Главные вкладки

    конспект комплексного занятия по ознакомлению с окружающим в рамках конкурса "Эколидер" на тему: "Первоцветы-вестники весны"
    план-конспект занятия (окружающий мир, подготовительная группа) по теме

    Араксина Мария Николаевна

    экологическое воспитание

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Microsoft Office document icon konspekt_zanyatiya_pervocvety-vestniki_vesny.doc49 КБ

    Предварительный просмотр:

    Управление дошкольного образования Альметьевского

    муниципального района

    Конспект комплексного занятия

    по ознакомлению с окружающим

    в рамках конкурса «Эколидер»

    на тему: «Первоцветы – вестники весны»

    (старше – подготовительная группа)

    Воспитатель

    МБДОУ № 30 «Снегурочка»

    Араксина М.Н.

    г. Альметьевск

    2012 г.

    Программное содержание: Закрепить представления детей о первых цветах весны, растущих в нашем крае, умение описывать явления природы на основе собственных наблюдений.

    Расширять кругозор детей, способствовать развитию познавательных способностей.

    Продолжать знакомить детей с Красной книгой.

    Закреплять умение рисовать печатками.

    Воспитывать чувство прекрасного в душе ребенка; бережное отношение к природе.

    Словарная работа: рыхлый, примула, горицвет.

    Предварительная работа: продолжить изучение страниц Красной книги; рассматривание картин, иллюстраций о первоцветах, наблюдение на прогулке; чтение художественной литературы, заучивание стихов, отгадывание загадок; решение кроссвордов, ребусов.

    Материал: Красная книга, аудиозапись, лист бумаги, палитра, гуашь, печатки, картины с изображением первоцветов, кроссворд, цветок одуванчик (из бумаги).

    Ход занятия

    Воспитатель: Ребята. Я загадываю загадку, а вы отгадайте, о каком времени года в ней говорится?

    Она приходит с ласкою

     и со своею сказкою

    Волшебной палочкой взмахнет-

    В лесу подснежник, расцветет

    Дети: Весна

    Воспитатель: Расскажите о весне, о ее приметах.

    Дети: Солнце весной теплое, нежное, ласковое, яркое.  Небо чистое, голубое с белыми облаками, лазурное, светлое.

    Воспитатель: Ребята, как вы думаете, что происходит ранней весной?  

    Дети: Снег становится сырым, грязным, рыхлым, зернистым, темным, ноздреватым, он тает на солнышке и превращается в ручейки.

    Дети: прилетают перелетные птицы: грачи, скворцы, ласточки, стрижи, журавли, дикие лебеди, дикие гуси, дикие утки.

    Воспитатель: С приходом весны пробуждается природа. Вы слышали замечательное высказывание о весне. А сейчас я предлагаю послушать прекрасную музыкальную весеннюю фантазию Т. Тютюнникова «Из чего родилась музыка».

    Звучит музыка.

    Воспитатель: Расскажите о том, что вы представляли, когда слушали музыку.

    Дети: Скворца, который сидит возле скворечника и распевает свои песни.

    Дети: Как на проталинке зеленеет травка.

    Дети: Как появляются первые листочки на ветках деревьев.

    Дети: Как капают сосульки.

    Дети: Появляются первые весенние цветы в лесу.

    Воспитатель: А еще где расцветают первые весенние цветы?

    Дети: На лугу, в садах.

    Воспитатель: Ребята, как еще называют цветы, которые цветут ранней весной?

    Дети: Первоцветы.

    Воспитатель: А какой первоцвет открывает весну, распускается самый первый?

    О нем даже есть загадка:

    Первым вылез из землицы, проталинке,

    Он мороза не боится,

    Хоть и маленький.

    Мать – и мачеха.

    Воспитатель: А сейчас, я предлагаю решить кроссворд, и мы узнаем, какие первоцветы еще вы знаете, и мы найдем ключевое слово.

    Я буду загадывать загадки, а вы отгадывать.

    Загадки:

    Шмель цветку очень рад,

         Ах, медовый аромат!

         И цветки красивые-

          Розовые, синие

          - медуница.

    Воспитатель: Правильно, Ребята, а медуница где растет?

    Дети: В лесу

    Значит этот цветок, какой?

    Дети: Лесной.

    Воспитатель: Следующая загадка.

