Главные вкладки

    КОНСПЕКТ НЕПОСРЕДСТВЕННОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ."Покорми птиц зимой"
    план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа) по теме

    Гришанович Елена Николаевна

    материал который подобран поможет воспитателям познакомить детей с жизнью птиц в зимнее врамя

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Microsoft Office document icon otkrytoe_zanyatie.doc64.5 КБ

    Предварительный просмотр:

    Государственное дошкольное образовательное учреждение

    Детский сад №8 общеразвивающего вида

    с приоритетным осуществлением деятельности

    по физическому развитию детей

    Пушкинского района Санкт- Петербурга

    КОНСПЕКТ НЕПОСРЕДСТВЕННОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ.

    тема «Покормите птиц зимой»

    с детьми старшего дошкольного возраста.

                                          Автор-составитель

                                                          Воспитатель высшей категории ГБДОУ №8

                                                                  Гришанович Елена Николаевна

    ГБДОУ №8

    Санкт – Петербург

    2012год

    Задачи: формировать обобщенное представление о зимующих и перелётных птицах, углубить представление о причинах отлёта птиц; умение сочувствовать, сопереживать зимующим птицам, накормить их;  научить выделять их характерные особенности, воспитать осознанно-правильное отношение к природе.

    Предварительная работа: подбор познавательного материала, стихов, инсценировок, работа с родителями в группах: конструирование кормушек, заготовка кормов для птиц, разучивание детьми стихов, инсценировок.

    В зимнее время мы наблюдаем за птицами. Все выходим на улицу и устраиваем птичью “столовую”. Весёлые маленькие гости не заставляют себя долго ждать и в благодарность за угощение показывают разные фокусы: скачки вбок, качание и кувыркание на ветках. Во время птичьего “обеда” дети наблюдали за повадками птиц, сравнивали их по размеру и окраске, подмечали, какой корм по вкусу той или иной птице.

    Ход занятия.

    «Различаемся мы цветом, встретишь нас зимой и летом

    Если крыльями взмахнём, будем в небе голубом.

    Мы умеем щебетать, каркать, петь и ворковать.

    Нас зимой вы подкормите.

    Дети, кто мы? назовите».

    Чтоб от вредных насекомых

    Сады цветущие не гибли зря

    Всегда, в любое время года

    Берегите всяких птиц, друзья.

    А сейчас мы поговорим о птицах. Каких птиц вы знаете? (Ответы.) Как мы называем птиц, которые зимуют у нас? (Зимующие.)

    Как называют птиц, которые прилетают к нам весной? (Перелётные.)

    Почему же перелётные птицы не могут оставаться в наших краях, а

    зимующие – могут?

    Как перелётные птицы узнают о том, что пора отправляться в путь? (Дети высказывают свои предположения.

    Воспитатель выставляет модели.)

    Ближе к осени дни становятся короче. Это

    и служит для них сигналом – пора отправляться в путь (модель – небо).

    Исчезают насекомые – они прячутся  в трещины коры деревьев, щели заборов, домов, в сухие листья деревьев (модель с изображением насекомого).

    Трава увядает (модель – трава).

    Вода в водоёмах, реках замерзает (модель – капелька).

    Почва покрывается снегом (модели – почва и снег).

    Тепла становится все меньше и меньше (модель – солнце).

    Воспитатель:

     А у нас игра сейчас.
    Я прочту стихи для вас.
    Я начну, а вы кончайте.
    Дружно вместе
     отвечайте.

    Вещунья – белобока,
    А зовут её …
                            (Сорока)

    Жёлтое брюшко у маленькой птички,
    А зовут её …
                                   (Синичка)

    Чёрная, как вар,
    Кричит: «Карр!»

                                     
    (Ворона)

    Чик – чирик! К зёрнышкам прыг!
    Клюй, не робей! Кто это?

                                           
    (Воробей)

    Красногрудый, чернокрылый,
    Любит ягоды клевать.
    С первым снегом на рябине
    Он появится опять.
                                              (Снегирь)

    Всю ночь летает.
    Мышей добывает.
    А станет светло –
    Спать ляжет в дупло.
                                           (Сова)

    Всё время стучит,
    Деревья долбит.
    Но их не калечит,
    А только лечит.

