Главные вкладки

    Прогулка по Московскому зоопарку. Конспект комплексного занятия по ознакомлению с окружающим в средней группе
    план-конспект занятия по окружающему миру (средняя группа) на тему

    Федченко Надежда Ивановна

    Дошкольники с увлечением рассматривают картинки с изображением экзотических животных, легко и быстро узнают льва, зебру, бегемота, жирафа, носорога. Однако дети часто даже не подозревают о количестве и разнообразии обитателей жарких стран, не имеют представления об особенностях их образа жизни, не осознают простейшие связи и зависимости, существующие в природе.

    Представленная в публикации информация будет способствовать укреплению интереса детей к природе, формированию познавательного отношения к ней, пробуждению стремления наблюдать за взаимоотношениями живых существ.

    Скачать:


    Предварительный просмотр:

    Прогулка по Московскому зоопарку. Конспект комплексного занятия по ознакомлению с окружающим в средней группе

    Цели

    Формировать представление детей о диких экзотических животных: льве, тигре, слоне, бегемоте, жирафе, крокодиле, обезьянах, удаве; дать элементарные сведения о том, где они проживают в природе, чем питаются, как добывают себе пищу; учить внимательно рассматривать игрушки-зверюшки, обогащать словарь и совершенствовать грамматический строй речи.

    Материал и организация занятия

    Занятие проводится в форме игры, сюжетом которой является экскурсия по зоопарку и ознакомление с животными. Воспитатель исполняет роль экскурсовода зоопарка, который проводит экскурсию и рассказывает о животных. Клетки (их всего – 6-7) должны быть расположены просторно, а территория зоопарка должна быть большой. Отдельно огораживается площадка молодняка. Туда помещают небольшого размера игрушки, изображающие животных: тигрят, слонят, львят, медвежат, лисят, зайчат и др.

    Мольберт, журнальный столик, веер, цветик-семицветик, книги о животных с яркими красочными иллюстрациями.

    Зоопарк от зрителей закрыт занавесом. Перед занавесом стоят стульчики, журнальный столик, мольберт.

    Ход занятия

    Звучит музыка. Входят в зал дети, здороваются с гостями, садятся на стульчики.

    Воспитатель. Ребята! Мы с вами знаем много сказок о животных, читали о них рассказы, стихи, рассматривали картинки с изображением разных животных. Сегодня я принесла вам ещё несколько новых интересных книг о животных, посмотрите.

    Показываю 2-3 иллюстрации и спрашиваю детей, кого они видят.

    Ответы детей.

    Воспитатель. Да что я вам всё книжки показываю! А хотите прямо сейчас отправиться в зоопарк?

    Дети. Да! Да!

    Воспитатель. Я вам давно обещала, что когда-нибудь свожу вас в зоопарк. Кто из вас был уже в зоопарке с родителями?

    Ответы детей.

    Воспитатель. Кого вы там видели?

    Ответы детей.

    Воспитатель. Ребятки, у меня есть волшебный цветок, цветик-семицветик, вот он какой!

    Показываю.

    Правда, красивый! Если от него оторвёшь лепесток, то он исполнит любое наше желание. Но прежде, чем оторвём лепесток, я вас сейчас познакомлю с правилами поведения в зоопарке.

    В зоопарке шуметь не принято, это не нравится животным. Они пугаются. К клеткам близко не подходить. Руки в клетки к животным не протягивать, надо соблюдать осторожность, так как дикие звери есть дикие звери, и может произойти что угодно.

    Итак, теперь вы знаете, как себя вести в зоопарке. Какой оторвём лепесток?

    Ответы, предложения детей.

    Воспитатель. Хорошо! Давайте оторвём красный лепесток, как вы пожелали, и я скажу волшебные слова. Слушайте внимательно, а то не исполнится наше желание.

    Лети, лети, лепесток,

    Через запад и восток,

    Через север, через юг

    Возвращайся, сделав круг.

    Лишь коснёшься ты земли,

    Быть по-моему вели!

    Воспитатель отрывает лепесток и бросает. Дети встали со стульчиков в ожидании чего-то сказочного.

    Вели, чтобы мы оказались в зоопарке!

    Воспитатель раздвигает занавес, и перед глазами ребят - клетки с животными.

    Ну вот, ребята, мы с вами оказались в зоопарке. Сегодня я ваш экскурсовод, а вы – посетители. Как много здесь животных, как интересно. А теперь в путь!