    Первоцвет, первоцвет,

    Лучше слова в мире нет, Лучше нет цветка на свете,

    Он горит весь в желтом цвете,

    Лепестки его красивы,

    Золотисты и игривы,

    Его стебель длинный очень.

    А красивы как листочки!

    Дети: Примула.

    Воспитатель: Где растет примула?

    Дети:  В лесу. Этот цветок лесной.

    Воспитатель: Также примула растет в саду.

    Воспитатель: Молодцы. Следующая загадка

    Это розовый цветок,

    Он красив, он высок,

    К сожаленью, не пахуч,

    И конечно, не горюч.

    Дети: Горицвет.

    Воспитатель: Правильно. Какой это цветок?

    Луговой, потому что растет на лугу.

    Воспитатель: Последняя загадка

    Пробивался сквозь снежок,

    Удивительный росток,

    Самый первый, самый нежный,

    Самый бархатный цветок!

    Дети: Подснежник.  

    Воспитатель: Молодцы, правильно. Где растет подснежник?

    Дети: В лесу, он лесной.

    Воспитатель: Кто желает прочитать ключевое слово?

    Дети: Ирис.

    Воспитатель: А что это Ирис?

    Дети: Тоже цветок.

    Воспитатель: Где он растет, когда?    

    Дети: В саду.

    Воспитатель: Значит цветок, какой?

    Дети: Садовый. Он расцветает ранней весной. Он тоже первоцвет.

    Воспитатель: Ребята, почему эти цветы называют первоцветами?

    Дети: Потому, что они расцветают первыми, ранней весной, на проталинах.

    Решение кроссворда

        м е д у н и ц а

                     п р и м у л а

               г о р и ц в е т

               п о д с н е ж н и к

    Воспитатель: А сейчас послушайте еще загадку, и отгадайте, про какой цветок говорится в ней?

    Был он желтеньким цветком,

    Белым стал, как снежный ком.

    Дунут девочка и мальчик – облетает

    Дети: Одуванчик.

    Воспитатель: А с чем можно сравнить одуванчик?

    Давайте поиграем:

    Дети: Одуванчик желтый, как солнышко, подсолнух.

    Дети: Одуванчик круглый, как шарик, апельсин

    Дети: Одуванчик мягкий, как пух, вата,

    Дети: Одуванчик становится белым, как облако, мел, снег.

    Дети: Одуванчик пушистый, как снег, мех

    Дети: Одуванчик легкий, как перышко, дымка, паутинка.

    Воспитатель: Вот оказывается, какой необычный цветок одуванчик.

    Физкультминутка. О.В. Узорова

    На лугу растут цветы

    Небывалой красоты.

    /Потягивания – руки в стороны/

    К солнцу тянутся цветы

    С ними потянись и ты.

    /Потягивания – руки вверх/

    Ветер дует иногда,

    Только это не беда,

    /Дети машут руками, изображают ветер/

    Наклоняются цветочки,

    Опускают лепесточки.

    /наклонны/

    А потом опять встают,

    И по -  прежнему цветут.

    Воспитатель: Ребята, много вы знаете цветов, наверное, вы их очень  любите?

    Воспитатель: А за что?

    Дети: Потому, что они красивы, украшают дом человека, они полезны.

    Воспитатель: А чем еще полезны цветы?

    Дети: У них остаются семена. Их семенами питаются птицы.

    Дети: Цветы лекарственные, человек использует их для лечения.

    Дети: Из цветов изготавливают духи.

    Воспитатель: А кто совсем не может прожить без цветов?

    Дети: Насекомые.

    Воспитатель: Почему?

    Дети : Потому что насекомые питаются пыльцой, а пчелы собирают нектар с цветов.

    Воспитатель: А вы любите дарить цветы?

    Дети: Да.

    Воспитатель: Когда и кому?

    Дети: На праздники мамам и бабушкам, воспитателям.

    Воспитатель: Ребята как же быть? Мы должны срывать цветы, чтобы сделать подарок, и не должны, так как красоту губим, цветы могут исчезнуть.

    Дети: Для букетов цветы специально выращивают, в садах, теплицах, круглый год.

    Воспитатель: Много цветов рвут. Некоторые цветы на грани исчезновения. Ребята, а что вы знаете о Красной книге?

    Дети: Ученые создали Красную книгу и занесли в нее названия редких и исчезающих растений и животных.

