Главные вкладки

    Методы ознакомления детей с природой.
    методическая разработка по окружающему миру (средняя группа) по теме

    Сергеева Елена Михайловна

    Цель данной работы - сформировать правильное отношение детей к природе. С помощью наглядных и практических методов познакомить детей с особенностями окружающей нас живой и неживой природы.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Microsoft Office document icon metody_oznakomleniya_detey_s_prirodoy.doc44.5 КБ

    Предварительный просмотр:

    Московская область

                                                              г. Солнечногорск

                                                                МДОУ №43

                                                                «Буратино»

    Методы

    Ознакомления детей с природой.

     (Доклад)

       Наглядные методы.

    Наблюдение – целенаправленное, планомерное восприятие предметов и явлений окружающего мира. В зависимости от познавательных задач воспитатель использует различные виды наблюдений.

     Кратковременные – для формирования знаний о свойствах и качествах предмета и явлений, дети учатся различать форму, цвет, величину, пространственное расположение частей, характер поверхности, а при ознакомлении с животными – характер движения, издаваемые звуки и т.д.

     Длительные – для накопления знаний о росте и развитии растений и животных, о сезонных изменениях в природе, дети при этом сравнивают наблюдаемое состояние объекта с тем, что было раньше.

       Наблюдение может быть организованно и для того, чтобы по отдельным признакам определить состояние предмета (по цвету земли в горшочке – время полива и т.д.)

    Наблюдения организуются при ознакомлении детей с растениями и животными, погодой, трудом взрослых в природе, они проводятся на занятиях и экскурсиях, прогулках, в уголке природы.

      Каждое наблюдение решает конкретную задачу ознакомления детей с природой.

      Наблюдение должно протекать в определенной последовательности. Руководя наблюдением за животными, воспитатель направляет внимание, прежде всего на поведение животных: «Что делает? Как передвигается? Что ест? Как? И только потом: «Чем покрыто тело? Какие ноги (лапы), глаза (форма, цвет)».

      Рассматривание  решения -  с обозначения и выделения самого яркого, броского признака – цветок, яркие листья, необычный стебель. После этого определяют основные особенности внешнего …..: рассматривают по порядку величину, форму стебля, листья, вновь цветка.

      Такая последовательность  необходима, так как внимание дошкольников еще недостаточно устойчиво.

     В конце необходимо упорядочить представления, сложившиеся в ходе т наблюдения: форма, величина, покров, цвет, периферийные части и их особенности, а при наблюдении животных – поведение.

       Проводя наблюдение, воспитатель должен устанавливать возможные связи настоящего наблюдения с проводимыми ранее, учитывать последующую работу.

    Рассматривание картин, демонстрация кинофильмов и диафильмов.

        Этот метод решает разнообразные задачи: конкретизировать представления детей, системами и обобщать их, формировать … восприятие.

      Картины – дают возможность подробно рассмотреть явление природы, длительно сосредоточить на них внимание, познакомиться с дикими животными южных и северных …

    Серия картин: «Четыре времени года»

                              «Домашние животные»

                              «Дикие звери»

                               

    В младшей группе – для уточнения и конкретизации представлений.

       Вопросы: «Кто нарисован на картине? Какого цвета шерсть у кошки? Котят? Какого цвета шерсть у кошки, живущей в вашем доме? Чем заняты котята? Что делает серый котенок? Что делает котенок, лежащий возле кошки? Слышали ли вы, как ходят котята? Почему они так ходят?

    В средней группе – расширение знаний, обобщение знаний. Например.

                                       «Осень» - три картины в разные периоды осени. Воспитатель обращает внимание на последовательное изменение погоды.

    Вопросы  «Расскажите, как менялась погода от начала к концу осени». Что происходило с растениями от начала к ее концу? Почему произошли эти изменения? В какое время осени было больше насекомых? Почему? Когда улетают перелетные птицы? Почему они улетают?

    Художественные картины  «Золотая осень», «Сирень» - Левитана И.

                                                   «Грачи прилетели» - Серов А.

                                                   «Зеленый шум» - Рылов А.

