Главные вкладки

    "Вода. Три состояния воды. Как сохранить воду чистой"
    план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа) по теме

    Яковлева Жанна Владимировна

    Конспект совместной НОД по познавательно-исследовательской деятельности для детей подготовительной к школе группы

    Скачать:


    Предварительный просмотр:

    Яковлева Ж.В.

    ВИД ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДЕТЕЙ: экспериментирование.

    ВОЗРАСТНАЯ ГРУППА : подготовительная.

    ТЕМА ЗАНЯТИЯ:    « Вода. Три состояния воды (твёрдое, жидкое,

    газообразное). Как сохранить воду чистой.»

    ОБРЗОВАТЕЛЬНЫЕ ЗАДАЧИ:

    Формирование у детей элементарных знаний о трех агрегатных состояниях воды: жидкое, твердое, газообразное. На опытах доказать свойства воды.

    Формирования умения устанавливать связи и взаимоотношения между объектами и явлениями окружающего мира.

    РАЗВИВАЮЩИЕ ЗАДАЧИ:

    Развитие наблюдательности за преобразованием воды в пар.

     ВОСПИТАТЕЛЬНЫЕ ЗАДАЧИ:

    Формирование позитивного контакта друг с другом, со взрослым, с природой.

    Формирование   у   детей   осознанно-правильного   отношения   к объектам неживой природы.

    МЕТОДЫ И ПРИЕМЫ РАБОТЫ С ДЕТЬМИ :

    Словесные: беседа, рассказ, вопросы проблемно-поискового характера Наглядные: модель «Круговорот воды в природе» Практические: экспериментирование, опыт.

    МАТЕРИ АЛЫ К ЗАНЯТИЮ:

    Халаты

    Глобус

    Две емкости для воды (на каждого ребенка)

    Ложки

    Баночки с солью (5 штук)

    Воронка (на каждого ребенка)

    Вата    

    Спички

    Блюдце металлическое

    Оргстекло

    Картина «Кругооборот воды в природе»

    Детали для модели: облака, почва, река (водоем), капельки дождя и снега, пар, стрелки

    Картины «Сбережем воду»

    Лист бумаги А4)

    Цветные карандаши.

    Контейнер для мусора.

    Салфетки     для фильтров

    Песок речной (5 баночек)

    Спиртовка

    ПРЕДВАРИТЕЛЬНАЯ РАБОТА:

    Беседы о воде (вода бывает пресная и соленая)

    Как беречь водоемы, не загрязнять их.

    Опыты в группе: имеет ли вода цвет, запах, форму; испарение воды.

    Домашнее задание - провести в домашних условиях вместе с родителями опыты: переход воды в газообразное состояние, в твердое состояние.

    Намочить два носовых платка. Один повесить в теплое место, другой в холодное. Где быстрее высохнет платок?

    Налить воды в емкость и заморозить.

    -        Каждый опыт должен быть зарисован. В группе ребенок рассказывает последовательность проведения опыта и делает выводы.

    Ход занятия:

    Вводная беседа.

    Предлагаем детям рассмотреть глобус:

    Как вы думаете, что означает на глобусе коричневый цвет? (горы)

    Зеленый? (леса, равнины)

    Белый? (снега и ледники)

    Голубой и синий? (моря и озера)

    Большая часть на глобусе помечена синим цветом. Это вода, моря и океаны, озера и даже самые маленькие речки.

    Предлагаем послушать шум моря (потом журчание маленького ручейка). Прослушивание сказки «Вода и жизнь» (см. приложение).

    Кому нужна вода? (людям, животным, растениям, птицам...)

    Каждому живому организму нужна вода.

    Что такое вода? (жидкость)

    Чтобы доказать, что вода действительно жидкость, я приглашаю вас в лабораторию, где мы будем исследовать воду, проводить эксперименты и делать выводы (надеваем халаты и идем в лабораторию).

    2. Экспериментирование:

    -        Итак, вы сказали, что вода - это жидкость. Как можно это доказать?

    Опыт №1:

    Переливаем воду из одной емкости в другую.

    Вывод: Доказали, что вода находится в жидком состоянии, потому что ее можно переливать.

    В каком еще состоянии вода может находиться ? (в твердом и газообразном)

    Как превратить воду в твердое состояние?

    Дома вы проделывали подобный опыт. Об этом вы расскажите по своим зарисовкам.

    Как вода превращается в газообразное состояние?

    Этот опыт вы тоже проделывали дома и тоже расскажите по зарисовкам, (обобщить ответы детей и сделать вывод)

    А сейчас я вам предлагаю проделать вот какой опыт.

    Опыт №2:

    Насыплем в один стакан немного соли.

    -Что происходит? (соль растворилась). В другой стакан столько же песка или земли.

    Что происходит? (вода стала мутной, но песок не растворился).

    Какой можно сделать вывод?

    Вывод: Вода может растворять вещества, но не все.

    Какую воду человек может употреблять в пищу? (чистую)

    Откуда к нам в кран поступает вода? (из рек, морей)

    Но вода в них не чистая. Как ее очищают? (через фильтры)

    Вода проходит по трубам, где стоят множество фильтров, которые очищают воду от всех нечистот, хлорируют ее, а уже потом она поступает в те трубы, которые идут по разным квартирам, где живут люди.

