Главные вкладки

    Конспект занятия по ознакомлению детей с народно-прикладным искусством «Краса ненаглядная»
    план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа) по теме

    знакомство детей с народным декоративно прикладным искусством.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Microsoft Office document icon krasa_nenaglyadnaya.doc43 КБ

    Предварительный просмотр:

    Конспект занятия по ознакомлению детей народно-прикладным искусством «Краса ненаглядная» в подготовительной группе.

    Воспитатель: Пузаркина И. Д.


    Программа «Воспитание и обучение детей в детском саду» под редакцией

    М. В. Васильева, В. В. Гербова, Т. С. Комарова в подготовительной группе.

    Цель: познакомить детей с народным декоративно прикладным искусством.

    Задачи:

    - Образовательная: расширять и закреплять представления детей об отдельных видах народных промыслов: Городец, хохлома, дымка.

    - Развивающие: учить детей составлять узор по мотивам дымковой росписи.

    - Воспитательные: прививать любовь, уважение и восхищение к труду народных мастеров-умельцев.

    - Обогащать словарь детей словами: городец, хохлома, дымковские игрушки.

    Методы и приёмы:

    Игровой – игра на деревянных ложках; подвижно-хороводная игра «Колпачок»

    Практические – выкладывание дымковских узоров на фланелеграфе.

    Наглядный – иллюстрации, картинки, предметы и игрушки  Городец, хохломы и  дымки. Презентация «Краса ненаглядная», альбом «Хохлома», «Городец», «Дымка»; альбомы с хохломой, дымковской и городской росписью.

    Словесный – беседа, стихи познавательного характера, загадки, частушки, рассказы детей о декоративно – прикладном искусстве.

    Форма организации – групповой, фронтальный.

    Средство – мини – музей «Краса ненаглядная», экспонаты русского народного промысла, иллюстрации дымковской, хохломской и Городецкой росписи; посуда из дерева  украшенная хохломской росписью, Дымковская барышня, шаблоны, полоски, кольца и т.д.

                                                    Ход занятия

    1 часть. Организационный момент.

      Занятие проходит в мини – музее группы. Звучит русская народная мелодия « ? ».

    2 часть.

    -  Здравствуйте, ребятишки! Меня зовут Марья – Сказительница. Я приглашаю вас ко мне в  музей  народно – прикладного искусства.

    - Люди на Руси всегда стремились к красоте, замечали её вокруг себя в обычных на первый взгляд предметах и явлениях. Восход солнца, снегопад, прощальный хоровод осенних листьев – всё мило сердцу человека. Русский человек своими руками создавал красоту вокруг себя. Красоту особую, для своей семьи, своих детей. А со временем люди стали эту красоту выставлять в музеи, проводить выставки, чтобы все любовались. Вот и вы сегодня пришли в мини – музей на выставку, где представлены изделия народных мастеров. Это глиняные и деревянные игрушки, посуда, шкатулка и многое другое. Многие предметы и игрушки вам знакомы: (показываю предмет, расписанный Городецкой росписью и другие предметы, картинки)

    - Ребята, а какой росписью  расписан этот предмет? (Городецкая роспись)  

     Илья знает стишок, послушайте:

    «Городец смущается

    Красота всем нравится.

    Краски лета, осени

    И весенней просини».

    - Даша, расскажи, что ты знаешь про Городецкую роспись.

    - Даша: Городецкая роспись красочная и праздничная. Орнамент с пышными бутонами, соцветиями, листьями создаёт весёлое настроение. Узоры светятся разными оттенками голубого. Розового, фиолетового и оранжевого цветов.

    - Молодец, Даша! Хочу добавить, что важной частью Городецкой росписи является умелое оживление рисунка узорными декоративными сеточками, завитками и ушками. Отгадайте загадку:

    «Разные ложки и ковши

    Ты разгляди - ка, не спеши.

    Там травка вьётся и цветы

    Растут не здешней красоты».

    Блестят, они как золотые, а может, солнцем залитые. (Хохлома)

    Посмотрите предметы, расписанные хохломской росписью (ложки деревянные, шкатулки, посуда, солонки и даже мебель: стол, стулья.)

    - Катюша, что ты знаешь про хохломскую роспись, расскажи нам!

    - Катюша: посуда украшена золотой росписью. На чёрном или красном фоне затейливо переплетаются золотые ягоды, цветы, листочки.

    - Молодец, Катя! Хохломская роспись – это чудо, созданное руками человека! Посмотрите, какая красота! (показываю предметы). Чтобы получить такое чу4до, мастер сначала вытягивает ложечку или чашечку из дерева, расписывает затем красками, покрывает готовое изделие лаком и ставит в печь, что бы оно высохло, закалилось. Одно удовольствие есть из такой посуды! Она лёгкая и красивая. Русский народ научился играть на деревянных ложках. Олег нам прочтёт стих про хохлому:

    «Хохлома, хохлома,

     Наше чудо дивное

    Мы рисуем хохлому,

    Красоту невиданную.

    - Давайте поиграем на деревянных ложках (играют под русскую народную мелодию «Светит месяц»).

    Отгадайте загадку: «Ростом разные подружки,

                                        Все похожи друг на дружку.

                                         1. 2. 3. 4. 5.

                                         Даже всех не сосчитать». (Матрёшка)

    - Ребята посмотрите, здесь и матрёшки. Все они разные, не похожие друг на друга, все в пёстрых сарафанах, цветных платках, расписных передниках, розовощёкие, с лукавинкой в глазах. Открываем матрёшку, а внутри такая же красавица, только поменьше. И так далее.

    - Лиза нам прочтёт четверостишие про матрёшек:

    «Восемь кукол деревянных

      В разноцветных сарафанах

      На столе у нас живут

       Их матрёшками зовут».

