Ознакомление детей с народно – прикладным искусством на занятии по изобразительной деятельности в подготовительной группе «Гжель»
план-конспект урока по рисованию (подготовительная группа)

Гараева Елена Александровна

Цель: ознакомление детей с народно-прикладным искусством на занятиях по изобразительной деятельности «Гжель».

Программные задачи:

Образовательные - ознакомление детей с искусством гжельской росписи, с особенностями данной росписи; научить детей расписывать посуду по мотивам гжельских узоров.

Развивающие -  формировать умение передавать элементы гжельской росписи; развивать умение создавать простые изображения; упражнять в рисовании концом кисти, боковой стороной ворса, сильным нажатием кисти (для получения темного цвета), слабым нажатием (для светлого оттенка).

Воспитательные – воспитывать у детей интерес к народно прикладному искусству; вызывать положительный эмоциональный отклик на прекрасное.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл gzhel_.docx44.26 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

детский сад №6 «Василек» г. Янаул муниципального района Янаульский район Республики Башкортостан

452800, Российская Федерация, Республика Башкортостан, г. Янаул, ул. Якутова, 6

Телефон: 7(34760) 5-39-15; Сайт: 6vasilek.edu-rb.

Ознакомление детей с народно – прикладным искусством

на занятии по изобразительной деятельности

в подготовительной группе

«Гжель»

Цель: ознакомление детей с народно-прикладным искусством на занятиях по изобразительной деятельности «Гжель».

Программные задачи:

Образовательные - ознакомление детей с искусством гжельской росписи, с особенностями данной росписи; научить детей расписывать посуду по мотивам гжельских узоров.

Развивающие -  формировать умение передавать элементы гжельской росписи; развивать умение создавать простые изображения; упражнять в рисовании концом кисти, боковой стороной ворса, сильным нажатием кисти (для получения темного цвета), слабым нажатием (для светлого оттенка).

Воспитательные – воспитывать у детей интерес к народно прикладному искусству; вызывать положительный эмоциональный отклик на прекрасное.

Материалы – изделия гжельских мастеров (плакаты), альбомные листы, краски акварельные, кисти, банка с водой, салфетка, музыкальное сопровождение.

Интеграция образовательных областей «Художественно – эстетическое», «Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Социально- коммуникативное развитие».

Ход занятия:

1. Организационная часть

     Сине, белая посуда,

Расскажи-ка: ты откуда?

Видно с севера пришла

И цветами расцвела:

Голубыми, синими,

Нежными, красивыми. (Интернет-ресурсы)

2. Основная часть

- Ребята, сегодня мы с вами познакомимся с народными умельцами в сине-голубой сказке. А почему она так называется, вы поймете сами, когда послушаете мой рассказ.

        «В некотором царстве, в некотором государстве, недалеко от Москвы, стоит деревенька Гжель. Давным, давно жили там мастера. Собрались они однажды и стали думать, как бы им свое мастерство показать, да людей порадовать, край прославить. Думали, думали и придумали. Нашли они в своей деревеньке глину чудесную, белую – белую, решили слепить из нее разную посуду и расписать ее синей краской разных оттенков. Сами гжельцы любили говорить, что небо у нас в России синее-синее. Вот и задумали они перенести эту синеву на белый фарфор. Рисовали на посуде узоры из цветов, капелек, полосочек, сеточек. Все гжельские узоры сами придумывали.  На весь мир прославили гжельские мастера свой любимый край, всем поведали, какие умелые мастера живут на Руси.

     У каждого художника есть свой узор любимый, и в каждом отражается сторонушка родимая. Её трава шелковая, её цветы весенние и мастерство волшебное достойное восхищения. Вот так и повелось, что каждый мастер своим мастерством всех радовал. Своих детей и внуков разным премудростям учил, чтобы они хорошими мастерами были. Всего одна краска… а какая нарядная и праздничная получилась роспись. Вот такая замечательная сказка. Понравилась она вам?

- Ребята, посмотрите сколько красивых рисунков нам отправили жители города Гжель.

- Какие цвета использовали мастера при изготовлении этой посуды и фигурок?

Ответы детей: синие, голубые

-Какие элементы узоров мы видим на рисунках?

Ответы детей: (кружочки, точки, сеточка, завитки, дуги, волнистые линии, капельки)

- Какие предметы изготавливали мастера?

Ответы детей: посуду, игрушки (чайники, тарелки, чашки, кувшины, часы и т.д.)

-Умельцы в технике гжель украшали не только предметы быта и игрушки, но также и фасады зданий и храмов.

Физ.минутка:

Ребята, а давайте представим, что мы ангелочки и поиграем (дети выполняют соответствующие движения на слова воспитателя):

К нам сегодня в детский сад

Прилетели ангелочки:

Становились на носочки

Вверх руками потянулись

И друг другу улыбнулись,

Крылышки расправили –

В стороны направили,

Наклонились до земли,

Словно тяжести несли,

Ножками потопали,

Ручками похлопали,

Поскакали в высоту,

Чтобы там поймать звезду,

Глубоко вздохнули,

Плечи развернули,

Повели руками

Чуть над головами,

А теперь им всем пора

Делать добрые дела.

- В селе Гжель по сей день работаю мастера в этой технике.