    Мы может провести третий опыт в нашей лаборатории по очистке мутной воды.

    Опыт №3:

    Для опыта нам понадобится чистый стакан, стакан с мутной водой, воронка, фильтр (вата, салфетка). Постепенно переливаем мутную воду в чистый стакан.

    Что происходит? (вода очищается)

    Почему песок не поступает в стакан с чистой водой? (он остается на фильтре)

    Вывод: Все нечистоты, которые находятся в воде, остаются на фильтрах, а вода становится чистой.

    Можно ли сейчас после такой очистки (фильтрации) употреблять эту воду в пищу? (нет)

    Почему? (потому что в пищу можно употреблять только кипяченую воду)

    Во время кипячения в воде умирают все микробы, которые опасны для организма человека.

    Я вам покажу, как происходит кипение воды.

    Опыт №4:

    Кипение воды под спиртовкой.

    -        Что происходит?

    Вывод: Вода нагревается до 100С°и начинает кипеть (бурлит)

    Обратите внимание, что во время кипения виден пар. Что это? (это вода в газообразном состоянии)

    Казалось бы воды на земном шаре очень много. Но ведь она постоянно испаряется. Летом, когда жарко испарение бывает больше, зимой меньше.

    Не произойдет ли так, что вода постепенно испарится совсем? (нет)

    Почему? (ответы детей)

    Обобщение: Кругооборот воды в природе. Показ схемы-картинки.

    -        Это происходит в природе. Чтобы вам было понятнее, я попробую показать кругооборот воды прямо здесь.

    Опыт №5:

    Спиртовка, тарелочка с водой (металлическая), оргстекло.

    3.Динамическая пауза:

    ФИЗКУЛЬТМИНУТКА: Собрать круговорот воды. На ковре: гимнастика с маленькими человечками в воде.

    4. Проблемные ситуации: «Как сохранить воду чистой?»

    Не смотря на то, что вода на Земле много, все-таки ее надо беречь.

    Я предлагаю такую игру: каждый из вас возьмет картинку, которая лежит на столе (картинки перевернуты). Постарайтесь по картине рассказать об охране воды в природе.

    5.Подведение итогов:

    -        Вернемся в лабораторию и, как настоящие лаборанты и исследователи, зафиксируем (зарисуем) те опыты, которые мы сегодня проделали.

    Вспомним их:

    Вода - жидкость. (Что такое вода?)

    Вода растворяет вещества, но не все.

    Мутную воду можно очистить.

    Воду можно довести до кипения.

    Круговорот воды.

    -        Каждый из вас зарисовывает опыты по желанию.


     

    ПОСЛЕДУЮЩАЯ РАБОТА:

    1.Продолжать проводить эксперименты с водой:

    Вода расширяется при нагревании.

    Вода сжимается при охлаждении.

    2. Проведение опытов: воздух, почва, камни.

    ВОДА

    Рассказ  «ВОДА И ЖИЗНЬ»

    Небольшой ручей журчал в зарослях черёмухи. Вода бежала быстро. Ручей то скрывался в зарослях, то выбегал на луга, и струилась, веселилась вода, сверкая на утреннем солнце.

    Он был маленький, этот ручеёк, серебрился, звенел, а со всех сторон сбегались к нему другие ручейки, ещё меньше.

    И наш ручей становился всё шире и шире, всё глубже. Течение его постепенно замедлялось.

    И вот уже он стал рекой. На речных берегах раскинулись деревни и города. Люди поили речной водой домашних животных, поливали огороды и сады. Воды хватало на всё.

    На мелководье у берегов выросли растения, в иле и толще воды поселились различные животные, например маленькие и большие рыбы. В заводях цвели белые кувшинки. Птицы гнездились на берегах.

    Вода несёт жизнь и растениям, и животным, и людям. Вода — одно из самых главных богатств Земли.

    (По Ю. Аракчееву.)


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Сценарий экологической игры для старшей группы детского сада "Сохраним воду чистой"

    На сегодняшний день экологическая грамотность, бережное отношение к природе стали залогом выживания человека на планете. Кроме того, экологическое образование детей -- это огромный потенциал их всесто...

    Беседа с детьми: "Как сохранить воду чистой".

    Беседа с детьми                   «Как сохранить воду чистой».-Не загрязняйте воду и берега ручьев и  рек...

    Конкурс "Сохраним воду чистой!"

    Досуг для детей 4-5 лет по ознакомлению с окружающим миром....

    "Вода. Три состояния воды. Как сохранить воду чистой"

    Конспект совместной НОД по познавательно-исследовательской деятельности для детей подготовительной к школе группы...

    Консультация для родителей « Как сохранить воду чистой»

    Питьевая вода это вода, которая предназначена для потребления людьми и другими существами. Хотя многие источники пресной воды пригодны для питья людьми, они могут служить распространению болезней или ...

    как сохранить воду чистой

    стихи и обращение как сохранить воду чистой...

    Природоохранная акция "Сохраним воду чистой!"

    Формировать у детей экологическую культуру и мировоззрение. Воспитывать бережное отношение к воде....