    Подходят к первой клетке.

    Ребята, смотрите, кто это?

    Дети. Слон.

    Привлечь детей к описанию внешнего вида слона. А затем экскурсовод рассказывает про слона - даёт новые сведения.

    Воспитатель. В этой просторной клетке живёт слон. Слоны – это огромные животные на земле. В нашей стране, России, слоны не живут в природе, потому что они очень теплолюбивые (любят тепло). Слоны живут в тёплых странах – в Африке, в Индии. Там круглый год тепло.

    Посмотрите, какое интересное животное – слон. Ноги толстые, как столбы, уши громадные, как лопухи, как веер.

    Воспитатель берёт веер, раскрывает его и обмахивает детей.

    У слона необычный нос – это хобот, длинный-предлинный. Ни у одного животного такого хобота нет. С его помощью слон втягивает (набирает) воду для питья или обливает себя в жаркий день. (Он пользуется им как душем, как лейкой). Хоботом слоны чувствуют запахи за несколько километров. Ещё слон может доставать хоботом, как рукой, и брать разные предметы – ветки с деревьев, свёклу из ведра, батон с тележки, щипать траву.

    Слон очень интересное и доброе животное. Слоны едят овощи, фрукты, разные растения. Они очень хорошо плавают. Живут слоны семьями, стадами. У слона огромные бивни, а у слонихи их нет. Хвост короткий, с кисточкой волос на конце. Кожа голая.

    Переходим к клетке со львом.

    Воспитатель. А в этой клетке живёт...

    Дети. Лев.

    Воспитатель. Да, это лев – царь зверей, так его называют. Житель тёплых стран. Хотя его родственники встречаются в каждом дворе и зовут их Мурками и Васьками. Догадались, кто это?

    Дети. Кошки.

    Воспитатель. Конечно. Кошки бывают и огромные – как львы, и маленькие – как наши домашние котята. Но все они похожи друг на друга – и обличьем, и нравом. Посмотрите, какой он мощный, красивый, с огромной лохматой головой и большими, сильными лапами с острыми когтями. От одного удара лапы падает бык. На голове и шее у льва длинная и густая грива. У львицы гривы нет.

    У льва рыжевато-жёлтая шерсть, она гладкая, короткая под цвет пожелтевшей травы, как песок, – такой цвет хорошо скрывает от чужого взгляда. Хвост длинный, с пушистой кисточкой волос на конце. Львы привыкают к человеку.

    Воспитатель. Дети, посмотрите на этих животных. Кто это?

    Дети. Черепаха, львёнок, удав, крокодил.

    Воспитатель. Они вам что-нибудь напоминают?

    Если дети не ответят, воспитатель помогает им. Напевает 1-2 строчки из песни «Я на солнышке лежу».

    Воспитатель. Это из какого мультфильма? Вы песенку эту знаете? Давайте её споём.

    Дети поют под музыку.

    Я на солнышке лежу и на солнышко гляжу,

    Всё лежу, и лежу, и на солнышко гляжу.

    Крокодил - дил - дил плывёт,

    Бегемот - мот - мот идёт.

    Ну а я всё лежу и на солнышко гляжу.

    Рядом львёночек лежит и ушами шевелит.

    Ну а я всё лежу и ушами шевелю.

    После того, как дети исполнят песенку, я привлекаю их внимание к обезьянам.

    Воспитатель. Дети, а это – проказницы обезьянки. Смотрите, они испугались пятнистого удава, забрались высоко на лианы, на качели и визжат. Обезьяны прижались друг к другу. Шерсть у них серо-коричневая, длинная, мягкая, шелковистая. Хвост длинный, передние лапы длиннее задних. В наших лесах обезьяны не живут, так как у нас холодная зима. Они живут в жарких странах, где нет снега и морозов. Живут они большими стадами (семьями) на деревьях, на землю редко спускаются (только напиться). Обезьяны хорошо лазают, прыгают по ветвям. Днём они переходят с места на место в поисках пищи, греются на солнце. Подвижные и шаловливые, они не бывают без дела. Ночью отдыхают среди густых ветвей.

    Едят обезьяны плоды, сочные листья, молодые побеги растений, птичьи яйца, насекомых...

    Дети переходят от одной клетки к другой.

    Воспитатель. Дети! А в этой клетке кто живёт?

    Дети. Жираф.

