Методическая разработка по экологическому воспитанию старших дошкольников "Дом под крышей голубой"
методическая разработка (окружающий мир, старшая группа) по теме

Комолова Елена Егоровна

В методической разработке описываются формы и методы работы по экологическому воспитанию старших дошкольников в ДОУ.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Методическая разработка

по экологическому воспитанию 

детей старшего дошкольного возраста

«Дом под крышей голубой»

Природа — дом, в котором живет человек. 

Дмитрий Лихачев

Человек стал человеком, когда услышал шепот листьев и песню кузнечика,

журчание весеннего ручья и звон серебристых колокольчиков в бездонном летнем небе,

шорох снежинок и завывание вьюги за окном,

ласковый плеск воды и торжественную тишину ночи,

— услышал и, затаив дыхание, слушает

сотни и тысячи лет чудесную музыку жизни.

В. А. Сухомлинский

«Побудить же в детях живое чувство природы – значит возбудить одно из самых благодетельных, воспитывающих душу влияний» - говорил К.Д. Ушинский и называл природу великой воспитательницей.

Экологическое воспитание является важнейшим условием гармонично развитой личности. Главная его цель — формирование начал экологической культуры, правильного отношения ребенка к окружающей его природе, к себе и людям как части природы; воспитание у детей любви к природе, желания стать ее защитником; формирование экологических знаний и умения использовать их в реальной жизни, в поведении, в разнообразной деятельности (в играх, труде, в быту), умения бережно распоряжаться природными богатствами, формирование гуманного, природоохранного отношения. 

В наши дни экологическое воспитание как никогда является одной из актуальных проблем. Изучая родную природу, мы учимся у нее любви и гармонии. Ребенок впитывает эту любовь с первых шагов. Именно в дошкольном возрасте у ребенка повышенная познавательная активность, он стремится получить знания о явлениях окружающего мира. Природа предоставляет детям огромные возможности для развития познавательной активности, а также является неиссякаемым источником духовного обогащения. Ведь дети ежедневно в той или иной форме соприкасаются с природой, ее объектами или явлениями, которые своей красотой и яркостью, разнообразием привлекают их внимание, являются источниками первых конкретных знаний и радостных переживаний, часто запоминаются на всю жизнь. Зеленые леса и луга, яркие цветы, бабочки, жуки, птицы, звери, движущиеся облака, падающие хлопья снега, ручейки и даже лужицы, появившиеся после летнего дождя – все это привлекает внимание детей, радует их, дает богатую пищу для их развития. Ребенок ощущает на себе воздействие объектов и явлений: он может посмотреть, потрогать, понюхать, попробовать на вкус, поэкспериментировать, а это удовлетворяет главному условию развития познавательной активности – практике, исследовательской деятельности, окрашенной яркими эмоциями, завершающимися успехом действий.

Влияние родной природы каждый из нас в большей или меньшей степени испытывал на себе и знает, что она является источником первых конкретных знаний и радостных переживаний. Однако далеко не все может быть правильно понято детьми при самостоятельном общении с природой, далеко не всегда при этом формируется правильное отношение к растениям и животным. Отсутствие у детей знаний, верно отражающих действительность, приводит нередко к образованию у них различных предрассудков и суеверий. Неправильные представления часто служат причиной недоброжелательного отношения детей к животным, уничтожения ими лягушек, ежей, полезных насекомых и др. это не только наносит вред природе, но и отрицательно действует на психику детей, ожесточает их. Исправить имеющиеся неправильные представления значительно труднее, чем образовать новые, правильные. Вот почему очень важно, чтобы дети уже в дошкольном возрасте получили верные сведения о природе. Ввести ребенка в мир природы, сформировать реалистические представления – знания о ее объектах и явлениях, воспитать способность видеть красоту родной природы, любовь, бережное и заботливое отношение к ней – важнейшие задачи детского сада.

Существует множество программ по экологическому воспитанию детей в ДОУ, целью которых является создание системы педагогического взаимодействия взрослого и ребенка. Перечислю некоторые из них:

  • Программа экологического воспитания детей «МЫ» (Н. Н. Кондратьева).
  • Программа «Добро пожаловать в экологию» (О.А. Воронкевич).
  • Программа «Юный эколог» (С.Н. Николаева).
  • Программа «Радуга» — Познаю мир.

