Главные вкладки

    Конспект организованной образовательной деятельности в старшей группе «Наблюдение за воздухом (Невидимка — Воздух)»
    план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа) на тему

    Колесникова Светлана Николаевна

    ИНТЕГРАЦИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОБЛАСТЕЙ: познавательное развитие, социально-коммуникативное развитие, речевое развитие, физическое развитие.

    ЦЕЛЬ: Познакомить детей с понятием «воздух», его свойствами, ролью в жизни человека.

    Подвести к пониманию того, что воздух есть вокруг и внутри нас;

    ЗАДАЧИ:

    Образовательные: дать представление о том, что воздух занимает место и обладает свойствами, а также дать представление о том, что ветер – это движение воздуха;

    способствовать овладению некоторыми способами обнаружения воздуха;

    рассказать об основных причинах загрязнения воздуха, мероприятий о защите его от загрязнений;

    формировать понятие о том, что в природе всё взаимосвязано и человек не должен нарушать эту взаимосвязь;

    Развивающие: развивать любознательность, умение наблюдать и анализировать, мыслительную деятельность;

    Воспитательные: воспитывать интерес к окружающему миру и желание расширять свой кругозор.

    СЛОВАРНАЯ РАБОТА: Обогатить словарь детей словами: прозрачный, невидимый, упругий.

    МАТЕРИАЛЫ И ОБОРУДОВАНИЕ: полиэтиленовые мешки, магнитофон с записью ветра, салфетки, насос, круглый шарик, лебедь из воздушного шарика, губки для мытья посуды, прозрачная ёмкость с водой, баночки с водой, стаканчики, рисунок «Кому нужен воздух? ».

    ИСПОЛЬЗОВАНИЕ СОВРЕМЕННЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ: технология музыкального воздействия, исследовательская технология, физкультурная минутка.

    ПРЕДВАРИТЕЛЬНАЯ СОВМЕСТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ: чтение книг, разучивание стихотворений по данной теме.

    ХОД:

    Воспитатель загадывает загадку:

    Через нос проходит в грудь, и обратный держит путь.

    Он невидимый, но все же без него мы жить не сможем.

    Он нам нужен, чтоб дышать, чтобы шарик надувать.

    С нами рядом каждый час, но невидим он для нас! (воздух)

    Воздух окружает нашу Землю. Воздухом дышат люди, животные и растения.

    - Ребята, а вы видите воздух?

    Я тоже не вижу воздух, но знаю, что он всегда вокруг нас. Воздух никто не видит, поэтому его называют «невидимка».

    - Сквозь воздух мы видим окружающие нас предметы?

    Первое его свойство – прозрачность.

    Воздух нельзя увидеть, зато мы его можем ощутить.

    Опыт: помашем ладошкой в лицо.

    - Что вы чувствуете? Чувствуем, как воздух движется.

    Воздух мы не только можем почувствовать, но и поймать.

    Опыт: возьмём полиэтиленовый мешок и наполним его воздухом. Мешок стал выпуклым, твёрдым, упругим. Почему он стал упругим?

    Следовательно, воздух упругий.

    - А какого цвета воздух? (бесцветный) .

    - Вдохните ртом воздух. Попробуйте, какого вкуса воздух? (безвкусный) .

    - Вдохните носом воздух. Какого он запаха? (Без запаха). Но воздух может доносить различные запахи цветов, духов.

    Чистый воздух не имеет цвета, запаха, вкуса.

    - А как вы думаете, можно ли воздух услышать?

    - Когда его можно услышать? (дует ветер) .

    Воздух постоянно перемещается. Движение воздуха – это ветер. Давайте, послушаем, как дует ветер. (Запись шума ветра) .

    Ветер – движение воздуха.

    Воздух способен двигать предметы.

    Опыт: салфетка на столе, подуем на неё.

    - Ребята, а есть ли воздух внутри нас?

    Мы им дышим при помощи носа. Воздух попадает в нос, там согревается и проходит через гортань в наши лёгкие. Воздух проходит через лёгкие и выходит обратно.

    Воздух бывает тёплым и холодным. Если мы долго будем дышать холодным воздухом, то можно заболеть. Поэтому необходимо беречься и заботиться о своём здоровье.

    Физминутка:

    На прогулку выходи,

    Свежим воздухом дыши.

    Только помни при уходе,

    Одеваться по погоде.

    Будем с воздухом дружить,

    Чтоб здоровыми нам быть.

