Конспект по воспитанию нравственных качеств и патриотических чувств у детей подготовительной группы по средствам ознакомления с окружающим миром
план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа)

Иванова Евдокия Петровна

Расширять знания детей об истории нашей Родины. Продолжать знакомить детей с жизнью, обычаями, занятиями наших предков, с их бытовой культурой. Воспитывать интерес к истории России; воспитывать чувство гордости за свою страну. Развивать в детях уважение к собственному народу, культуре, родному  дому. Развивать представления детей о семье, родственных отношениях, роли семьи в жизни человека.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспект по воспитанию нравственных качеств и патриотических чувств у детей подготовительной группы по средствам ознакомления с окружающим миром

«Бытовая культура и традиции русского народа»

Цель: Расширять знания детей об истории нашей Родины. Продолжать знакомить детей с жизнью, обычаями, занятиями наших предков, с их бытовой культурой. Воспитывать интерес к истории России; воспитывать чувство гордости за свою страну. Развивать в детях уважение к собственному народу, культуре, родному  дому. Развивать представления детей о семье, родственных отношениях, роли семьи в жизни человека.

 задачи:

Образовательные:

- формировать у детей интерес к получению знаний о России;

- развивать умение рассказывать об истории своей Родины;

- закреплять знания о стране, столице Родины, городе;

- систематизировать знания детей о символике государства;

- закреплять название народных промыслов;

Развивающие:

- развивать память, коммуникативные навыки;

Воспитательные:

- воспитывать любовь к Родине, гражданско-патриотические чувства;

- воспитывать чувство принадлежности к определённой культуре, уважение к культурам других народов.

Предварительная работа: Беседы с детьми о зарождении русского государства. Знакомство с государственной  символикой: гербом, флагом, гимном. Рисование российского флага; объяснение смысла русских народных пословиц и поговорок о семье, о хлебе, о труде. Рассказывание русских народных сказок, заучивание потешек и стихов. Рассматривание изделий народного творчества, изображений изделий народных промыслов, изготовление игрушек своими руками, знакомство с некоторыми играми наших предков.

Оборудование и материалы: Стол, накрытый по правилам старины (самовар, сервиз, сахар, бублики, сушки, деревянные кружки и ложки). Куклы в национальных русских костюмах. Русская печь, хлеб, лопатка для хлеба, чугунок, ухват, кринка, лапти, половики самодельные. Платки, рушник, старые фото, вышивка. Музыкальное сопровождение для проведения подвижных игр. Презентация «Колыбельная». Матрёшка. Туесок с пословицами.

Ход занятия

 Воспитатель: Здравствуйте, ребята! Я очень рада видеть вас! Сегодня нас ждёт много нового, волшебные сказки, увлекательные игры и ещё много интересного. Я хочу, чтобы у вас всё получилось, и целый день было хорошее настроение!

К нам пришли гости, поздоровайтесь, подарите им свои улыбки, а теперь  присаживайтесь на стульчики. Мы с вами живём в стране с удивительно красивым именем - Россия. На Земле много чудесных стран, везде живут люди, но Россия - единственная необыкновенная страна, потому что она - наша Родина. А что значит - Родина?

Дети: (Ответы детей)

Воспитатель: Правильно. Сегодня мы с вами продолжим говорить о прошлом нашей Родины, о наших предках.

Очень часто за событиями и за сутолокою дней

Старины своей не помним, забываем мы о ней.

Стали более привычны  нам полеты на Луну.

Вспомним старые обычаи! Вспомним нашу старину!

Вспомните и скажите, кто такие предки?

Дети: Это люди, жившие много лет тому назад. Это дедушки и бабушки наших дедушек и бабушек.  

Воспитатель:  Культура нашего народа складывалась из обычаев, традиций и праздников. Конечно, не все традиции дошли до наших дней, но те, что сохранились, дают нам возможность узнать, как жили люди в старину, как работали и отдыхали. А как вы понимаете слово «традиция»?

Дети: Это значит «передача», то есть из поколения в поколение передаются семейные порядки, привычки, памятные вещи, обычаи.

Воспитатель: Да, традиции передаются из поколения в поколение, от родителей к детям. Мы отмечаем в семейном кругу различные праздники. Какие?

Дети: день рождения, Новый год, вместе проводим выходные, выезжаем всей семьёй на природу. Некоторым дают имена бабушек и дедушек. Мы храним старые фотографии наших родных.

Воспитатель: Вот это и есть семейные традиции. Ведь вся наша жизнь начинается с семьи.

Звучит негромкая спокойная музыка.

Воспитатель читает потешку: 

«А баю, баю,  баю, живёт мужик на краю,

он не беден не богат, у него много ребят.

Все по лавочкам сидят, кашку маслена едят.

Сердце бьётся, душа радуется».

А что значит «душа радуется»? Почему душа радуется? Когда у вас бывает такое состояние?

Дети: Когда приходят родители, когда приходят в гости родственники, когда все вместе занимаемся каким либо делом. Когда рядом мама, то спокойно на душе, когда все здоровы.