Задачами этих программ являются:

  • Создать условия для формирования целостного мировидения ребенка.
  • Расширить и систематизировать знания детей о растениях, животных и природных явлениях.
  • Сформировать знания о жизненно необходимых условиях для человека, животных и растений (питание, рост, развитие).
  • Выработать умения правильно взаимодействовать с окружающим миром (элементарные правила поведения в природе, безопасные для неё и человека).
  • Обобщить представления детей о типичных экосистемах (лес, луг, водоем) и правилах поведения человека в них.
  • Изучить какие изменения происходят в жизни растений в разное время года.
  • Способствовать осознанию ребенком экологической ценности природы в единстве с человеком.
  • Формировать у ребенка представление, что природа это наше общее богатство, его надо беречь и рационально использовать (например: вода, бумага).
  • Развивать гуманное эмоционально-доброжелательное и бережное отношение к окружающему миру.
  • Развивать познавательную активность ребенка при формировании знаний об окружающем мире.
  • Ознакомить с природными факторами, влияющими на здоровье человека.

Система работы по экологическому воспитанию детей включает в себя следующие формы взаимодействия с воспитанниками:

  • Непосредственная образовательная деятельность с детьми.
  • Совместная деятельность взрослых и детей.
  • Организация самостоятельной деятельности детей.

Непосредственная образовательная деятельность с детьми включает в себя специально организованные познавательные и комплексные занятия по следующим темам:

«Времена года», «Человек и природа», «Дом под крышей голубой», «Откуда хлеб пришёл» «Дары природы», «Деревья и кустарники», «Лесная аптека», «Живые витамины», «Водоёмы и их жители», «Солнце, воздух и вода - наши лучшие друзья», «Домашние животные», «Дикие животные», «Как звери к зиме готовятся», «Животные жарких стран», «Домашние птицы», «Дикие птицы», «Перелётные птицы», «Как птицы зимуют», «Свойства воды», «Свойства воздуха», «Свойства света», «Космос», «Комнатные растения», «Первоцветы», «Насекомые», «Летние цветы», «Осенние цветы».

Для лучшего усвоения детьми информации, занятия необходимо проводить в интересной игровой форме, с использованием красочных презентаций, видеофильмов, мультфильмов. С целью развития познавательной активности и любознательности детей хорошо использовать проблемные ситуации, при разрешении которых дети получают ответы на вопросы (например: отгадывание ребусов, расшифровка посланий, вскрытие сундучка или сейфа, прятки или игра «Горячо-холодно» и т. д.). На занятиях по знакомству с дарами природы и живыми витаминами обязательно дайте детям попробовать на вкус фрукты, овощи, зелень; попросите описать их свои ощущения, составить короткий рассказ о понравившемся фрукте или овоще; поиграйте в игры «Угадай на вкус», «Угадай на ощупь», «Угадай по описанию».

При проведении комплексных занятий можно включать задания из разных областей: развитие речи, элементарных математических представлений, безопасность, художественное творчество и др. Так например, для запоминания стихов  и пословиц о природе очень эффективно использование мнемотехники, при помощи которой происходит визуализация информации и все слова получают зрительные образы на бумаге. Экологические термины можно исследовать на количество букв, звуков, слогов, на мягкость и твёрдость звуков. Также полезно для развития речи детей придумывание различных рассказов и сочинительство сказок экологической направленности. Из геометрических фигур можно создавать образы растений и животных, играть в игры «Угадай, на что похоже?» (из геометрических фигур выкладывается образ, а игрок угадывает, что это или кто это), «Найди пару» на развитие внимания и памяти (несколько парных картинок перемешиваются и выкладываются на столе картинками вниз, игрок переворачивает одну картинку и начинает искать ей пару, одновременно запоминая расположение других пар, но не переворачивая их картинками вверх, пока не найдёт первую), «Найди, где спрятано» на ориентировку в пространстве (один игрок прячет предмет и даёт второму игроку ориентиры в пространстве, чтобы он его нашёл: два шага вперёд, три шага влево, повернись направо и т. д.).

Необходимо включать в занятия элементы уроков по безопасности человека при общении с природой, объяснять детям, как себя правильно вести в тех или иных природных зона, чем можно навредить природе и какие последствия от этого могут быть для человека, формировать представления о возможных опасностях в разные времена года и о мерах их предотвращения.

В конце занятия дети могут выразить свои впечатления в виде рисунка, аппликации или совместного коллажа. Продуктивная деятельность способствует лучшему усвоению и запоминанию материала и позволяет возвращаться к пройденной теме впоследствии для повторения. Для этого можно оформить альбом с детскими работами на разные темы или организовать в группе «Уголок юного эколога», где будут храниться все детские работы за год наряду с другими материалами по экологии (книги, природный материал, инструменты для элементарных исследований и др.)

