«РАЗВИТИЕ ИНТЕРЕСА У ДЕТЕЙ К ПРОФЕССИЯМ КАК СРЕДСТВО ОЗНАКОМЛЕНИЯ С СОЦИАЛЬНЫМ МИРОМ».
статья по окружающему миру по теме

Захлестина (Никонова) Галина Викторовна

Каждый человек мечтает обрести в жизни любимое дело, доставляющее радость ему самому и приносящее пользу людям.

Поэтому так важно познакомить ребенка с профессиями, рассказать о тех качествах характера, которые требует та или иная профессия. Начинать воспитывать в себе эти качества лучше с детских лет.

Скачать:


Предварительный просмотр:

 

«РАЗВИТИЕ ИНТЕРЕСА У ДЕТЕЙ К ПРОФЕССИЯМ КАК СРЕДСТВО ОЗНАКОМЛЕНИЯ С СОЦИАЛЬНЫМ МИРОМ».

Каждый человек мечтает обрести в жизни любимое дело, доставляющее радость ему самому и приносящее пользу людям.

Поэтому так важно познакомить ребенка с профессиями, рассказать о тех качествах характера, которые требует та или иная профессия. Начинать воспитывать в себе эти качества лучше с детских лет.

      Когда-то, очень давно, все профессии можно было сосчитать на пальцах. Сейчас, в наше время, в век великих открытий и компьютерных технологий,  существует огромное множество профессий и очень сложно выбрать ту единственную из множества профессий, которая была бы по душе, радовала бы тебя и доставляла огромное удовольствие окружающим тебя людям. К сожалению, не все взрослые довольны своим выбором [3]. Для того чтобы каждый радовался любимому делу, необходимо с младшей группы знакомить детей с разными профессиями, и с теми качествами характера, которыми должен обладать человек той или иной профессии. Лучше формировать эти качества с детства. Существуют династии врачей, учителей, военных и т.д., когда дети идут по стопам своих родителей. Благодаря рассказам взрослых о профессиях, у ребёнка появляется живой интерес, и формируются реалистичные представления о труде взрослых, уважение к их труду, ведь труд является одним из видов деятельности человека [2].

Поэтому сегодня актуальна такая проблема, как развитие интереса и знакомство с профессиями взрослых.

Решением данного вопроса занимались исследователи под руководством Лоран, Немирович, Радиной,. Они пытались сформировать систему знаний о труде у детей, использовав разные формы работы. Но знакомство дошкольников с профессиями и собственная трудовая деятельность детей не были взаимосвязаны, работа по этим направлениям велась параллельно.

 Проведя диагностику, разработанную на основе программы  Т.Н. Дороновой «Радуга» в старшей группе (сколько профессий знает (до 10); что нужно для работы (инструменты); какие действия выполняет), я выявила, что дети знают очень мало профессий. Я решила познакомить детей с профессиями, сопровождая рассказы стихами, загадками, сказками, вопросами. Для себя я определила цель и основные задачи для каждой возрастной группы.

Работая над этой темой, я столкнулась с тем, что очень мало литературы по ознакомлению детей с профессиями. Изучив и воспользовавшись литературой таких авторов как Алёшина Н.В., Лопатина А.А и. Скребцова М.В., Т.В.Потапова, Шорыгина Т.А. , мной были разработаны перспективные планы работы с детьми старшей и подготовительной группы, куда была включена система занятий, экскурсий и составлен проект.

Кроме специальных занятий по ознакомлению детей с профессиями, с младшей группы ежедневно, в разные режимные моменты ведётся разговор о том, кто заботится о нас, чем заняты люди разных профессий. Я вовлекала родителей в работу по ознакомлению детей с профессиями и так же разработала перспективные планы, куда включала творческие задания и беседы.

 Старшая группа (5-6 лет)    

Задачи:

1.Расширять у детей знания и представления о профессиях.

2.Вызвать интерес к окружающему миру, формировать реалистичные представления о труде людей;

3.Обогащать словарный запас, развивать связную речь;

4.Активизировать внимание и память детей, развивать логическое мышление.

Игровая деятельность детей:

Сюжетно- ролевые игры:

«Летчики», «Почта», «Школа», «Магазин».

Дидактические игры:

«Фея музыки», «Необходимые предметы», «Что растет в саду».

Настольно-печатные игры:

Настольное лото «Кем быть?», «Играем в профессии».

Методы  и приемы:

Беседы о профессиях:

дворник, парикмахер, милиционер, учитель, кондуктор, художник, музыкант, шофер, садовник.

Чтение художественных произведений:

сказка М.Скребцовой «Чудесный парикмахер», сказки А.Лопатиной:

«Дворник Матвей», «Добрый милиционер», «Кондуктор и трамвай»;

сказка Н.Абрамцевой «Правдивая история о садовнике»; С.Михалков «А что у вас?»

Наблюдения за трудом взрослых:

Дворник, учитель, повар, продавец.

Творческие задания:

«Хороший дворник», «Моя прическа», «Добрый милиционер», «Портрет  учителя», «Хороший кондуктор», «Предметы художника», «Нужный транспорт».

Сочиняем сказку:

«Волшебные предметы», «Волшебные краски».

Рисование:

«Идеальный гараж».

Разучивание стихотворений о профессиях.

