Конспект занятия по ознакомлению детей с народно-прикладным искусством «Краса ненаглядная»
план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа) по теме

знакомство детей с народным декоративно прикладным искусством.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon krasa_nenaglyadnaya.doc43 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект занятия по ознакомлению детей народно-прикладным искусством «Краса ненаглядная» в подготовительной группе.

Воспитатель: Пузаркина И. Д.


Программа «Воспитание и обучение детей в детском саду» под редакцией

М. В. Васильева, В. В. Гербова, Т. С. Комарова в подготовительной группе.

Цель: познакомить детей с народным декоративно прикладным искусством.

Задачи:

- Образовательная: расширять и закреплять представления детей об отдельных видах народных промыслов: Городец, хохлома, дымка.

- Развивающие: учить детей составлять узор по мотивам дымковой росписи.

- Воспитательные: прививать любовь, уважение и восхищение к труду народных мастеров-умельцев.

- Обогащать словарь детей словами: городец, хохлома, дымковские игрушки.

Методы и приёмы:

Игровой – игра на деревянных ложках; подвижно-хороводная игра «Колпачок»

Практические – выкладывание дымковских узоров на фланелеграфе.

Наглядный – иллюстрации, картинки, предметы и игрушки  Городец, хохломы и  дымки. Презентация «Краса ненаглядная», альбом «Хохлома», «Городец», «Дымка»; альбомы с хохломой, дымковской и городской росписью.

Словесный – беседа, стихи познавательного характера, загадки, частушки, рассказы детей о декоративно – прикладном искусстве.

Форма организации – групповой, фронтальный.

Средство – мини – музей «Краса ненаглядная», экспонаты русского народного промысла, иллюстрации дымковской, хохломской и Городецкой росписи; посуда из дерева  украшенная хохломской росписью, Дымковская барышня, шаблоны, полоски, кольца и т.д.

                                                Ход занятия

1 часть. Организационный момент.

  Занятие проходит в мини – музее группы. Звучит русская народная мелодия « ? ».

2 часть.

-  Здравствуйте, ребятишки! Меня зовут Марья – Сказительница. Я приглашаю вас ко мне в  музей  народно – прикладного искусства.

- Люди на Руси всегда стремились к красоте, замечали её вокруг себя в обычных на первый взгляд предметах и явлениях. Восход солнца, снегопад, прощальный хоровод осенних листьев – всё мило сердцу человека. Русский человек своими руками создавал красоту вокруг себя. Красоту особую, для своей семьи, своих детей. А со временем люди стали эту красоту выставлять в музеи, проводить выставки, чтобы все любовались. Вот и вы сегодня пришли в мини – музей на выставку, где представлены изделия народных мастеров. Это глиняные и деревянные игрушки, посуда, шкатулка и многое другое. Многие предметы и игрушки вам знакомы: (показываю предмет, расписанный Городецкой росписью и другие предметы, картинки)

- Ребята, а какой росписью  расписан этот предмет? (Городецкая роспись)  

 Илья знает стишок, послушайте:

«Городец смущается

Красота всем нравится.

Краски лета, осени

И весенней просини».

- Даша, расскажи, что ты знаешь про Городецкую роспись.

- Даша: Городецкая роспись красочная и праздничная. Орнамент с пышными бутонами, соцветиями, листьями создаёт весёлое настроение. Узоры светятся разными оттенками голубого. Розового, фиолетового и оранжевого цветов.

- Молодец, Даша! Хочу добавить, что важной частью Городецкой росписи является умелое оживление рисунка узорными декоративными сеточками, завитками и ушками. Отгадайте загадку:

«Разные ложки и ковши

Ты разгляди - ка, не спеши.

Там травка вьётся и цветы

Растут не здешней красоты».

Блестят, они как золотые, а может, солнцем залитые. (Хохлома)

Посмотрите предметы, расписанные хохломской росписью (ложки деревянные, шкатулки, посуда, солонки и даже мебель: стол, стулья.)

- Катюша, что ты знаешь про хохломскую роспись, расскажи нам!

- Катюша: посуда украшена золотой росписью. На чёрном или красном фоне затейливо переплетаются золотые ягоды, цветы, листочки.

- Молодец, Катя! Хохломская роспись – это чудо, созданное руками человека! Посмотрите, какая красота! (показываю предметы). Чтобы получить такое чу4до, мастер сначала вытягивает ложечку или чашечку из дерева, расписывает затем красками, покрывает готовое изделие лаком и ставит в печь, что бы оно высохло, закалилось. Одно удовольствие есть из такой посуды! Она лёгкая и красивая. Русский народ научился играть на деревянных ложках. Олег нам прочтёт стих про хохлому:

«Хохлома, хохлома,

 Наше чудо дивное

Мы рисуем хохлому,

Красоту невиданную.

- Давайте поиграем на деревянных ложках (играют под русскую народную мелодию «Светит месяц»).

Отгадайте загадку: «Ростом разные подружки,

                                    Все похожи друг на дружку.

                                     1. 2. 3. 4. 5.

                                     Даже всех не сосчитать». (Матрёшка)

- Ребята посмотрите, здесь и матрёшки. Все они разные, не похожие друг на друга, все в пёстрых сарафанах, цветных платках, расписных передниках, розовощёкие, с лукавинкой в глазах. Открываем матрёшку, а внутри такая же красавица, только поменьше. И так далее.

- Лиза нам прочтёт четверостишие про матрёшек:

«Восемь кукол деревянных

  В разноцветных сарафанах

  На столе у нас живут

   Их матрёшками зовут».

