Доклад по теме:"Семейные традиции."
материал по окружающему миру по теме

  Семейные традиции — это обычные принятые в семье нормы, манеры поведения, обычаи и взгляды, которые передаются из поколения в поколение. Семейные традиции с одной стороны, одним из важных признаков здоровой семьи, а с другой стороны, наличие семейных традиций является одним из важнейших механизмов передачи следующим поколениям семьи законов внутрисемейного взаимодействия: распределения ролей во всех сферах семейной жизни, правил внутрисемейного общения, в том числе способов разрешения конфликтов и преодоления возникающих проблем. Семейные традиции в наши дни большая редкость. Благодаря им в доме формируется благоприятный психологический климат, добрые взаимоотношения между всеми членами семьи.  Задача развития и возрождения традиций должна стать общей для родителей и педагогов. Ведь традиции выступают основой воспитания детей. В последнее время современная семья утратила многие  из добрых старых традиций, выполнявших воспитательные функции. Это относится в первую очередь к городской семье, живущей достаточно изолированно даже от близких родственников, друзей соседей. Отсутствие общения детей друг с другом, взрослыми, родителями в играх, на праздниках, не позволяет ребёнку в должной степени адаптироваться к социуму, на копить опыт социальных отношений.

  Семья существует, воспроизводя традиции, следуя образцам деятельности, без которой немыслимо её развития. Различные типы образцов воспроизводятся каждым поколением и регламентируют создание новой семьи: супружеские и родительские отношения, ведения домашнего хозяйства, организация досуга. Семья и её ценности представляют собой элементы культуры, то любой образец материальной и духовной деятельности может служить основой для возникновения традиций в семье. Семейные традиции имеют свои особенности это семейно-родственные связи и отношения служат одним из важнейших построения культуры. Они функционируют в качестве механизмов передачи любви, доброты, жалости, взаимопонимания, готовности прийти на помощь близкому человеку, через   них многовековой опыт, традиции и обычаи передаются от старшего поколений к младшими. В основе традиции лежит какая –либо идея, ценность, норма, опыт семьи. В зависимости от ценностей и норм семьи, которые реализуются в той или иной традиции, можно говорить о разрушительных традициях. Семейные традиции многофункциональны, специфичны, эмоционально насыщены, поэтому на их фоне социальное развитие ребёнка идёт более успешно.

  С целью выявления оптимальных условий формирования интереса у детей к семейной традиционной культуре, а так же определения наличия традиций в современных семьях  необходимо решить следующие задачи:

  • выявить у детей дошкольного возраста уровень сформированности интереса к семейной традиционной культуре, определить его содержание, особенности проявления и развития;
  • разработать содержание и методику экспериментальной работы и проверить её эффективность в процессе воспитания у детей интереса к семейной традиционной культуре.

На первом этапе моей работы были выдвинуты следующие задачи:

  • выявить наличие знаний и представлений у детей о семье, семейной традиционной культуре;
  • оценить возможность приобщения дошкольников к семейной традиционной культуре;
  • изучить отношение родителей и воспитателей к поставленной проблеме.

Для решения этих задач использовались разнообразные методы: опросы, игры, игровые ситуации, наблюдения, педагогические ситуации.

 С целью выявления степени сформированности у дошкольников представление о семье проводились индивидуальные беседы:

  • «Как ты понимаешь, что такое семья?»;
  • «У тебя большая семья?»;
  • «С кем ты живёшь?»;
  • «Есть ли у тебя бабушки, дедушки?»;
  • «Как зовут маму, папу, бабушку, дедушку?»;
  • «Есть ли у тебя брат или сестра?»;
  • «Кто ты в семье?».

На первом этапе изучалось понимание воспитанниками значения слова «семья». По результатам опроса выяснилось, что это понятие сформировано у детей недостаточно полно.

  На вопрос о характеристиках семьи дошкольники говорили, что это люди, которые живут вместе, перечисляли бабушек и дедушек, сестёр и братьев. Это говорит о том, что дети путают «семья» и «родство». На вопрос «Кто ты в семье?» девочки назвали себя «ребёнок», «дочка», «внучка», «сестра», а мальчики – «ребёнок», «сын», «внук».

  Во второй части беседы выявлялись представления о семейных традициях, организации свободного времени, отвечая на такие вопросы:

  • Часто ли ваша семья собирается вместе?
  • Когда вы все вместе, чем вы занимаетесь?
  • Куда ты любишь ходить вместе с мамой и папой?
  • Приходят ли твои друзья к тебе в гости, что вы делаете?
  • Какие семейные праздники бывают у вас дома?
  • Какой семейный праздник ты любишь больше всего?
  • Почему ты любишь именно этот праздник?
  • Есть ли в вашей семье какие-либо традиции?

 Никто из дошкольников не  мог назвать семейные традиции, так как им не было непонятно само слово. Первостепенной задачей работы стало знакомство воспитанников с этим понятием. Среди семейных праздников дети назвали в основном день рождения, Новый год, Рождество, 8Марта, Масленица, так как им нравятся эти праздники, потому что получают подарки, некоторых привлекает красиво одеться. К большинству из опрошенных детей друзья не приходят в гости, хотя им бы этого очень хотелось.

  Следующий этап -  наблюдение за детьми в повседневной жизни, в процессе сюжетно-ролевой игры «Семья». Она протекает оживлённо, радостно, как правило, затягивается на несколько дней и дошкольники к ней возвращаются. Например, если дети разыгрывают приход гостей, то они накрывают на стол, гости покупают что-то в магазине, приходят в дом и дарят свой подарок, все вместе усаживаются за стол.

