Детский игровой проект «Первобытные люди» Для детей 6 – 7 лет
методическая разработка по окружающему миру (подготовительная группа) по теме

Андреева Жанна Сергеевна

Проектная деятельность - это новый вид деятельности в детском саду, который помогает решить много задач в воспитании детей и в развитии их творческих способностей. Детский игровой проект "Первобытные люди" помогает в решении следующих задач и целе:   Ввести детей в необычную социальную ситуацию, помочь детям открыть новые стороны социальной действительности.  В рамках сюжетно ролевой игры обучать детей рисовать лепить, конструировать, знакомить с предисторией письма.Способствовать преодолению эгоцентризма, способствовать приобретению опыта общения в совместной деятельности;

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon proekt.doc68.5 КБ

Предварительный просмотр:

Детский игровой проект «Первобытные люди»

Для детей 6 – 7 лет

Разработала и реализовала:

 Андреева Жанна Сергеевна  воспитатель

г.Удомля.

Цель проекта: Расширить тематику детских сюжетно-ролевых игр.

Задачи:  

1 этап:

  1. Ввести детей в необычную социальную ситуацию, помочь детям открыть новые стороны социальной действительности;
  2. В рамках сюжетно ролевой игры обучать детей рисовать лепить, конструировать, знакомить с предисторией письма;

2 этап:

  1. Способствовать преодолению эгоцентризма, способствовать приобретению опыта общения в совместной деятельности;
  2. Продолжать учить выстраивать сюжетные линии, используя имеющиеся у детей знания.

Срок реализации проекта:  4 месяца ( сентябрь – декабрь )

Возраст детей: 6-7лет.


1 этап

Деятельность педагога:

Деятельность детей:

  1. Подбор методической литературы.
  2. Разработка модуля взаимодействия с узкими специалистами и родителями.  
  3. Написание перспективого плана мероприятий по интерактивной деятельности детей и педагогов.
  4. Разработка предметной  среды сопутствующей развитию игры:

5.Разработка примерной схемы взаимодействия педагога с детьми на разных этапах развития игры.

Принятие цели проекта.


  1. Перечень методической литературы.
  1. В.А. Недоспасова. «Растем играя» . М.»Просвещение»2002 г.
  2. Детская энциклопедия     изд «Росмэн»1994 г.
  3. А.А. Плешаков,Н.И.Сонин.Природоведение 5 класс.


3. Перспективный план интерактивной деятельности педагогов с детьми с детьми.

Сентябрь

Октябрь

Ноябрь

Декабрь

Индивидуальная работа

Изготовление элементов одежды.

Изготовление посуды из природного материала.

Индивидуальная работа по формированию ролевого взаимодействия с замкнутыми детьми. Тренинг» Если бы ты был … что, бы ты сделала?»

Работа с поддгруппой детей

С мальчиками отработка движений:

метание копья, бег, бросание арканов, преодолевание препятствий.

С преподавателем по ИЗО

Изображение настенных надписей ( сцены из жизни)


Психолог

Знакомство детей с различными способами выражения эмоций, при помощи мимики и жестов.

Развитие речи.

Составление пиктогорамм.


Продуктивная деятельность в группе.

Изготовление атрибутов к игре.

Подвижная игра  «Охота на мамонтов»


игра на бубнах, дудках, маракасах.


Изготовление атрибутов к игре

« Рыбалка»


Игра фантазирование.

работа со всей группой



д/игра « Угадай чьи следы»


Беседа: «Древние люди – какими они были», «Орудия труда» «Изобразительная деятельность древних людей»



Ручной труд

изготовление игрушек из глины.




Игра « Угадай животного по повадкам»


Беседа: исходная информация «Одежда древних людей», «Жилища древних людей».

Музыкальный руководитель

отработка жвижений под музыку

( походка животных Ручной труд

Изготовление посуды из глины.


Игра « Угадай животного по походке»


Беседа : «Музыка и танцы в жизни древних людей»

Ручной труд

Изготовление украшений из бросового матриала.


Беседа: «Как охотились древние люди»

Рассматривание энциклопедий, иллюстрации по теме.

