"Город чудный, город древний..."
план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа) по теме

Закрепить знания детей об истории возникновения родного города, о народных промыслах, традициях русских народных праздников.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл otkrytyy_pokaz_yarmarka.docx20.96 КБ

Предварительный просмотр:

Открытый показ

«Город чудный, город древний…»

Цели:

  1. закрепить знания детей об истории возникновения родного города;
  2. закрепить знания  детей о народных промыслах, традициях русских народных праздников;
  3. воспитание уважения к истории своего народа, патриотизма;
  4. развитие творческих способностей детей.

Оборудование:

  1. фрагменты: деревянной и белокаменной Москвы;
  2. столы с разными промыслами.

Ход показа.

Ведущая. Ребята, сегодня мы с вами отправимся в путешествие, в дальние времена.

- Давным-давно на месте городов и деревень, где мы с вами сейчас живём, находились непроходимые леса, полные зверей и птиц.

 Жить в таких условиях могли только очень сильные и храбрые люди. Среди них были и наши предки-славяне.  Жили они на берегу реки.

Ребята, давайте вспомним, как называлась река? (Москва-река).

 Ведущая. И вот однажды остановился в селении около реки Москвы князь Юрий Долгорукий. Долгорукий – это не фамилия князя, а прозвище.

Как вы думаете, что оно обозначает?

Дети. Долгорукий – значит долгая, длинная рука. Он присоединял  всё новые земли.

Ведущая.  Князю очень понравилось это место. И решил он здесь построить город.

 Давайте вспомним, как же он решил  назвать этот город, и почему?

Дети. Назвал Юрий Долгорукий это город – Москва, по названию реки.

Ведущая. Времена тогда были не спокойные, людям часто приходилось защищаться от врагов, и они окружили свой город высокими стенами. Делали эти стены из дерева.

И первый Кремль тоже был  деревянным.

Как вы думаете, почему и  стены, и Кремль были из  дерева?

Дети. Стены и Кремль  были из дерева, потому что кругом были одни леса.

Ведущая. Не раз горел деревянный  Кремль, поэтому решено было построить его заново из белого камня. Как после этого стали называть Москву?

Дети. Москву стали называть – белокаменной.

              - Люди любили свой город и по выходным и праздникам на центральной площади города устраивались Ярмарки. Всё, что производили народные умельцы – всё было на ярмарке. Вот и мы сейчас с вами отправимся на ярмарку.

(Воспитатель и дети проходят через арку и попадают на ярмарку).

Гостей встречает хозяйка Ярмарки.

Хозяйка.   Добро пожаловать, гости дороги

                      Веселья вам, да радости желаем.

            Давно мы вас ждём, поджидаем,

            Праздник без вас не начинаем.

Я - хозяйка Ярмарки.

На ярмарке вы можете увидеть новые орнаменты на одежде и посуде, узнать какими мастерами славится та или иная деревня.

В России народных промыслов великое множество, вот и сегодня мы увидим  некоторые из них.

Входят скоморохи.

  1.  Внимание, внимание!

 Ярмарка открывается!

  1. Эй, не стой у дверей,

Заходи к нам поскорей!

Жуйте – пряник, пейте – квас,

Нынче ярмарка у нас!

Хозяйка. Давайте подойдём к первому столу.

                  А теперь слово вам гжельские мастера.

Ребёнок.   - А деревня наша Гжель,
                   Не за тридевять земель.
                   Под Москвою мы живём,
                   Глину месим и поём.
                                             - И игрушки и посуду,
                                             Прославлять вам здесь мы будем.
                                             Очень любим синий цвет,

                                             Потому что краше нет.
                  - Чашки, блюдца, самовары,
                   Знают люди всей земли.
                    Мы и к вам полно товару,
                    Похвалиться привезли.

Конкурс: «Кто быстрее» - кто быстрее соберёт пазлы – гжельская тематика.

Хозяйка. И так, ребята,  какой народным промыслом мы сейчас увидели?

Дети. Это – гжельская посуда.

Хозяйка. Ребята, а вот следующий стол.

Слово вам дымковские мастера.

Дети.  Чем знаменито Дымково?
            Игрушкою своей!
            В ней нету цвета дымного,
            Что серости серей.
            В ней что-то есть от радуги, от капелек росы.
                                        В ней что-то есть от радости, гремящей, как басы.
                                        И злость, и хмурость льдинкою,
                                        Без всякого следа,
                                        Пусть под улыбкой Дымково,
                                        Растают навсегда!

