Животный мир зимой
методическая разработка по окружающему миру по теме

Пономаренко Елена Александровна

занятие

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zanyatie_zhivotnyy_mir_zimoy.docx27.59 КБ

Предварительный просмотр:

Методическая  разработка по

экологическому

 развитию с детьми младшего школьного

возраста

на тему: «Животный мир зимой»

Цель: способствовать развитию познавательных и творческих способностей детей младшего школьного возраста на основе сформулированных представлений о животном мире.

 

Задачи:

  1. Дать детям представление об особенностях внешнего вида и поведения выхухоль, познакомить с его образом жизни,
  2. Обобщить представления детей об основных классах животных, их особенностях, закрепить умение устанавливать простейшие связи между условиями среды и состоянием живых объектов зимой, выражать свои мысли в связной речи,
  3. Развивать способность детей выявлять и моделировать отношение человека к природе на основе представлений об ответственности человека за окружающее, согласно принципа «не навреди»,
  4. Воспитывать заботливое отношение к животному миру, приучать детей ответственно относиться к нужному делу - изготовлению кормушек для птиц.
  5. Воспитывать интерес и любовь к животному миру.

Материал: фланелеграф, картинки к фланелеграфу (деревья, белка, заяц, костер, мусор, фигурки детей,.)

картинка с изображением выхухоль, карточки к   игре «Кто лишний»,   схемы   основных классов животных,   модель «Животный мир»,

образцы кормушек, материал для изготовления кормушек (сетки, бутылки, коробки, клей, ножницы, скотч), корм для птиц (сало, крошки хлеба, зерно, гроздья рябины), магнитофон.

Словарь: выхухоль, заводь.

Ход занятия:

Воспитатель: Ребята у вас хорошее настроение и предлагаю вам сегодня поиграть. Раздается телефонный звонок.

Воспитатель: Извините. (Берет телефонную трубку).

-Здравствуйте!

-Да, это школа «Экополис», группа  продлённого дня .

- Хорошо, мы это сейчас обсудим.

Ребята, вы слышали, что ведущий программы «Диалоги о животных» Иван Затевахин срочно уехал в командировку и редактор программы Елена Николаевна попросит нас провести эту передачу. Ну, что же попробуем! Мне, кажется, нашу группу нужно немного изменить, превратить ее в студию. Вот здесь книги о природе, цветы, объекты живой природы, расставьте их.

  1. Отлично, гости в студии, участники на месте, микрофон включен, начинаем.
  2. В эфире передача «Диалоги о животных» Я - ведущая программы Елена Александровна Пономаренко рада приветствовать всех Вас. Передача начинается, а провести ее мне помогут ребята  группа продлённого дня. Первая рубрика нашей передачи «Прогулка зимой». - Знаете, ребята, на днях я была свидетелем   разговора двух мальчиков, которые были на прогулке в зимнем лесу. Я вам его сейчас перескажу, а помогут мне Наташа и Андрей.

«Однажды зимним днем ребята пришли на лесную поляну. Все вместе они решили прогуляться. Вдруг Зина увидела белку и стала гоняться за ней с криками: «Эй, белка, подожди! Я дам тебе орешек». Белка быстро забралась на самую макушку дерева. Тут Миша увидел зайчишку: «Зайчишка-трусишка! Давай поиграем с тобой в снежки» и бросил в зайку снежок. Испуганный зайчонок в страхе бросился наутек. Гуляя, по лесу дети немного замерзли. Алик предложил: «А давайте разведем костер?» «Давайте!» -согласились ребята. Наломав сучьев, мальчики развели костер, а девчонки заскучали. Нина отметила: «Что-то тихо лесу, даже птицы не поют, скучно». Вдруг Зина вспомнила: «У нас же есть магнитофон» и включила его на всю громкость. Девочки стали танцевать и петь. Отдохнув у костра и поев, Алик предложил: »Ребята, давайте уберем куда-нибудь этот мусор!» «Давайте», -сказали девочки и сложили его под кустом. Только Миша ходил на поляне с пустой банкой в поисках во что завернуть ее, и положить в рюкзак. Зина крикнула: »Что ты носишься с этой банкой, брось ее в кусты и дело с концом. Подумав, Миша так и сделал. Радостные и довольные ребята возвращались домой. На одном из последних деревьев, Алик вырезал маленькую звездочку и с гордостью сказал: «Пусть все знают, что здесь были мы»

Воспитатель рассказывает историю, которую слышала от мальчиков, а дети работают на фланелеграфе. В конце рассказа воспитатель с грустью спрашивает: «Ребята, вам понравилась эта история?»

        Воспитатель: А, какие поступки детей вам не понравились?

        Дети:         1. Зина гонялась за белкой и кричала.

  1. Очень громко включали магнитофон.
  2. Бросили банку в кусты.
  3. Алик вырезал звездочку на дереве.

