Конспект по воспитанию нравственных качеств и патриотических чувств у детей подготовительной группы по средствам ознакомления с окружающим миром
план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа)
Расширять знания детей об истории нашей Родины. Продолжать знакомить детей с жизнью, обычаями, занятиями наших предков, с их бытовой культурой. Воспитывать интерес к истории России; воспитывать чувство гордости за свою страну. Развивать в детях уважение к собственному народу, культуре, родному дому. Развивать представления детей о семье, родственных отношениях, роли семьи в жизни человека.
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 24.51 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект по воспитанию нравственных качеств и патриотических чувств у детей подготовительной группы по средствам ознакомления с окружающим миром
«Бытовая культура и традиции русского народа»
Цель: Расширять знания детей об истории нашей Родины. Продолжать знакомить детей с жизнью, обычаями, занятиями наших предков, с их бытовой культурой. Воспитывать интерес к истории России; воспитывать чувство гордости за свою страну. Развивать в детях уважение к собственному народу, культуре, родному дому. Развивать представления детей о семье, родственных отношениях, роли семьи в жизни человека.
задачи:
Образовательные:
- формировать у детей интерес к получению знаний о России;
- развивать умение рассказывать об истории своей Родины;
- закреплять знания о стране, столице Родины, городе;
- систематизировать знания детей о символике государства;
- закреплять название народных промыслов;
Развивающие:
- развивать память, коммуникативные навыки;
Воспитательные:
- воспитывать любовь к Родине, гражданско-патриотические чувства;
- воспитывать чувство принадлежности к определённой культуре, уважение к культурам других народов.
Предварительная работа: Беседы с детьми о зарождении русского государства. Знакомство с государственной символикой: гербом, флагом, гимном. Рисование российского флага; объяснение смысла русских народных пословиц и поговорок о семье, о хлебе, о труде. Рассказывание русских народных сказок, заучивание потешек и стихов. Рассматривание изделий народного творчества, изображений изделий народных промыслов, изготовление игрушек своими руками, знакомство с некоторыми играми наших предков.
Оборудование и материалы: Стол, накрытый по правилам старины (самовар, сервиз, сахар, бублики, сушки, деревянные кружки и ложки). Куклы в национальных русских костюмах. Русская печь, хлеб, лопатка для хлеба, чугунок, ухват, кринка, лапти, половики самодельные. Платки, рушник, старые фото, вышивка. Музыкальное сопровождение для проведения подвижных игр. Презентация «Колыбельная». Матрёшка. Туесок с пословицами.
Ход занятия
Воспитатель: Здравствуйте, ребята! Я очень рада видеть вас! Сегодня нас ждёт много нового, волшебные сказки, увлекательные игры и ещё много интересного. Я хочу, чтобы у вас всё получилось, и целый день было хорошее настроение!
К нам пришли гости, поздоровайтесь, подарите им свои улыбки, а теперь присаживайтесь на стульчики. Мы с вами живём в стране с удивительно красивым именем - Россия. На Земле много чудесных стран, везде живут люди, но Россия - единственная необыкновенная страна, потому что она - наша Родина. А что значит - Родина?
Дети: (Ответы детей)
Воспитатель: Правильно. Сегодня мы с вами продолжим говорить о прошлом нашей Родины, о наших предках.
Очень часто за событиями и за сутолокою дней
Старины своей не помним, забываем мы о ней.
Стали более привычны нам полеты на Луну.
Вспомним старые обычаи! Вспомним нашу старину!
Вспомните и скажите, кто такие предки?
Дети: Это люди, жившие много лет тому назад. Это дедушки и бабушки наших дедушек и бабушек.
Воспитатель: Культура нашего народа складывалась из обычаев, традиций и праздников. Конечно, не все традиции дошли до наших дней, но те, что сохранились, дают нам возможность узнать, как жили люди в старину, как работали и отдыхали. А как вы понимаете слово «традиция»?
Дети: Это значит «передача», то есть из поколения в поколение передаются семейные порядки, привычки, памятные вещи, обычаи.
Воспитатель: Да, традиции передаются из поколения в поколение, от родителей к детям. Мы отмечаем в семейном кругу различные праздники. Какие?
Дети: день рождения, Новый год, вместе проводим выходные, выезжаем всей семьёй на природу. Некоторым дают имена бабушек и дедушек. Мы храним старые фотографии наших родных.
Воспитатель: Вот это и есть семейные традиции. Ведь вся наша жизнь начинается с семьи.
Звучит негромкая спокойная музыка.
Воспитатель читает потешку:
«А баю, баю, баю, живёт мужик на краю,
он не беден не богат, у него много ребят.
Все по лавочкам сидят, кашку маслена едят.
Сердце бьётся, душа радуется».
А что значит «душа радуется»? Почему душа радуется? Когда у вас бывает такое состояние?
Дети: Когда приходят родители, когда приходят в гости родственники, когда все вместе занимаемся каким либо делом. Когда рядом мама, то спокойно на душе, когда все здоровы.
Воспитатель: Какая бывает семья?
Дети: Большая, дружная, добрая, трудолюбивая, счастливая. Веселая. Многодетная.
Воспитатель: Кого из близких вы можете назвать самым родным? Самым добрым? Самым младшим?
Дети: Ответы детей.
Воспитатель: А бывает ли вам грустно? Почему?
Дети: Когда мама болеет, когда остаюсь один, когда мама сердится.
Воспитатель: Чем вы любите заниматься всей семьей? (Ответы детей: собираться за столом, смотреть телевизор по вечерам, ходить в парк, в лес, на футбол, готовиться к праздникам)
Звучит негромкая музыка.
Воспитатель: предлагаю встать полукругом и исполнить народную песню с движениями «Жили у бабуси»
Жили у бабуси
Два весёлых гуся,
Один - серый, другой - белый,
Два весёлых гуся.
Один - серый, другой - белый,
Два весёлых гуся!
Мыли гуси лапки
В луже у канавки,
Один - серый, другой - белый,
Спрятались в канавке.
Один - серый, другой - белый,
Спрятались в канавке!
Вот кричит бабуся:
«Ой, пропали гуси!
Один - серый, другой - белый,
Гуси мои, гуси!
Один - серый, другой - белый,
Гуси мои, гуси!»
Выходили гуси,
Кланялись бабусе,
Один - серый, другой - белый,
Кланялись бабусе.
Один - серый, другой - белый,
Кланялись бабусе!
Воспитатель: С давних времён повелось, что у каждого в семье есть свои обязанности, есть они и у детей, ведь дети - помощники своим родителям. Какие обязанности были в старину у девочек, у мальчиков?
