Конспект комплексного занятия по ознакомлению детей с народным искусством родного края и изобразительной деятельности Тема: «ПУТЕШЕСТВИЕ ПО ГОРОДАМ МАСТЕРОВ»
план-конспект занятия (старшая группа) на тему

Лапочкина Екатерина Викторовна

«Самым высоким видом искусства,

самым талантливым, самым гениальным

является народное искусство,

то есть то, что запечатлено народом,

сохранено, что народ пронес через столетия».

М.И. Калинин

Скачать:


Предварительный просмотр:

МБОУ Красногорская ООШ

Конспект комплексного занятия по ознакомлению детей с народным искусством родного края и изобразительной деятельности

Тема: «ПУТЕШЕСТВИЕ ПО ГОРОДАМ МАСТЕРОВ»

Подготовила

Воспитатель структурного подразделения МБОУ Красногорской ООШ

 Лапочкина Екатерина Викторовна

2016 год

Задачи:

  1. Образовательная: обобщить знания детей о народном декоративно-прикладном искусстве Нижегородского края – хохломская роспись, городецкая роспись, Шахунское ткачество;  раскрыть специфику узора русского сарафана, характерного для данной местности.
  2. Развивающая: способствовать развитию умения  детей работать с линейкой, развитию художественно-эстетического вкуса.
  3. Воспитательная: воспитывать  интерес к созданию русского костюма, желание помочь и уступить другу.

Словарная работа:  ввести в словарь детей слово «дизайнер», активизировать в речи детей слова «рушник», «сарафан», «салфетка», «скатерть».

Индивидуальная работа:  при выполнении узора помочь  Кармелите, с младшими детьми  по словарной работе.

Демонстрационный материал: карта Нижегородской области, магниты, указка, ноутбук, слайды с изображением предметов хохломской и городецкой росписи, изделия Шахунского ткачества, национальный русский сарафан, характерный для данной местности.

Раздаточный материал: тонированные шаблоны русских сарафанов, линейки и наборы фломастеров  по количеству детей.

Предварительная работа: знакомство детей с хохломской и городецкой росписью, Шахунским ткачеством, экскурсия в этнографический музей г. Шахуньи, рассматривание карты Нижегородской области, беседа и рассматривание национального костюма, беседа о ткачах и ткацком станке, работа детей с линейкой в повседневной деятельности.

Воспитатель

Ответы детей

Методы и приёмы

Методическое обоснование

Обратить внимание детей на гостей.

  1. Вводная часть

Даю детям возможность посмотреть на гостей, переключаю их внимание на себя:

- Дети, сегодня я  приглашаю вас отправиться в путешествие по нашей Нижегородской области, и побывать на родине хохломской и городецкой росписи, для того, чтобы ещё раз полюбоваться красотой расписанных предметов, необычными узорами. А также мы будем любоваться ткаными узорами и даже попробуем сами их составить. А для того, чтобы путешествовать, нам нужен паровоз. Я буду паровозом, а вы – вагоны, прицепляйтесь! (Проезжаем круг и останавливаемся возле карты, садимся на заранее подготовленные стулья).

 2. Основная часть.

- Итак, теперь посмотрим на карту Нижегородской области, возьмите свои бинокли и посмотрите, какая она большая (обвожу границу области по контуру), а главный город области – Нижний Новгород (отмечаю красным магнитом). Наша область славится народными умельцами, которые занимаются росписью по дереву. И есть целые города народных мастеров. Это город Семёнов, он находится недалеко от Нижнего Новгорода (отмечаю магнитом синего цвета) и город Городец, который тоже расположен недалеко от Нижнего Новгорода (жёлтый магнит).

Предлагаю детям вспомнить и ответить на вопросы:

  1. Ребята, вспомните, какой из этих городов является родиной хохломской росписи? (сначала спрашиваю старших детей, потом младших, если затрудняются, обратить их внимание на карту и предлагаю договорить слово Се…)

- Молодцы, вспомнили. А теперь подумайте и ответьте:

  1. На каких предметах можно увидеть хохломскую роспись?

- Правильно на мебели, посуде. А теперь давайте полюбуемся красотой хохломской росписи. Назовите, ребята, какие цвета используются при росписи предметов хохломой?

- Какие элементы использовали художники, когда расписывали эти предметы?

- Молодцы, ребята, вспомнили немного о хохломской росписи, отправимся к следующей станции, прицепляйтесь, вагоны, мы отправляемся в следующий город народных мастеров - Городец! (Проезжаем круг и садимся на места). Возьмите бинокли и посмотрите на карту, вот и прибыли… куда?

