Правила дорожного джвижения детям дошкольного возраста
статья по окружающему миру (младшая группа) по теме

Аверина Любовь Алексеевна

 

   Правила дорожного движения едины для детей и взрослых, они написаны взрослым языком без всякого расчета на детей. Известно, что привычки, закрепленные в детстве, остаются на всю жизнь, вот почему необходимо учить  детей правилам дорожного движения в адекватных возрасту формах работы, т.е. в игре.

Скачать:


Предварительный просмотр:

                              Правила дорожного движения детям дошкольного возраста

        Дошкольный возраст – это период, когда формируется личность. Определить, правильно или неправильно ведет себя человек в тех или иных условиях очень сложно. Тем не менее необходимо выделить такие правила поведения, которые дети должны соблюдать неукоснительно, так как от этого зависит их здоровье и безопасность. Эти правила следует разъяснить детям подробно, а затем следить за их выполнением. Безопасность и здоровый образ жизни – это не просто сумма усвоенных знаний, а стиль жизни, адекватное поведение в различных ситуациях.

         Дорожно–транспортный травматизм остается приоритетной проблемой общества, требующей решения при всеобщем участии и самыми эффективными методами.  Более 10 тыс. детей ежегодно становятся жертвами ДТП, большинство при этом находятся на автомобилях и велосипедах, но и для маленьких пешеходов дорога – опаснейшее место. Безопасность жизнедеятельности детей представляет собой серьезную проблему современности.

Как только ребенок начал ходить – он пешеход, его положили в коляску, он пассажир, сел на велосипед – водитель.

       Правила дорожного движения едины для детей и взрослых, они написаны взрослым языком без всякого расчета на детей. Известно, что привычки, закрепленные в детстве, остаются на всю жизнь, вот почему необходимо учить  детей правилам дорожного движения в адекватных возрасту формах работы, т.е. в игре.

       Ребенок не представляет автомобиль в качестве опасности, которая может принести увечье или лишить жизни, наоборот, с автомобилем у него связаны приятные впечатления. Причиной ДТП чаще всего бывают сами дети. У дошкольника нет предвидения опасности в быстро изменяющейся дорожной ситуации. Поэтому они могут выбежать на дорогу перед машиной. Для детей вполне естественно выехать на проезжую часть на велосипеде или затеять игру с мячом. Возрастные особенности дошкольника, несомненно, влияют на его поведение на улице и дороге. В шестилетнем возрасте боковым зрением ребенок видит 2/3 того, что видят взрослые, так как имеет ограниченный угол зрения. Зачастую дети не могут определить, что движется быстрее, велосипед или автомобиль. Им  сложно правильно распределить внимание и отделить существенное от незначительного.

  Поэтому главная задача воспитателя, доступно разъяснить ребенку правила, а при выборе формы обучения донести до детей смысл опасности несоблюдения правил, при этом не исказив их содержание. Детей необходимо знакомить не только с правилами дорожного движения, но и учить безопасному поведению на улицах, дорогах и в транспорте.

     Система работы строится по трем аспектам: ребенок – пешеход, ребенок - пассажир, ребенок – водитель детских транспортных средств. В связи с этим работа по обучению ПДД не должна быть одноразовой акцией. Необходима повседневная тренировка внимания дошкольника, его движений в сочетании с личным примером взрослого. Чтобы полученные знания ребенок реализовал в повседневной жизни, работа должна охватывать все виды деятельности дошкольника. В процессе обучения нельзя ограничиваться лишь словесными объяснениями, значительное место отводится практическим  формам обучения: наблюдениям, экскурсиям, целевым прогулкам, во время которых дети изучают на практике правила для пешеходов, наблюдают дорожное движение, закрепляют ранее полученные знания. При проведении целевых прогулок, экскурсий  в разное время года, наблюдая, как взаимодействуют пешеходы и транспорт, необходимо обращать внимание детей на такие важные моменты как освещение, погодные условия, состояние дороги, количество пешеходов, их двигательную активность. Зимой необходимо обращать внимание детей на скользкую дорогу: можно поскользнуться, упасть, водителю трудно остановить машину. После таких прогулок дети с удовольствием рисуют и объясняют, что в этой ситуации опасно на дорогах.

  Обучение, проверка и закрепление знаний эффективно осуществляется в игровой форме. Для этих целей используются различные типы игр, как интеллектуальные (настольные, дидактические), так и сюжетно - ролевые. Первые требуют умения сосредоточиться, провести необходимый логический анализ ситуации, наметить пути достижения цели и реализовать их. А сюжетно-ролевые позволяют моделировать типовые варианты дорожной обстановки и реализовать возможности ребенка в игре.

   В играх дети учатся размышлять, рассуждать, закреплять знания правил дорожного движения, обучаются ориентировке в пространстве, развивают монологическую речь, логическое мышление, внимание.  С целью ознакомления детей с правилами дорожного движения во второй младшей группе, я используя следующие игры:

д/и «Транспорт» - развивать умение детей различать виды наземного транспорта (легкового, грузового), закрепить знание частей машин;

д/и «Виды машин» -  учить объединять машины в группы;

д/и «Как перейти улицу» - закреплять знания о сигналах светофора, познакомить с правилами перехода улицы;

д/и «Сломанный светофор» - закрепить знание сигналов светофора;

с/р игра «Мы водители» -учить взаимодействовать  друг с другом согласовывать свои действия с определенными правилами.

  Эти игры проводятся  в непосредственно образовательной деятельности, в ходе режимных моментов, в совместной деятельности воспитателя с детьми, это нашло свое отражение в организации развивающей среды для самостоятельной деятельности детей.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Правила дорожного движения .Старший дошкольный возраст

Представлено несколько игр и конкурсов на правила дорожного движения. Учимся безопасности играя....

Развлечение по правилам дорожного движения "Незнайка учит правила дорожного движения" старший дошкольный возраст.

Расширение представлений детей старшего дошкольного возраста о дорожных знаках и правилах поведения на дорогах; закрепление умения отгадывать загадки о дороге, дорожных знаках и транспортных средствах...

Памятка для родителей "Учим ребенка соблюдать правила дорожного движения" (младший дошкольный возраст)

Памятка содержит информацию, что должен знать ребенок младшего дошкольного возраста о правилах дорожного движения, а также о  приёмах обучения навыкам безопасного поведения ребёнка на дороге....

Воспитание самостоятельности и соблюдение правил дорожного движения детьми дошкольного возраста.

Воспитание безопасного поведения у детей — одна из важнейших задач дошкольного учреждения. Ребёнок становится пешеходом значительно раньше, чем он по своим знаниям, усилиям, развитию станови...

Формирование основ и правил дорожного движения детей дошкольного возраста средняя группа

Цель: формирование у детей навыков безопасного поведения на улице города.Задачи:- усвоение детьми первоначальных знаний о правилах безопасного поведения на улице, о назначении дорожных знаков;- ф...

Тест для педагогов дошкольных образовательных учреждений «Обучение соблюдению правил дорожного движения детей дошкольного возраста»

Не секрет, что в современном мире очень важной составляющей образования является обучение воспитанников безопасности жизнедеятельности, в частности соблюдению правил дорожного движения. Чтобы проводит...

Дидактические игры по обучению правил дорожного движения детей дошкольного возраста.

Для реализации задач по обучению дошкольников правилам дорожного движения необходимо проводить соответствующую работу по воспитанию навыков безопасного поведения детей на улицах. Одно из направлений ...