- Обратите внимание на эти игрушки, они сделаны из глины. А какой росписью они расписаны?

 Загадка: «Весёлая, белая, глина»

                  Кружочки, полоски на ней.

                  Козлы и барашки смешные.

                  Табун разноцветных коней,

                  Кормилицы и водоноски,

                   И всадники и ребетня,

                   Собачки, гусары и рыбы

                   А ну, назови - ка меня (Дымка). Правильно, это дымковская роспись.

- Устали ребятки? Садитесь на стульчики, немножко отдохнём! Хотите послушать сказку? (Да) Только я вам не сказку расскажу, а быль. Слушайте: «В некотором царстве, в некотором государстве, рядом с русским городом Вятка, стоит небольшое селение Дымково. Давным-давно жили там смелые, да умелые, весёлые да красивые мастера. Однажды они собрались и стали думать, как бы своё мастерство показать, да людей и детишек порадовать, свой край прославить. Думали-думали и придумали. Нашли они в окрестностях села Дымково красную глину и стали лепить фигурки. Глину превращали мастера в весёлые, нарядные, яркие игрушки. Сначала они лепил, потом подсушивали и обжигали в горячей печи, что бы фигурка стала твёрдой.» Посмотрите на картинки, какие узоры и краски вы видите?

- Дети: кружочки, прямые волнистые полоски, клеточки, пятна, точки… Краски яркие, малиновые, красные, зелёные, оранжевые, синие.

- Правильно! Поэтому пёстро и весело от такого хоровода красок. А вы знаете, почему фигурки такие, белого цвета? Обожженные фигурки обмакивают в специальную смесь молока и мела. И на это белое покрытие хорошо наносятся любые краски. Ребят, а давайте с вами поиграем! (Да) Хороводная русская народная игра «Колпачок».

Кто хочет быть народными умельцами и мастерами? (Все) Давайте скажем волшебные слова: «Влево, вправо повернись и в умельца превратись». Вот мы и стали мастерами. Садитесь за столы, перед вами всё необходимое для работы. На шаблонах дымковская барышня, водоноска, барашек и козлик, вы должны выложить узоры. А что бы ваша работа ладилась да спорилась, я включу вам музыку. (В ходе работы помогаю детям).

Я вижу вы и вправду умелые мастера! Давайте выставим ваши узоры, да посмотрим, чему вы научились!

- (Дети рассказывают о своей работе)

- Молодцы ребята! А девочки нам приготовили частушки, давайте попросим, что бы они нам спели.

  1. Ставьте ушки на макушки,

Пропоём мы вам частушки.

     Наши руки крендельком

     Щёки будто яблоки.

    С нами издавна знаком

     Весь народ на ярмарке.  

  1. Дымковские барыни

Всех на свете краше,

А гусары баловни –

Кавалеры наши.

  1. Мы игрушки расписные

Хохотушки всякие,

Щеголихи слободские,

Кумушки посадские.

  1. С лентами, да бантами,

    Да под ручку с франтами

          Мы гуляем парами

          Проплываем павами.

  1. Мы игрушки знатные

     Складные, да ладные.

Мы повсюду славимся,

Мы и вам понравимся.

 3 часть. Итог: дети, вам понравился мой мини-музей? А что вам больше всего запомнилось и понравилось? (2-3 ответа)

Изделия русских народных мастеров широко известны за пределами России. Это наша национальная гордость. Как вы думаете, что это значит?

- Дети: это значит, что мы гордимся умением наших мастеров, которые несут людям красоту и радость.

- Такие игрушки и изделия делают только в России. Сегодня я вам в подарок приготовила угощения – сладости (сладкие петушки).

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по ознакомлению детей с произведениями изобразительного искусства и по изобразительной деятельности детей старшего возраста. тема: "У моря тоже есть свой характер".

Данное занятие направлено на пробуждение у детей любви к природе, красоте окружающего мира и интерес к его разнообразным формам и явлениям через произведения изобразительного искусства, музыку и худож...

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ПОСОБИЕ ПО ОЗНАКОМЛЕНИЮ ДЕТЕЙ С НАРОДНО-ПРИКЛАДНЫМ ИСКУССТВОМ. «Подбери сарафан матрёшке» «Укрась матрёшке сарафан»

Городское бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 85комбинированного вида Красногвардейского районаУЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ПОСОБИЕ ПО ОЗНАКОМЛЕНИЮ ДЕТЕЙ С НАРОДНО-ПРИКЛАДНЫМ ИСКУССТВ...

ПРОЕКТ Тема: «К истокам народной культуры через ознакомление детей с народно - прикладным искусством» старший дошкольный возраст познавательный, нравственно – патриотический, художественно - эстетический срок: 2 года

"Самым высоким видом искусства, самым талантливым, самым гениальным является народное искусство, то есть то, что запечетлено народом, сохранено, что народ пронёс через столетия" М.И.Калинин....

Конспект занятия по ознакомлению детей с народно-прикладным искусством

Познакомить детей с народным декоративно прикладным искусством.- Расширять и закреплять представления детей об отдельных видах народных промыслов: Городец, хохлома, дымка.- Учить детей составлять узор...

Приобщение детей к национальным, культурным традициям посредством ознакомления детей с народно-прикладным искусством

Цель: приобщать детей к национально-культурным традициям посредством углубления и расширения знаний о матрешке - символе русского народного искусства....

Конспект НОД по ознакомлению детей с народно-прикладным искусством "Нежно-голубое чудо" (подготовительная группа)

Конспект непрерывной образовательной деятельности по ознакомлению детей подготовительной к школе группы с народно-прикладным искусством  "Нежно-голубое чудо"...