  Мною  использовалась  методика комментирования картинок, например, на темы «Вечер в семье», «Праздник в семье». В ходе проведения данной методики ребёнок описывал картинку исходя из своего личного опыта. Как оказалось, рассказы получились однотипны. Например, «Вечер в семье» они описывали следующее: я играю, мама готовит кушать, папа смотрит телевизор, читает газету. Четверо из опрошенных затруднились ответить.

  Применяла также метод игровых ситуаций. Например, дошкольникам предлагалось сыграть в игру «День рождения». Один из них выбирается именинником, а остальные его поздравляют, придумывают пожелания, дарят подарки. Вывод проведённых ситуаций показал, что знания детей о поздравлениях и пожеланиях бедны. Приглашали на день рождения только по телефону, при этом использовали неправильные речевые обороты, забывали называть дату события и времени. С целью определения отношений воспитателей и родителей к проблеме исследования применялись следующие методы: анкетирование родителей, беседы с ними и воспитателями, анализ воспитательно-образовательной работы с детьми. В качестве примера представлена анкета приложение№1.

  Результаты опроса родителей оказались следующими, перечислили традиционные праздники: дни рождения, Новый год, Рождество, 8Марта. Из семейных традиций назвали дни рождения родных и близких, воскресные обеды, чаепития, совместный летний отдых, уважение старших членов семьи, оказание им посильной помощи. На вопрос  «Оформляется ли вашей семье фотоальбом?» лишь четыре человека ответили положительно, остальные сообщили, что фотографий много, но альбом не оформлен. Среди предметов, передающихся по наследству, были названы папин дневник, картины, написанные прадедом. На вопрос об особенностях своей семьи ни один из опрошенных не назвал семейные традиции. В результате бесед с воспитателями, а так же анализа плана воспитательно-образовательной работы можно сделать следующий вывод: педагоги понимают значения приобщения детей к культуре своего народа. В процессе работы они используют элементы народной культуры, как декоративно - прикладное искусство, народные игры, праздники, знакомят с атрибутами и предметами быта.

  Учитывая результаты первого этапа работы,  далее решались следующие задачи:

  • воспитание у детей дошкольного возраста интереса к семейной традиционной культуре;
  • определение и апробация механизма освоения ребёнком содержания семейной традиционной культуры.

  Материал по ознакомлению детей семейной традиционной культурой был разделён на два блока:

  1. Знакомство с культурой и традициями русского народа (традиция отмечать семейные праздники).
  2. Ведение семейной фотолетописи.

Цель первого блока: побуждение детей к установлению личностных контактов с родителями с целью повышения осведомлённости о детстве, жизни старших членов семьи, поддержания интереса к родословной. В ходе изучения «Культуры и традиции народов  Кубани» закрепились знания детей о названии родной страны, края, культуре (устном народном творчестве, декоративно-прикладном искусстве). Уточнялись представления дошкольников о традициях, о которых им рассказывали, читали в сказках, которые они знают по опыту своих семей. Сначала с детьми проводилась беседа о талантах народа живущих на Кубани. Я вместе с воспитанниками вспоминали народные сказки, песни, обычаи. Поначалу дети отвлекались, им было сложно понять обычаи и некоторые понятия. Когда начала рассказывать им о Масленице, они заинтересовались, стали наперебой рассказывать, как проходит этот праздник в детском саду, как празднуют его дома. Далее познакомила детей с традицией имя наречения, содержанием празднования дня именин, состоялась беседа о семейных традициях: совместном чтении книг, домашних праздниках, похода, чаепитиях. После этого дошкольникам было дано задание узнать у родителей, какие традиции они помнят. В результате проведённой беседы у детей возник интерес к данной теме.

   Вместе с воспитанниками мы организовали досуг «Ждём гостей» (приложение№2), на которой раскрывались вопросы подготовки к празднику: украшение квартиры, приглашение, вручение подарков, приём гостей и проводы, развлечения и игры. Дети с удовольствием рассказывали о том, как помогают при уборке квартиры, чем можно угостить гостей. Затруднения вызвали вопросы, как можно украсить квартиру и как правильно развлекать своих друзей. Основными развлечениями воспитанники назвали просмотр мультфильмов, компьютерные игры, свободные игры в своей комнате. Для закрепления полученных знаний предлагалось решить следующие проблемные ситуации:

  1. «Тебя пригласили в гости, но ты прийти не можешь, потому что заболела маленькая сестрёнка и её не с кем оставить. Как ты поступишь, чтобы не обидеть друга?».
  2. «Друг забыл пригласить тебя на день рождения, а ты хочешь пойти. Что ты будешь делать?».

Проигрывая такие ситуации, дети упражнялись в нахождения в сложившихся обстоятельствах. При решении первой ситуации никто из дошкольников не сомневался в том, что нельзя оставлять маленькую сестрёнку одну, а друга можно поздравить по телефону и объяснить, почему не можешь прийти. Трое детей уточнили, что отдадут подарки, когда увидятся. Что касается второй проблемной ситуации, то поначалу все дети говорили, что обидятся на друга. Но после уточнения деталей ответили, что надо позвонить и поздравить. 

  Для обогащения содержательной стороны интереса было проведено игровое занятие «Милости просим, гости дорогие»;

  • на которой дошкольники познакомились с некоторыми русскими национальными традициями приёма гостей;
  • с понятиями «гостеприимство», «хлебосольство», «рукомойник», «красный угол».