Дети: Девочки убирали в избе, смотрели за младшими братьями и сёстрами, помогали готовить еду. Мальчики убирали во дворе, кормили скотину, помогали отцу и деду.
Воспитатель: А какие обязанности есть у вас? (Ответы детей) (Заправлять кровать, убирать игрушки, кормить домашних питомцев, поливать цветы, помогать взрослым)
Русские люди много работали, славились трудолюбием и мастерством. О труде сложено много пословиц и поговорок. А какие знаете вы?
Дети: «Скучен день до вечера, коли делать нечего».
«Хочешь есть калачи - не сиди на печи».
«Труд человека кормит, а лень портит».
«Не сиди сложа руки, так не будет и скуки».
«Без труда не вынешь и рыбку из пруда».
Воспитатель: Народ придумал много песен, потешек, загадок, игр, хороводов, которыми сопровождалась вся их жизнь. А начиналось все с маминой колыбельной. Колыбельные, которые пела мама - нежные, добрые. Мелодичные слова убаюкивают и уносят в мир сказок. Вы знаете колыбельные песни?
Дети: поют колыбельные по очереди
Баю – баюшки - баю
Не ложися на краю.
Придёт серенький волчок,
Он ухватит за бочок.
Он ухватит за бочок.
И потащит во лесок
Под ракитовый кусток.
К нам, волчок, не ходи
Нашу Машу не буди.
Воспитатель: Вот такие добрые песни пели, и сейчас поют мамы малышам. Дети относились к маме с особым уважением, называли её «берегиней». Как вы думаете, почему?
Дети: Мама была хранительницей семьи, оберегала детей, берегла семью.
Воспитатель: Давайте и мы назовём наших мам самыми ласковыми словами.
Проводится игровое упражнение «Придумай ласковые слова для мамы»
Дети (встают в круг и, передавая друг другу по кругу матрёшку, называют ласковые слова для мамы: родная, любимая, нежная, ласковая, хорошая, дорогая, красивая, нарядная, сердечная и т.д.)
Воспитатель: Основной чертой русского народа было гостеприимство, стремление поделиться всем, что есть в доме. Скажите, как об этом говорили в народе?
Дети: «Гость в дом - радость в дом»
«Не красна изба углами, а красна пирогами»
«Что есть в печи - все на стол мечи»
Воспитатель: Молодцы. А мы тоже накрыли стол, как накрывали в старину наши предки. В чем же проявлялось гостеприимство?
Дети: Любой человек - странник мог зайти в дом и поесть, его сажали на почётное место, предлагали откушать хлеб - соль, принимали как почётного гостя.
Воспитатель: А как человек относился к хлебу?
Дети: Люди бережно относились к хлебу, с уважением, если роняли хлеб, то просили у него прощения и целовали его.
Воспитатель: А почему же просили прощения у хлеба?
Дети: Бросить хлеб - это значит обидеть труд людей, которые его выращивали, оскорбить хлеборобов.
Воспитатель: Как говорили про хлеб в народе?
Дети: «Хлеб - всему голова», «Без хлеба нет обеда»
Воспитатель: А что вы можете сказать про соль?
Дети: Соль тоже была главной едой, её сравнивали с хлебом, в старину стол накрывали скатертью и ставили на середину хлеб и соль.
Говорили: « Без хлеба несытно, без соли невкусно», «Хлеб и соль вам!»
Воспитатель: Этот обычай сохранился до сих пор: дорогих гостей встречают хлебом - солью. В чем же ещё проявлялось гостеприимство?
Дети: Гостей угощали чаем, только из самовара. Самовар был в каждом доме, его берегли и передавали по наследству. Чай заваривал хозяин, а разливала хозяйка, этот обычай соблюдали в каждом доме. К чаю подавали баранки, сушки, сахар, варенье. Чай пили из блюдца, не торопясь.
Воспитатель: Молодцы.
Традиция сохранила до нас множество игр. А как же раньше выбирали водящего?
Дети: Водящего и раньше, и сейчас выбирают с помощью считалки, ещё договариваются о правилах игры. Это называется сговор.
А сейчас я предлагаю поиграть в хороводную народную игру (звучит бодрая музыка).
Проводится народная игра «Как у дяди Трифона»
Как у дяди Трифона было семеро детей, было семеро детей, было семь сыновей. Вот с такими вот ушами, вот с такими вот глазами, вот с такими вот носами, вот с такими вот зубами вот с такими волосами, вот с такими вот усами, вот с такой головой, вот с такой бородой. Они не пили, не ели, друг на друга все глядели, друг на друга все глядели, разом делали вот так… | (идут по кругу, взявшись за руки, и поют) (каждая строчка сопровождается показом) (по показу одного ребёнка повторяют смешные движения) |
Воспитатель: Мы с вами много говорили о таланте русского народа. В чем же он проявлялся? Что русский народ умел делать?
Дети: Мастерил игрушки, сочинял сказки, песни, водил хороводы.
Воспитатель: Да, русский народ сочинял много сказок. Назовите мне сказку, в которой есть такие строчки: «Тепло ли тебе, девица?» - «Тепло, морозушко. Тепло, батюшка» (русская народная сказка «Морозко»).
В какой сказке мачеха заморила девочку работой: она и ткёт, и прядёт, она и прибирает, она и за все отвечает? (Русская народная сказка «Хаврошечка»)
Из какой сказки эти слова: «Солнце высоко, колодец далеко, жар донимает, пот выступает…»? (Русская народная сказка «Сестрица Аленушка и братец Иванушка»)
«Отпусти меня, Емелюшка, любое желание твоё исполню» («По щучьему велению»)
Воспитатель: Молодцы, ребята. А сейчас встанем в круг и поиграем в старинную игру, которая называется «Золотые ворота» (музыка)
Проводится игра «Золотые ворота»
«Золотые ворота пропускают не всегда
первый раз прощается, второй раз запрещается,
а на третий раз не пропустим вас»
(Когда играет большая группа детей, на ворота встают четверо детей, остальные держатся за руки и под пение песни стараются быстрее пройти в ворота, кто не успел пройти, тот также встаёт в ворота, а остальные продолжают игру, пока не поймают всех детей).
Воспитатель: В конце подводит итог занятия. Спрашивает детей, чем занимались на занятии, в какие игры играли, что больше всего понравилось.
Гостинцы ребятам за участие в путешествии и помощь в проведении – все, что есть на столе (сушки, баранки, конфеты)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Формирование патриотических чувств у детей старшей группы, по средствам ознакомления с героями Великой Отечественной войны в условиях ДОУ
Формирование патриотических чувств у детей старшей группы, по средствам ознакомления с героями Великой Отечественной войны в условиях ДОУ....
Формирование патриотических чувств у детей старшей группы, по средствам ознакомления с героями Великой Отечественной войны в условиях ДОУ
Формирование патриотических чувств у детей старшей группы, по средствам ознакомления с героями Великой Отечественной войны в условиях ДОУ....