Посещение музея.

Изготовление мамонта.

4.Примерная предметная среда, сопотствующая развитию игры:

  1. Материал для строительства жилища
  2. элементы одежды древних людей
  3. украшения
  4. копья
  5. макет или чучело мамонта
  6. глиняная и деревянная посуда
  7. куклы
  8. куски ткани разного размера, разного цвета, фактуры
  9. цветной мел
  10. ватман тонированный
  11. музыкальные инструменты (барабан, дудочки, маракасы),
  12. очаг
  13. муляжи грибов, овощей и фруктов
  14. различный природный материал, различные предметы заместители
  15. макеты деревьев

5.Взаимодействие педагога с детьми на разных этапах развития игры.

Этапы игры

Деятельность педагога

Сговор на игру

Создает  условия для возникновения у детей  желания  играть в игру.

Выбор сюжетной линии, постановка игровых задач

  1. Поощряет детей при проявлении самостоятельности в выборе сюжета;
  2. Помогает детям в постановке игровых задач;
  3. Зачитывает сочиненные детьми сюжеты;

Обсуждение и распределение ролей, обсуждение игрового пространства.

  1. Поощряет стремление детей самостоятельно договариваться друг с другом;
  2. Обращает внимание детей на то какие социальные связи присутствуют в выбранном детьми  сюжете;
  3. Следит за объективным распределением ролей         ( на себя берет второстепенную роль)
  4. Помогает детям создать игровую среду;

Начало игры

Воспитатель координирует деятельность детей, помогает развиться сюжету используя при этом свою игровую роль.

Непосредственное обыгрывание сюжета

  1. Воспитатель по мере необходимости управляет игрой детей используя косвенные приемы руководства игрой.
  2. Усложняет сюжет, разрешает возникгшие конфликты, активизирует игровые взаимоотношения детей.
  3. Поощряет в проялении творчества и фантазии в выборе способов решения игровых задач.

конец игры,

дети подводят итог.

1. Воспиатель мотивирует детей на продолжение игры, но уже с другим сюжетом.


2 этап.

Деятельность педагогов:

Деятельность детей:

Проведение всех запланированных мероприятий с детьми.

Дети по желанию  учавствуют в предложенных педагогами  мероприятиях, проявляя творчество и фантазию, самостоятельность.


Эвристическая беседа.

Тема:

« МИР ЗВУКОВ»


Цель: - Погрузить детей в мир звуков, развить интерес к ним, привлечь внимание детей к звуковой( внешней) стороне речи;

  1. На примере первобытных людей выяснить  с детьми,  как общались люди в древности , была ли у них письменность и какой она была. Показать детям образцы письменности древних людей(письмо в рисунках).
  2. Развивать познавательный интерес к окружающему миру, поощрять интерес к таким наукам как история, археология.

Оборудование к беседе:

 картинки и изображением иероглифов; глобус;рассказ Е.Перехвальской «Откуда азбука пошла»; рассказ Е,Перехвальской «Кирилл и Мефодий»


Ход беседы:

В: - «Ребята, как вы думаете, для чего нужен людям язык?»

Ответы детей.

В:- «Правильно, дети ,язык нужен чтобы люди могли общаться друг с другом, могли расказывать друг другу различные истории, чтобы могли прочитать книгу и т.д. А скажите  пожалуйста когда же возник язык? каким он был раньше, тысячи лет назад? Какой была речь детей, живших очень много лет назад?»

Ответы детей.

В – «Очень очень давно люди не умели говорить так как мы сейчас, но они рисовали различные рисунки с помощью которых они передавали разлтчную информацию друг другу. Ребята вдревности люди не умели читать и писать – так как не было букв на свете. Постепенно люди научились говорить и постепенно стала появляться речь, которая есть у нас и сейчас. Люди общались друг с другом: разговаривали, распрвшивали, рассказывали. В жизни каждого человека происходят разные события , расскажите как можно сегодня сообщить о них людям живущим далеко от Вас? (ответы детей) Правильно, но раньше не было почты, телефонов и люди просто не могли еще писать, ведь они еще непридумали буквы. история возникновения письменности очень длинная и интересная.Сначала люди рисовали то, что хотели передать и запомнить. Расовали на кусочках кожи, деревянных и глинянных дощечках, а также на скалах, которые окружали древних людей.