                                         
    (Дятел)

    Белый бок, серый бок
    Воркует нежно …
                                                    (Голубок)

    - Ребята, вы молодцы, все загадки отгадали.

    Воспитатель  обращает внимание на кормушку, висящую в группе.

    - Посмотрите, сколько птиц прилетело на кормушку.

    В. Чем похожи все птицы? (У птиц есть клюв, крылья, перья).

    Чем они отличаются? (Величиной, формой хвоста, размером крыльев).

    Дети вспоминают общие признаки и отличия птиц.

    Воспитатель осторожно направляет беседу в нужное русло.

    – Не все птицы улетают от нас, некоторые остаются.

    Какие? (Дети перечисляют и выбирают картинки с изображением птиц.)

    А что произойдёт, если у нас не будет птиц?

    Как мы можем помочь птицам?

    Как мы можем помочь птицам зимой, весной ( повесить кормушки, построить с мамами и папами скворечники, развешать на кусты и ветви деревьев кусочки ваты и меха)

    Какой зимний месяц самый трудный для птиц? Почему? (Февраль. В феврале вьюги, метели, весь корм уже съеден.)

    Инсценировка отрывка по произведению

     В. Бианки “Синичкин календарь. Февраль”.

    “Зинь-зинь-зинь!” – запела синичка. “Рано, пташечка, поешь”, – сказал ей старый воробей. – Смотри, сколько еще морозу будет. Еще наплачешься”. “Ну, да”, – не поверила синичка. Вдруг зашипело вокруг, откуда ни возьмись, налетел ветер, деревья закачались, снег завился – началась пурга. Синичка присмирела, сжалась в комочек, а ветер так и рвёт её с ветки, перья ерошит и леденит под ними сердце. (Дети высказывают свои предположения.)

    В старину февраль ещё называли “снеговеем”.  В народе говорят: у февраля два друга – метель и вьюга. Февраль месяц – дотерпи до весны. В конце зимы все наши пернатые нуждаются в помощи человека. Каждая кормушка, каждая горсть зерна может спасти от гибели не одного пернатого певуна. Ягоды почти уже склевали, от сильного ветра слетают с деревьев оставшиеся семена, под толстым слоем снега нелегко корм добывать, голодному и замерзнуть недолго. При голодании, особенно у мелких птиц, понижается температура и они быстро гибнут, особенно зимой, когда день короток и времени на поиски корма мало.

    Вот и тянутся птицы поближе к человеческому жилью, рассчитывают на его доброту, сострадание. Они ждут помощи.

    О чём они просят?

    Покормите птиц зимой

    Покормите птиц зимой! Пусть со всех концов

    К нам слетятся, как домой, стайки на крыльцо.

    Не богаты им корма: горсть зерна им нужна.

    Горсть одна – и не страшна будет им зима.

    Сколько гибнет их – не счесть, видеть тяжело.

    А ведь в нашем сердце есть для них тепло.

    Разве можно забывать: улететь могли,

    А остались зимовать заодно с людьми.

    Приучите птиц в мороз к своему окну,

    Чтоб без песен не пришлось нам встречать весну.

    А. Яшин

      Воробышки

    На дворе – морозище – градусов под сорок.

    Плачутся воробышки, что весна не скоро,

    Что в морозы лютые плохо греют шубки…

    Я принёс воробышкам на тарелке крупки:

    – Кушайте, воробышки, кушайте, хорошие.

    Я бы вам и валенки подарил с калошами.

    Но сказала мама: “Воробей ведь маленький,

    Сразу, как запрыгает, потеряет валенки”.

    В. Звягина

    В. Ребята, птицы – наши друзья, обижать их нельзя.

    Они приносят пользу людям, являются украшением природы, а как они красиво поют! (Дети слушают в аудиозаписи голоса птиц.)

    Проводится игра “Узнай птиц по голосу”. (Включается фонограмма с голосами птиц, дети отгадывают, какая птица поёт.)

    В. Ребята, устройте для ваших питомцев кормушки и птичьи столовые. Можно прямо из окна вывесить на верёвках дощечку и сыпать на неё корм: крошки белого хлеба, семена различных растений: подсолнуха, дыни, тыквы, многих сорных трав – репейника, лебеды; просо, овёс, пшено.