После неё дети стали включать некоторые элементы встречи в свои игры: вместо плиты появилась печь, начали пользоваться словами «рушник», а так же пытались показать, как хозяйка встречала гостей в старину хлебом и солью. Помимо непосредственной образовательной деятельности в группах организовались интересные празднования день рождений. Дети, родители и педагоги вместе оформляли групповую поздравительными открытками, фотографиями, шарами, готовили костюмы, подарки, поздравления и угощения, играли в народные игры и слушали народные песни. Для родителей организовала консультацию на тему: «Как интересно отпраздновать день рождения ребёнка». Оказалось, что взрослые сталкиваются с рядом трудностей при проведении детских праздников. Основным они считали приготовление вкусного угощения и множество подарков, а в последнее время лучшим вариантом считают устроить праздник в кафе. Благодаря консультациям родители получили много важной, интересной информации, которой хотели бы воспользоваться.

  Определяющей идеей второго блока было признание необходимости создания у ребёнка позиции активного познания. Учитывая, что интерес оказывает сильное побуждающее воздействие, стратегия его формирования не сводилась лишь к усвоению знаний и информации. Самое главное было создать педагогические условия, при которых дети могли «перенести» полученные знания в знакомую сферу жизни своей семьи. Для этого с воспитанниками было организовано рассматривание семейных фотографий, фотоальбомов с беседами о людях, которые изображены на фотографиях, выяснением, кем они приходятся ребёнку, уточнения понятия «тётя», «дядя», «двоюродные брат и сестра», «родственники», «родня». Для установления лично-родственных отношений эффективным оказалось изготовления семейного герба, в котором подчёркивались особенности семьи: её традиции, увлечения… эмоционально-экспресивное отношение детей укреплялось тем, что они выступали  в роли экскурсоводов, рассказывая о гербе своей семьи. С целью поддержания интереса к родословной предлагалось рассказать о самом старшем члене семьи, наиболее ярко запомнившиеся моменты, связанные с бабушками и дедушками. Детям давалось задания узнать о детстве родителей, их играх, интересных случаях, которые с ними приключились. Порадовало то, что это задание заинтересовало родителей, они с удовольствием вспомнили о своём детстве. Так же было предложено оформить семейную газету, в которой выделялось какое – либо событие из жизни семьи, с помощью фотографий создавалось его образ. Для поддержания активно-действенного отношения  к семейной традиционной культуре эффективным оказалось оформление альбома «Путешествие в мир семьи», который состоял из рисунков детей на темы: «Наши семейные традиции», «Портрет нашей семьи».

  Завершающий этап определил следующие задачи:

  • определение степени усвоения дошкольниками семейных традиций;
  • уровень навыков гостевого этикета: правила приглашения, подготовки к празднику;
  • выявление влияния проведённой работы на развитие интереса детей к семейным традициям.

  Результаты проведенной мною работы показали, что у дошкольников изменились представления о семье, семейно-родственных отношениях, традициях, что способствовало углублению  и расширению их интереса. Опрос детей показал, что с удовольствием рассказывают об особенностях своей семьи, они получили представление о том, что такое традиция, смогли назвать традиции их семьи, любимые семейные праздники. Словарь дошкольников обогатился новыми понятиями. Они узнали о гостевом этикете: научились преподносить подарки с разнообразными пожеланиями, стараются не повторяться, изобретательно подходят к выбору формы приглашения гостей. Особенно им понравилось придумывать и оформлять открытки-приглашения. По результатам наблюдения можно сказать, что дошкольники применяют полученные знания в своих сюжетно-ролевых играх: договариваются о ролях, совместно определяют содержание сюжета, более полно и подробно раскрывают отношения между членами семьи и родственниками. Дети стали включать в игры такие элементы, как подготовка подарка своими руками, приглашение гостя разными способами, сами наряжаются, устраивают показы концертов и спектаклей. Таким образом, проведённая работа подтвердила, что дошкольники стали более эмоционально и подробно рассказывать о проведении праздников в семье. Особенно отмечают сплочённость всех членов семьи при подготовке к мероприятию. Содержание семейной традиционной культуры богато и разнообразно, часть его может быть адаптирована к освоению детьми дошкольного возраста и служит основой для развития их интереса к познанию окружающего. Обогащение содержания семейной традиционной культуры способствует полноценной организации семейной жизнедеятельности, взаимопонимания членов семьи. Всё это вызывает у них эмоциональный отклик.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Анкета для родителей приложение№1.

Уважаемые родители!

   Просим ответить вас на вопросы данной анкеты. Полученная информация поможет нам в организации работы по приобщению детей к семейной традиционной культуре.

  1. Какие семейные праздники проводятся у вас дома?
  2. Какие семейные традиции есть в вашей семье?
  3. Знают ли ваши дети, где они родились?
  4. Знают ли ваши дети, где родились их родители?
  5. Знают ли ваши дети имя и отчество ваших родителей?
  6. Имеется ли в вашей семье фотоальбом, где последовательно отражается история вашей семьи?
  7. Имеется ли в вашей семье переданный вам по наследству предмет, который вы бы хотели, чтобы хранили ваши дети?
  8. Чем, на ваш взгляд, ваша семья отличается от других семей?

Благодарим за сотрудничество!

 

 

Сценарий встречи «Ждём гостей» представлен прилржении№2.

Структура встречи:

  1. Украшение квартиры.
  2. Приглашение на праздник (по телефону, при встречи, с помощью открытки-приглашения).
  3. Подарки. Как правильно выбрать подарок. Подарок, сделанный своими руками. Как правильно подарить подарки и принимать, какие слова необходимо произносить. Пожелания.
  4. Приём и проводы гостей.
  5. Развлечения: игры, сюрпризы, концерты, спектакли.
  6. Выполнение детьми следующих этюдов – упражнений:
  • пригласить в гости друга, подругу (по телефону, при встречи);
  • покажи, как ты встречаешь гостей;
  • угости своих гостей печеньем, конфетами;
  • проводи гостя в конце праздника.