Формирование патриотических чувств у детей старшей группы, по средствам ознакомления с героями Великой Отечественной войны в условиях ДОУ.
Формирование патриотических чувств у детей старшей группы, по средствам ознакомления с героями Великой Отечественной войны в условиях ДОУ....

«Воспитание гражданских и патриотических чувств у детей старшего дошкольного возраста при ознакомлении с окружающим» ( сообщение из опыта работы)
В настоящее время чрезвычайно актуальной стала проблема гражданского и патриотического воспитания подрастающего поколения. Нравственно-патриотическое воспитание ребёнка - сложный педагогический процес...

Статья на тему: «Воспитание нравственно-волевых и патриотических чувств у детей старшего дошкольного возраста средствами физической культуры».
Статья на тему:«Воспитание нравственно-волевых и патриотических чувств у детей старшего дошкольного возрастасредствами физической культуры». Первые годы жизни ребенка являются решающи...

Статья на тему: «Воспитание нравственно-волевых и патриотических чувств у детей старшего дошкольного возраста средствами физической культуры».
Статья на тему:«Воспитание нравственно-волевых и патриотических чувств у детей старшего дошкольного возрастасредствами физической культуры». Первые годы жизни ребенка являются решающи...

Консультация "Направления по формированию нравственных качеств и патриотических чувств у детей"
Консультация "Направления по формированию нравственных качеств и патриотических чувств у детей"...
