Познавательно- игровой проект" Братья наши меньшие"
методическая разработка (окружающий мир, подготовительная группа) по теме

Никифорова Ирина Федоровна

Уточнения знаний детей о том, как жизнь зверей зависит от окружающей среды, и как они к ней приспосабливаются.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение  № 113 Невского района  г. Санкт-Петербурга

Паутинка по проекту

«Братья наши меньшие»

Автор: Никифорова  Ирина Федоровна

Познание

(ведущая деятельность – познавательно-исследовательская)

Составление описательного рассказа «Животные леса».

Беседа-  обсуждение «Зачем зайка меняет шубку?»

Дидактические игры «Узнай животного по описанию», «Кто, что делает зимой».

РЭМП: Счёт порядковый и числительный в пределах10 туда и обратно.

Рассматривание картинок из серии «Ознакомление с окружающим миром».

Развитие речи: составление рассказов, пересказ.


Чтение художественной литературы

(ведущая деятельность – чтение)

Рассматривание книг о животных, энциклопедий с иллюстрациями.

Чтение рассказов В.Бианки, Н.Сладкова, М.Пришвина, Чарушина.

Русские народные сказки «Рукавичка», «Лиса и волк», «Лиса и журавль»,  «Зимовье зверей», «Иван-царевич и серый волк», «Заюшкина избушка», «Теремок».

Сказки Р.Киплинга.

Малые формы: «Сидит белка на тележке», «Заяц Егорка», «Заинька походи…», «Идёт лисичка по мосту».

Стихи П.Воронько «Хитрый ёжик», С.Маршака «Цирк», Н.Костарёва «Бобёр», А.Блока«Зайчик».

Выставка книг «Животные в сказках», «Детские писатели о животных».

Рекомендации родителям по семейному чтению в соответствии с возрастными  и индивидуальными особенностями детей.

Папка-передвижка для родителей «Книги для вашего ребёнка».

Коммуникация

(ведущая деятельность – коммуникативная)


Театрализация по сказкам «Лиса и волк», «Котофей Иванович», «Лиса и дрозд»; театр на фланелеграфе «Рукавичка», плоскостной театр, театр на руку.

Сюжетно-ролевые игры «Зоопарк», «Ветеринарная клиника», «Доктор Айболит».

Рассматривание картин «Белка и куница», «Зайцы в лесу», «Обитатели Африки», «Северный полюс».

Экологические игры: «Уши и хвосты», «Кто где живёт?», «Кто едет в поезде?», «Чьи следы?».

Рассказывание по коллажам,  мнемотаблицам; придумывание сказки о животном по ряду картинок, предметов, по игрушкам в ряду.

Беседы о приспособлении животных к окружающим условиям, поведение человека с животными, о своих любимцах.

Экскурсии выходного дня в Зоопарк, Зоологический музей.

Полезные советы животным (по сказкам).

Выставка любимых книг о животных в группе. Сделай книжку своими руками.

Конкурсная выставка работ сделанных своими руками. Презентация своей работы.

Придумывание конца к рассказу о животных, сказки.

Психогимнастика «Если б я был…», «Покрутились, покрутились». Этюд «Испуганный лисёнок».

Социализация

(ведущая деятельность – игровая)

Беседа «Кто из животных когда-то спасал человека» (дельфины, собаки, слоны).

Обсуждение в кругу друзей похода в зоопарк.

Выставка животных из природного материала для родителей.

Составление совместно с родителями фотоальбома  с фотографиями детей и животных.

Разыгрывание историй с игрушечными зверями.

Зарисовки сценок, наблюдений.

Дидактические игры: «Помоги  животным найти свой дом», «Знаки природы», «Подкорми зверей зимой».

Рассматривание репродукций картин.

Игра-задание «Нарисуй животного и составь о нём рассказ».

Р/и «Дети и звери», «Помоги природе», «Дети, бабочки и цветы», «Экологический светофор», «Что бы было, если…».

Труд

(ведущая деятельность – трудовая)

Ручной труд: оригами, работа с природным материалом, с картоном на тему «Заюшкина избушка», изготовление масок животных.

Дежурство в книжном уголке и уголке природы.