Цели:

  1. Уточнение и закрепление знаний детей о правилах взаимоотношений между членами семьи.
  2. Закрепление навыков уборки помещения, сервировки стола.
  3. Развитие логического мышления, познавательной активности, желания участвовать  в ролевых диалогах в рамках заданной сюжетной линии.
  4. Воспитание уважительного отношения друг к другу, дружелюбия.
  5. Развития творческой инициативы, самостоятельности.

Оборудование: предметы сервировки стола, средства для уборки помещения, утюг, технические музыкальные средства, конфеты, торт, печенье.

Предварительная работа:

  • рассматривание картины, беседа, разучивание пословиц, поговорок о труде, стихов;
  • наблюдение за трудом взрослых, экскурсия в магазин.

Ход встречи:

Воспитатель: Сегодня дети у нас особенный день. Мы ждём гостей. В нашем общем доме мы живём долго и можем сказать, что вместе мы кто?

Дети: Семья.

Воспитатель: Назовите, пожалуйста, членов семьи. Кто живёт в семье?

Дети: В семье живут папа, мама, бабушка, дочка, сын.

Воспитатель: Рассмотрите картинку. Как сказать одним словом, кто живёт в этом доме?

Дети: В этом доме живёт семья.

Воспитатель: Расскажите пожалуйста, чем занимаются члены семьи?

 

(Дети рассказывают).

 

Воспитатель: Как вы думаете, как они должны общаться друг с другом? Каким голосом и как разговаривать?

Дети: Они должны разговаривать вежливо, спокойно, не кричать.

Воспитатель: Какие они должны употреблять «волшебные» слова!

Дети: Спасибо, пожалуйста, здравствуйте, до свидания, доброе утро.

Воспитатель: Рассмотрите и назовите предметы, которые мы будем использовать во время игры.

 

(Дети называют предметы, уточняют, для чего нужен каждый из них).

 

Воспитатель: Давайте распределим роли. Кто хочет играть роль мамы? Папы? Сына? Дочки? Ещё нам нужен в игре продавец. Кто хочет роль продавца? Итак, наша семья ждёт гостей. Мы можем приглашать их в неубранный дом?

Дети: Нет, не можем.

Воспитатель: А почему?

Дети: Потому что стыдно, нехорошо, если в доме неубрано.

Воспитатель: А мы можем оставить гостей без угощения?

Дети: Нет, не можем.

Воспитатель: Чем же мы будем сегодня заниматься?

Дети: Мы будем убирать, накрывать на стол, покупать угощение.

Воспитатель: В дружной семье все дела делаются сообща, вместе. Давайте подумаем, что будет делать мама?

Мама: Я поглажу скатерть, салфетки, ленты. (Папе)-а ты почисть ковёр?

Папа: Хорошо.

Мама: Дочка возьми тряпочку и вытри пыль на столе, телевизоре, тумбочке

Дочка: Хорошо, мама.

Мама: Сынок, а ты наведи порядок в игровой комнате, расставь красиво игрушки.

Сын: Хорошо, я всё сделаю.

Мама: Я поглажу скатерть.

 

(Звучит лёгкая тихая музыка. Участники игры приступают трудовых поручений).

 

Мама: Ой, мы забыли купить угощения для гостей. (Папе). Сходи, пожалуйста, в магазин.

Папа: Хорошо, а что купить?

Мама: Купи торт, конфеты, печенье.

 

(Папа идёт в магазин).

 

Папа (продавцу): Здравствуйте!

 Продавец: Здравствуйте, что вы хотите купить в нашем магазине?

Папа: Дайте мне пожалуйста, торт, коробку конфет и печенье.

Продавец: Всё это стоит 100рублей.

Папа: Возьмите пожалуйста деньги. Спасибо, до свидания.

Продавец: До свидания, приходите ещё.

Папа: Я пришёл, посмотрите, что я купил.

Мама: Хорошо, положите всё на стол.

Папа: Как у вас дела? Тебе помочь?

Мама: Да,. давайте накрывать на стол.

(Все члены семьи вместе сервируют стол, затем приводят себя в порядок. Раздаётся звонок в дверь- заходят гости (двое детей)).

 

Гости: Здравствуйте!

Мама, папа: Здравствуйте, дорогие гости! Проходите, пожалуйста.

 

(Гостей  приглашают к столу. После угощения все вместе поют песни или загадывают друг другу загадки,…).

 

Воспитатель: Теперь мы с вами знаем как ответственно надо относиться к приёму гостей. Какое это серьёзное дело, требующее подготовки и участия всех членов семьи.

 

 

 

 

Рекомендации по подготовке к празднику (приложение):

  1. Следует определиться с темой праздника исходя интересов ребёнка;
  2. Украсить соответственно выбранной теме квартиру;
  3. Приготовить поздравления, подарки;
  4. Составить список приглашённых гостей;
  5. Оформит приглашения;
  6. Продумать меню для праздничного стола;

Подобрать для праздника игры, забавы и конкурс

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon semeynye_tradicii.doc85 КБ

Предварительный просмотр:

  Семейные традиции — это обычные принятые в семье нормы, манеры поведения, обычаи и взгляды, которые передаются из поколения в поколение. Семейные традиции с одной стороны, одним из важных признаков здоровой семьи, а с другой стороны, наличие семейных традиций является одним из важнейших механизмов передачи следующим поколениям семьи законов внутрисемейного взаимодействия: распределения ролей во всех сферах семейной жизни, правил внутрисемейного общения, в том числе способов разрешения конфликтов и преодоления возникающих проблем. Семейные традиции в наши дни большая редкость. Благодаря им в доме формируется благоприятный психологический климат, добрые взаимоотношения между всеми членами семьи.  Задача развития и возрождения традиций должна стать общей для родителей и педагогов. Ведь традиции выступают основой воспитания детей. В последнее время современная семья утратила многие  из добрых старых традиций, выполнявших воспитательные функции. Это относится в первую очередь к городской семье, живущей достаточно изолированно даже от близких родственников, друзей соседей. Отсутствие общения детей друг с другом, взрослыми, родителями в играх, на праздниках, не позволяет ребёнку в должной степени адаптироваться к социуму, на копить опыт социальных отношений.