    А кому ещё нужен воздух? Детям демонстрируется рисунок «Кому нужен воздух? ».

    - Ребята, а где ещё может прятаться воздух? (В предметах, воздушные шары) .

    Воздухом можно наполнить шарик.

    Опыт с воздушным шаром.

    - Какую форму имеет шарик? Круглую.

    - А если шарик чуть сдавим. Какую он форму приобрёл? Овальную.

    Воздух не имеет формы. Он приобретает лишь форму предмета.

    А сейчас давайте попробуем наполнить шарики воздухом при помощи насоса. (Воспитатель надувает шар для моделирования игрушек.)

    Ребята, вы знаете, что из таких шариков можно делать различные модели игрушек.

    (Надуваем и делаем лебедей) .

    Я сегодня для вас приготовила подарок сюрприз.

    Лебедь – красивая редкая птица. Лебеди живут и в наших краях. К сожалению, их очень мало. Поэтому, лебеди занесены в красную книгу. Это означает, что их нельзя истреблять. Лебедей нужно беречь и охранять.

    Лебеди очень любят воду. Сейчас мы наших лебедей опустим в озеро и посмотрим, как они будут плавать.

    - А почему лебеди не тонут?

    Воздух держит их на поверхности воды.

    Опыт. Возьмите в руки сухие губки и сожмите их в руке. Что при этом происходит?

    В отверстиях губки находится воздух. Медленно опускайте губку в прозрачную ёмкость, понаблюдайте, как поднимаются пузырьки воздуха. Их место заняла вода. Губка стала мокрая и тяжёлая.

    Вывод: В губке есть воздух, его можно увидеть, когда он вытесняется водой.

    А теперь я предлагаю вам провести другие опыты.

    Воспитатель берет в руки стакан. Ребята как вы считаете, этот стакан пустой? Внимательно посмотрите, есть ли в нем что-нибудь (Показывает стакан ребятам, выслушивает ответы) .

    В стакане ничего нет? Сейчас проверим.

    У вас на столах баночки с водой и стаканчики. Повторяйте за мной.

    Опыт. Перевернуть стакан вверх дном и медленно опустить его в банку. Обращать внимание, что стакан нужно держать прямо. Что получается? Попадает ли вода в стакан? Почему нет? Дети высказывают свое мнение. Делают вывод, что в стакане есть воздух, он не пускает туда воду.

    Опыт. Теперь воспитатель предлагает ребятам снова опустить стакан в банку с водой, но теперь держать его не прямо, а немного наклонив.

    - Что появляется в воде? (Дети отвечают.)

    Видны пузырьки воздуха. Откуда они взялись? Воздух выходит из стакана, и его место занимает вода!

    А теперь давайте подведем итог нашей беседы и опытов.

    Воздух окружает нас со всех сторон, мы им дышим.

    Воздух можно услышать.

    Воздух прозрачный, мы его не видим.

    Чистый воздух не имеет запаха, но может передавать запах предметов.

    Ветер – это движение воздуха.

    Способ обнаружения воздуха - «запереть» воздух, «поймать» в оболочку.

    Воздух может двигать предметы.

    Воздух есть везде: и в группе, и у нас дома, и на улице. Воздух – удивительная оболочка вокруг Земли.

    - Кому же нужен воздух? (демонстрируется рисунок) .

    Если бы не было воздуха, всё живое погибло бы на нашей Земле. Воздух нужно беречь, ни в коем случае нельзя его загрязнять.

     

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл vozduh.docx19 КБ

    Предварительный просмотр:

    Конспект организованной образовательной деятельности в старшей группе «Наблюдение за воздухом (Невидимка — Воздух)»

    ИНТЕГРАЦИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОБЛАСТЕЙ: познавательное развитие, социально-коммуникативное развитие, речевое развитие, физическое развитие.

    ЦЕЛЬ: Познакомить детей с понятием «воздух», его свойствами, ролью в жизни человека.

    Подвести к пониманию того, что воздух есть вокруг и внутри нас;

    ЗАДАЧИ:

    Образовательные: дать представление о том, что воздух занимает место и обладает свойствами, а также дать представление о том, что ветер – это движение воздуха;

    способствовать овладению некоторыми способами обнаружения воздуха;

    рассказать об основных причинах загрязнения воздуха, мероприятий о защите его от загрязнений;

    формировать понятие о том, что в природе всё взаимосвязано и человек не должен нарушать эту взаимосвязь;

    Развивающие: развивать любознательность, умение наблюдать и анализировать, мыслительную деятельность;

    Воспитательные: воспитывать интерес к окружающему миру и желание расширять свой кругозор.