Совместный труд детей и родителей. Например, «Смастери кормушку».

Беседа об уходе за животными, как чистить клетку, кормить, необходимость ухода независимо от своего настроения.

Р/и «Что любит зверёк».

Выкладывание модели – последовательность ухода за животными (по картинкам).

Прогулки в парке, лесу с родителями. Предложить покормить белок.

Субботник на территории детского сада для сотрудников и детей с родителями.




Безопасность

(интеграция разных видов деятельности)

Просмотр и чтение литературы «Как вести себя в зоопарке», «Почему нельзя кормить зверей в зоопарке».

Беседы: «Встреча с диким животным в лесу» (что делать, если нашёл бельчонка, ёжика, встретил лося); «После помощи животным позаботься о безопасности своего организма»; «Игры с животными».

Р/и «Экологический светофор», «Дети и звери», «Маски зверям на карнавал».

Ширма для родителей «Если дома появился зверёк».







Здоровье

(интеграция разных видов деятельности)

Беседы «Что ведёт к гибели зверей и болезням людей?», «О вреде загрязнения окружающей среды», «Гигиена животных».

Сравнение человека и зверя «Чем мы похожи и чем мы отличаемся».

Р/и «Исправь состояние в природе», «Экологический светофор»,  «У зверей и у людей» (с мячом), « Кто как умывается», «Питание зверят». «Витамины в нашей жизни», «Заботимся о глазах»,

Рисунки на тему «Планета – наш общий дом», «Как вести себя в лесу».






Физическая культура

(ведущая деятельность – двигательная)

Тематическая утренняя гимнастика «Утро в лесу», «На солнечной полянке», «Мишка просыпается».

Подвижные игры «У медведя во бору», «Волк во рву», «Хитрая лиса», «Зайцы и лиса», «Бездомный заяц», «Охотники», «Два медведя», «Лиса и куры», «Скачут зайцы...», «Белки на дереве», «Заяц и волк», «Зайка беленький сидит», «Крокодилы».

Игры – имитации;

ОРУ с подражательными движениями;

Упражнения в стихах; Различные виды ходьбы, имитирующими ходьбу животных;

Хороводные игры;

Физминутки;

Пальчиковая гимнастика;

Дыхательные упражнения.

Формы взаимодействия с семьей и социальными партнерами

Ширмы – передвижки «Если дома появился зверёк», «Я - человек», « Воспитание доброты».

Открытый вечер досуга.

КВН «Кругосветное путешествие» (вариант – «Поле чудес», викторина).

Библиотека для родителей: энциклопедии, книги о природе, статьи о воспитании доброты в детях.

Совместные прогулки с ребёнком в парк, лес, зоопарк.

Составление рассказов по предложенной тематике.

Альбом фотографий «Я и мой питомец».





Художественное творчество

(ведущая деятельность – продуктивная)

Рисование – лесные звери, звери Африки, звери Севера, мой любимец;

Рисование сказочных сюжетов «Заюшкина избушка», «Колобок».

Конструирование животных из ЛЕГО, мозаики, «Геометрика», с помощью оригами, из бросового материала.

Аппликация из ваты «Зайка в зимней шубке», из ниток «Лесные жители».

Лепка животных, по сказкам «Три медведя»,  «Лиса и волк», «Лес, где живут звери», «Пластилиновая сказка».

Народно-прикладное искусство «Знакомство с Богородскими и Каргопольскими игрушками».

Совместный труд детей – изготовление коллективной книжки «Исчезающий вид».

Коллективная работа из бросового материала.

Природоохранная картина «Чистая планета – чистый дом животных и людей».

Микроландшафт «Север», «Африка», «Лес», «Дом».

Музыка

(ведущая деятельность – музыкально-художественная)

Музыкальные игры.

Ритмопластика: лиса, волк, жираф и т.д.

Танцы.

Игры-имитации.

Слушание звуков: «Кто как ходит», «Кто как поёт».























Режимные моменты

(интеграция разных видов деятельности)


Беседы об умывании (дети, звери), питании (звери, люди), значении сна (для людей, животных), движений (люди, животные).

Чтение стихов: «Круглый кот», «Кто какой умывается водой», «Носик, умойся», «Барсук и кора».








