Методическая разработка по экологическому воспитанию старших дошкольников
план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа) на тему

Игра-занятие по экологическому воспитанию

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon pticy_gotovo.doc33.5 КБ

Предварительный просмотр:

Игра-занятие «Весенние заботы птиц»

Для детей старшего дошкольного возраста.

Задачи:

Образовательные:

1.Обобщать и систематизировать знания детей об изменениях в жизни птиц весной.

2. Учить устанавливать связь между прилетом птиц и сменой времени года, наличием корма.

3. познакомить детей, как птицы устраивают гнезда, заботятся о птенцах.

Развивающие:

1.развивать умение описывать птиц по характерным признакам, узнавать их по описанию.

2.Развивать умение в составлении связного рассказа- описания; умение обосновывать свои суждения.

3. Развивать умение сравнительного анализа, речемыслительной деятельности.

Воспитательные:

1. Формировать гуманное отношение к птицам, ко всему живому.

2. Развивать чувство ответственности за свои поступки.

3. Формировать умение самостоятельно оценивать положительные поступки.

Игры:

1. Игра: « Что за птица?»

Цель: Учить детей описывать птиц по характерным признакам, узнавать по описанию.

2. Игра с карточками: « Чей домик?»

Цель: Учить детей соотносить птиц со средой обитания.

Материал:  картинки с изображением птиц, календарь прилета птиц, книги о птицах, схемы- модели.

1. Вводная часть:

    Отгадывание загадок.                                                         2.   Озорной мальчишка

  1. На шесте дворец,                                                                    В сером   ярмячишке

      Во дворце певец,                                                                    По  двору  шныряет,

      А зовут его ….                                                                        Крошки собирает…

        (скворец)        ( воробей)

3. Зимой на ветках яблоки!        4. Черный, проворный,

    Скорее собери!            Кричит «крак»,

    И  вдруг вспорхнули яблоки,           Червям враг.

    Ведь это …              ( снегири)        ( грач)

        5. Кто на елке, на суку

            Счет ведет « ку-ку… ку-ку ?»

2. Основная  часть:  

  -  Про кого  эти загадки?  (ответы детей).

  -  Какие птицы бывают?   (перелетные, зимующие, кочующие).

  -  Каких птиц мы называем зимующими?  (эти птицы остаются зимовать).

  -  Каких птиц называют кочующими?     (птиц, которые прилетают к нам зимовать)

  -  Какие птицы перелетные?  (эти птицы улетают осенью, а прилетают весной)

У детей в руках карточки с изображением птиц. Воспитатель дает задание: все птицы перемешались, летите зимующие птицы; летите кочующие птицы; летите перелетные птицы. После выполнения дети анализируют выполненные действия.

Игра « Что за птица?»: Дети стоят в кругу: ребенок  берет карточку описывает птицу по внешнему виду, по повадкам. Другие отгадывают какая это птица. Выигрывает тот, кто больше назовет птиц.

Физкультминутка: « Прилетели журавли»

Летят журавли, курлычут: «курлы- курлы- курлы».

За темными лесами, за синими морями.

Есть родные края, летите все туда.

( дети легко бегают, машут руками, имитируя полет птиц).

Воспитатель: сегодня мы поговорим о перелетных птицах. Почему эти птицы осенью улетают на юг. ( зимой холодно, нет корма,  перелетные птицы не могут делать запасы корма на зиму, и добывать его в зимних условиях).

- Тогда почему птицы улетают с юга, где всегда тепло, где много корма?

( у птиц есть родина, и возвращаются туда, где родились).

-  Какая птица прилетает к нам первой? (рассматриваем календарь прилета птиц).

- Весной у всех птиц бурное время. Кто знает, что делают птицы прилетев к нам?

( ответы детей)

- Давайте посмотрим последовательность поведения птиц:

   (птицы разбиваются на пары, ищут место для гнезда, собирают материал для гнезда).

- Какой материал подойдет для постройки гнезд? (веточки, проволока, травинки, солома, перышки).

   Ребенок выставляет первую карточку- схему.

  Игра «Чье гнездо?»: Детям предлагаются изображения шести гнезд и шести птиц. У ребенка карточка с изображением птицы, он находит соответствующую карточку , дает объяснение. Выигрывает тот, кто правильно расскажет про свою картинку.

  Воспитатель: Наши птицы построили гнезда. Что они делают дальше? (откладывают яйца, и птица мама садится на них согревая своим теплом, птица сидит непрерывно).

  - Кто ухаживает за птицей?

 -  Как называется это время у птиц? (высиживание птенцов ).

  Ребенок выставляет вторую карточку- схему.

 Воспитатель: Через три недели вылупляются птенцы. Какие они? ( маленькие, беспомощные, голодные, крикливые).

- Чем родители кормят птенцов? (жучками, паучками, червяками и. т .д.)

Ребенок выставляет третью карточку- схему.

- Птенцы подрастают. Что делают родители? ( учат летать, самостоятельно находить корм, защищаться от опасности).

- Какие опасности могут поджидать птенцов?

  Ребенок выставляет четвертую карточку- схему.

- Какую пользу приносят птицы , вскармливая своих птенцов? Можно ли подходить к гнезду?

Все этапы поведения птиц дети зарисовывают в дневники наблюдений, затем рассказывают о том ,что нарисовано.

- Что можно сказать о птицах? (они наши помощники )

Чтение произведения «Птицы - наши помощники»

3. Заключительная часть:

Коллективная работа- оригами «Птицы».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка по экологическому воспитанию старших дошкольников "Дом под крышей голубой"

В методической разработке описываются формы и методы работы по экологическому воспитанию старших дошкольников в ДОУ....

Методическая разработка "Эффективность работы по экологическому воспитанию старших дошкольников с помощью моделирования"

Цель: повышение эффективности работы по экологическому воспитанию старших дошкольников с помощью моделированияВ соответствии с целью, перед исследованием были поставлены следующие задачи:* проверить с...

Методическая разработка по О.О. «Познание» Тема: «Использование метода моделирования в системе экологического воспитания старших дошкольников»

ВведениеВ настоящее время большое значение приобретает экологическое воспитание, которое является важнейшим условием гармонично развитой личности. А начинать это воспитание надо с дошкольного возраста...

Методическая разработка "Цикл занятий по практическому применению элементов здоровьесберегающих технологий в экологическом воспитании старших дошкольников в условиях ГБДОУ № 31

Данная методическая разработка включает пять конспектов с разной формой проведения занятий по экологическому воспитанию дошкольников с включением элементов здоровьесберегающих  технологий....

Методическая разработка : «Использование метода моделирования в системе экологического воспитания старших дошкольников»

В настоящее время большое значение приобретает экологическое воспитание, которое является важнейшим условием гармонично развитой личности. А начинать это воспитание надо с дошкольного возраста, так ка...

Знай свой организм. Методическая разработка по познавательному воспитанию старших дошкольников

Данная методическая разработка посвящена  познавательному развитию детей. Автор рассматривает варианты образовательной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста и определенные методичес...