Воспитатель: Какая бывает семья?

Дети: Большая, дружная, добрая, трудолюбивая, счастливая. Веселая. Многодетная.

Воспитатель: Кого из  близких вы можете назвать самым родным? Самым добрым? Самым младшим?

Дети: Ответы детей.

Воспитатель: А бывает ли вам грустно? Почему?

Дети: Когда мама болеет, когда остаюсь один, когда мама сердится.

Воспитатель: Чем вы любите заниматься всей семьей?  (Ответы детей:  собираться за столом,  смотреть телевизор по вечерам, ходить в парк, в лес, на футбол, готовиться к праздникам)

Звучит негромкая музыка.

Воспитатель: предлагаю встать полукругом и исполнить народную песню с движениями «Жили у бабуси» 

Жили у бабуси

Два весёлых гуся,

Один - серый, другой - белый,

Два весёлых гуся.

Один - серый, другой - белый,

Два весёлых гуся!

Мыли гуси лапки

В луже у канавки,

Один - серый, другой - белый,

Спрятались в канавке.

Один - серый, другой - белый,

Спрятались в канавке!

Вот кричит бабуся:

«Ой, пропали гуси!

Один - серый, другой - белый,

Гуси мои, гуси!

Один - серый, другой - белый,

Гуси мои, гуси!»

Выходили гуси,

Кланялись бабусе,

Один - серый, другой - белый,

Кланялись бабусе.

Один - серый, другой - белый,

Кланялись бабусе!

Воспитатель: С давних времён повелось, что у каждого в семье есть свои обязанности, есть они и у детей, ведь дети - помощники своим родителям. Какие обязанности были в старину у девочек, у мальчиков?

Дети: Девочки убирали в избе, смотрели за младшими братьями и сёстрами, помогали готовить еду. Мальчики убирали во дворе, кормили скотину, помогали отцу и деду.

Воспитатель: А какие обязанности есть у вас?  (Ответы детей) (Заправлять кровать, убирать игрушки, кормить домашних питомцев, поливать цветы, помогать взрослым)

Русские люди много работали, славились трудолюбием и мастерством. О труде сложено много пословиц и поговорок. А какие знаете вы?

Дети: «Скучен день до вечера, коли делать нечего».

«Хочешь есть калачи - не сиди на печи».

«Труд человека кормит, а лень портит».

«Не сиди сложа руки, так не будет и скуки».

«Без труда не вынешь и рыбку из пруда».

Воспитатель: Народ придумал много песен, потешек, загадок, игр, хороводов, которыми сопровождалась вся их жизнь. А начиналось все с маминой колыбельной. Колыбельные, которые пела мама - нежные, добрые. Мелодичные слова убаюкивают и уносят в мир сказок. Вы знаете колыбельные песни?

Дети: поют колыбельные по очереди

Баю – баюшки - баю

Не ложися на краю.

Придёт серенький волчок,

Он ухватит за бочок.

Он ухватит за бочок.

И потащит во лесок

Под ракитовый кусток.

К нам, волчок, не ходи

Нашу Машу не буди.

Воспитатель: Вот такие добрые песни пели, и сейчас поют мамы малышам. Дети относились к маме с особым уважением, называли её «берегиней». Как вы думаете, почему?

Дети: Мама была хранительницей семьи, оберегала детей, берегла семью.  

Воспитатель: Давайте и мы назовём наших мам самыми ласковыми словами.

 Проводится игровое упражнение «Придумай ласковые слова для мамы»

Дети (встают в круг и, передавая друг другу по кругу матрёшку, называют ласковые слова для мамы: родная, любимая, нежная, ласковая, хорошая, дорогая, красивая, нарядная, сердечная и т.д.)

Воспитатель: Основной чертой русского народа было гостеприимство, стремление поделиться всем, что есть в доме. Скажите, как об этом говорили в народе?

Дети: «Гость в дом - радость в дом»

«Не красна изба углами, а красна пирогами»

«Что есть в печи - все на стол мечи»

Воспитатель: Молодцы. А мы тоже накрыли стол, как накрывали в старину наши предки. В чем же проявлялось гостеприимство?

Дети: Любой человек - странник мог зайти в дом и поесть, его сажали на почётное место, предлагали откушать хлеб - соль, принимали как почётного гостя.

Воспитатель: А как человек относился к хлебу?

Дети: Люди бережно относились к хлебу, с уважением, если роняли хлеб, то просили у него прощения и целовали его.

Воспитатель:  А почему же просили прощения у хлеба?

Дети: Бросить хлеб - это значит обидеть труд людей, которые  его выращивали, оскорбить хлеборобов.

Воспитатель: Как говорили про хлеб в народе?

Дети: «Хлеб - всему голова», «Без хлеба нет обеда»

Воспитатель: А что вы можете сказать про соль?

Дети: Соль тоже была главной едой, её сравнивали с хлебом, в старину стол накрывали скатертью и ставили на середину хлеб и соль.

Говорили: « Без хлеба несытно, без соли невкусно», «Хлеб и соль вам!»