Совместная деятельность взрослых и детей включает в себя работу педагогов с детьми вне занятий, на протяжении всего дня в ходе режимных моментов, а также организацию совместной деятельности детей и их родителей дома, в детском саду и вне его. Для этого используются следующие формы работы:

- экспериментирование, исследование, наблюдения, опыты, проектная деятельность;

- составление различных альбомов («Наблюдение за погодой», «Животные и растения «Красной книги»», «Комнатные растения» и др.);

- беседы с детьми о природе, рассматривание картин и иллюстраций с изображением природы;

- выставки рисунков и семейных фотографий на экологическую тему;

- изготовление поделок из природных материалов;

- прогулки, экскурсии;

- проведение тематических экологических праздников, досугов, викторин;

- проведение совместных субботников;

- трудовые поручения в природном уголке.

При проведении с детьми экспериментов, исследований и опытов на различные темы («Тонет-не тонет», «Летает-не летает», «Растворение в воде», «Вода и пар», «Свойства песка», «Свет и тень» и др.) дети получают реальные представления о различных сторонах изучаемых объектов, об их взаимоотношениях с другими объектами и со средой обитания. Экспериментальная работа вызывает у ребенка интерес к исследованию природы, развивает мыслительные операции (анализ, синтез, классификацию, обобщение и др.), стимулирует познавательную активность и любознательность ребенка, активизирует восприятие учебного материала по ознакомлению с природными явлениями.

Для организации экспериментально-исследовательской работы понадобятся следующие материалы и оборудования:

- схемы, таблицы, модели с алгоритмами выполнения опытов;

- серии картин с изображением разных предметов;

- книги познавательного характера, атласы;

- тематические альбомы;

- коллекции, мини-музеи; 

- природный материал: камни, срез и листья деревьев, мох, семена, почва разных видов и тому подобное; 

- бросовый материал: кусочки кожи, меха, ткани, пластмассы, дерева, пробки и тому подобное; 

- разные виды бумаги: обычная, картон, наждачная, копировальная и тому подобное; 

- красители: пищевые и непищевые (гуашь, акварельные краски и тому подобное); 

- медицинские материалы: пипетки с закругленными концами, колбы, деревянные палочки, мерные ложки, резиновые груши, шприцы без игл; 

- другие материалы: зеркала, масло, мука, соль, сахар, различные крупы и тому подобное;

- сито, воронки, мисочки, блюдца;

- «помощники»: увеличительное стекло, песочные часы, микроскопы, лупы, клееночные передники, нарукавники, резиновые перчатки, тряпки.

Организация проектной деятельности позволяет интегрировать в себе различные виды деятельности детей и взрослых, объединяя их для совместной работы над определённой экологической темой. Так, например, проектная деятельность на тему «Откуда хлеб пришёл» может включать в себя такие мероприятия как: наблюдения в группе за проросшими ростками пшеницы или овса, составление альбома наблюдений «Наш росточек», просмотр презентации «Как выращивают хлеб», экспериментирование с мукой, выставка поделок из солёного теста, экскурсия в «Музей хлеба» с родителями и последующая фотовыставка и оформление альбома, викторина «Хлеб – всему голова» и многое другое.

Большую роль в экологическом воспитании детей играет непосредственная встреча с природой – это прогулка. Гуляя с детьми нужно обращать их внимание на происходящие сезонные изменения в природе, на поведение растений, насекомых и птиц. Необходимо узнать и рассказать детям о всех деревьях и кустарниках произрастающих на территории детского сада: как называются, сколько живут, как размножаются, как выглядят семена и т. д. Осенью можно собрать гербарий из листьев и семян деревьев и цветов с клумбы, весной привлекать детей и родителей к совместному оформлению клумб цветами, к подготовке к их высаживанию. Наблюдение и рассказ о различных насекомых, о пользе, которую они приносят, позволят избежать детских страхов и жесткого обращения с ними. Изготовление кормушек для птиц с родителями и подкормка птиц в зимний период позволит вызвать в детях чувство сострадания, доброты и заботы.

Конечно же, ни одна прогулка не обходится без игр. Они способствуют эмоциональному подъёму настроения у детей и позволяют активизировать их двигательную активность. Предлагаю вашему вниманию несколько игр экологической направленности.

