"Путешествие в прошлое ложки"
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа) по теме

Бакарченко Елена Викторовна

Конспект занятия по развитию познавательных способностей и творческого воображения детей через использование элементов ТРИЗ и РТВ

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon puteshestvie_v_proshloe_lozhki.doc36 КБ

Предварительный просмотр:

Задачи:

обогащать представления детей о многообразии ложек;

знакомить с историей создания ложки;

развивать речь детей, обогащать словарь: деревянная, металлическая, пластмассовая;

способствовать развитию воображения, фантазии;

воспитывать внимание, усидчивость, умение работать в группе.

Материалы:                                                                                                                                Палочка, нераскрашенная и раскрашенная деревянные ложки, пластмассовая и металлическая ложки, системный оператор (волшебный экран), кольца Луллия «Целое и части», «Что из чего сделано», рисунки к рассказу о ложке в прошлом.

Ход занятия.

- Ребята, сегодня я хочу пригласить вас на выставку (подходим к витрине)

- Что представлено на выставке? (ложки)

- Давайте их внимательно рассмотрим.

- Какие ложки вы видите? (разные: большие, маленькие, из разных материалов)

- Вы знаете, как появилась первая ложка?

- Для того чтобы узнать, нам нужно отправиться в путешествие, но путешествовать мы будем не по лесным тропинкам, а во времени. Мы побываем в прошлом, вернемся в настоящее и заглянем в будущее.

- Дети, а на чем можно путешествовать? (ответы)

- Тогда в путь!

Играет музыка.

- Сейчас я расскажу вам одну историю. Послушайте: когда-то давным-давно люди жили в пещерах и шалашах, а еду готовили на кострах. Что такое суп, борщ, они не знали. Ели жареное мясо, ягоды, растения, которые находили в лесу и ели руками. И вот однажды один человек взял в руки очень горячее мясо, оно было такое горячее, что человек выронил его из рук, и оно упало на острую палочку. Человек поднял мясо и увидел, что в нем торчит палочка. Мясо опять обожгло ему руки, и он схватил за палочку. Тут человек понял, что с палочкой есть удобнее, пальцы не жжет. С тех пор люди стали есть палочками.

- Ребята, а вы знаете, что есть такие страны, например, Япония, где люди до сих пор едят палочками, причем двумя.

- Но время шло: люди уже жили в удобных домах, сидели на лавках и даже научились варить суп. Но палочкой суп есть не будешь. Однажды человек мешал палочкой еду, а она была широкая, и на ней было углубление, в котором еда и осталась. С тех пор человек научился вырезать из дерева ложки. Вот такие (показ нераскрашенной ложки).

Но каждому человеку хотелось, чтобы его ложка была по-своему интересна, хороша и красива, чтобы она не была похожа на другие. Вот посмотрите (показ раскрашенной ложки). Люди раскрашивали ложки цветами, ягодами, составляли разные узоры.

- Интересная история? (ответы)

- Молодцы, ребята, внимательно меня слушали, поэтому я предлагаю вам немного отдохнуть.

- Я расскажу вам стишок о ложке и о других полезных предметах.

Физкультминутка.

Ложка- это ложка  (шагаем)

Ложкой суп едят  (хлопаем)

Кошка- это кошка  (шагаем)

У кошки семь котят  (хлопаем)

Тряпка- это тряпка  (шагаем)

Тряпкой вытру пол  (прыгаем)

Шапка- это шапка  (шагаем)

Оделся и пошел  (прыгаем)

- А теперь настала пора вернуться в настоящее.

Играет музыка.

- Вы узнали историю из прошлого ложки. А теперь я хочу предложить поработать с волшебным экраном.

Какой предмет мы рассматриваем? (ложку). Для чего нам нужна ложка? (чтобы есть)

Ребята назовите, какие части есть у ложки? (ручка, за которую держим ложку, часть с углублением, в котором задерживается еда)

А скажите мне, где мы можем этот предмет увидеть? Для чего он там? (Магазин - купить, дом - для еды, выставка - посмотреть)

Чем раньше люди ели, когда ложки еще не было? (палочками)

Какие части есть у этой палочки? (ручка, за которую держат палочку, «зубики», на которых держат еду)

А где можно было увидеть этот предмет? (в пещере, около костра, в лесу)

- Как вы думаете, удобно было есть палочками? Почему? (ответы)

- Что тогда придумали люди? (сделали ложку)

- Из какого материала сделали ложку? (из дерева)

- Значит, какая ложка? (деревянная)

- Теперь с помощью нашей волшебной музыки я предлагаю вернуться на выставку.

Играет музыка.

- Как вы думаете, деревянная ложка удобна? Чем? (легкая, красивая, легко сделать)

- А что в ней плохо? (может сломаться, сгореть)

- Тогда человек придумал ложку из металла – металлическую, которой мы пользуемся сейчас.

- Чем хороша такая ложка? (прочная, красивая, удобная)

- Что в ней плохо? (тяжелая, трудно изготовить)

- Теперь сравним две ложки: деревянную и металлическую. Как вы думаете, какая из этих ложек прочнее? (металлическая)

- Ребята, а еще есть ложки пластмассовые. Их еще называют одноразовые. Как вы думаете почему? (можно использовать один раз)

- Чем хороша такая ложка? (легкая, удобная, мыть не надо)

- А что в ней плохо? (ломается, плавиться, нельзя использовать много раз)

- Мы рассмотрели ложки: деревянную, металлическую и пластмассовую. Как вы думаете, какая из этих ложек самая прочная, самая надежная? (металлическая)

- Но время стремительно бежит вперед и совсем скоро человек изобретет новую ложку. Но какой она будет, мы узнаем на следующем занятии. Сегодня я даю вам домашнее задание: придумать и нарисовать ложку будущего.

- Вы работали  сегодня хорошо, мне особенно понравилось, как работали…(отмечаю детей)

- Я приготовила для вас небольшой подарок – волшебные кольца, которые помогут вам придумать ложку будущего.

- Занятие окончено. Можете подойти и рассмотреть кольца.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Путешествие в прошлое ложки

Дать детям представление о том, что человек создает предметы для своей жизни. Показать наглядно исторический аспект происхождения предмета.....

Презентация " Путешествие в прошлое ложки"

презентация " Путешествие в прошлое ложки" поможет в проведении занятия по теме "Посуда" или для проведения экскурсии в мини - музей ложки....

Конспект организованной образовательной деятельности «Путешествие в прошлое ложки»

Конспект итогового занятия в мини-музее "Чудо-ложка" в старшей группе...

Конспект НОД по познавательному развитию "Путешествие в прошлое ложки" (старшая группа)

Конспект НОД по познавательному развитию "Путешествие в прошлое ложки" (старшая группа)...

Познавательный досуг "Путешествие в прошлое ложки"

Организация в группе минимузея "Дом ложки" . Познакомить детей  с историей возникновения ложки....

Конспект совместного досуга детей и родителей «Путешествие в прошлое ложки»

Конспект совместного досуга  детей и родителей «Путешествие в прошлое ложки»...

Конспект игры-путешествия для младшей группы "Путешествие в прошлое ложки"

В конспекте игры-путешествия для младшей группы "Путешествие в прошлое ложки"раскрывается понятие о том, что человек создает предметы для своей жизни....