- Вот я и проверила какие вы внимательные, молодцы!

Обращаю внимание детей слайды с изображением образцов городецкой росписи. 

- Посмотрите, как красива городецкая роспись (1 слайд), сколько в ней использовано разных цветов (перечислить), а в узоре – элементов живой природы. Назовите, какие элементы (2-3 слайд) используются в городецкой росписи.

- Очень хорошо, вспомнили о городецкой росписи, а теперь, предлагаю отправиться на конечную станцию, цепляйтесь, вагончики! (Проезжаем круг и садимся на места). 

Итак, мы приехали в Шахунью. Возьмите бинокли, и посмотрите на карту. Наша Шахунья находится почти на самом севере Нижегородской области, далеко от Нижнего Новгорода (отмечаю маленьким красным магнитом). Шахунья славится своими ткаными узорами, которые изготавливают на ткацкой фабрике. Давайте внимательно рассмотрим изделия шахунского  ткачества. Давайте вспомним, как называются эти предметы.

- Правильно. Если посмотрели одно изделие, поменяйтесь, пожалуйста, с кем-нибудь. Потрогайте их, рассмотрите какие узоры, какие цвета использованы, и всё это создано руками Шахунских ткачих и ткачей, которые работают за ткацкими станками.

- Ребята, как вы думаете, кто придумывает все эти красивые узоры? - Профессия человека, который придумывает эти узоры, называется «дизайнер». Это новое для вас слово, нужно его запомнить. Старшие  ребята, давайте скажем это слово.

- А теперь все вместе.

 - Повтори, пожалуйста, Юра,(Геля, Оля, Кармелита). Молодцы!

- Ребята, теперь я предлагаю вам поработать за ткацким станком. Кто из вас ездил в Шахунский музей, те, наверное, помнят, как выглядит ткацкий станок. Давайте представим, что мы ткачи и ткачихи и немного поработаем. Приготовьте все руки. В правую руку возьмём челнок, а в левую – набилки, и будем ткать. (Показываю движения.) Вдруг у нас спуталась нитка! Нужно её распутать. (Повторить 3 раза)

- Ребята, а раньше  не было ткацких фабрик, и люди ткали сами, на домашних ткацких станках. У них получались красивые ткани. Вот в таких сарафанах ходили наши прабабушки в Красногоре. Посмотрите, какой простой и красивый узор, он называется «Клетка». Полосы на сарафане идут сверху вниз и слева направо. Рассмотрите внимательно.

- Теперь я предлагаю вам побыть дизайнерами по костюму, и украсить свой сарафан узором, а потом устроим выставку ваших работ, чтобы все любовались.  У нас есть шаблоны, на которые можно нанести узоры при помощи фломастера и линейки. Возьмите, пожалуйста, какой вам понравится. Садитесь поудобней за столы, ведь дизайнер работает за столом.

- Теперь, предлагаю приступить к работе.

Ход рисования:

- Ребята, возьмите линейки и фломастеры. Подумайте, какого цвета может быть узор на сарафанах? (Если дети затрудняются, пояснить)

- Узор на сарафане должен быть хорошо виден, поэтому берите фломастеры тёмных цветов. Постарайтесь выполнить работу аккуратно: два раза по одному месту не проводите фломастером, линейку прижимайте к бумаге плотно, чтобы узор не «убежал» в сторону. У тебя хорошо получается (…), можешь немного помочь другим ребятам. Ребята, держите  спины прямо, не наклоняйтесь низко над столом, чтоб не испортить глаза. Если выполнили работу, вывесьте, пожалуйста на доску свой сарафан, и можете пока помочь другим.

«Чух-чух! Прокачу,

 и до места довезу!»

Семёнов

На деревянных (прошу уточнить)

Чашки, ложки, тарелки, стулья…

Красный, чёрный, зелёный, золотистый.

