НОД "Мой город - Кунгур"
план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа) по теме

Останина Галина Ивановна

Непосредственно образовательная деятельность в форме ярмарки. Дети, одевшись в русские народные костюмы рассказывали о своем городе, а затем продавали гостям угощения и поделки, сделанные руками родиетелей..

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon galina_ivanovna.doc86.5 КБ

Предварительный просмотр:

План - конспект непосредственно образовательной деятельности

1.Группа: подготовительная

2.Направление: познавательно – речевое развитие

3.Раздел программы: Краеведение

Тема: «Мой город - Кунгур»

4.Этап обучения: уточнение и систематизация знаний, опыта

5.Цель: расширение представлений о родном городе, привитие любви к нему.

Задачи:

              1. Закрепить знания  детей о родном городе, развивать интерес к истории города Кунгура.

              2. Обогащать и активизировать словарь детей.

              3. Формировать чувство привязанности к родному городу.

6.Тип НОД: развлечение.

7.Используемые  методы, приемы, технологии  обучения: 

Методы обучения: наглядные (фотографии), словесные (беседа), проблемные (проблемные вопросы)

Приемы обучения: вопросы, пояснения, рассказ взрослого, ребенка, мотивация.

Технологии обучения:

Технология диалогового обучения (словесные: беседа, вопросы)

Технология здоровьесбережения

8. Используемые  формы организации  непосредственно-образовательной деятельности  детей:  групповая.

9. Интеграция образовательных областей: познание, социализация, коммуникация, чтение художественной литературы.

10. Предварительная работа: рассматривание альбома о Кунгуре, фотографий, открыток с видами города, раскрашивание раскрасок-страничек с достопримечательностями родного города,  рисование и оформление выставок «Небесная ярмарка», «Мой город», беседы и познавательные занятия о городе, чтение познавательной литературы, экскурсии по улицам города и посещение музеев Купечества и Краеведческого.

11. Оборудование и материал: в музыкальном зале оформлена фотовыставка «Мой город – Кунгур» и выставка рисунков детей с достопримечательностями родного города, русские народные костюмы скоморохов-2, коробейников-3, купца и Петрушки, музыкальное сопровождение: грамзапись песни о Кунгуре, «Кадриль», «С чего начинается Родина», «Уральский хоровод», «Ой, вы сени, мои сени», «Коробейники», «Гимн Кунгура», музыкальные инструменты.

Основные источники информации:

Н.Г. Зеленова, Л.Е. Осипова «Мы живём в России. Подготовительная группа».

«Ознакомление с родным городом как средство патриотического воспитания». И. Рыбалова //«Дошкольное воспитание» №6, 2003г.

Папка «Летопись города Кунгура» (из методкабинета детского сада).

В. Рапп «Путеводитель по Кунгуру»

12. Предполагаемый результат: формировались ключевые компетенции:

Познавательная (умение формулировать вывод; умение устанавливать связи);

Информационная (получение информации);

Коммуникативная (умение выслушать собеседника; умение отвечать на вопросы).

Ход непосредственно-образовательной деятельности

Части занятия

Содержание деятельности

Деятельность педагога

Деятельность детей

Мотивационно-

ориентировочная


Велика и необъятна наша Родина! Ни в одной стране мира не живёт так много народов как в нашей. Какие из них вы знаете? Как же называется наша Родина? Правильно. Родина – это край, где мы родились, где живём. Это наш дом, это всё, что нас окружает. А вы хотите рассказать нашим гостям и родителям о том, что вы узнали на занятиях о нашем родном городе Кунгуре? Тогда начинаем.

«С чего начинается Родина?»

Ведёт беседу.








Включает грамзапись.

Русские, башкиры, удмурты, чеченцы, дагестанцы, татары, чукчи, якуты.

Россия.




Дети выполняют произвольные движения с шарами.

Основная

Россия, Россия – края дорогие

Здесь издавна предки живут.