Воспитатель: Этот обычай сохранился до сих пор: дорогих гостей встречают хлебом - солью. В чем же ещё проявлялось гостеприимство?

Дети: Гостей угощали чаем, только из самовара. Самовар был в каждом доме, его берегли и передавали по наследству. Чай  заваривал хозяин, а разливала хозяйка, этот обычай соблюдали в каждом доме. К чаю подавали баранки, сушки, сахар, варенье. Чай пили из блюдца, не торопясь.

Воспитатель: Молодцы.

Традиция сохранила до нас множество игр. А как же раньше выбирали водящего?

Дети: Водящего и раньше, и сейчас выбирают с помощью считалки, ещё договариваются о правилах игры. Это называется сговор.

А сейчас я предлагаю поиграть в хороводную народную игру (звучит бодрая музыка).

Проводится народная игра «Как у дяди Трифона»

Как у дяди Трифона было семеро детей,

было семеро детей, было семь сыновей.

Вот с такими вот ушами, вот с такими вот глазами,

вот с такими вот носами, вот с такими вот зубами

вот с такими волосами, вот с такими вот усами,

вот с такой головой, вот с такой бородой.

Они не пили, не ели, друг на друга все глядели,

друг на друга все глядели,

разом делали вот так…

(идут по кругу, взявшись за руки, и поют)

(каждая строчка  сопровождается показом)

(по показу одного ребёнка повторяют смешные движения)

Воспитатель: Мы с вами много говорили о таланте русского народа. В чем же он проявлялся? Что русский народ умел делать?

Дети: Мастерил игрушки, сочинял сказки, песни, водил хороводы.

Воспитатель: Да, русский народ сочинял много сказок. Назовите  мне сказку,  в которой  есть такие строчки: «Тепло ли тебе, девица?» - «Тепло, морозушко. Тепло, батюшка» (русская народная сказка  «Морозко»).

В какой сказке мачеха заморила девочку работой: она и ткёт, и прядёт, она и прибирает, она и за все отвечает? (Русская народная сказка «Хаврошечка»)

Из какой сказки эти слова: «Солнце высоко, колодец далеко, жар донимает, пот выступает…»? (Русская народная сказка «Сестрица Аленушка и братец Иванушка»)

«Отпусти меня, Емелюшка, любое желание твоё исполню» («По щучьему велению»)

Воспитатель: Молодцы, ребята. А сейчас встанем в круг и  поиграем в старинную игру, которая называется «Золотые ворота» (музыка)

Проводится игра «Золотые ворота»

«Золотые ворота пропускают не всегда

первый раз прощается, второй раз запрещается,

а на третий раз не пропустим вас»

(Когда играет большая группа детей, на ворота встают четверо детей, остальные держатся за руки и под пение песни стараются быстрее пройти в ворота, кто не успел пройти, тот также встаёт в ворота, а остальные продолжают игру, пока не поймают всех детей).

Воспитатель: В конце подводит итог занятия. Спрашивает детей, чем занимались на занятии,  в какие игры играли, что больше всего понравилось.

Гостинцы ребятам за участие в путешествии и помощь в проведении – все, что есть на столе (сушки, баранки, конфеты)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование патриотических чувств у детей старшей группы, по средствам ознакомления с героями Великой Отечественной войны в условиях ДОУ

Формирование патриотических чувств у детей старшей группы, по средствам  ознакомления с героями Великой Отечественной войны в условиях ДОУ....

Формирование патриотических чувств у детей старшей группы, по средствам ознакомления с героями Великой Отечественной войны в условиях ДОУ

Формирование патриотических чувств у детей старшей группы, по средствам  ознакомления с героями Великой Отечественной войны в условиях ДОУ....

Формирование патриотических чувств у детей старшей группы, по средствам ознакомления с героями Великой Отечественной войны в условиях ДОУ.

Формирование патриотических чувств у детей старшей группы, по средствам  ознакомления с героями Великой Отечественной войны в условиях ДОУ....

«Воспитание гражданских и патриотических чувств у детей старшего дошкольного возраста при ознакомлении с окружающим» ( сообщение из опыта работы)

В настоящее время чрезвычайно актуальной стала проблема гражданского и патриотического воспитания подрастающего поколения. Нравственно-патриотическое воспитание ребёнка - сложный педагогический процес...

Статья на тему: «Воспитание нравственно-волевых и патриотических чувств у детей старшего дошкольного возраста средствами физической культуры».

Статья на тему:«Воспитание нравственно-волевых и патриотических чувств у детей старшего дошкольного возрастасредствами физической культуры». Первые годы жизни ребенка являются решающи...

Статья на тему: «Воспитание нравственно-волевых и патриотических чувств у детей старшего дошкольного возраста средствами физической культуры».

Статья на тему:«Воспитание нравственно-волевых и патриотических чувств у детей старшего дошкольного возрастасредствами физической культуры». Первые годы жизни ребенка являются решающи...

Консультация "Направления по формированию нравственных качеств и патриотических чувств у детей"

Консультация "Направления по формированию нравственных качеств и патриотических чувств у детей"...