Капитошка у нас в гостях.Кому нужна вода?
план-конспект занятия (старшая группа)

Бахметова Валентина Сергеевна

Программное содержание:

1. Закрепление знаний детей о трёх состояний воды.

2. Закрепление знаний о значении воды в жизни человека и живых организмов.

3. Уточнение знаний о том, кому нужна вода; как человек использует воду.

4. Систематизирование знаний детей о том, где в природе есть вода и какая она бывает; вода в природных явлениях.

5. Знакомство детей с тем, как вода работает на человека.

6. Ознакомление детей о круговороте воды в природе (с использованием приемов мнемотехники, решение экспериментальных и исследовательских задач)

7. Обучение детей рассказыванию по схемам.

8. Воспитание бережного отношения к воде.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспект занятия

по экологическому воспитанию

«Капитошка у нас в гостях.

Кому нужна вода.»

(для детей старшего возраста)

 Программное содержание:

1. Закрепление знаний детей о трёх состояний воды.

2. Закрепление знаний о значении воды в жизни человека и живых организмов.

3. Уточнение знаний о том, кому нужна вода; как человек использует воду.

4. Систематизирование знаний детей о том, где в природе есть вода и какая она бывает; вода в природных явлениях.

5. Знакомство детей с тем, как вода работает на человека.

6. Ознакомление детей о круговороте воды в природе (с использованием приемов мнемотехники,    решение экспериментальных  и исследовательских задач)

7. Обучение детей рассказыванию по схемам.

8. Воспитание бережного отношения к воде.

Материалы к занятию:

Глобус; иллюстрации с изображением сюжетов: «Вода и погода», «Три состояния воды», «Где в природе есть вода», «Как человек использует воду», «Как вода работает на человека», «Кому нужна вода»; схема мальчика: «От чего загрязняется вода, на что это влияет, как остановить загрязнение воды; схема круговорота воды в природе; игрушка – Капитошка.

Предварительная работа:

Беседы с детьми на темы: «Дружим с водой», «Кому нужна вода», «Вода в природных явлениях», и т.д.; опыты: «Вода прозрачная», «Уводы нет вкуса», «У воды нет запаха», «Лёд – твёрдая вода», «Пар – это тоже вода», «Вода жидкая может течь», и т.д.

Используемые технологии и развивающие приёмы:

  • Мнемотехника
  • Работа со схемами
  • Решение экспериментальных  и исследовательских задач

Ход занятия:

На столе стоит глобус.

Воспитатель: Глобус – это макет нашей Земли, давайте рассмотрим его. Кто знает, что на глобусе обозначается голубым цветом? А жёлтым, зелёным, коричневым? А белым?

Дети: Вода, суша, льды и снега.

Воспитатель: Лёд и снег – это тоже вода, только в замороженном состоянии. Я предлагаю посмотреть на эти карточки и сказать какие три состояния воды вы знаете.

Выставляются карточки: «Три состояния воды».

Дети: Твёрдое – лёд, газообразное – пар, жидкое – вода.

Воспитатель: Правильно, ребята. Так чего же больше на земле?

Дети: Воды.

Воспитатель: Больше всего на земле жидкой воды. Вода занимает большую часть поверхности земли. А вот посмотрите на эти карточки и расскажите о том, в каких природных явлениях встречается вода.

Выставляются карточки: «Вода и погода».

Дети: Дождь, облака, снег, град, роса, туман, радуга, рисунок на стекле (ялик), иней.

Воспитатель: А почему вы не назвали снеговика?

Дети: Потому, что это не природное явление.

Воспитатель: Правильно, это творчество человека. Молодцы! Посмотрите, кто к нам пришёл. Это Капитошка. Здравствуй, мы тебя давно не видели!

Капитошка: Здравствуйте, ребята. Я рад с вами снова встретиться. Мне так приятно было слышать, что вы так много знаете о воде. Я вам тоже принёс много интересных заданий. Вот посмотрите на эти рисунки и скажите где в природе есть вода?

Выставляются карточки: «Где в природе есть вода».

Дети: Река, ручей, болото, озеро, море, родник.

Воспитатель: А знаете ли вы, что во всех этих водоёмах вода разная. Вода бывает стоячая и проточная, солёная и пресная (безвкусная).

Дети: В реке и ручье она пресная и проточная, в озере вода пресная и стоячая, в море солёная, в роднике проточная и пресная (самая чистая), в болоте стоячая и пресная.

Воспитатель: Правильно, ребята. Хорошо, что вы знаете, что в роднике вода чистая, не зря на родники ездят люди за чистой родниковой водой. А вот в болоте вода не только стоячая и пресная, но ещё и затхлая (плохо пахнет, тухлая). А скажите, ребята, из каких водоёмов можно брать воду для приготовления пищи?

Дети: Из озера, реки, ручья, родника.

Воспитатель: Вода очень ценный продукт. Кто мне скажет, кому нужна вода.

Дети: Растениям, животным, человеку.

Выставляются карточки: «Кому нужна вода».

Воспитатель: А зачем человеку нужна вода? Посмотрите на картинки и расскажите.