  Семья существует, воспроизводя традиции, следуя образцам деятельности, без которой немыслимо её развития. Различные типы образцов воспроизводятся каждым поколением и регламентируют создание новой семьи: супружеские и родительские отношения, ведения домашнего хозяйства, организация досуга. Семья и её ценности представляют собой элементы культуры, то любой образец материальной и духовной деятельности может служить основой для возникновения традиций в семье. Семейные традиции имеют свои особенности это семейно-родственные связи и отношения служат одним из важнейших построения культуры. Они функционируют в качестве механизмов передачи любви, доброты, жалости, взаимопонимания, готовности прийти на помощь близкому человеку, через   них многовековой опыт, традиции и обычаи передаются от старшего поколений к младшими. В основе традиции лежит какая –либо идея, ценность, норма, опыт семьи. В зависимости от ценностей и норм семьи, которые реализуются в той или иной традиции, можно говорить о разрушительных традициях. Семейные традиции многофункциональны, специфичны, эмоционально насыщены, поэтому на их фоне социальное развитие ребёнка идёт более успешно.

  С целью выявления оптимальных условий формирования интереса у детей к семейной традиционной культуре, а так же определения наличия традиций в современных семьях  необходимо решить следующие задачи:

  1. выявить у детей дошкольного возраста уровень сформированности интереса к семейной традиционной культуре, определить его содержание, особенности проявления и развития;
  2. разработать содержание и методику экспериментальной работы и проверить её эффективность в процессе воспитания у детей интереса к семейной традиционной культуре.

На первом этапе моей работы были выдвинуты следующие задачи:

  1. выявить наличие знаний и представлений у детей о семье, семейной традиционной культуре;
  2. оценить возможность приобщения дошкольников к семейной традиционной культуре;
  3. изучить отношение родителей и воспитателей к поставленной проблеме.

Для решения этих задач использовались разнообразные методы: опросы, игры, игровые ситуации, наблюдения, педагогические ситуации.

 С целью выявления степени сформированности у дошкольников представление о семье проводились индивидуальные беседы:

  1. «Как ты понимаешь, что такое семья?»;
  2. «У тебя большая семья?»;
  3. «С кем ты живёшь?»;
  4. «Есть ли у тебя бабушки, дедушки?»;
  5. «Как зовут маму, папу, бабушку, дедушку?»;
  6. «Есть ли у тебя брат или сестра?»;
  7. «Кто ты в семье?».

На первом этапе изучалось понимание воспитанниками значения слова «семья». По результатам опроса выяснилось, что это понятие сформировано у детей недостаточно полно.

  На вопрос о характеристиках семьи дошкольники говорили, что это люди, которые живут вместе, перечисляли бабушек и дедушек, сестёр и братьев. Это говорит о том, что дети путают «семья» и «родство». На вопрос «Кто ты в семье?» девочки назвали себя «ребёнок», «дочка», «внучка», «сестра», а мальчики – «ребёнок», «сын», «внук».

  Во второй части беседы выявлялись представления о семейных традициях, организации свободного времени, отвечая на такие вопросы:

  1. Часто ли ваша семья собирается вместе?
  2. Когда вы все вместе, чем вы занимаетесь?
  3. Куда ты любишь ходить вместе с мамой и папой?
  4. Приходят ли твои друзья к тебе в гости, что вы делаете?
  5. Какие семейные праздники бывают у вас дома?
  6. Какой семейный праздник ты любишь больше всего?
  7. Почему ты любишь именно этот праздник?
  8. Есть ли в вашей семье какие-либо традиции?

 Никто из дошкольников не  мог назвать семейные традиции, так как им не было непонятно само слово. Первостепенной задачей работы стало знакомство воспитанников с этим понятием. Среди семейных праздников дети назвали в основном день рождения, Новый год, Рождество, 8Марта, Масленица, так как им нравятся эти праздники, потому что получают подарки, некоторых привлекает красиво одеться. К большинству из опрошенных детей друзья не приходят в гости, хотя им бы этого очень хотелось.

  Следующий этап -  наблюдение за детьми в повседневной жизни, в процессе сюжетно-ролевой игры «Семья». Она протекает оживлённо, радостно, как правило, затягивается на несколько дней и дошкольники к ней возвращаются. Например, если дети разыгрывают приход гостей, то они накрывают на стол, гости покупают что-то в магазине, приходят в дом и дарят свой подарок, все вместе усаживаются за стол.

  Мною  использовалась  методика комментирования картинок, например, на темы «Вечер в семье», «Праздник в семье». В ходе проведения данной методики ребёнок описывал картинку исходя из своего личного опыта. Как оказалось, рассказы получились однотипны. Например, «Вечер в семье» они описывали следующее: я играю, мама готовит кушать, папа смотрит телевизор, читает газету. Четверо из опрошенных затруднились ответить.

  Применяла также метод игровых ситуаций. Например, дошкольникам предлагалось сыграть в игру «День рождения». Один из них выбирается именинником, а остальные его поздравляют, придумывают пожелания, дарят подарки. Вывод проведённых ситуаций показал, что знания детей о поздравлениях и пожеланиях бедны. Приглашали на день рождения только по телефону, при этом использовали неправильные речевые обороты, забывали называть дату события и времени. С целью определения отношений воспитателей и родителей к проблеме исследования применялись следующие методы: анкетирование родителей, беседы с ними и воспитателями, анализ воспитательно-образовательной работы с детьми. В качестве примера представлена анкета приложение№1.

