НОД "Маленькие помощники большой природы"
материал (окружающий мир, старшая группа) по теме

Югай Фарида Риваевна

НОД развивает интерес к открытиям через исследовательскую деятельность; воспитывает чувство любви и сострадания ко всему живому, умение придти на помощь, показать красоту природы и проблемы ее загрязнения.        

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon malenkie_pomoshchniki_bolshoy_prirody.doc54 КБ

Предварительный просмотр:

Маленькие помощники большой природы.

         Образовательные задачи:

развивать интерес к открытиям через исследовательскую деятельность;

умение видеть проблему, задавать вопросы, выдвигать гипотезы;

учить делать выводы и умозаключения;

Развивающие задачи:

развивать у детей навыки сотрудничества, взаимной эмпатии;

способствовать проявлению творческих способностей ребенка,

способствовать развитию у детей представлений о взаимосвязи человека и природы;

продолжить формирование обобщенного представления о лесе как

          доме растений и животных, которые находятся в тесных связях между собой

          воспитывать понимание недопустимости разрушения этих  взаимосвязей;

       

          Воспитательные задачи:

уточнить знания о правилах поведения в лесу и у реки, учить осознанно применять их;

воспитывать чувство любви и сострадания ко всему живому, умение придти на помощь, показать красоту природы и проблемы ее загрязнения.          

           

 Речевая задача:  развивать связную  речь; на основе опытов высказывать           суждения, делать выводы.    

Оборудование:  модель реки, стаканчики, воронки, фильтры,  набор деталей модели      леса, ковролин, охранные знаки.  

Предварительная работа: беседы о природе, рассматривание  альбомов и иллюстраций,игровые ситуации по  правилам поведения в природе.

Аппаратное и программное обеспечение                                                                                                                      Аппаратное обеспечение: мультимедийное оборудование, магнитофон;                      Программное обеспечение: MS Power Point, аудиозапись звуков природы

                                                       

Вос-ль: В некотором царстве, в некотором государстве жила - была матушка, и звали ее Землей. (слайд 2)

Мудрая Матушка Земля над поверхностью своей распахнула Небо, Чтобы все могли дышать, а птицы в воздухе летать.  (слайд 3)

Мудрая матушка Земля так щедро расплескала Воду,

Чтобы  все живое могло пить ее и получить свободу.   (слайд 4)

На каменный покров тонким слоем землю наложила,                                   Чтоб для большинства ее детей кормилицей                                             Земля была и уютным домом   стала. (слайд5)

Мудрая матушка Земля Человека сотворила,

Чтоб помощником он верным был и

Защитником и Другом для Природы. (слайд 6)

Воспитатель: Я - дочь матушки Земли, посланник леса и реки. Пришла к вам за помощью. Я пришла к вам не случайно, потому что только вы, 

можете помочь природе и детей ее спасти.   

- Готовы ли вы помочь? Я превращаю вас в помощников природы. Теперь  вы, не Тани и Алеши, а капельки, тучки, цветочки, листочки.

-        Я приглашаю вас на прогулку.

 

Вот  по лесу мы гуляем,

За природой наблюдаем.  

                                                                              Дети шагают друг за другом.

Вверх на солнце поглядели,        

И нас лучики согрели.    

                                                                             Поднимают руки вверх.

Слева птичка, справа птичка.                       Показывают руками право, лево

Там снегирь, а там синичка.

В гору едем, с горы-вниз,                               поднимаются на носочки, а потом

Впереди нас ждет сюрприз.    

                                                                               присаживаются.

За горой – рукой подать -                                   показывают руками речку

Вот и реченьку видать.                     

 - Ой, что это? Посмотрите, что здесь произошло? (Рассуждения детей). слайд 7

Текла река по берегам  волнистая, пушистая,
Нарядная, игристая да такая чистая!

Но случилась вдруг беда, и  откуда, и когда?
Вырос будто из земли на другом конце реки
Огромаднейший завод, триста труб один отвод.  
(слайд 8)

Начал речку загрязнять, а директор стал молчать.
Что же люди теперь, не помогут бедной ей??
(Слайд 9)

Вос-ль:   Я не хочу, чтоб речка высыхала,

Где плещут столько рыбок золотых

Вос-ль: Что мы можем сделать для того, чтобы помочь реке?  

(Выслушиваются все предложения детей)

- Все вместе очистим берег реки от мусора .

(Дети собирают мусор в мусорные пакеты).

       - Ребята, посмотрите, я эту воду набрала в этой реке, какая она?

Дети: Грязная.

Смогут ли в ней нормально жить рыбы, птицы, насекомые?

-        А как пострадал человек от этого?
- Не сможет использовать эту воду для питья, купания, отдыха.

