Занятие по познавательному развитию в подготовительной группе "Здравствуй ветер"
план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа) на тему

На занятие дети знакомятся с таким природным явлением, как ветер, причинами его возникновения, ролью в жизни человека. Используется работа по схеме, опыты, игра -имитация.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_zanyatiya_na_temu.docx17.62 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект занятия по познавательному развитию в подготовительной группе.                                    На тему: «Здравствуй ветер»

Цель: Познакомить с таким природным явлением, как ветер; причинами его возникновения; ролью в жизни человека. Развивать речь детей, мышление.

Оборудование и материалы: Кораблики с парусами, мисочки с водой для каждого ребёнка, разноцветные вертушки, картинки с изображением ветреной и безветренной погоды, 2 свечки; «змейка» вырезанная из бумаги, в виде спирали; иллюстрации с изображением ветряной мельницы, воздушного шара, парусника; схема движения воздуха в комнате.

Предварительная работа: сделать кораблики из скорлупы грецкого ореха или пенопласта с парусом, вертушки из бумаги; чтение фрагментов произведения А.С. Пушкина  «Сказка о царе Салтане…», рассказ «Откуда прилетел ветер» из книги «Почемучка»; наблюдение на прогулке за  ветреной и безветренной погодой.

Ход занятия: Дети сидят полукругом.

- Ребята, сейчас я вам загадаю загадку об одном невидимке, а вы постарайтесь отгадать.

Я берёзку качну, я тебя подтолкну,

Налечу, засвищу, даже шапку утащу.

А меня не видать. Кто я? Можешь отгадать? (ветер)

- Ребята, а что ветер умеет делать? (шуметь, гудеть, качать деревья, завывать, налететь, закружить, поднимать пыль и т.д.)

- Да, ребята, ветер многое умеет делать. Может ли он навредить человеку? (иногда разрушает здания, ломает деревья в саду, срывает с головы шляпу, бросает пыль в глаза и т.д.)

- А как ветер помогает нам? (показываю иллюстрации: ветряная мельница, воздушный шар, парусник)

- Вот он какой разный, этот ветер, может быть добрым волшебником и злым колдуном.

- А теперь давайте вместе подумаем, какой бывает ветер? (сильный, слабый, приятный, ласковый, тихий, прохладный, тёплый и т.д.)

Игра «Определи погоду»

- Сейчас я вам раздам рисунки, на которых изображена ветреная и безветренная погода. Вы должны определить, на каком из них есть ветер и рассказать как догадались. (дети рассматривают рисунки)

- А теперь у кого изображена ветреная погода, выйдите к доске. Давайте проверим, правильно ли выполнили задание ребята.

- Ребята, как вы думаете, откуда берётся ветер? Я предлагаю вам узнать одну из тайн природы: как рождается ветер.

Опыт 1. Приоткрыть дверь, чтобы образовалась щель.  Зажечь две свечи. Одну держать внизу, а другую вверху. Пусть дети определят, куда «наклоняется» пламя свечей (пламя нижней- внутрь комнаты, пламя верхней-наружу).

-  Почему так происходит? У нас в комнате тёплый воздух. Он легко путешествует, любит летать. В комнате такой воздух поднимается и убегает через щель вверху. А с улицы к нам вползает холодный воздух. Он замёрз и хочет погреться. Холодный воздух тяжёлый, неповоротливый, поэтому предпочитает оставаться у земли. Откуда он будет входить к нам – сверху или снизу?

Вывод: Тёплый воздух движется вверху, а навстречу ему, внизу, ползёт холодный. Там, где они двигаются и встречаются, появляется ветер. Ветер – это движение воздуха.

Опыт 2. Показать детям «змейку», её спиральную конструкцию и продемонстрировать вращение «змейки» над горящей свечой.

- Что происходит с воздухом над горящей свечой? (нагревается) Что делает «змейка»? (вращается, но не опускается вниз) Что поднимает «змейку» и заставляет вращаться? (тёплый воздух)

Вывод: Воздух, нагреваясь, движется вверх.

       Показываю схему, на которой изображено, как движется воздух в комнате.

- Обогреватель нагревает воздух вокруг себя. Тёплый воздух поднимается к потолку, так как он легче холодного. По мере того, как тёплый воздух поднимается вверх, его место занимает холодный воздух. Нагреваясь, он, в свою очередь, поднимается к потолку. Вскоре по всей комнате начинает двигаться тёплый воздух и температура в комнате повышается.

Игра - имитация  «Тёплый – холодный».

- Сейчас, я открою дверь, и к нам влетит, какой воздух? (холодный) Покажите, как он движется? (дети приседают, идут на четвереньках, пригибаясь к полу) Постепенно воздух нагревается и становится всё легче и легче. (дети постепенно поднимаются) Вот он стал тёплый, лёгкий и полетел на улицу. (дети идут, подняв руки вверх в направлении двери)

Дети садятся за столы.

Опыт 3.  На столах мисочки с водой для каждого ребёнка и кораблики с парусами.

- Подуйте на воду. Что получается? (волны) Опустите парусники. Подуйте на паруса.

«Ветер по морю гуляет

И кораблик подгоняет;

Он бежит себе в волнах

На раздутых парусах…»

- Что делают кораблики? (плывут)  Что заставляет их двигаться? (ветер)  Так и большие парусные корабли движутся, благодаря ветру.  А если ветра нет? (стоят)  А если ветер очень сильный? (начинается буря, шторм и кораблик может потерпеть настоящее крушение)

       Дети садятся  на коврик.

Итог:

- Ребята, о каком невидимке мы сегодня говорили?  (о ветре)  Что же такое ветер?  (движение воздуха)  Ребята, какой ветер вам больше нравится?  (тёплый, прохладный, ласковый и т.д.)  

- Ветер любит играть и на память о нашем занятии, я хочу подарить вам вертушки, чтобы вы могли поиграть с ветром.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия НОД (познавательное развитие) в подготовительной группе детского сада по теме «Формирование навыков здорового образа жизни у детей подготовительной группы»

Предлагаю Вам конспект непосредственной образовательной деятельности для детей подготовительной  группы (6-7 лет) по теме «Формирование навыков здорового образа жизни у детей  подготов...

Конспект открытого занятия по познавательному развитию в подготовительной к школе группе. Тема занятия: Россия - моя Родина.

Конспект открытого занятия по познавательному развитиюв подготовительной к школе группе.Тема занятия: Россия - моя Родина....

Конспект интегрированного занятия по познавательному развитию в подготовительной группе детского сада с применением ИКТ технологий Тема « Ветер проказник»

Конспект интегрированного занятия по познавательному развитиюв подготовительной группе детского сада с применением ИКТ технологийТема « Ветер проказник»...

Конспект интегрированного занятия по познавательному развитию в подготовительной группе детского сада с применением ИКТ технологий Тема « Ветер проказник»

Конспект интегрированного занятия по познавательному развитиюв подготовительной группе  детского сада с применением ИКТ технологийТема « Ветер проказник»...

Конспект интегрированного занятия по познавательному развитию в подготовительной группе с применением ИКТ технологий Тема « Ветер проказник»

Конспект интегрированного занятия по познавательному развитиюв подготовительной группе с применением ИКТ технологийТема « Ветер проказник»...

Конспект занятия по познавательному развитию в подготовительной логопедической группе Тема занятия: «Профессия повар»

Конспект занятияпо познавательному развитиюв подготовительной логопедической группеТема занятия: «Профессия повар»...