Выставляются карточки: «Как человек использует воду».

Дети: Для питья, приготовления пищи, поддержания чистоты (стирка, уборка), для полива растений в саду и огороде.

Воспитатель: Пресная вода есть в реках, озёрах, но самая чистая находится глубоко под землёй, поэтому люди роют колодцы, бурят скважины или пользуются родниками. Чистая вода – лучшее лекарство от всех болезней.

Капитошка: А я как раз принёс: «Письмо ко всем детям по одному очень важному делу» (см. приложение).

Капитошка: Ребята, вы слышали о чём просит писатель? Давайте покажем, как надо умываться.

Дети показывают.

Воспитатель: В морях и океанах вода горько-солёная, непригодная для питья. В водопровод вода попадает из реки: её качают сильные насосы, очищают от грязи, часть воды подогревают, поэтому из крана течёт и холодная и горячая вода. Получать чистую воду из реки очень трудно, поэтому её надо экономить, беречь, хорошо закрывать кран, чтобы она зря не утекала.

Капитошка: Ребята, мне один мальчик нарисовал вот такую схему.

Выставляется схема.

Капитошка: Попробуйте мне объяснить, что хотел показать своей схемой мальчик. А я подскажу. Схема показывает:

- от чего загрязняется вода;

- на что это влияет;

- как остановить загрязнение воды.

Примерный рассказ детей: Вода нужна всем. Без неё не могут жить люди, животные, растения. Но всему живому нужна чистая вода. А она во многих местах загрязняется от того, что в неё попадают вредные вещества с заводов и фабрик. Чтобы этого не происходило, на предприятиях необходимо строить очистные сооружения.

Воспитатель помогает детям в построении правильных предложений, составлении рассказов.

Капитошка: Молодцы, ребята. Расшифровали мне схему, красивый рассказ получился. А ещё вода без устали «работает» на человека: мелет зерно, даёт электрический ток. Расскажите по картинкам, зачем человеку нужна вода.

Выставляются карточки: «Как вода работает на человека».

Рассказы детей: По рекам и морям ходят корабли, перевозят людей и грузы; водяная мельница зёрна перемалывает в муку; на электростанциях вода даёт электричество; заводы и фабрики используют воду, выпуская свою продукцию; реки, моря и озёра – хорошее место для отдыха.

Капитошка: Я думаю, нам пора поиграть. Встаньте в круг. Вот вам стакан с водой, он полный. Будете передавать его по кругу и старайтесь не пролить ни одной капли. Сначала передаём медленно, а потом всё быстрее и быстрее. У кого вода прольётся, тот проиграл и выбывает из круга.

Игра: «Передай по кругу».

 Воспитатель: Молодцы, вы очень старались и берегли воду. Вернитесь на свои места. Итак, мы с вами поговорили о том, что вода бывает пресная и солёная. А почему вода в реках и озёрах вода пресная, а в морях и океанах солёная? Из океанов не вытекает не одной реки! Все реки только впадают в океаны. Оказывается, всё дело в гигантском круговороте воды в природе. Что это за круговорот? А вот посмотрите на схему.

 Выставляются схема круговорота воды в природе.

 Воспитатель: Солнце светит и нагревает воду в океане. Вода испаряется. Пресный водяной пар поднимается в атмосферу. Но в нижнем слое атмосферы – тропосфере – чем дальше от Земли, тем холоднее. Поэтому на большой высоте влажный воздух охлаждается и образуются облака. Ветер подхватывает их и переносит на сушу. Наверное, вы много раз замечали, как «плывут» по небу облака? А уж над сушей из облаков выпадает дождь. Но ведь пар, из которого образовался дождик, бывает только пресным! Поэтому и дождь тоже пресный. Пресная дождевая вода стекает в ручейки, а те уж текут в реки. Вода в реках хотя и пресная на вкус, но уже чуть-чуть солёная, потому что реки успевают собрать немножко солей на территории, по которым они протекают. Реки же несут свои воды в очень солёные моря и океаны, где вода опять начинает испаряться. Вот это и есть круговорот воды в природе.

При испарении воды соли остаются в океанах и морях. Казалось бы, океаны и моря со временем должны становиться всё более и более солёными. Ведь вода испаряется, а соли остаются! Но этого не происходит, т.к. пресные реки продолжают впадать в солёные океаны, как бы разбавляя их, а океанские обитатели используют часть поступающих солей в своих целях. Поэтому и остаются океаны и моря солёными, а реки пресными. Между прочим, похожий круговорот происходит  во всех животных, да и в нас самих. Не верите? А вот смотрите. Мы пьём чаще всего пресную и сладкую воду. А когда потеем, пот всегда солёный. Это наш организм с помощью великого вещества – воды – выводит наружу не нужные ему соли. Поэтому полезно париться и потеть в бане. Но вот после бани всегда ужасно хочется пить. Это организм для выведения солей отдал слишком много воды и требует её обратно. Попробуй, не дай! Поэтому, кстати, нельзя пить солёную морскую воду: слишком много солей вместе с ней поступит в ваш организм. И чтобы потом их удалить, придётся выпить очень много пресной воды. Так что сколько морской воды не выпей – жажду всё равно не утолишь!