Они прославляют просторы родные,

Раздольные русские песни поют.


«Уральский край»

Милый край! Сторонушка родная!

Если станет вдруг невмоготу –

Вновь тебя я молча вспоминаю

Родников и речек чистоту…


Давайте ребята отправимся в путешествие в историю города Кунгура.

Здравствуй, Кунгур – древняя земля,

Летопись Руси святой!

Песню пойте звонницы церквей

Славься город наш родной!


Песня о Кунгуре.


Ой, давным-давно на Руси великой, на Земле Уральской неизведанной возвели град люди добрые. Люди добрые да умелые. Назвали тот град Кунгуром, Кунгуром славным, купеческим.

Но пришла сила тёмная, сила тёмная, что башкирами прозывается. Да пожгли они град славный, славный град, град торговый. Но не испугались люди местные, вновь отстроились, чуть подалее… На трёх реках град сей построили: Сылве, Ирени и Шакве.

Люди те мастеровиты были, мастеровиты да смекалисты. Вмиг придумали себе дело прибыльное, дело прибыльное, очень важное. Стал народ кунгурский кожу дубить, да не просто кожу дубить, а обувь делать. Обувь славную, да надёжную.

Разошёлся слух об этом по Руси великой, Руси великой, необъятной. Потянулся тогда сюда люд мастеровой за  работаю, за большим рублём! Так и стал Кунгур многолюдным, многолюдным да не маленьким. Стало тесно люду доброму. И решились они тогда на дорогу, на дорогу дальнюю, непроезженную.

Да не просто так, а за чаем, чаем вкусным, ароматным. И прославился в этом деле добром, деле нужном, деле прибыльном славный купец Грибушин, что первый чай заморский к нам в Кунгур привёз.

В то время купцами называли горожан, которые занимались торговлей! Они построили торговые ряды, которые стали называться Гостиным двором. Самые известные купцы нашего города были Грибушин, Губкин, Кузнецов. Все они занимались торговлей чая и сахара – это было очень выгодным делом. М.И. Грибушин первый завёз в наш город чай. Он имел плантации в Индии, Китае. У него были магазины по продаже чая и сахара и в других городах России. А в нашем городе Грибушин торговал в Гостином Дворе. В Кунгуре Михаил Иванович построил дом для мальчиков-сирот. В наше время в этом доме находится школа №2. А другой кунгурский купец Губкин построил приют для девочек, где их обучали грамоте и рукоделию. Сейчас в этом здании педагогическое училище, где обучают на воспитателей и учителей.

Широкая торговля велась в Кунгуре не только в магазинах, но и на ярмарках. Жили в городе Кунгуре и ремесленники– гончары, сапожники, кузнецы. На торговых рядах шла торговля кожей, чая, сахара, мылом, которые сами варили и другими изделиями кунгурских мастеров. Здесь же устраивались различные праздники. На ярмарке не только продавали товар, но и пели, водили хороводы, устраивали игры народного гуляния, театральные представления. Все шутили, смеялись. Итак, Ярмарка начинается!


Солнце яркое встаёт,

Спешит на ярмарку народ!


Мы ребята озорные,

Мы ребята удалые,

Всех на ярмарку зовём!


Ой, народ! Ой, народ!

Становись в хоровод!

Пора праздник начинать,

Будем петь и танцевать!


«Уральский хоровод»


Ой, красны девицы и добрые молодцы! Слушайте и  глядите, да не говорите, что слыхом не слыхивали, и видом не видывали! Приглашаем всех на ярмарку весёлую! Собираются сюда гости желанные: плясуны и игрецы, кукольники, певцы и скоморохи. И начинается на ярмарке весёлое представление с играми – потехами, с хороводами и песнями. Ждём вас всех до единого на нашей весёлой ярмарке!

Открывай скорей базар,

Везут сказочный товар.

Разливайте квас и мёд,

Веселись честной народ.


Русская народная песня «Коробейники».





