Главные вкладки

    Занятие художественно-эстетического направления на тему "У природы нет плохой погоды" в старшей группе МДОУ
    план-конспект занятия (окружающий мир, старшая группа) по теме

    Шаталина Ирина Николаевна

    1. Рассматривание картин: И.Остроухов "Золотая осень", А.Грицай "Прошёл лёгкий дождь", К.Крыжицкий "Ранний снег".

    2. Игра "Эхо".

    3. Физминутка "Листья осенние".

    4. Чтение стихов: А.Плещеев "Осень наступила", Е.Трутнева "Осень", А.Пушкин "Осень".

    5. Игра "Доскажи словечко"

    6. Слушание музыкальных произведений: М.Беленко "Листики", Е.Тиличеева "О чем плачет дождик", А.Крутицкий "Зима".

    7. Итог занятия. 

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл zanyatie_hudozhestvenno-esteticheskogo_napravleniya.docx20.26 КБ

    Предварительный просмотр:

    Программное содержание:

    вызывать интерес к искусству, приобщая детей к ценностям отечественной живописи через знакомство с произведениями художников-классиков (В.Поленова, И.Остроухова и др.), поэзии, музыки;

    воспитывать эмоциональную отзывчивость по отношению к этим произведениям искусства и явлениям природы, которые в них отображены.

    расширять представления о творческих профессиях (музыкантах, художниках, поэтах);

    развивать художественно-творческую активность, учить слушать и выразительно читать стихи, определять характер музыкальных произведений, отражать свои чувства и эмоции в дальнейшей деятельности (рисовании, сочинительстве, двигательной активности и т.п.);

    расширять кругозор детей, обогащать словарный запас;

    использовать репродукции для полноценного развития личности, помещая их в образовательном пространстве учреждения.

    Методы:

    словесные: художественное слово (стихи), беседа, составление рассказов детьми;

    игровые:  игра «Эхо»

    Форма организации занятия: групповая.

    Средства:  игрушка – художник Тюбик, картины –

    И.Остроухов «Золотая осень»

    А.Грицай «Прошел легкий дождь»

    К.Крыжицкий «Ранний снег».

    Ход занятия

    Дети входят в музыкальный зал. Подходят к картинам.

    Ребята, художник Тюбик принес нам в детский сад три картины. Посмотрите на них. Вам они знакомы? Какие они красивые. Присаживайтесь, давайте поговорим о картинах, а художник Тюбик нас послушает.

    Какое время года изображено на картинах? (осень). Один период осени изображен на картинах или разные? На какой картине изображен первый период осени? Как он называется? (золотая, ранняя осень). Какой месяц первого периода осени? (сентябрь). Почему так говорят – «золотая осень»? (листья желтые как золото). И художник Илья Остроухов так и назвал свою картину «Золотая осень». Какое настроение художника можно почувствовать, глядя на эту картину? (радостное, весёлое, немного грустное, что уходит лето, восхищение, удивление от красоты природы). Как это по картине можно определить? (картина светлая, золотая, солнечная, проглядывает чистое, ясное, голубое небо, в лесу спокойно, тихо, красиво).

            А на этой картине какой период осени изображен? (дождливая осень). А месяц? В октябре часто идет мелкий, моросящий осенний дождь. Художник Алексей Грицай так и назвал свою картину «Прошел мелкий дождь». Какие чувства вызывает эта картина? (грусть, печаль, уныние, тоска, разочарование). Почему появляются такие чувства? (небо темное, хмурое, пасмурное, идет дождь, на небе темные тучи, уже не светит так ярко солнце, облетает листва, природа увядает).

            Какая осень изображена на этой картине? (поздняя, глубокая осень). Какой месяц? Как можно догадаться, что это поздняя осень. (уже лежит снег, но на деревьях еще есть листья, проглядывает трава). И хотя уже лежит снег, и на улице – мороз, но это еще осень – поздняя, глубокая. Художник Константин Крыжицкий назвал эту картину «Ранний снег».

            Если художники изображают природу, как можно назвать эту картину? (пейзаж). Как можно сказать об осенних листьях, какие они? (красивые, волшебные, прозрачные, легкие, резные, сказочные, осенние, разноцветные, веселые, радостные, золотые, большие, маленькие…) – игра «Эхо».

            И вдруг подул осенний ветерок. Листья стали срываться с веток и кружиться в воздухе. Как называется природное явление, когда падают листья? (листопад). Давайте покажем, как кружатся осенние листья. Повторяйте слова  вместе со мной.