    Даже если наша жизнь и профессия не будут связаны с природой и птицами – не забывайте о них. Беречь природу – охранять свою жизнь. Любить животных – значит любить своих близких. Каждая кормушка, каждая горсть зерна поможет спасти от гибели не одного пернатого певуна.

    2.Ребята, кого мы называем пернатыми друзьями?

    Почему?

    А для чего птицам нужны перья?

    Все ли перья у птицы одинаковые?

    В крыльях маховые перья – помогают во время полёта.

    В хвосте рулевые перья – направляют полёт

    Пуховые перья – защищают от ушибов, царапин, от жары, от холода, от намокания, пересыхания.

    Наука, которая изучает жизнь птиц, называется ОРНИТОЛОГИЕЙ.

    А как мы назовём учёного, который занимается этой наукой?

    ОРНИТОЛОГ

    3.На земле очень много разных птиц: есть большие  и … (маленькие), есть дневные и … (ночные), есть птицы, которые не умеют летать, назовите их (страус, пингвин). Есть птицы, которые хорошо плавают … (водоплавающие), есть птицы, которые чудесно поют … (певчие). Есть птицы, которые питаются насекомыми … (насекомоядные), есть птицы, которые питаются другими живыми существами … (хищные), есть птицы, которые улетают в тёплые края … (перелётные). Есть птицы, которые остаются с нами … (зимующие).

    Д/игра «Отгадай загадку»

    Маленький мальчишка

    В сером армячишке

    По дворам шныряет,

    Крохи собирает.           ВОРОБЕЙ – зимующий, всеядный

    ***

    Я по дереву стучу,

    Червяков добыть хочу,

    Хоть и скрылся под корой,

    Всё равно ты будешь мой.      ДЯТЕЛ  - зимующий, всеядный

    ***

    Чёрный, проворный,

    Кричит «крак»,

    Червякам враг                ГРАЧ  - перелётный, насекомоядный

    ***

    На шесте – дворец,

    Во дворце – певец.

    А зовут его …        СКВОРЕЦ – перелётный, насекомоядный

    ***

    Пёстрая крякуша, ловит лягушек.

    Ходит вразвалочку – спотыкалочку.

                                              УТКА  - водоплавающая, всеядная.

    ***

    Живёт в лесу,

    Ухает, как разбойник,

    Люди его боятся,

    А он людей боится.    ФИЛИН – ночной, зимующий, хищный


    ***


    Известно с давних нам времён,


    Что это птица – почтальон.


                                            ГОЛУБЬ – зимующий, зерноядный


     ***


    Птицы с длинными ногами


    До весны простились с нами.


    Машут крыльями вдали


    И курлычут … ЖУРАВЛИ - болотные, перелётные, всеядные.


    4 Д/упражнение:


     «Покажи и назови перелётных и зимующих птиц»


    Дети выбирают из предложенных картинок птиц зимующих и перелётных.



     Почему перелётные птицы улетают в тёплые края?


    Холод птицам не почём. Самое главное, улетающим птицам зимой нечего есть. Осенью исчезают насекомые: одни погибают, другие прячутся, значит, насекомоядным птицам зимой прокормиться невозможно. Большая часть птиц питается всё лето семенами разных трав, кустарников, деревьев, но  многие семена, созревая, падают на землю и скрываются под снегом. Пойди их, найди зимой. Замерзают болота, речки, озёра, а это значит, что уткам, чайкам, цаплям, журавлям, куличкам, тоже негде добывать пищу.


    Возле крупных электростанций воду не могут сковать даже самые лютые морозы, и тут стайки уток зимуют, как ни в чём не бывало. Но таких мест мало.


    Физминутка.



    А что происходит с птицами, которые остаются с нами зимовать?


    Если мы отправимся в зимний лес, то увидим,  жив, не пропал пернатый народец. Ещё издали в морозной тишине слышно, как стучит дятел. Это он кору долбит на больных деревьях, добывает из-под коры вредных личинок, да сонных жучков. Вместе с дятлом летают, попискивают стайки синичек, поползней, пищух. Они тоже отыскивают в коре, в трещинах деревьев спрятавшихся на  зиму насекомых, отложенные ими  яички, куколок.


