Главные вкладки

    "Вода. Три состояния воды. Как сохранить воду чистой"
    план-конспект занятия (подготовительная группа) на тему

    Яковлева Жанна Владимировна

    Конспект совместной НОД по познавательно-исследовательской деятельности для детей подготовительной к школе группы

    Скачать:


    Предварительный просмотр:

    Яковлева Ж.В.

    ВИД ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДЕТЕЙ: экспериментирование.

    ВОЗРАСТНАЯ ГРУППА : подготовительная.

    ТЕМА ЗАНЯТИЯ:    « Вода. Три состояния воды (твёрдое, жидкое,

    газообразное). Как сохранить воду чистой.»

    ОБРЗОВАТЕЛЬНЫЕ ЗАДАЧИ:

    1. Формирование у детей элементарных знаний о трех агрегатных состояниях воды: жидкое, твердое, газообразное. На опытах доказать свойства воды.
    2. Формирования умения устанавливать связи и взаимоотношения между объектами и явлениями окружающего мира.

    РАЗВИВАЮЩИЕ ЗАДАЧИ:

    1. Развитие наблюдательности за преобразованием воды в пар.

     ВОСПИТАТЕЛЬНЫЕ ЗАДАЧИ:

    1. Формирование позитивного контакта друг с другом, со взрослым, с природой.
    2. Формирование   у   детей   осознанно-правильного   отношения   к объектам неживой природы.

    МЕТОДЫ И ПРИЕМЫ РАБОТЫ С ДЕТЬМИ :

    Словесные: беседа, рассказ, вопросы проблемно-поискового характера Наглядные: модель «Круговорот воды в природе» Практические: экспериментирование, опыт.

    МАТЕРИ АЛЫ К ЗАНЯТИЮ:

    • Халаты
    • Глобус
    • Две емкости для воды (на каждого ребенка)
    • Ложки
    • Баночки с солью (5 штук)
    • Воронка (на каждого ребенка)
    • Вата    
    • Спички
    • Блюдце металлическое
    • Оргстекло
    • Картина «Кругооборот воды в природе»
    • Детали для модели: облака, почва, река (водоем), капельки дождя и снега, пар, стрелки
    • Картины «Сбережем воду»
    • Лист бумаги А4)
    • Цветные карандаши.
    • Контейнер для мусора.
    • Салфетки     для фильтров
    • Песок речной (5 баночек)
    • Спиртовка

    ПРЕДВАРИТЕЛЬНАЯ РАБОТА:

    • Беседы о воде (вода бывает пресная и соленая)
    • Как беречь водоемы, не загрязнять их.
    • Опыты в группе: имеет ли вода цвет, запах, форму; испарение воды.
    • Домашнее задание - провести в домашних условиях вместе с родителями опыты: переход воды в газообразное состояние, в твердое состояние.

    1. Намочить два носовых платка. Один повесить в теплое место, другой в холодное. Где быстрее высохнет платок?
    2. Налить воды в емкость и заморозить.

    -        Каждый опыт должен быть зарисован. В группе ребенок рассказывает последовательность проведения опыта и делает выводы.


    Ход занятия:

    1. Вводная беседа.

    Предлагаем детям рассмотреть глобус:

    • Как вы думаете, что означает на глобусе коричневый цвет? (горы)
    • Зеленый? (леса, равнины)
    • Белый? (снега и ледники)
    • Голубой и синий? (моря и озера)
    • Большая часть на глобусе помечена синим цветом. Это вода, моря и океаны, озера и даже самые маленькие речки.

    Предлагаем послушать шум моря (потом журчание маленького ручейка). Прослушивание сказки «Вода и жизнь» (см. приложение).

    • Кому нужна вода? (людям, животным, растениям, птицам...)
    • Каждому живому организму нужна вода.
    • Что такое вода? (жидкость)
    • Чтобы доказать, что вода действительно жидкость, я приглашаю вас в лабораторию, где мы будем исследовать воду, проводить эксперименты и делать выводы (надеваем халаты и идем в лабораторию).

    2. Экспериментирование:

    -        Итак, вы сказали, что вода - это жидкость. Как можно это доказать?

    Опыт №1:

    Переливаем воду из одной емкости в другую.

    Вывод: Доказали, что вода находится в жидком состоянии, потому что ее можно переливать.

    • В каком еще состоянии вода может находиться ? (в твердом и газообразном)
    • Как превратить воду в твердое состояние?
    • Дома вы проделывали подобный опыт. Об этом вы расскажите по своим зарисовкам.
    • Как вода превращается в газообразное состояние?
    • Этот опыт вы тоже проделывали дома и тоже расскажите по зарисовкам, (обобщить ответы детей и сделать вывод)
    • А сейчас я вам предлагаю проделать вот какой опыт.

    Опыт №2:

    Насыплем в один стакан немного соли.

    -Что происходит? (соль растворилась). В другой стакан столько же песка или земли.

    • Что происходит? (вода стала мутной, но песок не растворился).
    • Какой можно сделать вывод?

    Вывод: Вода может растворять вещества, но не все.

