Воздух - невидимка
план-конспект занятия (окружающий мир, старшая группа) по теме

Кириченко Татьяна Александровна

В конспекте занятия  детея знакомят со свойствами воздуха, проводят опыты с воздухом.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon dlya_publikacii.doc29.5 КБ

Предварительный просмотр:

                                                            Воспитатель 1 квалификационной категории

                                                              МАДОУ ЦРР детский сад №31

                                                             д.Медвежьи Озера, Щелковский район,                

                                                             Московской области.

                                                            Кириченко Татьяна Александровна

             Занятие на тему: "Воздух - невидимка"

                                 для детей старшего возраста.

ЗАДАЧИ:

 Дать детям представления о том, что наличие воздуха — одно из условий существование живых организмов.

 Формировать интерес к эспериментальной деятельности, моделированию.

 Развивать логическое мышление, интерес к природным явлениям.

 Воспитывать желание сохранить чистоту воздуха.

Словарная работа: Обогатить словарь детей словами: лаборатория, прозрачный, невидимый, опыты.

Предшествующая работа:

 - наблюдения за ветром;

 - проведение экспериментов, доказывающих лёгкость воздуха;

Ход занятия:

 Воспитатель: - Ребята, я сейчас загадаю вам загадку, а вы попробуете ее отгадать:

 Через нос проходит путь,

 И обратно держит путь.

 Он невидимый, и все же,

 Без него мы жить не можем.

 (Воздух)

 Воспитатель: - Правильно, это воздух.

 - Ребята, а кто знает кто изучают воздух. (ученые)

 - А где работают ученныею (в лаборатории)

 - А вы хотите поиграть в ученных, и посетить нашу лабораторию.

 Воспитатель рассказывает детям о правилах поведения в лаборатории.

 Воспитатель: - В лаборатории все работают в халатах, давайте с вами наденим халаты и отправимся в лабораторию.

 Воспитатель: - Ребята, а что вы знаете о воздухе? (воздух прозрачный, безцветный, невидимый)

 -Ребята, а чем мы с вами дышим? (воздухом)

 Давайте вдохнем воздух. Куда воздух попал? (в нос).

 -Правильно, после этого он спускается в горло, дыхательную трубочку, затем через бронхи и легкие.

 Воспитатель вместе с детьми вдыхает воздух ртом, выдох - носом.

 - Ребята, а давайте с вами проведем опыты:

 Опыт 1: Подуть в трубочку, опущенную в стакан с водой.

 Воспиатель: -Подуйте в трубочку, опущенную в стакан с водой. Что происходит?

 (выходят пузырьки)

 Воспитатель: -Вот видите! Значит, воздух есть у нас внутри. Мы дуем в трубочку, и он выходит. Но чтобы подуть еще, мы сначала вдыхаем новый воздух, а потомвыдыхаем через трубочку и получаем пузырьки. Посмотрите.

 Воспитатель: - Ребята, а какие пузырьки можно еще пускать?

 (мыльные)

 Воспитатель: - А вы хотите попускать мыльные? (Да)

 - А как вы думаете, что находится внутри мыльных пузырей?

 Дети: - мыло.

 Воспитатель: Конечно, же мыло!

 Воспитатель: Давайте вместе с вами возьмем глубокую тарелку, нальем в неё мыльный раствор, кладем в середину тарелки предмет и накроем его стеклянной воронкой. Затем дуем в трубочку воронки и, после того как образуется мыльный пузырь, наклоняем воронку и освобождаем пузырь.

 (Каждый ребенок надувает свой пузырь)

 Воспитатель: - Посмотрите, у каждого пузырь получился разный, у кого большой, у кого маленький, но все они получились из мыльного раствора.

 Воспитатель: - Мыльные пузыри получаются из мыльного раствора и воздуха путем надувания. Пузырь увеличивается в размере, когда туда проникает воздух. При надувание мыльных пузырей мы выдыхаем воздух из себя.

 Воспитатель: - Скажите, мне а мы с вами воздух видим? (нет)

 - Правильно, не видим, а как вы думаете, поймать мы его сможем?

 (нет)

 Воспитатель: - А хотите, я вам покажу, как можно поймать воздух?

 Опыт 2: Что в пакете?

 Воспитатель: - Давайте, возьмем полиэтиленовый пакет.

 - Что в нем? (он пуст)

 - Давайте, сложим его несколько раз. Посмотрите, какой он тоненький.

 -Давайте вместе с вами мы наберем в пакет воздух и закрутим открытый конец. Посмотрите пакет стал упругим, плотным.