 

«Ходят капельки по кругу»

Воспитатель – туча мама, а ребята – капельки, её дети. Мама отправляет своих детей погулять. Они разбегаются по площадке, прыгают, танцуют (можно повторять движения за мамой). Воспитатель говорит: «Полетели капельки на землю! Стали собираться в весёлые ручейки!». Дети собираются парами и продолжают веселиться, кружиться, танцевать. Воспитатель говорит: «Встретились ручейки и стали одной большой рекой!». Дети соединяются в одну цепочку и двигаются аккуратно по площадке. Воспитатель говорит: «Текла-текла речка и попала в океан!». Дети становятся в хоровод вокруг воспитателя и движутся по кругу. Воспитатель говорит: «Вспомнили капельки, что мама их ждёт! Пора домой отправляться!». Дети садятся на-корточки. Воспитатель говорит: «Вот и солнышко пригрело! Стали капельки лёгкими и полетели наверх!». Дети медленно встают, поднимают руки вверх, прыгают, машут. Воспитатель говорит: «И вернулись к маме!». Дети бегут к воспитателю.


«Хоровод лесных растений»

Из числа детей выбираются «Земляника», «Ежевика», «Подосиновик» и «Орешек». Остальные дети встают в хоровод, двигаются по кругу, читают стихотворение:

Мы пойдем, пойдем, пойдем.

Землянику мы найдем. (2 раза).

Земляника-ягода, как же ты красна!

Земляника-ягода, как же ты вкусна!

Дети поднимают руки, образуя ворота, а «Земляника» проходит через них в круг. Со словами:

Земляника-ягода, руку нам давай.

Земляника-ягода, в хоровод вставай!

дети размыкают руки и вытягивают их вперед. «Земляника» становится в круг, беря за руки своих соседей и хоровод продолжается. Следующие слова дети сопровождают движениями по аналогии с теми, какие делали вначале.

Мы пойдем, пойдем, пойдем, ежевику мы найдем — 2 р.

Ежевика-ягода — синий-синий цвет.

Ежевики-ягоды в хороводе нет!

Ежевика-ягода, руку нам давай!

Ежевика-ягода, в хоровод вставай!

Мы пойдем, пойдём, пойдём, подосиновик найдем — 2 р.

Красный подосиновик, где тебя найти?

Красный подосиновик вырос на пути.

Красный подосиновик, руку нам давай!

Красный подосиновик, в хоровод вставай!

Мы пойдем, пойдём, пойдём, и орешек мы найдем — 2 р.

Ты, орешек кругленький, не сиди в тени.

Ты на нас, на ягодки, поскорей взгляни!

Ты, орешек кругленький, руку нам давай!

Ты, орешек кругленький, в хоровод вставай!

«В Зоопарке»

Дети делятся на 2 подгруппы. Одна подгрупп — животные в зоопарке, вторая подгруппа — зрители. Вместе с воспитателем рассматривают животных в зоопарке. Дети 1 подгруппы стараются как можно выразительнее изобразить животных в зоопарке, дети 2 подгруппы называют животных. Затем меняются. Первая группа — зрители, вторая — животные.

«Совушка»

Выбирается сова, которая садится в гнездо и до определенного времени спит. Остальные дети бегают вокруг совы. Одни квакают как лягушки, другие блеют как козлята, третьи жужжат, как пчёлы и т. п. По сигналу ведущего «Наступила ночь», сова открывает глаза и отправляется на охоту (воспитатель объясняет, что сова всегда днем спит, а охотится ночью). Все должны замереть. А кто пошевелится, того сова «съедает» и он выходит из игры.

Чтобы активизировать самостоятельную деятельность детей в развивающей среде она должна отвечать определенным принципам. Одним из главных условий пробуждения интереса к экологии у детей является наполненность развивающей среды предметами, с которыми повседневно ребенок не встречается в жизни. Только в этом случае у него появится желание посещать такую зону. Это могут быть интересные красочные книги, альбомы с гербариями, коллекции природных материалов (шишки, жёлуди, ракушки, каштаны, спилы веток деревьев и многое другое) и почвы (песок различной фракции, торф, глина, земля, мелкая галька).

В детском саду можно организовать живой уголок с птицами, мелкими грызунами или аквариумами (что встречается чаще всего). Наблюдая и ухаживая за животными или рыбками, дети не только приобщаются к миру природы, учатся доброте, заботе и отзывчивости, но и получают эмоциональную разгрузку, общение с живой природой способствует снятию напряжения, усталости и, как следствие, созданию комфортного психологического состояния, появлению хорошего настроения.

Обязательно наличие комнатных растений  в группе и привлечение детей к уходу за ними. При выборе растений для детского сада, следует отдавать предпочтение тем, которые удовлетворяют следующим принципам:

- безопасность для жизни и здоровья (недопустимы ядовитые и колючие растения);

- растения должны быть интересны для наблюдения;

- растения должны быть разнообразны по видам;

- желательно, чтобы растения в уголке природы были неприхотливы с точки зрения содержания и ухода;

- подбирать такие растения, чтобы дети смогли наблюдать за их цветением в разное время года.