Я покажу вам одно письмо в рисунках. Это молодой охотник оставил соей матери послание, чтобы она не беспокоилась о его долгом отсутствии. Вот что говорится в письме( воспитатель зарисовывает на доске письмо)

    знайте                   Я отправляюсь                На сотрове с двумя

                               на охоту и заночую                   хижинами

       Я охочусь                    Вернусь на               В мой зимний

за морским китом                  лодке                           дом

Постепенно роисунки превратились в значки, каждый из котрых обозначал какое нибудь слово. Такие значки называются иероглифами. Они появились в Древнем Египте.

Вот это знак           обозначал «идти» , это       «дом», если поставить их вместе, получиться                  «выходить» , наоборот «заходить»

Постепенно из ероглифов произошлы слоговая азбука: в ней каждый знак – это целый слог, частичка слова. Еще позднее придумали буквы. Каждая буква стала обозначасть один звук. Первый в мире настоящий алфавит появился в Древней Греции. Вот как об этом рассказано в книге Е Перехвальской «Откуда азбука пошла». (Воспитатель зачитывает рассказ «Аристид и непослушные буквы»).

Основой нашей письменности, нашего алфавита является кириллица, названная в честь двух братьев Крилла и мефодия. Послушайте о них рассказ ( воспиатель зачитывает рассказ0

Язык – это основное средство общения людей. При помощи языка люди общаются друг с другом, передают свои мысли, чувства, желания. Язык восзик в глубокой древности в процессе совместных усилия людей. Он помогал понимать друг друга, сообща тудиться, обмениваться накопленными опытом и знаниями.


 

Исходная информация для детей о первобытных людях.


  1. Кто такие древние люди?

Древние люди жили в пищерах. Пищеры это пустоты в горах, которые использовались для жилья. Если поблизости были леса то люди строили себе жилища из веток и листьев, кроме этого древние люди использовали для строителства жилья шкуры животных.

Древние люди жили мнго лет назад и их называли кроманьонцами, они наши предки. Древние люди жили большими группами  которые  называли племенами. А людей живших в одном племени называли соплеменники или родичи. Все жители племени говорили на одном языке.

 Собранный урожай, скот и другое имущество пренадлежало всему племени. Охотой, рыбной ловлей и земледелием руководили старейшины – самые старшие и опытные из родичей.  Старейшины так же могли разбирать возникшие споры между родичами.

  1. Одежда.

Древние люди научились шить одежду. Они шили ее из шкур мамонта. Такая одежда была похожа на шубу.Одежду украшали бусами, цветными камушками, морскими раковинами. Обычно одежду шили женщины. Первобытные люди жившие в лесах, изготавливали себе одежду из листьев деревьев или травы.

  1. Орудия труда.

Древние люди отыскивали камни, которые удобно держать в руке. У камней они заостряли один край. заостренным краем камня можно было    разрубить мясо и кости , а также разрезать толстую шкуру мамонта,  кроме этого вырубить дубину и заточить конец палки. С помощью заостренных камней, палок и дубин а позднее и копий древние люди добывали себе пищу. Палками они выкапывали съедобные корни. Также древние люди собирали грибы, плоды деревьев и птичьи яйца.

Из костей животных люди научились делать иглы и наконечники для копий и стрел.

  1. Охота и рыболовство.

Охота стала главным занятием первобытных людей.

Древнейшие люди охотились как на мелких так и на крупных животных. Группа охотников, вооруженных камнями и дубинами, нападала на медведя, быка или мамонта. Часть охотников пряталась в засаду, а другие, размахивая копьями и горящими ветками, гнали животное к засаде. Засаду делали следующим образом – вырывали большую яму, на дне вкапывали копья, закрывали ямы жердями и ветвями. Упав в яму мамонт не мог выбраться оттуда и охотники добивали его. Затем убитое животное вытаскивали из ямы и перетскивали к своим жилищам.

