Познавательно- творческий проект "Путешествие по Санкт-Петербургу""
методическая разработка по окружающему миру (подготовительная группа) по теме

Горшенина Вера Викторовна

Проект направлен  на воспитание любви к родному городу, представляет собой систему работы с родителями и детьми.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon poznavatelnyy_proekt.doc85 КБ

Предварительный просмотр:

Познавательно-творческий проект   «Путешествие по Санкт-Петербургу»

Актуальность проекта.

Неотъемлемая часть любой системы образования – воспитание патриотизма.

Основы патриотизма начинают формироваться в дошкольном возрасте, и именно в этот период закладывается интерес, уважение  и любовь к своей малой родине - месту, где родился, к своему городу.

Базовый этап формирования у детей любви к Родине это - накопление ими социального опыта жизни в своем городе, усвоение принятых в нем норм поведения, взаимоотношений, приобщение к миру его культуры. Санкт-Петербург- это город с 300-летней историей и как любой город имеет свои достопримечательности, свои традиции. И одна из важных наших задач воспитать в детях бережное отношение ко всему тому, что их окружает, осознать себя частью города, заложить фундамент личности в ребенке. Таким образом, заложив фундамент с детства, мы можем надеяться, что воспитали настоящего патриота.

Цель проекта: создание условий для обогащения знаний детей о родном городе, развитие познавательных, творческих способностей воспитанников; сформировать у детей и родителей интерес к культурным ценностям прошлого и настоящего города Санкт-Петербурга , чувство уважения к его жителям, воспитание любви к родному городу, уважение к его традициям и обычаям.

Участники: воспитатель, дети подготовительной группы, родители. 

ТИП ПРОЕКТА: информационный, исследовательский, творческий.

 информационный (дети совместно с родителями и воспитателями собирают информацию из разных источников);

творческий (дети рисуют, составляют рассказы, поют песни, создают новые правила поведения в общественных местах, в игре - нормотворчество );

исследовательский (исследуют, знакомятся с историй семьи, города)

Сроки реализации проекта: в течение учебного года.

ЗАДАЧИ ПРОЕКТА:

Образовательная:

  1.  Расширять представления детей о родном городе (историческое прошлое, достопримечательности, традиции, ремесла).
  2.  Формировать представление о своем родном крае, своей малой родине на основе приобщения к родной природе, культуре, традициям.

Развивающая :

1.Развивать связную речь детей посредством составления рассказов, пересказа сказок, рассказов о родном городе.

2.Пробудить в детях познавательный интерес к родному городу.

3.Развивать потребность в самостоятельном освоении окружающего мира путем изучения  истории своего города.

Воспитательная:

  1. Воспитывать любовь, уважение и бережное отношение к своей малой родине   средствами эстетического воспитания: через музыку, изобразительную деятельность, художественное слово.

2.Способствовать укреплению семейных связей,  развитию партнерских отношений между родителями и детским садом.

  1.  Формировать нравственные качества личности ребенка: самостоятельность, патриотизм, любовь к родному городу.

Распределение деятельности между участниками проекта

 Педагоги 

  1. Наличие у педагога  знаний о прошлом и настоящем своего города, его достопримечательностях, традициях и т. д.
  2. Активное взаимодействие с социумом и семьями воспитанников
  3. Организуют работу по реализации проекта
  4. Участвуют в презентации и защите проекта
  5. Организуют выставку проектов
  6. Оформляют тематические папки по проекту

Дети

  1. Дети совместно с взрослыми собирают  информацию из разных источников
  2. Высказывают (зарисовывают) свои идеи
  3. Участвуют совместно с родителями, воспитателями в презентации и защите проектов

Родители

  1. Совместно с ребёнком собирают информацию из разных источников
  2. Совместно с ребёнком оформляют проект (родители пишут, печатают, дети делают зарисовки, украшают страницы)

3.Совместно с ребёнком готовят презентацию проекта, участвуют в защите проекта. 

4.Наличие у родителей знаний о прошлом и настоящем своего города, его достопримечательностях, традициях и т. д.

Основные направления в работе по реализации проекта:  

Речевое развитие, познание, экскурсии в музей, художественно-творческая (рисование, аппликация, лепка), чтение художественной литературы, музыка, трудовая деятельность, здоровье и безопасность.

Принципы реализации проекта:

Принцип личностно-ориентированного общения

В процессе обучения дети выступают как активные исследователи окружающего мира вместе с педагогом и родителями, а не просто пассивно перенимают опыт общения со взрослыми.

Принцип последовательности

Предполагает планирование изучаемого материала последовательно: от близкого к далёкому, от малого - к великому (мой дом - моя улица - мой город  - моя страна)

Принцип наглядности

Широкое представление наглядности: иллюстрации, показ слайдов, фотографии пейзажей, памятников, достопримечательностей и т.д. с использованием компьютера и мультимедийной системы.

Принцип занимательности

Материал должен быть интересным, увлекательным для детей. Этот принцип формирует у детей желание выполнять предлагаемые виды заданий, стремиться к достижения результата.