    - Обратите внимание на эти игрушки, они сделаны из глины. А какой росписью они расписаны?

     Загадка: «Весёлая, белая, глина»

                      Кружочки, полоски на ней.

                      Козлы и барашки смешные.

                      Табун разноцветных коней,

                      Кормилицы и водоноски,

                       И всадники и ребетня,

                       Собачки, гусары и рыбы

                       А ну, назови - ка меня (Дымка). Правильно, это дымковская роспись.

    - Устали ребятки? Садитесь на стульчики, немножко отдохнём! Хотите послушать сказку? (Да) Только я вам не сказку расскажу, а быль. Слушайте: «В некотором царстве, в некотором государстве, рядом с русским городом Вятка, стоит небольшое селение Дымково. Давным-давно жили там смелые, да умелые, весёлые да красивые мастера. Однажды они собрались и стали думать, как бы своё мастерство показать, да людей и детишек порадовать, свой край прославить. Думали-думали и придумали. Нашли они в окрестностях села Дымково красную глину и стали лепить фигурки. Глину превращали мастера в весёлые, нарядные, яркие игрушки. Сначала они лепил, потом подсушивали и обжигали в горячей печи, что бы фигурка стала твёрдой.» Посмотрите на картинки, какие узоры и краски вы видите?

    - Дети: кружочки, прямые волнистые полоски, клеточки, пятна, точки… Краски яркие, малиновые, красные, зелёные, оранжевые, синие.

    - Правильно! Поэтому пёстро и весело от такого хоровода красок. А вы знаете, почему фигурки такие, белого цвета? Обожженные фигурки обмакивают в специальную смесь молока и мела. И на это белое покрытие хорошо наносятся любые краски. Ребят, а давайте с вами поиграем! (Да) Хороводная русская народная игра «Колпачок».

    Кто хочет быть народными умельцами и мастерами? (Все) Давайте скажем волшебные слова: «Влево, вправо повернись и в умельца превратись». Вот мы и стали мастерами. Садитесь за столы, перед вами всё необходимое для работы. На шаблонах дымковская барышня, водоноска, барашек и козлик, вы должны выложить узоры. А что бы ваша работа ладилась да спорилась, я включу вам музыку. (В ходе работы помогаю детям).

    Я вижу вы и вправду умелые мастера! Давайте выставим ваши узоры, да посмотрим, чему вы научились!

    - (Дети рассказывают о своей работе)

    - Молодцы ребята! А девочки нам приготовили частушки, давайте попросим, что бы они нам спели.

    1. Ставьте ушки на макушки,

    Пропоём мы вам частушки.

         Наши руки крендельком

         Щёки будто яблоки.

        С нами издавна знаком

         Весь народ на ярмарке.  

    1. Дымковские барыни

    Всех на свете краше,

    А гусары баловни –

    Кавалеры наши.

    1. Мы игрушки расписные

    Хохотушки всякие,

    Щеголихи слободские,

    Кумушки посадские.

    1. С лентами, да бантами,

        Да под ручку с франтами

              Мы гуляем парами

              Проплываем павами.

    1. Мы игрушки знатные

         Складные, да ладные.

    Мы повсюду славимся,

    Мы и вам понравимся.

     3 часть. Итог: дети, вам понравился мой мини-музей? А что вам больше всего запомнилось и понравилось? (2-3 ответа)

    Изделия русских народных мастеров широко известны за пределами России. Это наша национальная гордость. Как вы думаете, что это значит?

    - Дети: это значит, что мы гордимся умением наших мастеров, которые несут людям красоту и радость.

    - Такие игрушки и изделия делают только в России. Сегодня я вам в подарок приготовила угощения – сладости (сладкие петушки).

     


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Конспект занятия по ознакомлению детей с произведениями изобразительного искусства и по изобразительной деятельности детей старшего возраста. тема: "У моря тоже есть свой характер".

    Данное занятие направлено на пробуждение у детей любви к природе, красоте окружающего мира и интерес к его разнообразным формам и явлениям через произведения изобразительного искусства, музыку и худож...

    УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ПОСОБИЕ ПО ОЗНАКОМЛЕНИЮ ДЕТЕЙ С НАРОДНО-ПРИКЛАДНЫМ ИСКУССТВОМ. «Подбери сарафан матрёшке» «Укрась матрёшке сарафан»

    Городское бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 85комбинированного вида Красногвардейского районаУЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ПОСОБИЕ ПО ОЗНАКОМЛЕНИЮ ДЕТЕЙ С НАРОДНО-ПРИКЛАДНЫМ ИСКУССТВ...

    ПРОЕКТ Тема: «К истокам народной культуры через ознакомление детей с народно - прикладным искусством» старший дошкольный возраст познавательный, нравственно – патриотический, художественно - эстетический срок: 2 года

    "Самым высоким видом искусства, самым талантливым, самым гениальным является народное искусство, то есть то, что запечетлено народом, сохранено, что народ пронёс через столетия" М.И.Калинин....

    Конспект занятия по ознакомлению детей с народно-прикладным искусством

    Познакомить детей с народным декоративно прикладным искусством.- Расширять и закреплять представления детей об отдельных видах народных промыслов: Городец, хохлома, дымка.- Учить детей составлять узор...

    Приобщение детей к национальным, культурным традициям посредством ознакомления детей с народно-прикладным искусством

    Цель: приобщать детей к национально-культурным традициям посредством углубления и расширения знаний о матрешке - символе русского народного искусства....

    Конспект НОД по ознакомлению детей с народно-прикладным искусством "Нежно-голубое чудо" (подготовительная группа)

    Конспект непрерывной образовательной деятельности по ознакомлению детей подготовительной к школе группы с народно-прикладным искусством  "Нежно-голубое чудо"...