Работа с родителями:

интервью родителей об их профессиях (дети берут интервью у своих родителей);

рисунок родителей и детей «Кем работают мои папа и мама»;

оформление папки «Что такое профессии»;

рисунок родителей «Дерево семейных профессий»;

рассказ пап о Защитниках Отечества;

изготовление родителями атрибутов к сюжетно-ролевым играм;

Использование в режимных моментах:

Занятия, прогулка, утренний прием, самостоятельная деятельность

детей, игровая деятельность детей.

Подготовительная группа (6-7 лет)

Задачи:

1.Расширять у детей знания и представления о профессиях;

2.Продолжать вызывать интерес к окружающему миру, формировать реалистичные представления о труде людей;

3.Продолжать обогащать словарный запас, развивать связную речь; учить детей давать полные ответы на вопросы;

4.Формировать умение связно и последовательно пересказывать текст по плану;

5.Продолжать активизировать внимание и память детей, развивать логическое мышление.

Игровая деятельность:

Сюжетно- ролевые игры:

«Библиотека», «Магазин» (хлебный, обувной), «Ателье», «Почта», «Семья», «Школа».

Дидактические игры:

«Внимательный библиотекарь», «Хозяин обувного магазина», «Спасибо портным», «Колечко счастья», «Волшебник света».

Настольно-печатные игры:

«Все профессии важны», настольное лото «Кем быть?», «Играем в профессии», «Все работы хороши».

Методы  и приемы:

Беседы о профессиях:

Пекарь, сапожник, писатель, художник-иллюстратор, библиотекарь, портной, ювелир, электрик.

Чтение художественных произведений:

Дж.Родари «Чем пахнут ремесла», сказка про писателя Л.Даскаловой, сказка Н.Абрамцевой «Каблучки», сказка М.Скребцовой «Кольцо любви», сказки А.Лопатиной: «Живые книги», «Золотая иголочка», «Волшебные искорки».

Наблюдения за трудом взрослых:

библиотекарь, повар, почтальон.

Экскурсии:

в библиотеку, на почту, на кухню.

Рассматривание картин:

«В библиотеке», «На почте», «В детской поликлинике».

Рисование:

«Сказочные пироги», «Одежда для бумажной куклы», «иллюстрации к любимым произведениям.

Разучивание стихотворений о профессиях.

Письменная работа:

«Спасибо портным».

Творческие задания:

«Портрет писателя», «Лечим книги», «Угадай книгу».

Работа с родителями:

помощь родителям в подборе и разучивании с детьми стихотворений о профессиях;

оформление папки «Разговор о профессиях»;

выставка детских рисунков для родителей «Кем я мечтаю стать»;

творческое задание для родителей и детей «Гимн профессий»;

помощь родителей в организации экскурсии в библиотеку;

изготовление книги родителями и детьми  - «Я писатель и художник»;

 выставка книг для родителей и детей других групп.

Использование в режимных моментах:

 занятия, прогулка, утренний прием, самостоятельная деятельность

детей, игровая деятельность детей.

Используемая литература:

1.Лопатина, А. Скребцова, М. Секреты мастерства: 62 урока о профессиях и мастерах. [Текст]: / Лопатина, А. Скребцова, М. М.Амрита-Русь - 2005.

2.Потапова, Т.В. Беседы с дошкольниками о профессиях. [Текст]: / Потапова, Т.В. М. ТЦ Сфера - 2005

3.Шорыгина, Т.А. Профессии. Какие они? [Текст]: / Шорыгина, Т.А.    М. Издательство ГНОМ и Д. - 2006 .


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Воспитание познавательного интереса у детей старшего дошкольного возраста средствами ознакомления с природой

«Экологическое образование в детском саду»Итоговая работаАвторский экологический проект...

Развитие познавательной активности детей старшего дошкольного возраста при ознакомлении с окружающим миром в условиях реализации ФГОС ДОО

В федерaльном гоcудaрcтвенном обрaзовaтельном cтaндaрте дошкольного обрaзовaния определены зaдaчи познaвaтельного рaзвития:— рaзвитие интереcов детей, любознaтельноcти и познaвaтельной мотивaции;— рaз...

« Развитие познавательной активности детей старшего дошкольного возраста при ознакомлении с окружающим миром»

1.Актуальность исследования. Как известно дошкольники отличаются удивительной любознательной готовностью познавать.На современном этапе развития дошкольного образования проблемы познавательного р...

Развитие познавательной активности детей старшего дошкольного возраста при ознакомлении с окружающим миром в соответствии с ФГОС.

Старший дошкольный возраст – возраст почемучек. Он наиболее благоприятный для познавательного развития детей.     Познавательная активность при правильной педагогической организац...

Развитие познавательной активности детей старшего дошкольного возраста при ознакомлении с окружающим миром в свете ФГОС ДО

В статье представлен теоритеческий материал по проблеме формирования познавательной активности старших дошкольников, проявлениях познавательной активности у детей, уровнях, принципах и педагогиче...

Развитие познавательной активности детей дошкольного среднего возраста при ознакомлении с окружающим миром в соответствии с ФГОС

Данный материал будет полезен воспитателям детских садов. в статье описывается развитие познавательной активнсти детей средней группы детского сада при ознакомлении с окружающим миром в соответствии с...

Развитие познавательного интереса у детей старшего дошкольного возраста через ознакомление с природным миром Земли

Развитие познавательного интереса дошкольников является одной из актуальных проблем современного дошкольного образования, призванного воспитать личность, способную к саморазвитию и самосовершенствован...