ПРЕДПОЛАГАЕМЫЙ РЕЗУЛЬТАТ ПРОЕКТА 

  1. Знать названия окружающих улиц.
  2. Узнавать памятники и исторические места и названия города по картинкам.
  3. Знать людей, прославивших город, народные промыслы.
  4. Находить свой город на карте, показывать и называть р.Нева.
  5. Составлять связный рассказ с опорой на картинки и слайды о родном городе.
  6. Уметь находить и отбирать  материал совместно с родителями по заданной теме (с использованием компьютера, интернета)
  7. Уважать историческое прошлое своего города и бережно относиться к его достопримечательностям.
  8. Оформление фотовыставки «Наш любимый город»
  9. Оформление стенда  и презентации «Путешествие по городу».

Основные этапы проекта:

1 этап - подготовительный.  Включает в себя: изучение знаний родителей и детей по данному направлению; пополнение знаний воспитателя об истории города, его культурных достопримечательностях, ремеслах, традициях , биографий знаменитых земляков; планирование работы, выбор форм и методов; подбор иллюстративного и литературного материала для работы с детьми.

2 этап – практический. Он включает в себя два направления:

  1. работу с детьми;
  2. сотрудничество с родителями  воспитанников.

3 этап – оценочный. На этом этапе была проведена диагностика знаний детей о родном городе.

В результате работы над проектом:

  1. были созданы карта города и микрорайона, где расположен детский сад с использованием мультисистемы.
  2. коллективная работа детей « Улицы нашего города»
  1. фото-выставка совместно с родителями «Наш любимый город»
  1. дети и родители приняли участие в акции «Чистый город».
  2.  Оформление стенда и презентации «Путешествие по городу».

Благодаря работе над проектом  дети уточнили уже имеющиеся знания о родном городе, узнали много нового об истории Санкт-Петербурга, знаменитых людях, прославивших наш город, ближе познакомились с культурой и традициями города. Совместная деятельность родителей и детей способствовала расширению кругозора взрослых, укреплению взаимоотношений в семьях, духовному развитию участников, воспитанию уважения и бережного отношения к родному городу.


Этапы реализации проекта

Деятельность участников проекта

Педагоги

Дети

Родители

1 этап – организационный 

1.Диагностика уровня нравственно – патриотического воспитания детей

2.Подбор необходимого материала для оснащения развивающей среды в группе

3.Оформить в группах для родителей информационные уголки по теме «Социально-нравственное воспитание детей в детском саду»

4.Подбор дидактических игр по теме патриотического воспитания.

5.Подбор художественной литературы, книг для чтения и рассказывания детям на занятиях, во время бесед и в свободной деятельности.

6.Проведение общего родительского собрания; познакомить с темой проекта, домашним заданием для родителей.

1. Участие в выборе тем проектов.

2.Знакомство с экспозицией «Санкт-Петербург – город-герой»

интерактивная книга.

3. Рассматривание тематических альбомов «Мой Санкт-Петербург», «Азбука юного петербуржца», «История Санкт-Петербурга в картинках», «Природа родного края», «День города»

1. Помощь детям в выборе тем проектов.

2.Подбор фотографий об истории города, из семейных архивов.

3.Просмотр материалов по интернету.

2.

2 этап – основной, практический 

1. Составление плана реализации проекта, использование модели «3-х вопросов» (разбор 2-х из них)

2. Проведение бесед и занятий по блокам «Родная семья», «Родной город», «Родная природа», «Родная  культура» (традиции).

3.Чтение художественной литературы («Санкт-Петербург. Три века архитектуры» И. С. Храбрый;

«Чудесный город» Л. К. Ермолаева, И. М. Лебедева;«Санкт-Петербург» В. Воскобойников ;Санкт-Петербург.Путешествие через века.Книга для семейного чтения Автор: Яковлева Н.А.)


4.Продуктивная деятельность (рисование, аппликация): «Где можно увидеть государственную символику?», «Как я отдыхал со своей семьёй летом», «Улица, на которой я живу», «Наша дружная семья», «Мой дом - моя крепость», «Петропавловская крепость».

1. Совместно с взрослыми собирают  информацию из разных источников.

2.Просмотр интерактивной книги «Санкт-Петербург – город-герой».

3. Фиксирование идей в схеме (зарисовка).

4. Украшают страницы проекта.

5. Составление творческого рассказа «Если бы я был мэром города ,то….»

6. Посещение Государственного музея истории Санкт-Петербурга (детей с родителями.).

7. Словотворчество детей с родителями: сочини стихи, сказку о г. Санкт-Петербурге

8.Игры с использованием мультимедийной системы «Угадай-ка», «Дорога к дому».

9.Творческие рассказы:

«Город, в котором я живу», «Я хозяин города»

10.Дидактические игры «Я и другие», «Народы России», «Ребята нашего двора».

11.Создание детьми  норм и правил поведения в общественных местах, в игре (нормотворчество) 12.Заполнение карты города (отмечаем на карте города места, где побывали) с использованием ИКТ.

1. Совместно с ребёнком собирают информацию из разных источников - библиотека, книги, энциклопедии, Интернет, интервью с родственниками.