                                                    «Маки» - П. Кончаловский

                                                    «Березовая роща» - Куинджи А.

                                                    «Зима» - Шимякин И.

                                                    «Лес зимой» - Бродская Л.

       Цель – формировать эстетическое отношение к природе, умение видеть ее красоту, воспринимать образно-художественный смысл картины.

       Вопросы – «Что хотел сказать художник в этой картине? Что красивого заметил художник? Как художнику удалось показать грустный осенний лес? и т.д.

    Рассматривание картин можно сопровождать слушаньем музыки или поэтическими произведениями.

       Диафильмы – «Растения в разные времена года»

                                «Охрана природы»

                                «Домашние животные в разное время года»

                                «Животные – обитатели суши и водоема».

    К просмотру детей готовят заранее. Для этого проводят беседы, экскурсии, дают установочную беседу и дают задание на что обратить внимание при просмотре фильма. После первого просмотра проводят беседу, направленную на выделение наиболее важных моментов фильма. После второго просмотра – проведение беседы, рисование по содержанию фильма.

    Практические методы.

    Игра.

       1.Дидактические игры.

    Предметные – с листьями, семенами, цветами, фруктами, овощами: «Чудесный мешочек», «Вершки и корешки», «Чьи детки?»

       Настольно-печатные –«Зоологическое лото», «Ботаническое лото», «Четыре времени года», «Малыши», «Ягоды и фрукты», «Растения», «Подбери листья», «Парные картинки» - для систематизации знаний.

      Словесные – «Кто летает, бегает, прыгает», «В воде, воздухе, на земле», «Нужно - не нужно» - закрепить знания о функциях и действиях, обобщение и систематизация знаний.

      Игры упражнения – «Найди по листу дерево», «Узнай на вкус»,

      Игры занятия «Найди цветочку пару» и т.д. – различать по качеству и свойствам, развивают наблюдательность.

       2. Подвижные игры – подражание навыкам животного, имитация звуков и т.д. «Наседка и цыплятки», «Кот и мыши», «Солнышко и дождик», «Волки и овцы».

       3. Творческие игры – отражают впечатления, получаемые в жизни, усваивают знания о труде взрослых в природе.

       Труд в природе – воспитание бережного отношения, ответственности, создает благоприятные условия для сенсорного воспитания, трудолюбия. Дети учатся устанавливать зависимость между средой обитания, образом жизни в природе и способам ухода за животными.

       Занятия – формируют знания последовательно.

       Экскурсии – дети в естественной обстановке наблюдают явления природы, сезонные изменения, животных и растений в среде обитания.

       Прогулки – знакомство с явлениями природы, представления о которых складываются длительное время (таяние снега, набухание почек, появление травки).


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Роль природы в формировании личности дошкольника. Воспитательно-образовательные задачи ознакомления детей с природой

    Экологическое воспитание - это новое направление дошкольной педагогики, которое отличается от традиционного - ознакомления детей с природой. Ведьприрода - важнейшее средство воспитания и развити...

    Занятие для детей «Что природе хорошо, а что природе плохо» Старший дошкольный возраст

    Задачи:Образовательные:Расширить представления детей о взаимодействии человека с природой.Закрепить правила поведения в природеРазвивающие:Формировать умение реально оценивать возможную опасности вмеш...

    Проект « Наши дети- защитники природы » для детей 6-7 лет.

    Участники, партнеры проекта: воспитатели, дети от 6 до 7 лет и их родители....

    Рекомендации родителям по организации активного отдыха детей на природе. За здоровьем-на природу!

    Рекомендации родителям по организации активного отдыха детей на природе. За  здоровьем-на природу!...

    Паспорт проекта по теме: «Безопасность детей в природе» /для детей средней группы/

    В данном проекте отражена актуальность, поставлена цель , расписан план реализации проекта...

    методическая разработкаТема: Экологическое воспитание детей дошкольного возраста «Методика ознакомления детей с природой»

    экологическое воспитания детей дошкольного возраста заключается в том, чтобы воспитывать в новом бережное и любящее отношение к природе....