                                    Физминутка.

    Листья осенние тихо кружатся,(кружатся на цыпочках, руки вверх)

    Листья нам под ноги тихо ложатся (приседают)

    И под ногами шуршат, шелестят,(движения руками вправо-влево)

    Будто опять закружиться хотят (поднимаются, кружатся).

            Осень вдохновляет художников, композиторов, поэтов на прекрасные произведения. Художники рассказывают об осени красками, поэты – стихами, сочиняют об осени стихи. Вы знаете много стихов об осени. Сейчас вы прочтете стихи, а мы определим к какой картине они больше всего подходят.

    1.А.Плещеев «Осень наступила».

    К какой картине подходит это стихотворение? Какие строки подходят больше всего? («Туча небо кроет…»).

            2.Е.Трутнева «Осень».

    О каком периоде осени говорится в этом стихотворении? (период золотой осени). Какие строчки особенно подходят? («Стало вдруг светлее вдвое…»).

            3.А.С.Пушкин «Осень».

    Это стихотворение к какой картине подходит? Какие строчки из этого стихотворения особенно подходят? («И редкий солнца луч…»). Вот как поэты выражают своё отношение к прекрасному времени года – осени.

            А сейчас мы тоже попробуем сочинить свои стихи  к каждой из этих картин. Я буду говорить одну строчку, а вы заканчивать её.

                                    1.Осень, осень (золотая),

                                    Птицы к югу (улетают).

                                    Как светло вокруг и ярко,

                                    Это осени (подарки).

                                    2.Весь день небо (хмурится),

                                    Под дождем наши (улицы)

                                    Люди все ушли (домой),

                                    Скучно бывает осенней (порой).

                                    3.Посмотри скорей (в окно).

                                    Все вокруг белым – (бело).

                                    Это осени каприз,

                                    На земле лежит (сюрприз).

    (хвалю детей, предлагаю сесть).

            А композиторы передают свои впечатления об осени музыкой. Давайте послушаем музыкальные произведения об осени и постараемся определить настроение музыки и картину, к которой эта музыка подходит больше всего.

            1.К периоду «золотая осень» - какая музыка? (светлая, спокойная, лиричная). Беленко «Листики».

            2.К периоду «дождливая осень» - какое настроение музыки? (грустное, печальное, тоскливое). Тиличеева «О чем плачет дождик».

            3.К периоду «поздняя осень» (печальная, мрачная, с угрозой – птицы улетели, с деревьев облетела листва, стало холодно). Крутицкий «Зима».

            Художнику Тюбику очень понравилось, что вы много знаете о замечательном времени года – осени. Знаете, что  отношение к осени, чувства и настроение, которое вызывают разные периоды осени, можно выразить по-разному: в картинах, стихах, музыкальных произведениях. Тюбик дарит нам эти картины про разные периоды осени. Мы пойдем в группу и нарисуем наиболее понравившийся вам период. Мне нравится период дождливой осени – когда за окном идет дождь, а дома – тепло, можно сидеть в любимом кресле и заниматься любимым делом, читать, разгадывать сканворды, шить, вязать. Ведь все периоды осени хороши – «у природы нет плохой погоды» (повторить с детьми).


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Конспект занятия по формированию коммуникативных навыков «У природы нет плохой погоды»

    На занятии использованы активные методы обучения, стимулирующие познавательную деятельность детей, направленные на развитие самостоятельности, инициативности, свободной реализации способностей в...

    Конспект занятия по ознакомлению с окружающим "У природы нет плохой погоды"

    Знания о климате земли, его разнообразии. Характеристики климатических поясов...

    Перспективное лексико-тематическое планирование Художественно – эстетическое развитие (рисование, лепка, аппликация, конструктивно модельная деятельность) в старшей группе компенсирующей направленности на 2016-2017 учебный год по Нищевой

    Перспективноелексико-тематическоепланированиеХудожественно – эстетическое развитие(рисование, лепка, аппликация, конструктивно модельная деятельность)в старшей группе компенсирующей направленнос...

    Конспект непрерывной образовательной деятельности художественно-эстетическая деятельность Рисование по теме: «Такое разное море!» в старшей группе

    Расширение и обобщение знаний детей о море, путём проведения экспериментов, в процессе поисков, художественного творчества.Закрепление способов  и приемов рисования различными изобразительными ма...