2. Совместно с ребёнком оформляют проект (родители пишут, печатают, дети делают зарисовки, украшают страницы)

3. Участие в составлении семейных газет «Под крышей дома своего»

4.Фоторепортаж «Наш любимый город»(фотографии основных предприятий, памятников, улиц)

5.Создание семейного проекта.

6.Участие в акции

«  Чистый город».

7.Посещение детьми и родителями мест, связанных с     (сквер,памятники, музей,улицы)

3.

3 этап – заключительный 

1. Анализ–обсуждение с детьми результатов продукта деятельности по проекту.

2. Организация презентации проектов, участие в защите проектов с использованием мультимедийной доски.

3.Оформление стенда « Путешествие по городу».

4.Карта города  и микрорайона, где расположен детский сад –на мультисистеме.

5.Оформление тематических папок для детей по проектам.

1. Участие в защите и презентации своих проектов.

2.Анализ  обсуждение, рефлексия.

3.Диагностика знаний детей о родном городе.

4.Коллективная работа детей «Улицы нашего города».

1. Участие в защите и презентации детских проектов.

2.Оформление фото- выставки « Наш любимый город».

ОЖИДАЕМЫЙ РЕЗУЛЬТАТ:

  1. Увеличение количества детей, проявляющих интерес к истории и культуре родного города.
  2. Сформированы представления о прошлом и настоящем города; а о себе, как о петербуржце.
  3.  Знание правил установленных обществом (как вести себя в общественных местах, транспорте, в гостях)
  4. Развитие умений у детей продуктивно взаимодействовать, умение слышать другого, предлагать различные варианты решения поставленных задач.
  5. Развитие коммуникативных навыков, толерантности при ролевом взаимодействии и информационном обмене.
  6. Формирование  навыков самостоятельной работы с разными источниками информации (компьютер, книги, мультимедийная система, муз.центр, энциклопедии, иллюстрации, телепередачи…)

 Выводы:

Проживая в городе Санкт-Петербурге, на территории уникальных мест, мы не только не посещаем их, но и мало знаем о них. В ходе реализации проекта дети получат знания о прекрасных местах, известных всему миру. Не следует ждать от детей взрослых форм проявления любви к родному городу. Но если в ходе реализации проекта дети приобретут знания об истории города, достопримечательностях и обычаях, будут знать имена тех, кто основал и прославил город, начнут проявлять интерес к событиям городской жизни и отражать свои впечатления в продуктивной деятельности, то можно считать, что цель и задачи проекта выполнены.


Литература

1.Санкт-Петербург.Путешествие через века.Книга для семейного чтения Автор: Яковлева Н.А.

2.Санкт-Петербург. «Три века архитектуры» И. С. Храбрый;

3.«Чудесный город» Л. К. Ермолаева, И. М. Лебедева;

4.«Санкт-Петербург» В. Воскобойников ;

5.«Санкт-Петербург: Рассказы для детей по истории города»В. К. Дмитриев

6.История России. Полная энциклопедия, Юлия Школьник.

7. Народы России,  Елена Широнина

8.Алифанова Т.Г. «Петербурговедение для малышей от 3 до 7 лет». Санкт-Петербург. «Паритет», 2005.

9.Ефимовский Е.С. «Любимый город Санкт-Петерубрг». Азбука в стихах и картинках. Санкт-Петербург, изд.дом «Литера», 2004.

10.Гурьева Н.А. «Детям о Санкт-Петербурге. Первое знакомство». Санкт-Петербург. «Паритет», 2010.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование у старших дошкольников познавательного интереса к архитектуре Санкт – Петербурга средствами дидактических игр в дополнительном образовании.

Дополнительное образование является специфической системой построения дополнительного (к базовому) образовательного пространства развития ребенка и решает не только утилитарные задачи, но позволяет ра...

Конспект познавательного занятия «День города. Санкт-Петербург» в старшей группе ГБДОУ №67 Приморского района

Познавательное занятие с элементами художественного творчества.Тема: День города. Санкт-Петербург. Символы Санкт-Петербурга....

Конспект познавательного занятия «День города. Санкт-Петербург» в старшей №8 ГБДОУ №67 СПб

Познавательное занятие с элементами художественного творчества.Тема: День города. Санкт-Петербург. Символы Санкт-Петербурга....

Конспект занятия в подготовительной группе по познавательному развитию. "Колыбель истории. Санкт - Петербург"

данный материал поможет педагогам обобщить и углубить знания детей о городах России...

Познавательный проект "Мой город - Санкт - Петербург"

Данный проект - это начальная ступень патриотического воспитания дошкольников....

Конспект занятия по познавательному развитию «Путешествие по Санкт-Петербургу» старший дошкольный возраст

Расширить знания и представления детей о родном городе. Закрепить в памяти у ребят основные достопримечательности города Санкт-Петербурга. Основные места: Невский проспект, Петропавловская крепость, Л...

Занятие по познавательному развитию «Путешествие по Санкт-Петербургу» Старший дошкольный возраст

Расширить знания и представления детей о родном городе. Закрепить в памяти у ребят основные достопримечательности города Санкт-Петербурга.P.S. Полностью раскрыть презентацию можно только скачав е...