Конспект занятия по формированию коммуникативных навыков «У природы нет плохой погоды»
методическая разработка по окружающему миру (старшая группа) на тему

Тасакова Татьяна Леонидовна

 

На занятии использованы активные методы обучения, стимулирующие познавательную деятельность детей, направленные на развитие самостоятельности, инициативности, свободной реализации способностей воспитанников и их образовательных потребностей; применяются здоровьесберегающие технологии.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспект занятия

по формированию коммуникативных навыков у детей

разновозрастной группы

«У природы нет плохой погоды»

Интеграция образовательных областей: Коммуникация, Чтение художественной литературы, Художественное творчество

На занятии использованы активные методы обучения, стимулирующие познавательную деятельность детей, направленные на развитие самостоятельности, инициативности, свободной реализации способностей воспитанников и их образовательных потребностей; применяются здоровьесберегающие технологии.

В течение занятия происходит частая смена видов деятельности, благодаря чему дети остаются активными до самого конца. Для активизации внимания использованы стихотворные аудио и видеозаписи

Цель: систематизировать представления детей о времени года весна.

Задачи:

Образовательные: закрепить и уточнить представления о признаках весны; учить находить признаки самостоятельно; формировать умение подбирать прилагательные к существительным; расширять словарный запас: учить раскрашивать пастелью картину, выбирать цветовую гамму в соответствии с замыслом. , упражнять в образовании существительных множественного числа в именительном и родительном падежах,  

Развивающие: развивать мышление, внимание; развивать мелкую моторику пальцев рук; развивать художественные и творческие способности;

Воспитательные: воспитывать бережное отношение к природе; воспитывать аккуратность при выполнении работы. Воспитывать дружелюбие, чуткость, желание помогать другим.

Ход занятия

Воспитатель: Ребята, когда вы шли в детский сад, вы заметили какое сегодня утро? Воздух прозрачный, свежий  и чистый. Солнце нежное и теплое. Небо высокое и лазурное. Какое настроение у вас, в это чудесное утро? (Высказывания детей)

 День сегодня необычный,

 Удивить хочу я вас.

 В приключение большое

 Мы отправимся сейчас.

Сегодня я приглашаю вас в гости  в весенний лес. Попасть к нему могут только те, кто преодолеет все препятствия

Дорога у нас будет нелегкая, но я надеюсь, что мы все с вами справимся. Сначала мы пройдем через ручей по узенькому мостику (скамейка), потом перепрыгнем с кочки на кочку (прыжки из обруча в обруч), что бы не попасть в болото, и высоко поднимая ноги перешагнем через глубокие ямы (ходьба с высоким поднятием колен). Осторожно, держите равновесие, помогайте друг другу.

Дети идут по скамейке, сохраняя равновесие, прыжки из обруча в обруч (кочки через болото)

Вот и преодолели мы все препятствия. Чтобы поддержать наше радостное весеннее настроение, давайте встанем в кружок и скажем друг другу комплементы. Игра начинается со слов: «Мне нравится в тебе…».

Как приятно говорить друг другу хорошие слова, после таких слов не захочется ссориться и обижаться.

Долго боролась весна с зимой. Не хотела зима уходить. Хотите, чтобы весна победила зиму и осталась с нами? Нужно ей помочь. Если все задания выполним, победит весна, а если нет, вернется зима, опять выпадет снег, станет холодно

1. Воспитатель: -Посмотрите, на полянке весна подготовила нам сюрприз (цветы медуницы), а с ним и первое задание (читаю)Давайте сядем на весенней полянке и вспомним как называются эти цветы, почему и как называются   весенние месяцы?

  - Послушайте, ребята, как в народе называли весенние месяцы и попробуйте  угадать почему?  (задание для детей 6-7 лет возраста)

                     

                        Март-капельник, протальник.

                        Апрель-водолей, березень.

                        Май - травень, цветень.

Расскажите мне про месяц март.

Дети отвечают:

Март - открывает весну. Весеннее теплое солнце побеждает холод и стужу. С крыш, с прозрачных сосулек падают вниз капли: кап-кап!

(послушайте первые звуки капели МП3)

 Мартовская капель звонко отсчитывает первые минуты, часы весны, поэтому его называют капельником и еще март называют «зимобором», потому что в марте зима с весной борется. В марте появляются первые проталинки. Отсюда другое название марта – «протальник». В марте прилетают грачи. Ходят они не спеша по проталинкам, ищут оттаявших жучков и червяков, гнезда строят. В народе говорят: «Грач на дворе, весна на горе», «Грач - зиму расклевал».

Воспитатель: Расскажите о втором месяце весны - об апреле.

Ответы детей: За мартом апрель идет. В апреле весна вволю разгуляются. Поэтому апрель называют «снегогоном». К концу апреля солнце прогоняет последние остатки снега. Прозвали апрель «водолеем». Заиграли талой водой овраги, моросит первый весенний дождик, широко разлились лужи. Апрельские ручьи землю будят. Апрель водою славен, почками красен. Вот как смело, сильно бегут весенние воды в апреле

(шум ручья и щебетанье птиц МП3)

 Там где снег уже сошел, появляются первые весенние цветы. В лесу это подснежники. На лугах, возле рек это - цветы мать и мачехи. Мать и мачеха необычное растение, сначала цветет, потом отращивает листья. В апреле многие перелетные птицы возвращаются из теплых стран: скворцы, жаворонки, журавли. Хлопочут на гнездах, песни распевают. Вылезает из берлоги медведь. Он бывает очень худой, голодный, потому что всю зиму ничего не ел. У медведицы зимой рождаются медвежата. Медведица учит малышей отыскивать пищу.