Ай да мяч! Прыгает, скачет,

Упадёт, не плачет!


Вот орешки так орешки, вкусные, да на меду.

Давай в шапку накладу!

Давай покупай, выбирай, забирай!


Булавки, иголки, стальные приколки,

За один пучок плати пятачок!


Кому игрушки: бараны, погремушки?

Калачи да булочки, крендели да бублики!


Есть ниточки, есть иголочки.

Подходите, покупайте, девицы заколочки.

(Коробейники распродают товар гостям и родителям).  


Ах, девица хороша! Стоит тихо, не дыша,

Лента алая в косе и румянец на лице.


Танец «Кадриль».


Ах, какие молодцы, порадовали нас задорной пляской. Да только что за ярмарка без частушек?


Запевайка, брат Ерёмка, Подпоёт тебе Фома!


Посмотрите-ка на нас, милые девчонки!

По Кунгуру мы идём в новых рубашонках!


Ой, ребята, вы ребята, ну куда же вас девать,

Будет ярмарка в субботу. Вас поедем продавать!


Мы пропели вам частушки, вы повеселилися,

Если б были мы хрустальны, упали бы разбилися!


А ну, ребята не зевайте, про Кунгур наш запевайте!


Ставьте ушки на макушки, слушайте внимательно,

Пропоём мы вам частушки просто замечательно!

Наш Кунгур старинный город, очень везде славится,

Будет время – приезжайте. Вам у нас понравится.

Много речек здесь у нас и старинных зданий,

Есть пещера, «пуп Земли», приезжай к нам отдохни!

Любим мы гостей встречать, любим чаем угощать,

А потом на аэростате будем вас мы поднимать!

Летим, летим мы над Кунгуром и частушечки поём,

Вас родные улицы по названьям узнаём!


Ай, да молодцы, у нас ребята! Как звонко частушки поют!


Эй, народ не зевай, вместе с нами поиграй!

Кто в весёлый наш оркестр? Выходи не хватит мест!

Песня «Ой, вы сени, мои сени».



А на городской площади идёт представление неунывающего Петрушки.


- Я, Петрушка – весёлая игрушка! Ноги дубовые, кудри шелковые, сам хожу, брожу, шевелюсь, никого в мире не боюсь. Доброго вам здравия ребята! Здравствуйте! (Кланяется).

- Сколько ребят собралось – умных да смышлёных. Сейчас я вам загадки загадаю про товары, что на ярмарку привезли. (Петрушка жмёт руку отгадавшим детям).

Красная девица росла в темнице, люди в руки брали – косы отрывали. (Морковь).

Бел как снег, в чести у всех. (Сахар).

Нашёл я шар, разбил его, увидел золото и серебро. (Яйцо).

Сидит дед, в сто шуб одет, кто его раздевает, тот слёзы проливает. (Лук).

- Все загадки отгадали, уважили Петрушку! А кто это к нам явился такой важный и серьёзный?

- Я – купец, в торговых делах удалец.

- А зачем вы на ярмарку пришли?

- Торговать.

- Воровать?

- Не воровать, а торговать!

- А? Пировать? Ну, тогда я с вами пойду!

- Ладно, пировать так, пировать. А у тебя деньги есть? Надо иметь 200 рублей.

- 200 гвоздей. Сейчас принесу.

- Да не гвоздей, а рублей.

- Да не гонял я голубей!

- Не смеши Петрушка людей.

- Просишь меня, побей!? С удовольствием! (Петрушка берёт палку, бьет купца и приговаривает). Пей купец чай, головой не качай, над деньгами не трясись, а с Петрушкою делись. (Купец убегает).


Ярмарке пора закрываться! До новых встреч!


Много лет прошло с основания града уральского Кунгура и по сей день, стоит он. Стоит крепко не шатается. И ещё века простоит, не шелохнётся.

Из таких городов вся Россия моя

Есть надежда в душе – возродится страна.

Возрождайся, живи. Вспомни славу свою.