 Воспитатель: - А теперь, что вы видите? (В пакете воздух)

 Воспитатель: - А если мы с вами отпустим его, что произойдет с пакетом?

 (он станет, плоским и тоненьким)

 Воспитатель: - Давайте дружно наберем воздух в пакет, а затем дружно его выпустим.

 Воспитатель: - Вокруг нас находится воздух, только мы его не видим, но с помощью носа, мы можем его чувствовать.

 -С помощью чего мы можем почувствовать запах? (с помощью ветера)

 Воспитатель: - А как можно создать условия ветра в нашей лаборатории.

 - Правильно с помощью ветерка, веера, фена, вертушки.

 Воспитатель: - Как вы думаете, что еще можно сделать при помощи ветра?

 (Волны на воде, попускать корабли, сделать вееры и подуть на лицо)

 Воспитатель: - Я машу веером, толкаю воздух, получается ветер. Если я не вращаю вертушку, то воздух не движется, и вертушка не вертится.

 - Оказывается, воздух двигается и доносит до нас разные запахи, хотя сам воздух запаха не имеет.

 Воспитатель: - Мы сегодня с вами пытались увидить воздух и поймать его, а еще я предлагаю вам его услышать.

А вы знаете как это можно сделать?

Но, прежде чем мы с вами будем выполнять следующие задание, нам надо подкрепиться:

 

    ФИЗКУЛЬТМИНУТКА:

Дует ветер с высоты.

 Гнутся травы и цветы.

 Вправо – влево, влево – вправо

 Клонятся цветы и травы. (Наклоны в стороны).

 А давайте вместе

 Все попрыгаем на месте. (Прыжки).

 Выше! Веселей! Вот так.

 Переходим все на шаг. (Ходьба на месте).

 Вот и кончилась игра, заниматься нам пора. (Дети садятся).

    Опыт 3: " Что звучит? "

 Воспитатель: - Я вам предлагаю сейчас услышать воздух. Давайте возьмем бутылочки приставим их к нижней губе и подуем сбоку в горлышко.

 - Что происходит с воздухом? (он свистит)

 - Давайте еще возьмем край листочка тонкой бумаги (можно фольгу) приложим его к губам и подуем вдоль нее так, чтобы получился звук.

 Воспитатель: - Что происходит?

 (Дети выдыхают струю воздуха, край бумаги дрожит. Он заставляет дрожать и воздух, поэтому возникает и звук.)

 Воспитатель: - Для того чтобы потвердить, давайте просто приложим бумагу к губам и попробуем что-то сказать.

 - Что мы чувствует? (ощущаем дрожание бумаги)

 Воспитатель: - А ка вы думаете, какие еще предметы издают звуки?

 - Конечно же, это и шелест листвы - шуршание бумаги; переливание воды- шум ручья; стук пальчиками по метеллу- стук дождя.

 Воспитатель: - Молодцы, ребята, вы справились с заданиями как настоящие ученные, и даже справились последним заданием, о котором подробнее мы поговорим с вами при слудующей встрече.

 Воспитатель: - Ну, а сейчас нам пора возвращаться обратно в десткий сад.

   ЛИТЕРАТУРА:

 

Н.А.Рыжова « Воздух — невидимка»  Москва, 1998г.

Е.В.Марудова « Ознакомление дошкольников с окружающим миром»

                 Санкт- Петербург. «Детство — Пресс», 2011г


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Занятие по исследовательской деятельности "Воздух-невидимка"

Занятие по исследовательской деятельности "Воздух-невидимка"...

Конспект занятия по исследовательской деятельности "Воздух - невидимка""

На занятии дети знакомятся со свойствами воздуха, через исследовательскую деятельность....

Занятие "Воздух - невидимка"

На занятии дети знакомятся со свойствами воздуха, через исследовательскую деятельность....

Конспект занятия по экологии в старшей группе на тему "Воздух-невидимка"

Конспект открытого занятия по экологии в старшей группе на тему "Воздух-неведимка"                              ...

Конспект занятия "Воздух-невидимка" для детей средней группы.

В конспекте отражена работа по систематизации знаний о воздухе, его свойствах и необходимости....

Тема: воздух – невидимка

Познакомить детей с понятием "воздух", его свойствами и ролью в жизни человека. Выяснмть с детьми для чего нужен воздух....

Конспект организованной образовательной деятельности в старшей группе «Наблюдение за воздухом (Невидимка — Воздух)»

ИНТЕГРАЦИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОБЛАСТЕЙ: познавательное развитие, социально-коммуникативное развитие, речевое развитие, физическое развитие.ЦЕЛЬ: Познакомить детей с понятием «воздух», его свойствами, рол...