместных с детьми наблюдений за зимней природой, погодой. Когда вы идёте утром в детский сад или возвращаетесь вечером домой, обратите внимание детей : 

  1. За тем, как идёт снег, как кружатся снежинки, на их форму. 

В безветренный морозный день снежинки падают медленно, они крупные, блестящие, похожи на цветы, звёздочки. Они падают по одной, поэтому их можно хорошо рассмотреть на рукавичке или тёмном рукаве пальто.

Наблюдение за погодой осенью

Осенняя природа дает богатый материал для совместных с детьми наблюдений. Во время прогулки по осенней улице, парку, лесу обращайте внимание детей на осенние изменения в природе: вспомните вместе с детьми о смене времён года, повторите названия времён года и их очерёдность.
Вспомните и обобщите с детьми все сезонные изменения, которые происходят в природе осенью.
«В это время года дует холодный ветер, на небе тучи, часто идёт дождь. В деревне убирают на хранение овощи. Птицы улетают в тёплые страны. День становится короче. Листва на деревьях становится жёлтой, красной, оранжевой и осыпается».
Листья на деревьях меняют свой цвет – летом они были зелёные, а теперь стали жёлтыми, красными, оранжевыми; скоро листья опадут – начнётся листопад.
Можно рассмотреть с детьми место на ветке дерева, откуда только что сорвался листок: там мы увидим еле заметные почки. Деревья не погибли, они только отбросили отмершие, а потому не нужные листья. Но весной из почек вновь появятся новые листочки, дерево вновь оживёт, зазеленеет.
Меньше становиться насекомых – не слышно кузнечиков; не видно стрекоз, бабочек. Можно объяснить детям, что насекомые готовятся к зиме, к холодам: они прячутся в щели домов, под кору деревьев и засыпают на всю зиму до следующей весны.
Наблюдение за улетающими птицами. Они улетают в тёплые края, где даже в зимнее время тепло. Но весною птицы вернутся снова.

Наблюдение за погодой весной

  1. Понаблюдайте с ребёнком , с какой стороны веранды, крыши образуется больше сосулек, и с какой стороны они быстрее тают.
  2. Понаблюдайте за тем, насколько длиннее стал день.
  3. Обратите внимание на связь между появлением большего количества солнечных лучей и пробуждением жизни в растениях, насекомых, птиц.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей. «Экологическое воспитание в семье»

Тема: «Экологическое воспитание в семье».Цель: дать родителям методические рекомендации по формированию экологической культуры в семье, помочь осознанию необходимости личного участия в эко...

Экологическое воспитание в семье.

Консультация для родителей "Экологическое воспитание в семье"...

Родительское собрание "Экологическое воспитание в семье"

собрание проводится в виде конкурса для детей и их родителей...

Экологическое воспитание в семье и ДОУ

   Дошкольное учреждение играет важную роль в развитии ребёнка. Здесь он получает образование, приобретает умения взаимодействовать с другими детьми и взрослыми, организовывать ...

Практикум для родителей младшей группы «Экологическое воспитание в семье». Тема практикума: «Роль игры в ознакомлении детей с природой»

Целесообразность проведения мероприятия:       Ещё великие русские педагоги прошлого Константин Дмитриевич Ушинский, Елизавета Николаевна Водовозова, Лев Николаевич...

Консультация для родителей: "Экологическое воспитание в семье"

В данной консултации дается определение - Что такое экология, Что такое экологическое воспитание в семье. Даются рекомендации по экологическому воспитанию в семье....

Консультация для родителей " Экологическое воспитание в семье"

Как воспитать в ребенке любовь к природе?...