    Всегда сыт зимой глухарь. Чего-чего, а уж сосновой хвои в лесу хватает. А когда сыт, никакой мороз не страшен.


    Сыты тетерева и рябчики. На берёзе, ольхе всю зиму висят серёжки. Тетеревам да рябчикам эта еда по вкусу, и почки годятся, и сизые ягоды можжевельника. На ночь тетерева да рябчики ныряют с деревьев в мягкие сугробы; потопчутся, повозятся птицы под снегом и устраивают себе тёплые спаленки. В морозные дни они сидят под снегом, пока не потеплеет.


     А клёст ухитрился вовсе зиму обмануть. Мороз трещит, вьюги воют, а клестам хоть бы что, зимой даже гнёзда вьют. Тёплые гнёзда, из еловых веточек, а в них малыши-пуховички. Птенцы зимой? В трескучий мороз? Чудеса, да и только! Ни какого чуда нет. Клёст своим клювом отлично справляется шишками; летят на землю жёсткие чешуйки, а под ними в шишках полным-полно спелых семян. Что ж, раз пищи много и гнездо тёплое – почему бы не выводить птенцов. Для клеста горькие еловые семена самая вкусная еда на свете.



    1. - А теперь мы поговорим о птицах, которые зимуют с нами в городе.

    Морозы жестокие в этом году…


    Тревожно за яблоньку в нашем саду,


    Тревожно за Жучку: в её конуре


    Такой же морозище как на дворе.


    Но больше всего беспокойно за птиц


    За наших воробышков, галок, синиц:


    Ведь очень же холодно в воздухе им.


    Поможем ли мы беззащитным таким?


    Поможем! Их надо кормить,


    И тогда им будет легко пережить холода.


    Мы, ребята, можем   помочь птицам в холодное время года – откроем для них столовую, смастерим кормушки.


    Повешу на ветку простую кормушку,


    В неё положу я печенье и сушку.


    Съедят угощенье весёлые птицы


    И песнями будут, с нами делится.



    Давайте поможем мальчику решить задачу, который не знает, сколько ему надо сделать кормушек для птиц, если к нему прилетят сороки, вороны, воробьи, голуби (одну).


    Все ли птицы любят одинаковые угощения?


    Сейчас мы вместе составим правила друзей природы:

    1 реб. Укрепляя кормушку, не обламывай ветки, не повреждай стволы деревьев.

    2 реб. Следи, чтобы в кормушке не было снега.

    3 реб. Следи, чтоб в кормушке корм был постоянно.

    4 реб. Начинай подкармливать птиц поздней осенью и продолжай до весны.

    5 реб. Не бросай возле кормушки пакеты и банки, в которых носишь корм.

    6 реб. Не клади в кормушки куски ржаного хлеба, они закисают в зобу у птиц, особенно в морозы, что может привести к гибели.

    7 реб. Сало развешивай на тонких ветках, обвязывай ниткой, на толстые ветки эти лакомства класть бесполезно – утащат вороны.


    Задание детей за столами (угощение для птиц: зёрна, крошки, сало, смена)


    «У кого кто?» Образование названий птенцов

    У галки - ….галчонок

    У вороны - … вороненок

    У  кукушки - …..кукушонок

    У совы - …..совенок

    У скворца  - …скворчонок


    8. - Ребята, с наступлением холодов к нам прилетают птички. Про одну – есть загадка:


    Зимой на ветках яблоки,


    Скорей их собери!


    И вдруг вспорхнули яблоки,


    Ведь это …(снегири)


    Снегирь – довольно крупный, с коротким толстым клювом чёрного цвета, чёрными крыльями и хвостом, серой спиной и большой чёрной «шапочкой» на голове. У самца вся грудь и передняя часть брюшка красные, у самки они серого цвета. Голос снегиря – негромкий свист, песня довольно тихая. Кормятся они в кронах, где кроме семян  объедают древесные почки. Снегири у нас зимуют с октября по март..


    Выбегай поскорей, посмотреть на снегирей!