    /Воспитатель выносит и показывает Красную книгу/.

     Воспитатель: Ребята, какие виды первоцветов занесены в Красную книгу?

    Дети: мать – и мачеха, подснежник, медуница, фиалка, сон-трава, ветреница, лютиковая, одуванчик, ландыш.

    /Показ иллюстраций с изображением первоцветов/

    Воспитатель: Ребята, почему эта книга называется Красной?

    Дети: Красной книга называется, потому что красный -  цвет опасности.

    Он как бы говорит: «Осторожно! Эти представители природы могут исчезнуть с планеты Земля, и наш дом опустеет!»

    Воспитатель: Ребята, что можем сделать мы с вами, чтобы спасти их.

    Дети: Мы не должны собирать большие букеты, без надобности срывать цветы, топтать  их. Мы должны любоваться ими.

    Ребенок: Стихотворение.

    Не рвите цветы, не рвите –

    Пусть будет нарядной земля,

    А вместо букетов дарите

    Васильковые, незабудковые

    И ромашковые поля!

     Воспитатель: Ребята, давайте мы с вами тоже создадим в нашей группе Красную книгу.

    Я предлагаю нарисовать ландыши и занести их  в нашу Красную книгу. Листья рисуем кисточками, вам это знакомо. Цветочки рисуем печатками. Берем палочку, макаем в воду, потом в краску. Рисуем так, как будто ставим точки. Дети рисуют.

    Показ рисунков.

    Воспитатель: Молодцы Ребята! С вашей помощью ландышей теперь стало еще больше.

    Ребенок: Стихотворение

    Чтоб цветы в лесу цвели,

    Всю весну и лето

    Мы не будем собирать

    Их больших букетов

    Давайте, дошколята, природу охранять!

    О ней ни на минуту не надо забывать

    Ведь цветы, леса, поля и речки.

    Это все для нас навечно!

    Воспитатель: Вот и закончилось наше занятие. Все ребята занимались, молодцы!

    Попрощаться с гостями.

    Список литературы:

    1. Шаяхова Р.К. «Природа и ребенок». Программа экологического воспитания дошкольников. Казань: РИЦ «Школа», 2002.

    2. Кудрякова И.Г. Развитие интеллекта дошкольников средствами теории решения  изобретательских задач при ознакомлении с окружающим миром. Учебно-методическое издание.

    3. Вострухина Т.Н. Знакомим с окружающим миром детей 5 – 7 лет – И.: Т.Ц. Сфера 2011.

    4. Горькова Л.Г. Сценарии занятий по экологическому воспитанию дошкольников. И.: ВАКО, 2011.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Конспект комплексного занятия по ознакомлению с окружающим и развитию речи

    Конспект комплексного занятия  по ознакомлению с окружающим и развитию речи с детьми младшего школьного возраста с ограниченными возможностями здоровья На тему:  Фиолетовый ц...

    Прогулка по Московскому зоопарку. Конспект комплексного занятия по ознакомлению с окружающим в средней группе

    Дошкольники с увлечением рассматривают картинки с изображением экзотических животных, легко и быстро узнают льва, зебру, бегемота, жирафа, носорога. Однако дети часто даже не подозревают о количестве ...

    Наш дом – планета Земля. Конспект комплексного занятия по ознакомлению с окружающим в подготовительной группе

    На занятии дошкольники знакомятся с древними легендами разных народов о создании Земли, с научной гипотезой образования материков, с картой и глобусом, с условными обозначениями суши и воды, с названи...

    Беседа об осени. Конспект комплексного занятия по ознакомлению с окружающим и развитию речи для детей старшего дошкольного возраста

    Педагог на занятии демонстрирует, как благодаря глубокой и вдумчивой работе по экологии и развитию речи обогащаются не только знания, но и чувства детей, культура их речи, выразительность языка, пробу...

    КОНСПЕКТ комплексного занятия по ознакомлению с окружающим миром и нетрадиционному рисованию на тему: «Солнечная семья»

    КОНСПЕКТ комплексного занятия по ознакомлению с окружающим миром и нетрадиционному рисованию на тему: «Солнечная семья»...

    Конспекты НОД. Конспект комплексного занятия по ознакомлению с окружающим и аппликации "Портрет Осени"

    Конспект комплексного занятия по ознакомлению с окружающим и аппликации "Портрет Осени"...