        Воспитатель: Молодцы, ребята, вы верно заметили, что ребята вели себя в лесу плохо. Ребята, нужно беречь природу, ведь человек - друг природы, он должен охранять ее и заботиться о растительном и животном мире. И сегодня мы поговорим о животном мире. Животный мир прекрасен и разнообразен.

-Следующая рубрика «В мире интересного». Ребята, я вам предлагаю поиграть в игру «Кто лишний». Посмотрите на эту карточку, кто здесь лишнее? Это выхухоль. А, что вы о нем знаете? Уважаемые гости, может быть, вы что-то знаете об этом животном, мы с удовольствие Вас послушаем! (Рассказы гостей).

-Спасибо, Вы нам очень помогли. А, теперь, послушайте, что я вам расскажу, и скажите к какому классу животных, относится выхухоль? «Выхухоль - очень редкий зверек. Он ведет очень скрытый образ жизни, долгими часами он может сидеть или лежать, затаившись в зарослях. Живет выхухоль в норе, и селится не только по берегам рек, вокруг лесных озер, но приспособился к обитанию на земле. Зверек очень боится человека и любит тишину. Шкурка выхухоля прочная, волосяной покров нежный, шелковистый, на спинке темно-бурового цвета, на брюшке серебристо-белового. Мех зверька очень густой. Теплый. Хвост покрыт роговыми чешуйками, нос вытянут, как хоботок, глаза маленькие. Выхухоль обжора. Питается он не только насекомыми и их личинками, но червями, пиявками, мелкой рыбой, лягушками и их икрой, корневищами растений. Ест выхухоль быстро, чавкает, суетится, покончив с обедом или ужином, вновь отправляется за добычей. Рождается у выхухоль по три- пять детенышей, они маленькие, слепые, беспомощные. Выкармливает их самка молочком, вылизывает их и согревает. Папа-самец помогает выращивать и воспитывать своих малышей. У выхухоля нет периода спячки. Замерзнут водоемы, покроются ледяной крышей, но зверьки живут и под водой, а дышат воздухом, которым наполнены норы. Правильно сказали гости, есть у выхухоль и враги. Но это не только норки, горностаи. Лисицы, но и крупные сомы и щуки. Но главный противник выхухоль, это ондатра. Она, как в сказке «Заюшкина избушка» выгоняет зверьков из норок, и занимает их «квартиры». Справиться с захватчиком выхухоль не может, ондатра больше и сильнее его. Выхухоль занесен в Красную книгу, нужно охранять места обитания, чтобы численность выхухолей увеличилась». К какому классу относится выхухоль? Почему? Правильно. {После рассказа помещает картинку животного на модель).

-Ребята, продолжим игру «Кто лишний». Разделимся на две группы. Перед вами карточки, задание такое: определите, кто на карточке лишний и расскажите об этом животном все, что знаете (деление на классы, характеристика животных).Ответы детей.

Воспитатель: Молодцы ребята, вы очень интересно рассказывали о животных. Но вот у меня письмо от Иванова Пети из города Москва, ему 7 лет. Он спрашивает: «Боятся ли животные зимы? Где и как они проводят зиму? Я думаю, ответить вам на этот вопрос поможет наша модель «Животный мир» Кто начнет? (Ответы детей).

-Мне кажется вы ответили на вопрос Иванова Пети, а теперь рекламная пауза.

Рекламная пауза.

Воспитатель: Закончилась наша рекламная пауза. Следующая рубрика «Живые цепочки». У меня еще одно письмо от Королева Саши из города Пятигорска, ему 6 лет. Он очень интересуется, что же такое живые цепочки. Ребята, помогите Саше разобраться! Возьмите конверты, в них задание: составить живые цепочки и рассказать о них.

Дети берут конверты и выполняют задание сначала на полосках. Например:

первая полоска — «колосок» - самая длинная, вторая — поменьше «зайцы», третья - «волк» - самая короткая. Один из подгруппы рассказывает о своей

живой цепочке.

Ребенок 1: Зайчик очень любит траву. Сколько травинок съедает зайчик: одну или много? Много! Для того чтобы зайчики наелись травинок должно быть больше, чем зайчиков. Поэтому полоски с травой длиннее, чем полоски с зайчиками. Зайцев меньше, чем травы. Ну, а зайчиками не прочь полакомиться волк. Волк большой сильный. Чтобы быть сильным, ему нужно съесть много зайцев. Поэтому, в лесу должно быть больше зайцев, чем волков. Вот и получается живая цепочка: один волк может съесть много зайцев, а один заяц - много травы. Значит, чтобы всем хватило, травы должно быть больше зайцев, а зайцев больше, чем волков.

Воспитатель: Кто из вас, расскажет о живой цепочки: колосок - мышь - сова.