Предварительный просмотр:

II. Краткое содержание проекта «Братья наши меньшие»

Автор  проекта: Никифорова Ирина Федоровна

Этапы проекта

Действия детей

Действия педагогов

Действия членов семьи и социальных партнеров

Подготовительный

Проблема: где лучше жить животным?

Планирование: выяснить, где живут разные животные.

Прогнозирование: вызвать интерес к животным, желание им помочь и оберегать

Исследовательская деятельность детей.

 Выяснить, почему животные делятся на следующие группы: травоядные, хищники, всеядные.

 Понаблюдать за животными в разной обстановке (дома, в зоопарке, в парке или лесу), предложить животным разную пищу: трава, хлеб, листья, орешки, мясо, колбасу.

Решение проблемных ситуаций «Что было бы, если б не было хищников?»

Игровой прием

«Воспитатель предлагает забрать из леса белочку, потому что она потерялась»

Беседа «Где лучше жить животным»

Видеоряд «Дикие и домашние животные»

Чтение художественной литературы

Консультация для родителей «Что читать ребенку»

Наблюдение за любимцами, чтение художественной литературы, сбор наглядного материала по теме «Животные»

Партнерам: принять заказ на подготовку мультимедийной презентации «Звери в природе  и в зоопарке»

Деятельностный

: Выявить, как звери приспосабливаются к жизни в определенной экосистеме, прийти к выводу, что в экосистеме все взаимосвязано.

Решение проблемных ситуаций «Что было бы, если…»

Фантазирование «Сказки о животных», театрализованная деятельность «Сказка о животных»

Игровая деятельность     «Ветеринар», «Зооклиника», «Зоопарк», «Кто где живет?», «Семья идет в зоопарк», «Строим Зоопарк»

Подвижные игры

ТРИЗ

Психогимнастика

Изодеятельность «Любимое животное в среде обитания»

Рассказывание по мнемотаблицам, коллажам, фотографиям, открыткам.

Ручной труд из бросового материала

Создание микроландшафтов «Север», «Лес», «Африка», «Домашние животные» (по выбору детей и по подгруппам)

Беседа «Кому где лучше жить»

Проблемная ситуация «Что было бы, если переселить..»


Презентация «Домашние и дикие животные»

Моделирование проблемных ситуаций

Подбор развивающих, дидактических игр по теме «Животные»

Рекомендации родителям о оформлении фотоальбомов

Беседа «Кому где жить лучше»


Посещение Зоопарка, подготовка к совместной выставке «Мой любимец», оформление и презентация фото-альбомов,

Мультимедийная презентация детского лектория «Звери в природе и зоопарке»

Завершающий

Уточнить представление  об отношении человека к животным: все животные существуют сами по себе, а не для человека и его потребностей. Он и животное похожи, но у человека есть разум. Он человек разумный, поэтому старший брат.

Подготовка к КВНу (Викторине, Поле чудес) «Кругосветное путешествие»

Придумывание «экологических знаков»

Дидактические игры «Экологический светофор», «Что не так», «Исправь ошибку»

Рисование «Что можно, что нельзя человеку в природе»

Участие в КВНе (Викторине, «Поле чудес»)

 Игровой прием «Письмо от братьев меньших»  Беседа: «Как вы думаете, от кого письмо»

Подбор дидактических и развивающих игр на тему «Охрана природы»

Чтение стихов о животных

 Подбор классической музыки  на темы «Животные» (С.Санс «Карнавал животных»,  С.Прокофьев «Петя и волк», П.Чайковский «Лебединое озеро»)

Организация коллективной работы «Природоохранная картина»

Рисование и придумывание рассказов на тему «Что можно. Что нельзя животному»

Поделки из бросового материала «Чистая планета – чистый дом людей и животных»

Участие в КВНе (Викторине, поле чудес) «Кругосветное путешествие)

Осознание экологической ценности природы в ее единстве с человеком, сопереживание, сочувствие, содействие.



Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение № 113 Невского района г. Санкт-Петербурга

Автор: Никифорова Ирина Федоровна

Познавательно-игровой проект «Братья наши меньшие»

  1. Информационная карта проекта

Полное название проекта  «Братья наши меньшие»

Автор проекта: Никифорова Ирина Федоровна

Продолжительность проекта 1 месяц

Тип проекта познавательно-игровой

Участники проекта дети, педагоги, родители

Возраст детей  5-7 лет

Проблема, значимая для детей, на решение которой направлен проект  Выяснить, где лучше жить зверям: в зоопарке или в природе?

Цель проекта Уточнить знания детей о том, как жизнь зверей зависит от окружающей среды, и как они к ней приспосабливаются

Задачи проекта

-  для детей

  1. Использовать новые знания, умения, стремиться наблюдать, исследовать.
  2. В совместной деятельности распределить животных на несколько групп (хищники, травоядные, всеядные; животные Севера, Юга, Средней полосы)
  3. Упражняться в установлении связей: внешний вид животного и среда обитания.
  4. Выяснить, где зверям живется лучше
  5. Использовать представления об образе жизни животных при составлении сказок, рассказов, писем, фантазировании.
  6. Упражняться в выстраивании пищевых цепочек в экосистеме, используя представления  о пищевой зависимости зверей.
  7. Совершенствовать навыки рисования животных, создания миниландшафтов.
  8. Совершенствовать коммуникативные навыки.

- для педагогов

  1. Продолжать формировать представления о понятии «животные», видах животных
  2. Систематизировать представления о месте обитания животных, способах добывания пищи, выращивания детенышей, способах защиты, повадках, зимовки в зависимости от окружающей среды
  3. Закреплять умение устанавливать причинно-следственные связи между жизнью животных и окружающей средой ( изменение условий обитания ведет к изменению жизни зверей)
  4. Развивать речь-доказательство, применяя конкретные знания о поведении и повадках животных
  5. Развивать эмоциональную сферу детей, творческое фантазирование
  6. Воспитывать экологически-правильное отношение к природе (животные – часть природы, существуют сами по себе, а не для потребности человека; они неповторимы, звери чувствуют  боль, радость, испытывают привязанность, и воспринимают отношение людей к ним)

- для родителей

  1. Привлечь родителей к ознакомлению детей с жизнью животных в разных условиях жизни
  2. Совершенствовать навыки общения с детьми

- для социальных партнёров

  1. Вызвать эмоциональный отклик у детей через просмотр мультимедийной презентации «В природе»,  «Зоопарк»

Форма проведения итогового мероприятия проекта

( КВН при участие родителей)

Название итогового мероприятия проекта

«Кругосветное путешествие»

Продукты проекта

- для детей: микроландшафты , рисунки, поделки, придуманные детьми сказки, рассказы

- для педагогов:  презентация

- для родителей: портфолио

- для социальных партнеров: мультмедийная презентация

Ожидаемые результаты по проекту

- для детей

Развитие эмоциональной отзывчивости, изобретательности, активности, способности решать интеллектуальные задачи (проблемы), иметь первичные представления о природе

- для педагогов

Обобщение опыта работы с детьми по теме: «Братья наши меньшие»

- для родителей

Развитие навыков взаимодействия с ребенком

-для социальных партнеров


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Познавательный проект "Друзья наши меньшие"

Беседуя с детьми, я узнала, что некоторые семьи имеют домашнего питомца, но таких семей мало. Многие дети, выходя на прогулку и видя кошку или собаку, бурно реагируют. Я сделала вывод, что дети просто...

Методическая разработка, сценарий познавательно - игрового досуга: «Наша группа – самая дружная»

Цель мероприятия: способствовать сплочению детского коллектива, развитию дружеских отношений и снижению риска возникновения конфликтных ситуаций между детьми.Задачи:- образовательные: формировать пред...

Познавательный проект "Братья наши меньшие".

С 4 октября по 15 октября в 2021 года в МАОУ СОШ № 89 города Тюмени дошкольного отделения в средней группе № 2 «Попугайчик  был реализован   двухнедельный познавательный проект &l...

Спортивно-познавательный праздник "Братья наши меньшие"

Спортивные эстафеты ко Дню защиты животных....

Познавательно-игровой проект "Братья наши меньшие"

Познавательно-игровой проект "Братья наши меньшие"...