    СЛОВАРНАЯ РАБОТА: Обогатить словарь детей словами: прозрачный, невидимый, упругий.

    МАТЕРИАЛЫ И ОБОРУДОВАНИЕ: полиэтиленовые мешки, магнитофон с записью ветра, салфетки, насос, круглый шарик, лебедь из воздушного шарика, губки для мытья посуды, прозрачная ёмкость с водой, баночки с водой, стаканчики, рисунок «Кому нужен воздух? ».

    ИСПОЛЬЗОВАНИЕ СОВРЕМЕННЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ: технология музыкального воздействия, исследовательская технология, физкультурная минутка.

    ПРЕДВАРИТЕЛЬНАЯ СОВМЕСТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ: чтение книг, разучивание стихотворений по данной теме.

    ХОД:

    Воспитатель загадывает загадку:

    Через нос проходит в грудь, и обратный держит путь.

    Он невидимый, но все же без него мы жить не сможем.

    Он нам нужен, чтоб дышать, чтобы шарик надувать.

    С нами рядом каждый час, но невидим он для нас! (воздух)

    Воздух окружает нашу Землю. Воздухом дышат люди, животные и растения.

    - Ребята, а вы видите воздух?

    Я тоже не вижу воздух, но знаю, что он всегда вокруг нас. Воздух никто не видит, поэтому его называют «невидимка».

    - Сквозь воздух мы видим окружающие нас предметы?

    Первое его свойство – прозрачность.

    Воздух нельзя увидеть, зато мы его можем ощутить.

    Опыт: помашем ладошкой в лицо.

    - Что вы чувствуете? Чувствуем, как воздух движется.

    Воздух мы не только можем почувствовать, но и поймать.

    Опыт: возьмём полиэтиленовый мешок и наполним его воздухом. Мешок стал выпуклым, твёрдым, упругим. Почему он стал упругим?

    Следовательно, воздух упругий.

    - А какого цвета воздух? (бесцветный) .

    - Вдохните ртом воздух. Попробуйте, какого вкуса воздух? (безвкусный) .

    - Вдохните носом воздух. Какого он запаха? (Без запаха). Но воздух может доносить различные запахи цветов, духов.

    Чистый воздух не имеет цвета, запаха, вкуса.

    - А как вы думаете, можно ли воздух услышать?

    - Когда его можно услышать? (дует ветер) .

    Воздух постоянно перемещается. Движение воздуха – это ветер. Давайте, послушаем, как дует ветер. (Запись шума ветра) .

    Ветер – движение воздуха.

    Воздух способен двигать предметы.

    Опыт: салфетка на столе, подуем на неё.

    - Ребята, а есть ли воздух внутри нас?

    Мы им дышим при помощи носа. Воздух попадает в нос, там согревается и проходит через гортань в наши лёгкие. Воздух проходит через лёгкие и выходит обратно.

    Воздух бывает тёплым и холодным. Если мы долго будем дышать холодным воздухом, то можно заболеть. Поэтому необходимо беречься и заботиться о своём здоровье.

    Физминутка:

    На прогулку выходи,

    Свежим воздухом дыши.

    Только помни при уходе,

    Одеваться по погоде.

    Будем с воздухом дружить,

    Чтоб здоровыми нам быть.

    А кому ещё нужен воздух? Детям демонстрируется рисунок «Кому нужен воздух? ».

    - Ребята, а где ещё может прятаться воздух? (В предметах, воздушные шары) .

    Воздухом можно наполнить шарик.

    Опыт с воздушным шаром.

    - Какую форму имеет шарик? Круглую.

    - А если шарик чуть сдавим. Какую он форму приобрёл? Овальную.

    Воздух не имеет формы. Он приобретает лишь форму предмета.

    А сейчас давайте попробуем наполнить шарики воздухом при помощи насоса. (Воспитатель надувает шар для моделирования игрушек.)

    Ребята, вы знаете, что из таких шариков можно делать различные модели игрушек.

    (Надуваем и делаем лебедей) .

    Я сегодня для вас приготовила подарок сюрприз.