Ежи тоже сильно худеют, им нужно съесть много насекомых, чтобы набрать сил. Весной у ежихи рождаются 5-7 ежат. Сначала они бывают голые, а через несколько часов после рождения появляются мягкие белые иголочки. Ежиха кормит ежат молоком. Заяц и белка снова переодеваются.

Третий месяц - май. Месяц зелени и цветов. Самый красивый и самый теплый весенний месяц. Его называют «травень», «цветень». Май леса наряжает, лето в гости ожидает. Цветут черемуха, вишни, яблони. Называют май и «песенник». Время это звонкое, певучее: что в полях куст, то щебет и свист. Как в лесах веточка - так песенка. Пчелы, шмели, бабочки, муравьи и жучки просыпаются от зимней спячки, птицы поют свои веселые песни.

(пение птиц май МП3)

Посмотрите, как весело танцует медведь после зимней спячки, он тоже радуется весне. Давайте вместе с ним исполним веселый весенний танец.

(физминутка)

Молодцы, вспомнили мы весенние месяцы, а теперь следующее задание:

2. «Признаки весны»

 Если вы хотите, чтобы к вам поскорее весна пришла, значит, вы должны хорошо знать ее приметы и ответить как называются эти цветы (подснежники)  Давайте подойдем к выставке картин и проверим это.

 Отгадайте весенние загадки, найдите и покажите отгадку. (для детей мл. и ср.возраста)

 что весной голубое, высокое, чистое? (небо)

 что весной легкое, белое, пушистое? (облако)

 что весной бежит, журчит? (ручей)

 что весной греет, светит, припекает? (солнышко)

 Отгадывая загадку, дети находят отгадку-картинку.

А что еще происходит весной?

 Помогите мне найти и другие признаки весны (дети выбирают весенние картинки среди картинок с признаками других времен года и обосновывают свой выбор) (для детей старшего возраста рассказ с опорой на картинки))

3.А теперь такое задание «Пословицы и поговорки»

Нужно вспомнить пословицы и поговорки о весне, и тогда зима точно отступит, а весна подарит нам сюрприз…(фильм о весне МП3) Я вам буду бросать мяч, а вы вспоминайте и называйте пословицы и поговорки о весне.

Сложных больше нет заданий,

 Выполнить мы все смогли.

 Попрощалась зима с нами,

 Разрешив весне придти.

 Приключение закончив,

 Возвращаемся назад

 В наш красивый, в наш хороший

 В наш любимый детский сад

Фильм о весне

 Во вторую половину дня при возможности и желании детей можно продолжить данную тему и предложить детям следующее задание: «Разноцветная весна»

– Хотела я подарить весне картину, стала рисовать, но только почему-то у меня получается зима. Что я сделала не правильно? Какого цвета зима? А какие краски с собой приносит весна? Давайте сегодня вечером мы превратим эту картину в весеннюю.

 Дети раскрашивают картину. (звучит Весенняя песенка МП3)

Апрель с водой, май с травой

.Апрельский цветок ломает снежок.

Апрельские ручьи землю будят.

Апрель начинается при снеге, а кончается при зелени

Без первой ласточки весна не обходится.

Больше землю удобряй, будет выше урожай.

Весенний дождь лишним не бывает.

Весна красна цветами, а осень — пирогами.

Весенний день, что ласковое слово

.Весною день упустишь – годом не вернёшь

В марте мороз скрипуч, но не жгуч.

Весенний день год кормит. Весной сверху печёт,

а снизу морозит.

.Грач в воздухе — весна на улице.

.Дождь в мае хлеба поднимает.

Кто спит весною – плачет зимою.

.Как в мае дождь, так и будет рожь


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по окружающему миру в старшей группе "У природы нет плохой погоды"

Учить видеть и понимать изменение, которые происходят в природе в разные времена года; рассказывать о своем эмоциональном состоянии, возникшем под влиянием природных явлений....

Конспект Дня Здоровья:"У природы нет плохой погоды".

В этом году на День Здоровья была дана такая тема:"У природы нет плохой погоды". При создании конспекта постаралась, чтоб занятие было насыщенное, интересное. Учитывала здоровьесберегающие технологии....

Конспект НОД: "У природы нет плохой погоды"

Конспект НОД по ознакомлению с окружающим детей старшего дошкольного возраста....

Конспект НОД формирование коммуникативных навыков у детей старшего дошкольного возраста с использованием ИКТ. («Дети на канале «Карусель»)

Конспект непрерывной образовательной деятельностив старшей и подготовительной к школе  группетема: формирование коммуникативных навыков у детей старшего дошкольного возраста с использованием ИКТ....

Конспект по формированию коммуникативных навыков у детей по содержанию сказки «Цветик-семицветик» писателя Валентина Петровича Катаева

Конспект по формированиюкоммуникативных навыков у детей по содержанию сказки «Цветик-семицветик» писателя Валентина Петровича Катаева...