К 60-летию Победы в Великой Отечественной войне, для увековечения памяти о великом подвиге народа, преклонения перед ветеранами войны, труда, детьми войны, понесшими материальные лишения, моральные и нравственные страдания, в селе Гжель возведена памятная часовня Иконы Божьей Матери "Воспитание" в стиле гжель.

https://dynamic-media-cdn.tripadvisor.com/media/photo-o/0e/b6/c5/31/caption.jpg?w=200&h=-1&s=1   https://dynamic-media-cdn.tripadvisor.com/media/photo-o/0e/b6/c5/26/caption.jpg?w=100&h=-1&s=1   https://dynamic-media-cdn.tripadvisor.com/media/photo-o/0e/b6/c5/1d/caption.jpg?w=100&h=-1&s=1

-Сегодня мы с вами станем мастерами, работающими в технике гжель. Хотите попробовать расписать предметы в этой технике?

Ответы детей: Да

 - Я покажу вам, как можно передать элементы узора на бумаге с помощью кисти и красок.

-Рисую концом кисти - получаются тонкие линии. (показ на доске)

-А как сделать, чтобы получилась широкая полоса? Широкие полосы получаются, когда рисую боковой стороной ворса. (показ на доске)

-Если нажимаю сильнее на кисть, получается темный цвет. Если слабее, то светлый оттенок. (показ на доске)

Кисть прикладываю плашмя, получается мазок. А из них получаются цветы, листья. (показ на доске)

Давайте вместе в воздухе нарисуем элементы гжельской росписи. Почувствуем себя настоящими гжельскими мастерами и потренируемся в росписи. Будьте внимательны и аккуратны. А чтобы работа ладилась, да спорилась, я включу вам музыку.

- Узор гжельских мастеров расположен в центре каждого изделия. Обязательным элементом в узоре является роза, по краям изделия — кайма. Обратите внимание, что предметы одного сервиза имеют одинаковый рисунок.

Пальчиковая гимнастика «Строим храм»

Тук-тук молотком тут и там  

Дети строят новый храм.

Молоточком по гвоздикам застучали,           

И гвоздики в доски быстро забивали                                                                       

Строят крышу и крыльцо –

Получилось хорошо

Вот идет маляр с ведром                                   

Он покрасит Божий дом.

Самостоятельная работа детей (Во время росписи работ детьми звучит спокойная музыка, воспитатель осуществляет индивидуальную помощь).

- А сейчас ты тоже попробуем стать мастерами и будем расписывать посуду в гжельском стиле. Вы можете взять любую посуду и нарисовать узор, который вам больше всего понравился.

     Воспитатель напоминает детям правила пользования кистью и гуашью, а также последовательность нанесения узора.

 - Надо рисовать сначала цветок посередине предмета, а лепестки, капельки – вокруг. И обязательно не забывайте, что в каждом узоре есть кайма, по краям изделия.

Заключительная часть

По окончанию работы, дети наводят порядок на столах.

- Послушайте стихотворение о гжели.

Сине-голубые

Розы, листья, птицы,

Увидев нас впервые,

Каждый удивится.

Чудо на фарфоре

Синяя капель.

Это называется

Просто роспись «Гжель»     П. Синявский

Рефлексия

-Ребята, посмотрите на наши замечательные работы. Каждый узор

по-своему красив и великолепен.

Подведение итога 

-А вы запомнили из чего гжельские мастера делают свои изделия?

Ответ детей: из белой глины

-Какие изделия делают мастера из белой глины?

Ответ детей: животных, птиц, посуду

- А кто из вас запомнил каким цветом расписывают свои узоры гжельские мастера?

Ответ детей: синим и голубым цветом

-Правильно: традиционная особенность гжельских мастеров — белый фон и сине голубые рисунки. И чем ярче прорисованы элементы, тем

выразительнее выглядят работы. Вы все большие молодцы! Спасибо всем!

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по ознакомлению детей с народно-прикладным искусством «Краса ненаглядная»

знакомство детей с народным декоративно прикладным искусством....

ПРОЕКТ Тема: «К истокам народной культуры через ознакомление детей с народно - прикладным искусством» старший дошкольный возраст познавательный, нравственно – патриотический, художественно - эстетический срок: 2 года

"Самым высоким видом искусства, самым талантливым, самым гениальным является народное искусство, то есть то, что запечетлено народом, сохранено, что народ пронёс через столетия" М.И.Калинин....

Конспект комплексного занятия по ознакомлению детей с народным искусством родного края и изобразительной деятельности Тема: «ПУТЕШЕСТВИЕ ПО ГОРОДАМ МАСТЕРОВ»

laquo;Самым высоким видом искусства,самым талантливым, самым гениальнымявляется народное искусство,то есть то, что запечатлено народом,сохранено, что народ пронес через столетия».М.И. Калинин...

Конспект занятия по ознакомлению детей с народно-прикладным искусством

Познакомить детей с народным декоративно прикладным искусством.- Расширять и закреплять представления детей об отдельных видах народных промыслов: Городец, хохлома, дымка.- Учить детей составлять узор...

Приобщение детей к национальным, культурным традициям посредством ознакомления детей с народно-прикладным искусством

Цель: приобщать детей к национально-культурным традициям посредством углубления и расширения знаний о матрешке - символе русского народного искусства....

Конспект НОД по ознакомлению детей с народно-прикладным искусством "Нежно-голубое чудо" (подготовительная группа)

Конспект непрерывной образовательной деятельности по ознакомлению детей подготовительной к школе группы с народно-прикладным искусством  "Нежно-голубое чудо"...