    Воспитатель. Жираф – самый высокий зверь на свете. У него длинные тонкие ноги, узкая грудь, длинная шея и маленькая головка с рожками. Длинная шея позволяет ему лакомиться нежными листочками с самых макушек деревьев. А длинные передние ноги дают возможность очень быстро бегать, даже быстрее льва, единственного хищника, который может напасть на жирафа. У жирафа очень острые копыта, с их помощью он защищается от врагов.

    Некоторые люди думали, что жираф никогда не спит. Это не так. Спят жирафы стоя и очень мало, около пяти минут, положив голову на спину.

    Очень долго люди думали, что животные немые. Но недавно учёные (это люди, которые наблюдают за животными, изучают их, следят за ними) обнаружили, что жирафы умеют блеять и похрюкивать.

    Дети, посмотрите на его шёрстку, какой он красивый, весь в пятнышках. А для чего жирафу нужны пятна? Как вы думаете?

    Ответы детей.

    Воспитатель. Это защитный цвет. Эта окраска помогает жирафу спрятаться, укрыться от врагов. И ещё одно открытие сделали учёные. Жирафы-мамы отводят своих маленьких жирафят в «детские ясли», где за ними смотрят старые жирафы-бабушки, а в это время мамы идут кормиться. Сытые жирафы-мамы возвращаются и забирают своих жирафят. Удивительно, как они их узнают?

    Дети подходят  к водоёму. Дети удивляются, говорят что-то.

    Воспитатель. Ребята, а здесь кто плавает?

    Дети. Бегемот.

    Воспитатель. Это очень большое животное. Крупнее его на суше только слон. Его также называют гиппопотам. Послушайте, какое пыхтящее это слово: гип-по-по-там. Попробуйте негромко его произнести...

    Он большой, толстый, на толстых коротких ногах, кажется нам неповоротливым, неуклюжим. Шкура (кожа) у бегемотов толстая, а сами они тяжёлые. Но это только так  кажется с виду, а на самом деле он быстро плавает в воде и бегает по суше. И в бою с ним вряд ли кто справится. Поэтому у него почти нет врагов. Днём он лежит в воде, а птицы отдыхают на его голове и даже ловят с неё рыбу. Птицы и бегемот – большие друзья, потому что птицы склёвывают с его шкуры насекомых. После захода солнца бегемот выходит из воды и отправляется на поиски пищи. Питается он травой. Смотрите, как он разинул свою огромную пасть.

    Подойдя к вольере с тигром, дети закричали.

    Дети. Тигр! Тигр!

    Воспитатель. Тигры – самые большие из крупных кошек. Водятся они в Азии, причём большая часть обитает в Индии.

    Посмотрите, какой он красивый! Шерсть у тигра жёлтая с чёрными полосами. Такая пёстрая окраска делает тигра незаметным среди камышей, тростника и густого кустарника.

    Умён храбрый тигр и очень осторожен – ни услышать его, ни разглядеть, полосатого, в чаще леса. Голова большая, уши закруглённые, длинные усы. Лапы у него сильные, большие с длинными, острыми когтями. Ходит быстро, бегает галопом. Неслышно крадётся к добыче. Тигр похож на кошку, только это – огромный и сильный зверь. Как и кошка, тигр лапой и языком чистит шерсть и морду. В отличие от кошки тигр хорошо плавает. Питается он мясом.

    Тигры живут и у нас в России, в Сибири. Наши тигры очень большие, красивые.

    «Площадка молодняка».

    Экскурсовод подводит детей-посетителей к площадке молодняка.

    Воспитатель. Тут играют все малыши зоопарка, которые недавно родились. Вместе им хорошо. Они забавные, бегают, играют, шалят. Посмотрите и скажите, кто здесь гуляет.

    Дети. Львёнок, тигрята, лисята, медвежата...

    Воспитатель. А что делают белочка и зайчик?

    Дети. Белочка качается на качелях с зайчиком, а зайчонок с бельчонком.

    Воспитатель. А что делают лисёнок и кенгурёнок?

    Дети. Играют с мячом. Лисёнок играет с кенгурёнком, а кенгурёнок с лисёнком.

    Воспитатель. А что делают медвежонок и слонёнок?

    Дети. Слонёнок с медвежонком катаются на шаре.

    Воспитатель. Все зверята ещё маленькие, устали и захотели есть, а едят они молоко из бутылочек с сосками. Я вас прошу помочь служителю зоопарка покормить зверюшек.