 ( Воспитатель обращает внимание детей на столы, на которых стоят банки с грязной  водой, стаканы  с воронками, ватные диски)

                                              (Ответы и рассуждения детей)

- Давайте мы сейчас очистим грязную воду с помощью  нашего фильтра, чтобы она опять стала чистой и речка выздоровела.

Опыт: Очистка воды при помощи фильтров

Через  фильтр (ватные диски) дети сливают грязную воду в пустой стаканчик.   Сравнение: Какая стала вода? Как вы думаете, смогут ли в такой воде жить водные обитатели?

 Умозаключение: Значит, для того, чтобы им хорошо жилось, вода должна быть чистой.

Слайд 10.

Посмотрите, что произошло? (Рассуждения детей)

Верно ребята, река выздоровела и ожила, в ней опять плавают рыбы и цветут кувшинки.

Игра «Город больше, лес все меньше»  Слайд 11.

На полу кольцом выкладывается ленточка. Она условно обозначает границы леса. Дети не могут выходить за пределы круга, но внутри просторно, и они гуляют, изображая обитателей леса.

По ходу игры педагог несколько раз останавливает ребят, объясняя, что условия существования изменились: часть леса вырубили или территория, занятая лесом, стала меньше, т.к. на его месте построен город, завод, проложена дорога. При введении каждого нового условия площадь круга уменьшается.

Вос-ль:  Хорошо ли вам, птицы, звери? Почему вам теперь не нравится?

    Вос-ль: Где бы ни жил человек, он всегда окружен растениями и животными, но люди не всегда бережно относятся к природе. Они часто совершают поступки, которые вредят природе.. Вырубая леса и загрязняя воду в реке, люди невольно губят многих диких животных, для которых лес и река дом. Из-за хозяйственной деятельности людей и неумеренной охоты одни животные навсегда исчезли, а многие другие стали редкие. Слайд12.

Дети обсуждают изменение условий обитания и их влияние на жителей леса, придумывают, как помочь лесу . (Посеять семена трав, высадить деревья  и т.д.)

Выстраивается биоценоз леса.

Вос-ль:   Какие деревья растут в лесу?

А какие ягоды, грибы вы знаете?

В лесу живет много разных животных?

Какой лесной зверь в нашем лесу самый  большой? (Лось)

Какой самый сильный? (Медведь)

Какой самый хищный? (Волк)

Какой самый хитрый (Лиса)

Какой самый быстроногий (Заяц)

. Каких животных вы еще можете назвать?

А какие птицы живут в лесу?                                                                                                                                              Чем питаются птицы?

А каких насекомых вы знаете?

(Дети называют и выкладывают все   на панно.)

Вос-ль: Посадили мы деревья,

и взошла у нас трава.

Кислорода будет много,

будет рада детвора!

Мы на славу потрудились,

все растения прижились.

Слайд13.

Вос-ль: Люди часто не задумываются о своем отношении к природе, «обижают ее», неправильно ведут себя во время отдыха на берегах, уничтожают водяных жителей. А для того, чтобы люди знали как вести себя у реки, в лесу,  мы, маленькие помощники большой природы, расставим охранные знаки. (Дети рассматривают знаки, объясняют их значение и расставляют знаки по своим местам.)

Ребята, а зачем нужны правила поведения в лесу и у реки?

Что случится, если люди не будут выполнять правила?  (Высказывания и рассуждения детей)

Исчезнут цветы, погибнут насекомые, улетят птицы, заболеют деревья, разбегутся звери. Лес будет скучным, унылым и некрасивым.

Ребята, вы большие, и должны выполнять эти правила и рассказывать о них своим товарищам, малышам и взрослым.  Слайд 14


Давайте будем беречь планету,
Другой такой на свете нету.
Развеем над нею и тучи и дым,
В обиду ее никому не дадим!

- Наша прогулка закончилась. Закройте глаза, сосчитайте до десяти (пока дети считают убрать лес и реку.)  А эти правила, мы покажем родителям, друзьям,  детям младшей группы, чтобы все их знали и выполняли.

Слайд 15


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

презентация НОД "Маленькие помощники большой природы"

Один из наиболее эффектных и зрелищных способов предоставления информации....

Открытое интегрированное занятие с использованием здоровьесберегающих технологий в первой младшей группе "Помощники большого солнца"

В процессе данного занятия дети первой младшей группы сначала помогают солнышку собрать потерянные лучики, а затем помогают зверятам в лесу....

Тема: «Маленькие помощники большого солнца»

Интеллектуально – творческая деятельностьв первой младшей группе...

Маленькие помощники большой природы

Бережное отношение к природе...

Открытое занятие в 1-ой младшей группе «Маленькие солнышки — помощники большого солнца»

Открытое занятие в 1-ой младшей группе «Маленькие солнышки — помощники большого солнца»...