    • Какую воду человек может употреблять в пищу? (чистую)
    • Откуда к нам в кран поступает вода? (из рек, морей)
    • Но вода в них не чистая. Как ее очищают? (через фильтры)
    • Вода проходит по трубам, где стоят множество фильтров, которые очищают воду от всех нечистот, хлорируют ее, а уже потом она поступает в те трубы, которые идут по разным квартирам, где живут люди.
    • Мы может провести третий опыт в нашей лаборатории по очистке мутной воды.

    Опыт №3:

    Для опыта нам понадобится чистый стакан, стакан с мутной водой, воронка, фильтр (вата, салфетка). Постепенно переливаем мутную воду в чистый стакан.

    • Что происходит? (вода очищается)
    • Почему песок не поступает в стакан с чистой водой? (он остается на фильтре)

    Вывод: Все нечистоты, которые находятся в воде, остаются на фильтрах, а вода становится чистой.

    • Можно ли сейчас после такой очистки (фильтрации) употреблять эту воду в пищу? (нет)
    • Почему? (потому что в пищу можно употреблять только кипяченую воду)
    • Во время кипячения в воде умирают все микробы, которые опасны для организма человека.
    • Я вам покажу, как происходит кипение воды.

    Опыт №4:

    Кипение воды под спиртовкой.

    -        Что происходит?

    Вывод: Вода нагревается до 100С°и начинает кипеть (бурлит)

    • Обратите внимание, что во время кипения виден пар. Что это? (это вода в газообразном состоянии)
    • Казалось бы воды на земном шаре очень много. Но ведь она постоянно испаряется. Летом, когда жарко испарение бывает больше, зимой меньше.
    • Не произойдет ли так, что вода постепенно испарится совсем? (нет)
    • Почему? (ответы детей)

    Обобщение: Кругооборот воды в природе. Показ схемы-картинки.

    -        Это происходит в природе. Чтобы вам было понятнее, я попробую показать кругооборот воды прямо здесь.

    Опыт №5:

    Спиртовка, тарелочка с водой (металлическая), оргстекло.

    3.Динамическая пауза:

    ФИЗКУЛЬТМИНУТКА: Собрать круговорот воды. На ковре: гимнастика с маленькими человечками в воде.

    4. Проблемные ситуации: «Как сохранить воду чистой?»

    • Не смотря на то, что вода на Земле много, все-таки ее надо беречь.
    • Я предлагаю такую игру: каждый из вас возьмет картинку, которая лежит на столе (картинки перевернуты). Постарайтесь по картине рассказать об охране воды в природе.

    5.Подведение итогов:

    -        Вернемся в лабораторию и, как настоящие лаборанты и исследователи, зафиксируем (зарисуем) те опыты, которые мы сегодня проделали.

    Вспомним их:

    1. Вода - жидкость. (Что такое вода?)
    2. Вода растворяет вещества, но не все.
    3. Мутную воду можно очистить.
    4. Воду можно довести до кипения.
    5. Круговорот воды.

    -        Каждый из вас зарисовывает опыты по желанию.


     

    ПОСЛЕДУЮЩАЯ РАБОТА:

    1.Продолжать проводить эксперименты с водой:

    • Вода расширяется при нагревании.
    • Вода сжимается при охлаждении.

    2. Проведение опытов: воздух, почва, камни.

    ВОДА

    Рассказ  «ВОДА И ЖИЗНЬ»

    Небольшой ручей журчал в зарослях черёмухи. Вода бежала быстро. Ручей то скрывался в зарослях, то выбегал на луга, и струилась, веселилась вода, сверкая на утреннем солнце.

    Он был маленький, этот ручеёк, серебрился, звенел, а со всех сторон сбегались к нему другие ручейки, ещё меньше.

    И наш ручей становился всё шире и шире, всё глубже. Течение его постепенно замедлялось.

    И вот уже он стал рекой. На речных берегах раскинулись деревни и города. Люди поили речной водой домашних животных, поливали огороды и сады. Воды хватало на всё.

    На мелководье у берегов выросли растения, в иле и толще воды поселились различные животные, например маленькие и большие рыбы. В заводях цвели белые кувшинки. Птицы гнездились на берегах.

    Вода несёт жизнь и растениям, и животным, и людям. Вода — одно из самых главных богатств Земли.

    (По Ю. Аракчееву.)


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    "Вода. Три состояния воды. Как сохранить воду чистой"

    Конспект совместной НОД по познавательно-исследовательской деятельности для детей подготовительной к школе группы...

    Сценарий экологической игры для старшей группы детского сада "Сохраним воду чистой"

    На сегодняшний день экологическая грамотность, бережное отношение к природе стали залогом выживания человека на планете. Кроме того, экологическое образование детей -- это огромный потенциал их всесто...

    Беседа с детьми: "Как сохранить воду чистой".

    Беседа с детьми                   «Как сохранить воду чистой».-Не загрязняйте воду и берега ручьев и  рек...

    Конкурс "Сохраним воду чистой!"

    Досуг для детей 4-5 лет по ознакомлению с окружающим миром....

    Консультация для родителей « Как сохранить воду чистой»

    Питьевая вода это вода, которая предназначена для потребления людьми и другими существами. Хотя многие источники пресной воды пригодны для питья людьми, они могут служить распространению болезней или ...

    как сохранить воду чистой

    стихи и обращение как сохранить воду чистой...

    Природоохранная акция "Сохраним воду чистой!"

    Формировать у детей экологическую культуру и мировоззрение. Воспитывать бережное отношение к воде....