    Появляется служитель с корзиной, в которой бутылочки с молоком. Дети берут по одному животному-игрушке и соску. Под спокойную музыку дети ходят, гуляют по залу, кормят своих малышей. Экскурсовод напоминает, чтобы посетители не подходили близко к клеткам с большими животными - это опасно! Он же объявляет, что час кормления заканчивается.

    Дети ставят бутылочки в корзину, а зверюшек сажают на площадку.

    Затем экскурсовод предлагает детям показать движениями (мимикой, жестами) какое-нибудь животное из тех, с которыми они сегодня познакомились. Экскурсовод пробует угадать.

    Под музыку «Чунга-чанга» дети выполняют движения.

    На вступление дети идут по кругу, как «папуасики» - руки вверху, перед лицом с растопыренными пальцами (как бы протирают стекло).

    Затем дети идут, крадучись, как «тигры», мягко ступают на пол, а руки плавно движутся то вперёд, то назад.

    Дети прыгают на двух ногах, продвигаясь вперёд, как «кенгуру».

    Потом дети идут, как «папуасики» в круг и из круга, останавливаются лицом в круг. «Хобот слона» - наклоны вперёд с вытянутыми вперёд руками. Ладошки вместе (4-6 раз).

    На слова «Чудо-остров...» дети выполняют упражнение «Уши слона» (распашонка). Руки в стороны, ноги попеременно ставят на пятку.

    Поворот вокруг себя 1-2 раза - «папуасики».

    «Обезьяны» взбираются на «пальму» за бананами и со словом «Ух!» опускаются вниз. Повторяют 4-6 раз.

    Поворот вокруг себя 2-3 раза - «папуасики».

    «Крокодил» - на «пружинку» - полуприседание - руки сомкнули, а во время подъёма руки развести (левая вниз, а правая вверх), 4 раза.

    После этого дети идут, как «папуасики» в круг и назад, кружатся, а затем показывают «Уши слона» и идут, как «тигры-кошечки».

    Воспитатель. Молодцы, ребята! Вы изобразили крокодила, слона, обезьянок, кенгуру. Я правильно угадала?

    Все движения животных показываю.

    Дети. Да!

    Воспитатель. Сегодня, дети, вы много узнали и увидели нового и интересного. Придёте домой, обязательно расскажите своим родителям и попросите своих пап и мам, чтобы они с вами сходили в настоящий зоопарк, где много-много разных ещё вам неизвестных животных. До свидания.

    Под музыку «Чунга-чанга» дети покидают зоопарк, как кошечки-тигрята.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Наш дом – планета Земля. Конспект комплексного занятия по ознакомлению с окружающим в подготовительной группе

    На занятии дошкольники знакомятся с древними легендами разных народов о создании Земли, с научной гипотезой образования материков, с картой и глобусом, с условными обозначениями суши и воды, с названи...

    Конспект комплексного занятия по ознакомлению с окружающим миром в подготовительной группе на тему: «Прогулка на природу»

    Конспект комплексного занятия по ознакомлениюс окружающим миром в подготовительной группена тему: «Прогулка на природу»Программное содержание: научить детей отличать природные объекты от искусств...

    Конспект комплексного занятия по ознакомлению с окружающим миром в подготовительной группе на тему: «Прогулка на природу».

    Конспект комплексного занятия по ознакомлениюс окружающим миром в подготовительной группена тему: «Прогулка на природу». Программное содержание: научить детей отличать природные объекты от и...

    "В гости к Карлсону" (Конспект комплексного занятия по ознакомлению с окружающим в средней группе)

    Автор: Романова Светлана Николаевна, воспитатель МДОУ Звениговский детский сад «Ракета»Образовательная область: познание, здоровьеЗадачи:Формировать элементарные  представления  о значении ч...

    Конспект комплексного занятия по ознакомлению с окружающим в подготовительной группе «Наш дом – планета Земля»

    Цель: Совершенствование представления детей о окружающем мире. Задачи: 1. Углубить представления о том, что планета Земля – это огромный шар, большая часть которого покрыта водой. Кроме воды есть ...

    Конспект интегрированного занятия по ознакомлению с окружающим в средней группе

    конспект интегрированного занятия по ознакомлению с окружающим в средней группе....

    Конспект открытого занятия по ознакомлению с окружающим для средней группы "Кто сказал Му?"

    Целью занятия является пополнение знаний детей о домашних животных, развитие умение соотносить модели-заместители с реальными объектами и явлениями....