  Результаты опроса родителей оказались следующими, перечислили традиционные праздники: дни рождения, Новый год, Рождество, 8Марта. Из семейных традиций назвали дни рождения родных и близких, воскресные обеды, чаепития, совместный летний отдых, уважение старших членов семьи, оказание им посильной помощи. На вопрос  «Оформляется ли вашей семье фотоальбом?» лишь четыре человека ответили положительно, остальные сообщили, что фотографий много, но альбом не оформлен. Среди предметов, передающихся по наследству, были названы папин дневник, картины, написанные прадедом. На вопрос об особенностях своей семьи ни один из опрошенных не назвал семейные традиции. В результате бесед с воспитателями, а так же анализа плана воспитательно-образовательной работы можно сделать следующий вывод: педагоги понимают значения приобщения детей к культуре своего народа. В процессе работы они используют элементы народной культуры, как декоративно - прикладное искусство, народные игры, праздники, знакомят с атрибутами и предметами быта.

  Учитывая результаты первого этапа работы,  далее решались следующие задачи:

  1. воспитание у детей дошкольного возраста интереса к семейной традиционной культуре;
  2. определение и апробация механизма освоения ребёнком содержания семейной традиционной культуры.

  Материал по ознакомлению детей семейной традиционной культурой был разделён на два блока:

  1. Знакомство с культурой и традициями русского народа (традиция отмечать семейные праздники).
  2. Ведение семейной фотолетописи.

Цель первого блока: побуждение детей к установлению личностных контактов с родителями с целью повышения осведомлённости о детстве, жизни старших членов семьи, поддержания интереса к родословной. В ходе изучения «Культуры и традиции народов  Кубани» закрепились знания детей о названии родной страны, края, культуре (устном народном творчестве, декоративно-прикладном искусстве). Уточнялись представления дошкольников о традициях, о которых им рассказывали, читали в сказках, которые они знают по опыту своих семей. Сначала с детьми проводилась беседа о талантах народа живущих на Кубани. Я вместе с воспитанниками вспоминали народные сказки, песни, обычаи. Поначалу дети отвлекались, им было сложно понять обычаи и некоторые понятия. Когда начала рассказывать им о Масленице, они заинтересовались, стали наперебой рассказывать, как проходит этот праздник в детском саду, как празднуют его дома. Далее познакомила детей с традицией имя наречения, содержанием празднования дня именин, состоялась беседа о семейных традициях: совместном чтении книг, домашних праздниках, похода, чаепитиях. После этого дошкольникам было дано задание узнать у родителей, какие традиции они помнят. В результате проведённой беседы у детей возник интерес к данной теме.

   Вместе с воспитанниками мы организовали досуг «Ждём гостей» (приложение№2), на которой раскрывались вопросы подготовки к празднику: украшение квартиры, приглашение, вручение подарков, приём гостей и проводы, развлечения и игры. Дети с удовольствием рассказывали о том, как помогают при уборке квартиры, чем можно угостить гостей. Затруднения вызвали вопросы, как можно украсить квартиру и как правильно развлекать своих друзей. Основными развлечениями воспитанники назвали просмотр мультфильмов, компьютерные игры, свободные игры в своей комнате. Для закрепления полученных знаний предлагалось решить следующие проблемные ситуации:

  1. «Тебя пригласили в гости, но ты прийти не можешь, потому что заболела маленькая сестрёнка и её не с кем оставить. Как ты поступишь, чтобы не обидеть друга?».
  2. «Друг забыл пригласить тебя на день рождения, а ты хочешь пойти. Что ты будешь делать?».

Проигрывая такие ситуации, дети упражнялись в нахождения в сложившихся обстоятельствах. При решении первой ситуации никто из дошкольников не сомневался в том, что нельзя оставлять маленькую сестрёнку одну, а друга можно поздравить по телефону и объяснить, почему не можешь прийти. Трое детей уточнили, что отдадут подарки, когда увидятся. Что касается второй проблемной ситуации, то поначалу все дети говорили, что обидятся на друга. Но после уточнения деталей ответили, что надо позвонить и поздравить.  

  Для обогащения содержательной стороны интереса было проведено игровое занятие «Милости просим, гости дорогие»;

  1. на которой дошкольники познакомились с некоторыми русскими национальными традициями приёма гостей;
  2. с понятиями «гостеприимство», «хлебосольство», «рукомойник», «красный угол».

После неё дети стали включать некоторые элементы встречи в свои игры: вместо плиты появилась печь, начали пользоваться словами «рушник», а так же пытались показать, как хозяйка встречала гостей в старину хлебом и солью. Помимо непосредственной образовательной деятельности в группах организовались интересные празднования день рождений. Дети, родители и педагоги вместе оформляли групповую поздравительными открытками, фотографиями, шарами, готовили костюмы, подарки, поздравления и угощения, играли в народные игры и слушали народные песни. Для родителей организовала консультацию на тему: «Как интересно отпраздновать день рождения ребёнка». Оказалось, что взрослые сталкиваются с рядом трудностей при проведении детских праздников. Основным они считали приготовление вкусного угощения и множество подарков, а в последнее время лучшим вариантом считают устроить праздник в кафе. Благодаря консультациям родители получили много важной, интересной информации, которой хотели бы воспользоваться.