Милый с детства Кунгур. Как тебя я люблю!


«Песня о Кунгуре»












Предлагает отправиться в путешествие.

Читает стихотворение.





Поет песню о Кунгуре.


























Рассказывает педагог.





































Включает грамзапись.















Включает грамзапись.

























Включает грамзапись.







Включает грамзапись.


























Включает грамзапись.



Педагог продолжает представление.





































Ведёт рассказ, читает стихотворение.







Включает грамзапись.

Читает стихотворение 1-ый ребёнок.




Читает стихотворение 2-ой ребёнок.












Поют песню.


Рассказывает 1-ый ребёнок.



Рассказывает 2-ой ребёнок.




Рассказывает 3-ий ребёнок.




Рассказывает 4-ый ребёнок.





Рассказывает 5-ый ребёнок.




























Читает 1-ый скоморох-ребёнок.


Читает 2-ой скоморох-ребёнок.



Читают оба скомороха





Танцуют.


Ребёнок зазывает.








Читает 1-ый скоморох-ребёнок.




Выходят коробейники с товаром и становятся полукругом.


Читает 1-ый коробейник.


Читает 2-ой коробейник.



Читает 3-ий коробейник.


Читает 1-ый.

Читает 2-ой.


Читает 3-ий коробейник.



Читают скоморохи вместе.


Танцуют с ложками.


Читает 1-ый скоморох-ребёнок.


Читает 2-ой скоморох.


Поёт 1-ый скоморох



Поёт 2-ой скоморох.



Оба вместе поют.



Читает 1-ый скоморох


Поют частушки.











Читает 2-ой скоморох.


Читает 1-ый скоморох


Дети играют на музыкальных инструментах.




Петрушка-ребёнок















Купец - ребёнок Диалог между Петрушкой и купцом.
















Читают скоморохи.










Поют песню.

Рефлексивно-оценочная

Вот мы с вами и побывали на ярмарке, узнали о том, как жили люди в старину в нашем городе Кунгуре.

- Что узнали нового и интересного, поучительного? Что можем сделать мы, чтобы город наш прославлять дальше. Прошли годы, а город наш с каждым днём становится всё краше и краше.

Заканчивает свой рассказ.

Ответы детей.



Под гимн города Кунгура уходят в группу.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ПЛОЩАДИ НАШЕГО ГОРОДА. Конспект игры-путешествия «Площади нашего города» в рамках проекта: «Мой город Санкт-Петербург» с детьми подготовительной к школе группы.

Проект "Мой город Сант-Петербург" рассчитан на два года. В течении этого времени дошкольники знакомятся с достопримечательностями своего города не только с помощью видео и звуко записей, но и  по...

«Кунгур – мой город»

Непосредственно образовательная деятельность в логопедической подготовительной группе детского сада - знакомство с родным городом....

Конспект непосредственно образовательной деятельности с детьми 5-6 лет по теме: «Город прошлого, город настоящего, город будущего».

Конспект непосредственно образовательной деятельности с детьми 5-6 лет по теме: «Город прошлого, город настоящего, город будущего»....

Конспект НОД по рисованию «Город древний, город настоящий и город будущий» (на примере города Искитима)

Занятие " Город древний, город настоящий, город будующий" было проведено в рамках открытого  городского  педагогического марафона, на котором была предложена программа  меропр...

Презентация "Город-герой Ленинград, города воинской славы, города воинской доблести Ленинградской области.

Презентация о городах Ленинградской области, отличившихся в Великой Отечественной войне....

Выступление на районном мастер классе "Настольные игры :домино "Родной мой город Клин" и пазлы "Любимые места города" на тему "Игровые технологии при ознакомлении с родным городом"

МУНИЦИПАЛЬНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ-ЦЕНТР РАЗВИТИЯ РЕБЕНКА ДЕТСКИЙ САД № 38 «ИВУШКА» Выступление на районном мастер классе, «Настольные игры: домино «Родно...