 Капитошка: Вот и я каждый раз путешествую по кругу. У меня получается кругосветное путешествие. Вы так внимательно всё слушали, я хочу проверить ваши знания. Отгадайте загадки:

Чуть дрожит на ветерке

Лента на просторе.

Узкий кончик – в роднике,

А широкий в море.               

                              (Река)

Посреди поля лежит зеркало,

Стекло голубое, рама зелёная.

                                         (Озеро)

Все обходят это место:

Здесь земля – как будто тесто;

Здесь осока, кочки, мхи…

Нет опоры для ноги.

                               (Болото)

Пушистая вата плывёт куда-то,

Вот вата ниже – и дождик ближе.

                                               (Облако)

Не колючий, светло синий

По кустам развешан…(иней).

Бел, а не сахар, ног нет, а идёт.

                                           (Снег)

Что растёт вершиной вниз?

                                        (Сосулька)

Заря-заряница,

Красная девица

По лугам гуляла,

Бусы растеряла.

Месяц видел – не поднял,

А солнце подобрало.

                                (Роса)

Бегу я как по лесенке,

По камешкам звеня.

Издалека по песенке

Узнаете меня.

                       (Ручей)

Капитошка: Давайте станем ручейком. Встаньте парами, будем играть в ручеёк.

Игра «Ручеёк».

Капитошка: Ну вот я и поиграл с вами, мне пора в свою стихию – в воду. Мои братья – капельки скучают по мне. А вот эти правила («Как сохранить воду чистой») я оставляю вам. Выучите и соблюдайте эти правила!

Капитошка оставляет конверт с правилами (см. приложение к конспекту).

Воспитатель зачитывает правила, дети повторяют.

Воспитатель: Давайте послушаем, какой замечательный гимн воде написал К. Чуковский.

Включается фонограмма фрагмента детской оперы «Мойдодыр»(муз. Ю.Левитина):

                   Вечная слава воде!

Да здравствует мыло душистое,

И полотенце пушистое,

И зубной порошок,

И густой гребешок!

Давайте же мыться, плескаться,

Купаться, нырять, кувыркаться,

В ушате, в корыте, в лохани,

В реке, в ручейке, в океане,

И в ванне, и в бане,

Всегда и везде –

Вечная слава воде!

Конец занятия.

Приложение к конспекту занятия

по экологическому воспитанию

«Капитошка у нас в гостях.

Кому нужна вода.»

Как сохранить воду чистой.

  • Не загрязняйте воду и берега ручьёв и рек, озёр и прудов. Не бросайте в воду мусор, камни, ветки деревьев.

  • Берегите родники, не замусоривайте землю возле них, берегите деревья на берегах рек и озёр.

  • Оберегайте открытые колодцы. Не бросайте в них мусор. Помните пословицу: «Не плюй в колодец – пригодится воды напиться».

  • Не оставляйте открытыми водопроводные краны, а если кран неисправен, то попросите взрослых его починить.

  • Не расходуйте воду зря. Помните, что запасы воды на Земле ограничены!

       

Письмо ко всем детям по одному очень важному делу.

             Дорогие мои дети!                            

             Я пишу вам письмецо:

             Я прошу вас, мойте чаще

             Ваши руки и лицо.

Всё равно какой водою:

Кипячёной, ключевой,

Из реки, иль из колодца,

Или просто дождевой!

               Нужно мыться непременно

               Утром, вечером и днём –

               Перед каждою едою,            

               После сна и перед сном!

Тритесь губкой и мочалкой!

Потерпите – не беда!

И чернила и варенье

Смоют мыло и вода.

               Дорогие мои дети!

               Очень, очень вас прошу:

               Мойтесь чаще, мойтесь чаще –

               Я грязнуль не выношу.

Не подам руки грязнулям,

Не поеду в гости к ним!

Сам я моюсь очень часто.

До свиданья.

                       Ваш Тувим.

         


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Капитошка, поиграй с нами немножко!

Использование персонажа в жизни группы....

Путешествие с Капитошкой

Интегрированное занятие (окружающий мир +конструирование)....

Группа "Капитошки"

Информация на стенде группы...

путешествие Капитошки

ознакомление детей со свойствами воды: безвкусная, прозрачная, но может изменять цвет, не имеет формы...

Капитошка в гостях у Осени

Осеннее развлечение для подготовительной группы. Весёлый герой Капитошка создаст атмосферу праздника не только для детей, но и поднимет настроение взрослым....

Конспект НОД по О.О. "Познание" в средней группе.«Капитошка в гостях у ребят»

ГБДОУ № 56Конспект НОД по О.О. "Познание" в средней группе.Интеграция О.О. "Познание", "Коммуникация","Социализация" и "Труд"...

Физкультурное развлечение. «Путешествие с Капитошкой».

Физкультурное развлечение.«Путешествие с Капитошкой».Программное содержание:1.   Равновесие. Учить детей ходить по гимнастической скамейке (высотой 15 – 20см), сохраняя равновесие, рук...