  Определяющей идеей второго блока было признание необходимости создания у ребёнка позиции активного познания. Учитывая, что интерес оказывает сильное побуждающее воздействие, стратегия его формирования не сводилась лишь к усвоению знаний и информации. Самое главное было создать педагогические условия, при которых дети могли «перенести» полученные знания в знакомую сферу жизни своей семьи. Для этого с воспитанниками было организовано рассматривание семейных фотографий, фотоальбомов с беседами о людях, которые изображены на фотографиях, выяснением, кем они приходятся ребёнку, уточнения понятия «тётя», «дядя», «двоюродные брат и сестра», «родственники», «родня». Для установления лично-родственных отношений эффективным оказалось изготовления семейного герба, в котором подчёркивались особенности семьи: её традиции, увлечения… эмоционально-экспресивное отношение детей укреплялось тем, что они выступали  в роли экскурсоводов, рассказывая о гербе своей семьи. С целью поддержания интереса к родословной предлагалось рассказать о самом старшем члене семьи, наиболее ярко запомнившиеся моменты, связанные с бабушками и дедушками. Детям давалось задания узнать о детстве родителей, их играх, интересных случаях, которые с ними приключились. Порадовало то, что это задание заинтересовало родителей, они с удовольствием вспомнили о своём детстве. Так же было предложено оформить семейную газету, в которой выделялось какое – либо событие из жизни семьи, с помощью фотографий создавалось его образ. Для поддержания активно-действенного отношения  к семейной традиционной культуре эффективным оказалось оформление альбома «Путешествие в мир семьи», который состоял из рисунков детей на темы: «Наши семейные традиции», «Портрет нашей семьи».

  Завершающий этап определил следующие задачи:

  1. определение степени усвоения дошкольниками семейных традиций;
  2. уровень навыков гостевого этикета: правила приглашения, подготовки к празднику;
  3. выявление влияния проведённой работы на развитие интереса детей к семейным традициям.

  Результаты проведенной мною работы показали, что у дошкольников изменились представления о семье, семейно-родственных отношениях, традициях, что способствовало углублению  и расширению их интереса. Опрос детей показал, что с удовольствием рассказывают об особенностях своей семьи, они получили представление о том, что такое традиция, смогли назвать традиции их семьи, любимые семейные праздники. Словарь дошкольников обогатился новыми понятиями. Они узнали о гостевом этикете: научились преподносить подарки с разнообразными пожеланиями, стараются не повторяться, изобретательно подходят к выбору формы приглашения гостей. Особенно им понравилось придумывать и оформлять открытки-приглашения. По результатам наблюдения можно сказать, что дошкольники применяют полученные знания в своих сюжетно-ролевых играх: договариваются о ролях, совместно определяют содержание сюжета, более полно и подробно раскрывают отношения между членами семьи и родственниками. Дети стали включать в игры такие элементы, как подготовка подарка своими руками, приглашение гостя разными способами, сами наряжаются, устраивают показы концертов и спектаклей. Таким образом, проведённая работа подтвердила, что дошкольники стали более эмоционально и подробно рассказывать о проведении праздников в семье. Особенно отмечают сплочённость всех членов семьи при подготовке к мероприятию. Содержание семейной традиционной культуры богато и разнообразно, часть его может быть адаптирована к освоению детьми дошкольного возраста и служит основой для развития их интереса к познанию окружающего. Обогащение содержания семейной традиционной культуры способствует полноценной организации семейной жизнедеятельности, взаимопонимания членов семьи. Всё это вызывает у них эмоциональный отклик.

Анкета для родителей приложение№1.

Уважаемые родители!

   Просим ответить вас на вопросы данной анкеты. Полученная информация поможет нам в организации работы по приобщению детей к семейной традиционной культуре.

  1. Какие семейные праздники проводятся у вас дома?
  2. Какие семейные традиции есть в вашей семье?
  3. Знают ли ваши дети, где они родились?
  4. Знают ли ваши дети, где родились их родители?
  5. Знают ли ваши дети имя и отчество ваших родителей?
  6. Имеется ли в вашей семье фотоальбом, где последовательно отражается история вашей семьи?
  7. Имеется ли в вашей семье переданный вам по наследству предмет, который вы бы хотели, чтобы хранили ваши дети?
  8. Чем, на ваш взгляд, ваша семья отличается от других семей?

Благодарим за сотрудничество!

Сценарий встречи «Ждём гостей» представлен прилржении№2.

Структура встречи:

  1. Украшение квартиры.
  2. Приглашение на праздник (по телефону, при встречи, с помощью открытки-приглашения).
  3. Подарки. Как правильно выбрать подарок. Подарок, сделанный своими руками. Как правильно подарить подарки и принимать, какие слова необходимо произносить. Пожелания.
  4. Приём и проводы гостей.
  5. Развлечения: игры, сюрпризы, концерты, спектакли.
  6. Выполнение детьми следующих этюдов – упражнений:
  1. пригласить в гости друга, подругу (по телефону, при встречи);
  2. покажи, как ты встречаешь гостей;
  3. угости своих гостей печеньем, конфетами;
  4. проводи гостя в конце праздника.

Цели:

  1. Уточнение и закрепление знаний детей о правилах взаимоотношений между членами семьи.
  2. Закрепление навыков уборки помещения, сервировки стола.
  3. Развитие логического мышления, познавательной активности, желания участвовать  в ролевых диалогах в рамках заданной сюжетной линии.
  4. Воспитание уважительного отношения друг к другу, дружелюбия.
  5. Развития творческой инициативы, самостоятельности.

Оборудование: предметы сервировки стола, средства для уборки помещения, утюг, технические музыкальные средства, конфеты, торт, печенье.

Предварительная работа:

  1. рассматривание картины, беседа, разучивание пословиц, поговорок о труде, стихов;
  2. наблюдение за трудом взрослых, экскурсия в магазин.