Хозяйка. Дымковская игрушка называется так потому, что родилась она в слободе Дымково, недалеко от города Вятки. Игрушки дымковских мастеров были самым ярким украшением ярмарки, на которой проходило праздничное гулянье с озорным и весёлым названием Свистунья. Почему Свистунья? Да потому, что на этом народном празднике на разные голоса звенел весёлый пересвист дымковских свистулек.

Дети.   О древней дымковской игрушке
            Мы споём сейчас частушку!
           

             Наши руки крендельком,
            Щёки, будто яблоки.
            С нами издавна знаком,
           Весь народ на ярмарке.

Дети играют на свистульках.

Хозяйка. Ребята, а как называется этот промысел?

Дети. Дымковская игрушка.

Хозяйка. Переходим к следующему столу.

Богато и многообразно русское кружево. В нём нашли отражение, образы живой природы: цветы, травы, деревья, птицы.

Дети.   Вологда завьюжила

  Белыми снегами.

  Вьюга стелет кружево

  Прямо под ногами.

            Девицы-красавицы, взяли, поглядели,

           Как переплетаются звонкие метели.

           И рисуют девицы, белые картинки.

            Кружево стелется, тоньше паутинки.

Конкурс: «Хитрый клубок» - кто быстрее перемотает клубок.

Хозяйка. Ребята, запомнили про какой промысел, вам сейчас рассказали?

Дети. Этот промысел – Вологодское кружево.

Хозяйка. Вот мы с вами подошли и к последнему столу.

Нарядная, красочная деревянная посуда, которой издавна торговали на весёлых ярмарках в старинном селе Хохлома. Будто это необыкновенные деревянные миски да ложки, а золотые!

Слово вам хохломские мастера.

Дети. Роспись хохломская, словно колдовская.

            В сказочную песню просится сама.

            И нигде на свете нет таких соцветий,

            Всех чудес чудесней – наша Хохлома!

Ах, какие чудо-краски,

Ух, российские умы!

И по свету бродят сказки

И улыбки Хохломы.

Хозяйка. И так ребята, какой промысел был последним?

Дети. Золотая Хохлома.

Сколько сказочных мест у России!
Городов у России не счесть.
Может, где-то бывает красивей,
Но не будет роднее, чем здесь!

Выбегает Петрушка:

Ай, люли-люли – люли, карусель видна вдали,

Мальчишки и девчонки, куда же вы шагаете?

Идите вы на карусель,

А то место прозеваете.

Дети подходят к обручу с лентами. Каждый берёт ленту в руку. И все двигаются по кругу.

Все дети вместе:

Закрутили, завертели колесо на карусели.

Весело, весело, вместе ехать весело.

Еле-еле, еле-еле, завертелись карусели.

А потом, потом, потом,

Всё бегом, бегом, бегом!

Тише, тише не спешите,

Карусель остановите!

Раз, два! Раз, два! Закружилась голова!

Скоморохи:  

Катались, свистели, да есть захотели.

А что за честь, коли нечего есть!

А у нас есть угощенье – всем на удивление!

Расступись народ честной,

Самовар кипит большой!

(Выносят самовар  с пирогами, баранками, конфетами).

Хозяйка.

До свидание, всем привет!

Жить желаем много лет!

Внуков, правнуков растить,

Труд свой каждому любить!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Открытое занятие "Город чудный - город древний"

Цели и задачи:- закреплять начальное представление об истории возникновения и развития Москвы;- расширять представления детей о Москве;- продолжать знакомство с историческим центром Москвы;- приобщать...

ОД на тему "Город чудный - город древний"

Формирование у детей первичных представлений о Москве – столице нашей Родины, об истории её возникновения....

Проект "Город чудный, город древний..."

Дети – это наше будущее, а значит и будущее нашей страны. Каждый из нас должен любить и уважать свою страну. Но маленьким детям непонятны такие выражения как «страна», «патриотизм», «Родина». Начинать...

Открытое занятие "Город чудный, город древний..."

Открытое занятие "Город чудный, город древний..."Цель:Знакомство детей с МосквойЗадачи:  - Знакомить детей с тем, как и кто основал Москву, как были устроены дома, какую одежду носили, ...

Деловая игра "Город чудный, город древний..."

laquo;Город чудный, город древний….»(материалы к деловой игре с участниками методического объединения) Презентация с вопросами, материал с ответами. Отвечая на вопрос, участник...

"Город чудный, город древний" Конспект НОД по краеведению

Этот материал может быть использован при изучении регионального компонента, а также при знакомстве детей с символикой своей страны. Материал имеет патриотическую направленность....

Конспект НОД. Чтение художественной литературы в старшей группе «Город чудный, город древний»

Конспект НОД. Чтение художественной литературы в старшей группе «Город чудный, город древний»Цель: развитие связной речи посредством заучивания стихотворения Ф. Глинки &laqu...