"В гостях у Коми-Ань".
план-конспект занятия по окружающему миру (средняя группа) по теме

Хворова Светлана Марсельевна

Познавательное занятие по краеведению, приобщению детей к культуре Коми края.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon v_gostyah_u_komi_an.doc42.5 КБ

Предварительный просмотр:

Воспитатель:

Хворова  С.М

I. кв. категории

ЦРР – д/с №-54

Цель:        закрепить представление детей о внутреннем обустройстве коми дома, обогатить словарь детей.

Задачи:        закрепить представление детей о назначении, местоположении основных предметов быта; познакомить детей с коми названиями предметов быта: печь – пая, молька – потан, дом – керка, стол – пызан, конкретизировать сведения о печке как важнейшем элементе северного дома, вызвать желание помочь хозяйке, воспитывать теплые чувства к быту коми людей, активизировать речь детей.

Предварительная работа:        экскурсия в музей с целью ознакомления детей с особенностями внешнего вида коми дома, слушание музыки коми композиторов.

Материал:        Одежда для коми Ань, свечка, пластинка для прослушивания коми песен, краски, кисти, бумага.

Занятия проводится в эко-бытовом музее детского сада.

Ход занятия:

–        Ребята, сегодня мы с вами пойдем в гости к бабушке Ане. Помните, мы уже у нее бывали?

–        Как называется коми дом?

Дети:                Керка.

–        А как называют хозяйку дома?

Дети:                Коми Ань

–        Правильно, вот и сегодня хозяйка пригласила нас к себе. Она очень занята и попросила нас навести в доме порядок, т.к. она сделала ремонт в доме. Вы согласны помочь навести порядок в доме?

Дети:                Да.

/Заходим в дом. В центре помещения собраны различные предметы быта, стол,

 скамейки, сундуки, дорожки/

–        Давайте, ребята, расставим все по местам. Пожалуй, начнем со стола. Как вы думаете, куда мы поставим стол?

Дети:                На середину комнаты или у окна на самое светлое место.

–        Посмотрите на стол, что вы можете рассказать о чем? Почему в каждой семье стол был таким большим?

Дети:        Стол большой, деревянный, добротный. Раньше семьи в деревнях были большими: много детей, жили вместе с бабушками и дедушками. Есть садились дружно, все вместе.

–        Стол на коми языке – пызан  /повторить название 3-4 раза/.

–        А куда бы вы поставили  скамейки?

Дети:                Вдоль стен, - к столу.

–        Почему скамейки в керке легкие и узкие?

Дети:                Чтобы можно было их легко передвигать, занимают мало места.

–        А теперь нам нужно расставить посуду. Из чего сделана посуда в доме. / дерево, береста, глина/.

–        Куда мы расставим посуду?

–        Правильно на полки, чтоб у хозяйки все было под рукой.

–        Чтобы в доме стало уютно, нам осталось расстелить только вот эти дорожки. Такие дорожки называют домоткаными, как вы думаете почему?

Дети:                Их делали сами хозяйки, ткали дома.

–        /показывать мольку/. Ребята, как вы думаете, что это?

Дети:                Люлька для маленьких детей.  Подвешивали мольку к потолку.

–        Люльку на коми языке называют – потан. /повторяем 3-4 раза/.

–        Ребята у нас остался еще один предмет, что это? /сундук/

–        Для чего хозяйке сундук?

Дети:                Складывать одежду, белье.

–        Вся мебель, все предметы в коми керке старинные. Как вы думаете, кто их смастерил? Почему они сохранились до наших дней?

Дети:        Раньше все делали сами хозяева, своими руками, изготавливали прочно, добротно, чтобы они служили долго хозяевам и дошли до наших дней.

–         Вот мы с вами и расставили все по местам, как было раньше. Не хватает только хозяйки.

Может пока ее нет б. Ани хозяйкой побуду я? Вы согласны ?

Дети:                Да.

–        Тогда я достану из бабушкиного сундука коми одежду и одену ее, чтобы быть похожей на коми Ань.

–        Ну а теперь гости дорогие послушайте загадку: «В каждом доме толстая Маланья»?

Дети:                Печь.

–        Печь по коми будет пач. /повторяем 3-4раза/.

–        Печь в коми избе сравнивают с доброй женщиной. Как вы думаете почему народ считает печь доброй матерью? Для чего необходимо печь в доме?

Дети:        Печь нужна для приготовления пищи, обогрева дома, без печи будет холодно и голодно, как без мамы.

–          Давайте представим, что за окном  тлеет. Большая гора горящих дров, палка и т.д.

–          Давайте представим, что за окном метет вьюга, потрескивают в печи дрова. Вся  большая семья собралась за столом. Мы с вами хорошо поработали теперь можно и отдохнуть.

П/т «Пышкай» – коми игра

–        Дети вечерами играли, а взрослые занимались своими делами. Как вы думаете, чем занимались вечерами мужчины?

–        Мужчины мастерили и ремонтировали мебель или орудия для охоты, рыболовства и т. д.

–        А чем занимались женщины?

–        Женщины занимались различными домашними делами – рукодельем – шили, вязали, вышивали.

–        Ребята, давайте приготовим для коми Ань сюрприз. Украсим полотенца коми орнаментом. Вы согласны? /Да/

–        Ой, посмотрите как темно в избе, как же мы будем рисовать? Как вы думаете, чем освещался дом, когда не было электричества?

–        Вот и сейчас я зажгу свечу и мы приступим к украшению полотенец. А пока вы будете рисовать, я включу вам песню на коми композитора.

–        Полотенца украсили, а куда же их положить?

–        В сундук.

–        Вот бабушка Аня придет и удивится, в избе все прибрано, новые полотенца.

–        Ребята, вам понравилось в коми керке?

–        Чем мы занимались? – Помогали бабушке Ане убирать дом, украшали полотенца, играли в коми игру.

–        А какие новые слова вы узнали, давайте их вспомним: керка, пач, пызан, потан.

–        ну а теперь нам пора возвращаться в группу. В следующий раз мы опять придем в гости к коми Ань и узнаем еще много нового о жизни коми народа.

/В конце занятия может придти настоящая коми Ань

 и предложить детям угощения за помощь*/


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Интегрированное занятие "В гости к коми сказке"

Воспитание любви к родному краю...

Конспект НОД в подготовительной группе по теме "Республика Коми - моя малая Родина" в образовательной области "Коммуникация" "В гостях у коми сказок Соломонии Пылаевой" (Литературная викторина)

Приобщение детей к коми национальной культуре посредством использования сказок коми писательницы С. Пылаевой. Продемонстрировать знания, умения и навыки детей в работе со сказками коми писательницы С....

«Творческие инновации в обучении дошкольников коми языку и приобщение к коми культуре» Номинация: «Музей в детском саду»

создание системы работы по развитию у детей познавательного интереса к истории, культуре коми народа, традициям родного края через организацию мини-музеев Коми культуры в ДОУ....

Капитошка у нас в гостях.Кому нужна вода?

Программное содержание:1. Закрепление знаний детей о трёх состояний воды.2. Закрепление знаний о значении воды в жизни человека и живых организмов.3. Уточнение знаний о том, кому нужна вода; как челов...

В гостях у коми сказки.

В гостях у сказки!Приближается 100-летний юбилей Республики Коми. Воспитанники детского сада №8 «Радуга» на занятиях знакомятся с коми народным творчеством. В рамках преемственности «...

Логомассаж - кому нужен, кому поможет в коррекции речи, а кому-нет.

Логопедический массаж нужен для активизации речевого аппарата, для повышения или понижения тонуса мышц лица, для увеличения объема движения языка....