5.Овладение огнем.

Долгое время древние люди  боялись огня. но люди стали замечать, что огонь дает тепло и защищает от хищников. Ночью около огня были не так страшны свирепые хищники, бродившие вокруг.Люди стали брать огонь при пожарах, разводили костры и не давали им угаснуть. У костра всегда были люди, подбрасывавшие в него хворост. Постепенно люди узнали, что трением одного сухого куска дерева о другой можно разжечь огонь. Для этого требовалось много времени , труда и терпения. Научившись разжигать огонь,люди могли развести костер, когда это им было нужно.

6.Изобразительная деятельность.

Древние люди любили изображать на стенах пещер или на камнях, деревьях людей, животных,сцены из своей жизни. Рисунки, сделанные на стенах пещер, дошли до наших дней. Они называются наскальной живописью.Люди делали из глины, дерева, камня фигурки животных и человека. Они любили украшать себя бусами и браслетами. Раскрашивали свои лица и тела краской.

7.Музыка и танцы

 Музыкой и танцами древние люди выражали радость после удачной охоты, показывали свою ловкость, силу, красоту движений. Движениями в танце они рассказывали, что произошло с ними на охоте.


Содержание проекта:

  1. Задачи проекта.
  2. 1этап работы

2.1 Перечень методической литературы

2.2 Модуль взаимодействия с узкими специалистами и с родителями.

2.3 перспекьтивный план интерактивной деятельности педагогов с детьми.

2.4 Примерная предметная среда, сопотствующая развитию игры.

2.5 Взаимодействие педагога с детьми на разных этапах развития игры.

  1. 2 этап работы

3.1 Исходная информация для детей о первобытных людях

3.2 Эвристическая беседа «Мир звуков».

3.3 Дидактическая игра «Угадай чьи следы»

3.4 Рисунки детей.

3.5Условные обозначения для составления пиктограмм.

3.6. Пиктограммы составленные детьми.

3.7 Фотографии.

3.8 Видеокасета с записью предварительной работы по подготовке к игре и сюжетно-ролевой игры «Первобытные люди»


Авторы проекта  - творческая группа .

Руководитель:  

                      Ветошкина О.А. – заместитель заведующей поУВР                                  

               

Члены творческой группы:

Андреева.Ж.С. - воспитатель

Ильина. Л.В. – воспитатель по развитию речи

Богатырева.Т.И. – воспитатель по ИЗО

Остапенко.В.А.- воспитатель

                           


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Детско-исследовательский проект "Кисонька-Мурысонька" - для детей младшего возраста

Проект для детей второй младшей группыавторы: Котко Л.Н. - старший воспитатель ДОУ, Вивчарь Л.А. - воспитатель ДОУ...

Детский исследовательский проект "Зачем людям нужны корабли"

развитие исследовательских способностей...

Детско – родительский проект «Лучшие люди села Большая Глушица»

В рамках выполнения вариативной части ОСНОВНОЙ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ  ПРОГРАММыЫ- ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ  дошкольной образовательной организации СП ГБОУ СОШ № 1 &laq...

Игровой проект "Речевой родничок" для детей старшей группы.

Игрвой проект для детей старшей группы....

"ИГРОВЫЕ ПРОЕКТЫ КАК ФОРМА ОЗНАКОМЛЕНИЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ПРОФЕССИЯМИ ВЗРОСЛЫХ».

Ознакомление дошкольников с миром профессий – важный этап в процессе профессионального самоопределения личности. Профессиональная ориентация – это система мероприятий, направленных на выяв...

Проект Первобытные люди" для детей подготовительной группы

quot;Первобытные люди" . Выбор данной темы обусловлен тем, что ребенку дошкольнику необходимо именно с детства ориентироваться в исторических процессах человечества, так как олученный в детстве...

Конспект открытого занятия по проекту "Первобытные люди"

Конспект итогового открытого занятия "Путешествие в Древний мир"  по проекту "Первобытные люди"  для детей подготовительной группы...