Ребенок 2: Кто любит колоски? (Мыши) Много или мало съедает одна мышь? (Много) Значит, чего должно быть больше? (Колосков больше, чем мышей) А, чем питается сова? (Мышами) Сова тоже хищник, как и волк. Она большая сильная птица. Сколько мышей нужно съесть сове, чтобы быть такой сильной? (Много) Значит, кого должно быть больше сов или мышей? (Мышей) Итог: Чтобы всем хватило еды, колосьев должно быть больше , чем мышей, а мышей должно быть больше, чем сов.

-Дорогие друзья, вы правы. В природе существует между численностью животных и растений подвижное равновесие. Например: хищных животных (волков, лис) должно быть меньше, чем травоядных (зайцев, мышей), которыми они питаются. Такие отношения выражаются в виде цепочек, которые называются экологическими или живыми цепочками. Мне кажется мы и на этот вопрос ответили.

Воспитатель: Дорогие гости и участники, переходим к следующей рубрике «Очумелые ручки». А, как вы думаете, все ли могут о себе позаботиться зимой? Кому нужна помощь? А кому мы с вами можем помочь? А как? (Сделать кормушки). Ребята, вот здесь материал, из которого можно сделать кормушки. Возьмите, все необходимое и приступайте к работе.

Воспитатель: А, чем мы будем кормить птиц? Хорошо если летом собраны семена сорных трав, деревьев, плоды кустарников. А если не собраны? Надо сказать, что птицы становятся менее разборчивы в еде в зимнее время, и едят все, на что летом бы и не посмотрели. Поэтому, для подкормки годиться пища с нашего стола. Можно подвесить кусочки сала, остатки хлебных крошек и каши, очистки овощей, крупу, рябину и т.д. Во время кормления птиц можно тихонько подсмотреть за ними и открыть для себя много птичьих тайн.

Во время изготовления кормушек воспитатель предлагает послушать стихотворение А. Яшина «Покормите птиц зимой».

Покормите птиц зимой.

Пусть со всех концов

К вам слетятся, как домой

Стайки на крыльцо.

Не богаты их корма,

Горсть одна нужна.

Горсть одна и не страшна

Будет им зима.

Сколько гибнет их

Не счесть, видеть тяжело!

А ведь в нашем сердце есть

И для них тепло.

Разве можно забывать,

Улететь могли,

А остались зимовать

Заодно с людьми...

Воспитатель: Ребята, отличные у вас получились кормушки, мы развесим их когда пойдем на прогулку.

Вот и подошла к концу наша передача. Сегодня мы с вами еще раз убедились, что животный мир прекрасен и разнообразен, что животные не боятся зимы, а готовятся к ней. А помогает животным человек, ведь человек - друг природы. Мне кажется, мы с вами справились, и передача получилась интересная и познавательная. В следующий раз мы подготовим передачу «О растительном мире». А свои отзывы, предложения и пожелания присылайте, уважаемые гости, пожалуйста, по адресу: город Москва, группа продлённого дня школы «Экополис».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Календарно-тематическое планирование по теме «Подготовка животных к зиме. Дикие животные нашего края и их детеныши»

Календарно-тематическое планирование по теме «Подготовка животных к зиме. Дикие животные нашего края и их детеныши»  Подготовила: Воспитатель Крылова Эльвира ГеннадьевнаВозрастная категория:...

Консультация для родителей «Закрепление знаний детей по теме «Подготовка животных к зиме. Дикие животные нашего края и их детеныши»

Консультация для родителей «Закрепление знаний детей по теме  «Подготовка животных к зиме. Дикие животные нашего края и их детеныши» Предназначение: консультация подготовлена для привлечения...

Макет леса "Подготовка животных к зиме. Дикие животные нашего края" 2 младшая группа

Цель: - оформление многофункциональной  предметно – развивающей среды для развития творческого потенциала воспитанников, формирования их знаний, умений и навыков.Задачи: - создать услов...

Календарно-тематический план на тему: "Дикие животные. Подготовка животных к зиме."

Данный тематическо-календарный план предназначен для работы с детьми. В плане представлены беседы, презентации, развлечения, чтение художественной литературы. ...

«Как дикие животные к зиме готовятся». Открытое занятие по познавательному развитию в средней группе. Программные задачи: -Образовательные: Закреплять обобщающее понятие «дикие животные», учить отгадывать описательные загадки о диких животных; дать предст

laquo;Как дикие животные к зиме готовятся». Открытое занятие по познавательному развитию в средней группе.Программные задачи:-Образовательные: Закреплять обобщающее понятие «дикие животны...

План Коррекционно-педагогического процесса по теме недели: «Дикие животные и их детеныши. Подготовка животных к зиме».

Тема недели : «Дикие животные и их детеныши. Подготовка животных к зиме»(с  25.11.19 – по 29.11.19).Программное содержание:Продолжать расширять представление о многообразии окру...