    Лебедь – красивая редкая птица. Лебеди живут и в наших краях. К сожалению, их очень мало. Поэтому, лебеди занесены в красную книгу. Это означает, что их нельзя истреблять. Лебедей нужно беречь и охранять.

    Лебеди очень любят воду. Сейчас мы наших лебедей опустим в озеро и посмотрим, как они будут плавать.

    - А почему лебеди не тонут?

    Воздух держит их на поверхности воды.

    Опыт. Возьмите в руки сухие губки и сожмите их в руке. Что при этом происходит?

    В отверстиях губки находится воздух. Медленно опускайте губку в прозрачную ёмкость, понаблюдайте, как поднимаются пузырьки воздуха. Их место заняла вода. Губка стала мокрая и тяжёлая.

    Вывод: В губке есть воздух, его можно увидеть, когда он вытесняется водой.

    А теперь я предлагаю вам провести другие опыты.

    Воспитатель берет в руки стакан. Ребята как вы считаете, этот стакан пустой? Внимательно посмотрите, есть ли в нем что-нибудь (Показывает стакан ребятам, выслушивает ответы) .

    В стакане ничего нет? Сейчас проверим.

    У вас на столах баночки с водой и стаканчики. Повторяйте за мной.

    Опыт. Перевернуть стакан вверх дном и медленно опустить его в банку. Обращать внимание, что стакан нужно держать прямо. Что получается? Попадает ли вода в стакан? Почему нет? Дети высказывают свое мнение. Делают вывод, что в стакане есть воздух, он не пускает туда воду.

    Опыт. Теперь воспитатель предлагает ребятам снова опустить стакан в банку с водой, но теперь держать его не прямо, а немного наклонив.

    - Что появляется в воде? (Дети отвечают.)

    Видны пузырьки воздуха. Откуда они взялись? Воздух выходит из стакана, и его место занимает вода!

    А теперь давайте подведем итог нашей беседы и опытов.

    Воздух окружает нас со всех сторон, мы им дышим.

    Воздух можно услышать.

    Воздух прозрачный, мы его не видим.

    Чистый воздух не имеет запаха, но может передавать запах предметов.

    Ветер – это движение воздуха.

    Способ обнаружения воздуха - «запереть» воздух, «поймать» в оболочку.

    Воздух может двигать предметы.

    Воздух есть везде: и в группе, и у нас дома, и на улице. Воздух – удивительная оболочка вокруг Земли.

    - Кому же нужен воздух? (демонстрируется рисунок) .

    Если бы не было воздуха, всё живое погибло бы на нашей Земле. Воздух нужно беречь, ни в коем случае нельзя его загрязнять.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Конспект организованной образовательной деятельности в старшей группе (образовательная область "Коммуникация").

    Цель. Развитие фонематического слуха и фонематического восприятия у детей старшего дошкольного возраста....

    Конспект непосредственно-образовательной деятельности в старшей группе " Наблюдение за муравьями"

    Интеграция образовательных областей: «Познание», «Музыка», «Физическая культура», «Безопасность».Цель: Расширить знания детей о муравьях, их образе жизни.Задачи: Воспитательные: Воспитывать бережное о...

    Конспект организованной образовательной деятельности в старшей группе по образовательной области "Речевое развитие" с использованием ИКТ

    Занятие направлено на развитие всех компонентов устной речи. Дети попадают в сказку "Белоснежка и семь гномов". Превращаясь в гномов, дети  выполняют любимые увлечения гномов, такие как добы...

    КОНСПЕКТ ОРГАНИЗОВАННОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В СТАРШЕЙ ГРУППЕ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ЭЛЕКТРОННЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ РЕСУРСОВ: "ПОЖАРНАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ"

    Методическая разработка включает образовательную деятельность с использованием электронных образовательных ресурсов по ознакомлению детей старшего дошкольного возраста с правилами противопожарной безо...

    Конспект организованной образовательной деятельности в старшей группе по реализации образовательной области «Речевое развитие» Тема: «В гостях у сказки».

    Занятие - игра по сказкам с сюрпризным моментом "Чудо - дерево с конфетами" с последующими драматизацием сказки "Колобок" на новый лад...

    Конспект организованной образовательной деятельности в старшей группе с использованием метода сторителлинга и конверт – доски в старшей группе Тема: «Необычная поляна»

    Организация организованной образовательной деятельности с использованием метода сторителлинга и конверт-доски на примере занятия в старшей группе по теме "Необычная поляна"...