Травка, завитки, земляничка, усики

В Городец

Бутон, розан, купавка, ромашка, петухи

Рушник, скатерть, сарафан, салфетка

Предположения детей (человек, художник)

Дизайнер

Дизайнер

Дизайнер

Чёрный, коричневый, синий

Мотивация

Разминка «Паровозик» сопровождается словами

Игровой приём «Бинокли»

Показ границы области с пояснением

Показ расстояния от Нижнего Новгорода до Семёнова и до Городца

Вопросы

Индивидуально-дифференцированный подход

Показ слайдов (3шт.) с хохломой по щелчку с комментариями

Разминка

Игровой приём «Бинокли», обращаю внимание детей на  жёлтый  магнит

Показ слайдов

Игровой приём «Бинокли»

Показ расстояния от Нижнего Новгорода до Шахуньи

Показ изделий шахунского  ткачества, во время рассматривания  не ограничивать детей в общении

Хоровой ответ

Приём повтора

Индивидуальные ответы

Пальчиковая гимнастика

Объяснение одновременно с показом действий.

Показ русского народного сарафана, характерного для данной местности.

Показ направления линий узора

Мотивация

Наличие шаблонов разных цветов

Вопрос

Корректировка

Пояснение

Показ воспитателя

Положительная оценка работы

Сосредоточить внимание детей, заинтересовать

Сосредоточить внимание на карте

Дать детям представление о размерах Нижегородской области

Дать детям представление о расстоянии между городами

Закрепление знаний о хохломской росписи

Сосредоточить внимание на карте

Закрепление знаний о городецкой росписи

Сосредоточить внимание на карте

Самостоятельное рассматривание

Закрепление знаний о шахунском ткачестве.

Разминка пальцев перед рисованием.

Заинтересовать работой

Предоставить право выбора детям

3. Заключительная часть.

- Посмотрите, ребята, сколько красивых сарафанов у нас получилось!

- Все работы выполнены аккуратно?

- Везде полосы прямые?

- Потом сделаем выставку ваших сарафанов, все будут любоваться вашей работой.

Итог занятия:

- Теперь скажите мне, понравилось вам путешествовать по Нижегородской области?

 - О какой росписи мы с вами говорили?

- Чем занимаются шахунские мастера?

- Что вы научились делать?

- Как называется профессия человека, который придумывает узоры на ткань?

- Молодцы, ребята, мы с вами очень хорошо сегодня поработали! Вот и закончилось наше путешествие по родному краю. (Если остаётся время, провести игру «Кросна») Предлагаю дежурным остаться и убрать со столов, а остальным, подцепляться к паровозу и отправиться на прогулку.

Да!

Нет! Здесь криво

Да!

Хохломской и городецкой росписи

Работают за ткацким станком, ткут ткани.

Рисовать узор на сарафане, украшать сарафан

Дизайнер

Положительная оценка работ.

Вопросы

Вопросы

Игровой приём «Паровоз»

Корректировка

Анализ работ

Вывод детей из занятия.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

КОНСПЕКТ КОМПЛЕКСНОГО ЗАНЯТИЯ ПО ОЗНАКОМЛЕНИЮ ДЕТЕЙ С ЖИВОЙ ПРИРОДОЙ: ДОМАШНИЕ ЖИВОТНЫЕ Тема: «В ГОСТИ К БАБУШКЕ!»

Живая природа – это удивительно сложный, многообразный мир.Особое место в нём отведено животным.Ознакомление с природой в первой младшей группе начинается с ближайшего окружения. С помощью игруш...

Перспективный план по ознакомлению детей старшего дошкольного возраста с народными промыслами родного края через изобразительную деятельность

Перспективный план по ознакомлению детей старшего дошкольного возраста с народными промыслами родного края через изобразительную деятельность....

Конспект комплексного занятия по ознакомлению с природой и аппликации в средней группе детского сада, тема: «Чудо-морковка»

Программное содержание: Познакомить детей с полезными свойствами моркови, историей ее выращивания. Продолжать учить детей наклеивать готовые формы на заданную плоскость, не нарушая композицию. Учить д...

Конспект занятия по ознакомлению детей с народным искусством (рисование) в старшей группе «Городецкая роспись» деревянной доски

К  Конспект занятия по ознакомлению детей с народным искусством (рисование) в старшей группе «Городецкая роспись» деревянной доски  Цель:1)...

Занятие по ознакомлению детей с народным искусством в старшей группе. Рисование «Городецкая роспись деревянной доски»

1)   Познакомить с историей возникновения Городецкого промысла.2)   Закрепить умение рисовать всей кистью и её концом, развивать чувство композиции.3) ...

Конспект комплексного занятия по ознакомлению с окружающим и рисованию для младшего и среднего возраста. Тема: «Врослым и детям нужен мир на всей планете» (День Победы)

Цели:Познакомить детей с понятием «война», о горе, которое она принесла, о героической защите наших воинов, о значении Праздника Победы для нашего народа.Развивать умение подбирать слова п...