Детям необходимо рассказать, какие условия нужны для жизни цветов, и как правильно за ними ухаживать. Пусть они примут участие в протирании и опрыскивании листьев, в рыхлении земли, пусть понаблюдают за пересадкой растений. Весной можно организовать в группе «Огород на подоконнике» и высадить рассаду цветов для оформления клумб на улице. Уголок природы является местом систематического труда и наблюдений, где дети имеют возможность максимально проявить активность и самостоятельность. Так же можно создать «Экологическую тропинку» на территории детского сада совместными силами педагогов и родителей воспитанников. Учебная экологическая тропа – это специально оборудованная в образовательных целях природная территория, на которой создаются условия для выполнения системы заданий, организующих и направляющих деятельность воспитанников в природном окружении. Во время прогулок, экскурсий по экологической тропе дети играют, экспериментируют, наблюдают, учатся не просто смотреть, но и видеть то, что их окружает, рассказывать о своих впечатлениях. Они получают навыки ориентирования во времени и пространстве, делают зарисовки с натуры. У них развивается мышление, речь, память. А самое главное – появляется чувство прекрасного, воспитывается любовь к природе, желание ее беречь и сохранять. Это может быть большая клумба с различными растениями или целый островок с вымощенными тропинками и небольшими мостиками для путешествий между красивыми и разнообразными растениями. Цветочные композиции можно дополнить фигурками животных и птиц, соорудить из прутьев декоративный деревенский забор – «плетень», добавить архитектурные и ландшафтные объекты. Всё это позволит создать у ребёнка эколого-эстетическое отношение к окружающей его природе, поможет понять хрупкость её красоты, будет побуждать заботиться о ней, бережно относится ко всему живому. Ведь природа – это наш общий дом – «ДОМ ПОД КРЫШЕЙ ГОЛУБОЙ»!

Список используемой литературы.



1.     Бобылева Л. Интерес к природе как средство экологического воспитания дошкольников // Дошкольное воспитание.-2005. - №7. –с.10-15.

2.     Веретенникова С. А. Ознакомление дошкольников с природой / С.А.Веретенникова; - М.: Просвещение, 1980. – 268с.

3. Камнева Л.А., Кондратьева Н.Н., Маневцова Л.М., Тереньтьева Е.Ф. Мир природы и ребенок. (Методика экологического воспитания      дошкольников): Учебное пособие для педагогических училищ по специальности «Дошкольное образование»./ Камнева Л.А., Кондратьева Н.Н., Маневцова Л.М., Тереньтьева Е.Ф.; – СПб.:Акцидент, 1998. – С.285-294.


4. Кондратьева Н.Н. и др. «Мы». Программа экологического образования детей./ Кондратьева Н.Н. и др.; – 2-е изд., испр.и доп. – СПб.: «Детство-пресс», 200.- С.70-78.


5. Маневцева Л.М., Саморукова П.Г. Мир природы и ребенок. / Л.М. Маневцева, П.Г.Саморукова; - СПб.: Акцидент, 1998. – 319с.ил.

6. Николаева С.Н. Методика экологического воспитания дошкольников. / С.Н.Николаева; - М.: изд.цент «Академия», 1999. – 184с.


7.Николаева С.Н. Теория и методика экологического образования детей. / С.Н.Николаева; - М.: изд.центр «Академия», 2002. – 336с.


8. Саморукова П.Г. Как знакомить дошкольников с природой. / П.Г.Саморукова; - М.: Просвещение, 1983. – 207с.


9.Соломенникова О.А. Экологическое воспитание в детском саду. / Соломенникова О.А.; - 2-е изд., испр.и доп.- М.: Мозаика-Синтез., 2006. – 104 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка по экологическому воспитанию в старшей группе «Морское путешествие»

Методическая разработка по экологическому воспитаниюв старшей группе«Морское путешествие» Цель:Развитие познавательной активности старших дошкольников на краеведческом содержании, вос...

Методическая разработка по экологическому воспитанию «Расширение представлений о природе у детей старшего дошкольного возраста через дидактическую игру»

laquo;Без игры нет и не может быть полноценного умственного развития. Игра-это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребёнка вливается живительный поток представлений, понятий окружающе...

Методическая разработка по экологическому воспитанию в средней группе «Развитие экологических представлений у детей»

Учебный год Содержание работы 22022 уч. год 1. Восаду ли, в огороде.2."Зелёная аптека» :-Рассматривание листьев, коры, плодов деревьев.-Отгадывание загадокНакапливать зн...