Ход встречи:

Воспитатель: Сегодня дети у нас особенный день. Мы ждём гостей. В нашем общем доме мы живём долго и можем сказать, что вместе мы кто?

Дети: Семья.

Воспитатель: Назовите, пожалуйста, членов семьи. Кто живёт в семье?

Дети: В семье живут папа, мама, бабушка, дочка, сын.

Воспитатель: Рассмотрите картинку. Как сказать одним словом, кто живёт в этом доме?

Дети: В этом доме живёт семья.

Воспитатель: Расскажите пожалуйста, чем занимаются члены семьи?

(Дети рассказывают).

Воспитатель: Как вы думаете, как они должны общаться друг с другом? Каким голосом и как разговаривать?

Дети: Они должны разговаривать вежливо, спокойно, не кричать.

Воспитатель: Какие они должны употреблять «волшебные» слова!

Дети: Спасибо, пожалуйста, здравствуйте, до свидания, доброе утро.

Воспитатель: Рассмотрите и назовите предметы, которые мы будем использовать во время игры.

(Дети называют предметы, уточняют, для чего нужен каждый из них).

Воспитатель: Давайте распределим роли. Кто хочет играть роль мамы? Папы? Сына? Дочки? Ещё нам нужен в игре продавец. Кто хочет роль продавца? Итак, наша семья ждёт гостей. Мы можем приглашать их в неубранный дом?

Дети: Нет, не можем.

Воспитатель: А почему?

Дети: Потому что стыдно, нехорошо, если в доме неубрано.

Воспитатель: А мы можем оставить гостей без угощения?

Дети: Нет, не можем.

Воспитатель: Чем же мы будем сегодня заниматься?

Дети: Мы будем убирать, накрывать на стол, покупать угощение.

Воспитатель: В дружной семье все дела делаются сообща, вместе. Давайте подумаем, что будет делать мама?

Мама: Я поглажу скатерть, салфетки, ленты. (Папе)-а ты почисть ковёр?

Папа: Хорошо.

Мама: Дочка возьми тряпочку и вытри пыль на столе, телевизоре, тумбочке

Дочка: Хорошо, мама.

Мама: Сынок, а ты наведи порядок в игровой комнате, расставь красиво игрушки.

Сын: Хорошо, я всё сделаю.

Мама: Я поглажу скатерть.

(Звучит лёгкая тихая музыка. Участники игры приступают трудовых поручений).

Мама: Ой, мы забыли купить угощения для гостей. (Папе). Сходи, пожалуйста, в магазин.

Папа: Хорошо, а что купить?

Мама: Купи торт, конфеты, печенье.

(Папа идёт в магазин).

Папа (продавцу): Здравствуйте!

 Продавец: Здравствуйте, что вы хотите купить в нашем магазине?

Папа: Дайте мне пожалуйста, торт, коробку конфет и печенье.

Продавец: Всё это стоит 100рублей.

Папа: Возьмите пожалуйста деньги. Спасибо, до свидания.

Продавец: До свидания, приходите ещё.

Папа: Я пришёл, посмотрите, что я купил.

Мама: Хорошо, положите всё на стол.

Папа: Как у вас дела? Тебе помочь?

Мама: Да,. давайте накрывать на стол.

(Все члены семьи вместе сервируют стол, затем приводят себя в порядок. Раздаётся звонок в дверь- заходят гости (двое детей)).

Гости: Здравствуйте!

Мама, папа: Здравствуйте, дорогие гости! Проходите, пожалуйста.

(Гостей  приглашают к столу. После угощения все вместе поют песни или загадывают друг другу загадки,…).

Воспитатель: Теперь мы с вами знаем как ответственно надо относиться к приёму гостей. Какое это серьёзное дело, требующее подготовки и участия всех членов семьи.

 

Рекомендации по подготовке к празднику (приложение):

  1. Следует определиться с темой праздника исходя интересов ребёнка;
  2. Украсить соответственно выбранной теме квартиру;
  3. Приготовить поздравления, подарки;
  4. Составить список приглашённых гостей;
  5. Оформит приглашения;
  6. Продумать меню для праздничного стола;
  7. Подобрать для праздника игры, забавы и конкурсы.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект педагогической гостиной на тему "Семейные традиции"

Хотите узнать - как способствовать соблюдению имеющихся семейных традиций, их укреплению  и появлению новых; как повысить педагогическую культуру родителей - читайте....

Сценарий к методическому объединению педагогов ДОУ на тему: "Семейные традиции".

Сценарий к методическому объединению педагогов ДОУ на тему: "Семейные традиции"....

Конспект занятия в старшей группе по теме: семейные традиции русского народа

Конспект занятия в старшей группе по теме: семейные традиции русского народа...

Консультация для родителей на тему: "Семейные традиции. 23 февраля – семейный праздник!"

Приобщать родителей к традиции празднования 23 февраля. Сохранение во многих семьях обычаев и традиций ,которые передаются из поколения в поколение,своеобразие семейных и родственных отношений являютс...

Мастер-класс по социокультурным истокам по теме «Семейные традиции – основа семейного благополучия»

Актуальной становится задача объединения усилий образовательного учреждения и семьи и создания единого контекста воспитания и развития на основе общности цели, содержания и педагогических технологий. ...

Сценарий семейного досуга. Тема «Семейные традиции и увлечения».

Материал представлен в виде непринужденного досуга, проведенного совместно с родителями и детьми...

Доклад на тему «Семейные традиции, моральные принципы,педагогическое мастерство родителей – условия формирования нравственных

Каждая семья, кроме общих традиций народа, имеет свои собственные обычаи и привычки. Они приносят в дом гармонию отношений и чувство надежности.Кому-то может показаться, что в их семье нет традиций. Н...