    Прилетели, прилетели! Стайку встретили метели,


    А мороз – красный нос, им рябинку принёс;


    Хорошо угостил, хорошо подсластил,


    Зимним вечером поздним ярко-алые гроздья.


     Свиристель – Свиристель размером со скворца, с высоким хохолком на голове. Эти птицы живут стаями – от 5 до нескольких десятков птиц. Голос – нежное свиристение. На зимовке питаются различными ягодами, причём поглощают их невероятном количестве, а опустошив запасы, перекочёвывают в новое место. У нас свиристели встречаются с октября до начала мая.


    К нам с морозом прилетели


    Стайки ярких свиристелей.


    Прилетели свиристели


    в сто свирелей засвистели,


    на рябинку дружно сели


    всё до ягодки объели.


    Птиц, которые улетают в тёплые края,  называют … (перелётные). Птиц, которые остаются с нами зимовать называют … (зимующие), а ещё  их называют ОСЕДЛЫЕ. А вот птиц, которые прилетают к нам с морозами и метелями называют КОЧУЮЩИЕ.



    Посмотрите на вот эти экологические знаки, объясните их смысл, как это касается птиц.


    ЗНАКИ:


    Нельзя рубить деревья.


    Нельзя разорять птичьи гнёзда.


    Нельзя разводить в лесу костёр.


    Нельзя вытаптывать и рвать траву.


    Нельзя разорять муравейники.


    Нельзя уничтожать насекомых.


         Если в лес пришел гулять, свежим воздухом дышать,

         Бегай, прыгай и играй, только, чур, не забывай,

         Что в лесу нельзя шуметь, даже очень громко петь.

         Испугаются зверушки – убегут с лесной опушки.

         Ветки дуба не ломай. Никогда не забывай

           Мусор с травки убирать.

     Зря цветы не надо рвать.

       Из рогатки не стрелять: в лес приходят отдыхать.

      Бабочки пускай летают, ну кому они мешают?

    Здесь не нужно всех ловить, топать, хлопать, палкой бить



    .






    Итог занятия


    Птицы -  это голоса наших полей, гор и пустынь.


    Птицы – это покорители неба. Они могут подняться выше облаков, перелететь через моря.


    Птицы – это верные наши помощники, защитники наших лесов, полей, садов, огородов от вредных насекомых и грызунов.


    Птицы – это тайна и красота. О птицах сложены стихи и песни, рассказы и сказки. Без птиц нам не обойтись!



    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Конспект непосредственно образовательной деятельности на тему "Зимующие птицы нашего края"

    Расширять представление детей о зимующих птицах нашего края. Вызывать стремление беречь и помогать зимующим птицам. Воспитывать интерес и любовь к природе родного края....

    Конспект непосредственно образовательной деятельности на тему: «ЗИМУЮЩИЕ ПТИЦЫ» для детей старшего дошкольного возраста

    Тема: «Зимующие птицы»Цели:формировать экологическую культуру у детей;прививать любовь к птицам и воспитывать бережное отношение к ним.Задачи:Образовательные:уточнить и расширить знание детей о з...

    Конспект непосредственной образовательной деятельности по экологии "Зимующие птицы"

    Интеграция образовательных областей: «Безопасность», «Социализация», «Коммуникация», «Чтение художественной литературы», «Художественное творчество». Виды детской деятельности: игровая, продуктив...

    Конспект непосредственно образовательной деятельности на тему: "Зимующие птицы"

    Формирование экологического воспитания детей старшего возраста по теме " Зимующие птицы"....

    Конспект непосредственно образовательной деятельности на тему «Зимующие птицы»

    Цель: Обогатить знания детей о непростой жизни птиц в зимнее время года и нацелить их на помощь им.Задачи:Обучающие задачи:- закрепить понятие о «зимующих птицах»;- расширить и активизировать словарь ...

    Конспект непосредственно-образовательной деятельности на тему:"Зимующие птицы".

    Открытая непосредственно-образовательная деятельность была проведена с детьми  среднего дошкольного возраста....

    Конспект непосредственной образовательной деятельности подготовительной группы «Зимующие птицы»

    При помощи данного занятия сформировать представление о зимующих птицах, как дети могут ухаживать за птицами, помогать им пережить зиму....