Конспект комплексного занятия по ознакомлению детей с окружающим миром для детей старшего дошкольного возраста с презентацией "Семья солнца"
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа) по теме

Бочарова Ирина Владимировна

Занятие для детей старшего дошкольного возраста по ознакомлению с окружающим миром

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon semya_solntsa.doc42 КБ
Office presentation icon semya_solntsa.ppt868.5 КБ

Предварительный просмотр:

               

                «Семья Солнца»

Конспект комплексного занятия по ознакомлению детей с окружающим миром для детей старшего дошкольного возраста.

                         «Семья Солнца»

Программное содержание: 

1. Развивать у детей интерес к познанию окружающего мира, дать детям первоначальные, элементарные представления о строении Солнечной системы; ввести понятия: «планеты», «орбита», «спутники».

2. Обогащать и активизировать словарь: звезда, планета, Солнце, Меркурий, Венера, Земля, Марс, Сатурн, Уран, Нептун, Плутон, орбита

3. Обучать детей способу рисования с помощью метода отпечатывания, развивать чувство композиции: гармонично размещать детали на листе бумаги, создавать общую красивую композицию.

Интеграция областей: познание, коммуникация, художественное творчество.

Материал и оборудование: Карта солнечной системы; глобус; шапочки с изображением солнца, планет, игрушечные бинокли; магнитная доска и магниты; изображение планет – Солнце, Меркурий, Венера, Земля, Юпитер, Марс, Сатурн, Уран, Нептун, Плутон, Луна; 2 листа бумаги А3 тонированный акварелью в темно-синий цвет; готовые шаблоны ракет из самоклеющейся бумаги; гуашь разных цветов; музыкальное сопровождение.

Предварительная работа:

Чтение книг, беседы, рассматривание иллюстраций о космосе (Уолт Инк «Вселенная»); наблюдение за солнцем по небосводу, за луной во время прогулок, когда небо безоблачное.

Ход занятия

1 часть. Дети садятся на стульчики  полукругом. Звучит космическая музыка. (Воспитатель демонстрирует карту Солнечной системы, рассказывает о ее строении)

- Ребята, вы видели вечернее звездное небо? Как много звезд в Космосе, во вселенной!

Космос – великий, бездонный, бескрайний.
Манит он нас неизведанной тайной.
Манит, зовет, и быть может, когда-то
Имена на звездах напишут ребята.

(На магнитную доску воспитатель вывешивает изображение Солнца, затем по ходу рассказывания остальные планеты солнечной системы).

- А теперь давайте поговорим с вами про нашу звезду – про Солнце. За миллионы километров от нас в пространстве пылает гигантский шар раскаленного сияющего газа. Мы называем его солнце. Солнце, которое мы видим днем на безоблачном небе, которое нам светит и нас обогревает. Это огромный горячий шар, имеет высокую температуру, посылает во все стороны большое количество тепла и света. На него смотреть трудно – такое оно яркое и сверкающее. Солнце постоянно вращается вокруг себя, а вокруг Солнца вращаются – твердые холодные шары. Они тоже огромные, но значительно меньше солнца.

- Вокруг нашей звезды – Солнца – вращаются девять планет, входящих в Солнечную систему – это семья солнца. Она включает в себя Солнце, все планеты и их спутники, кометы, куски горной породы, космическую пыль, лед.

- Дети, как вы думаете, чем планеты отличаются от звезд? (Ответы детей)

- Звезды состоят из раскаленных газов, а планеты – из твердых, жидких частиц и газов. Планеты не занимают определенного места как звезда, а двигаются по собственному маршруту. Этот маршрут называется - орбита. По размеру планеты меньше, чем звезды.

(Воспитатель спрашивает у детей)

- Дети, а знаете вы какие-нибудь планеты Солнечной системы?

(Уточняет ответы детей)

- В семье солнца девять планет. Ночью мы можем увидеть пять из этих планет. Отличить звезду от планеты можно потому, что звезды мерцают, а планеты сияют постоянным светом. Большинство их астрономы назвали в честь греческих или римских богов.

- Планета, самая близкая к Солнцу – Меркурий. Это самая маленькая из девяти планета. Названа в честь крылатого бога - Меркурия. Ее поверхность каменистая, пустынная, на планете нет ни воды, ни воздуха.

- Вторая ближайшая к Солнцу планета – Венера. За свой прекрасный блеск она была названа именем римской богини любви. Покрыта Венера толстым слоем облаков, которые скрывают поверхность планеты. Здесь стоит испепеляющая жара. Венера самая яркая планета на небе.

- Земля – третья от Солнца планета (показываю глобус – модель Земли, рассматриваем с детьми). Она находится на таком расстоянии от Солнца, что температура на ней не бывает ни слишком высокой, ни слишком низкой, и есть достаточное количество воды, поэтому на Земле есть жизнь. Земля имеет свой спутник – Луну.

- В бесконечном, стремительном путешествии Земли по космосу ее постоянно сопровождает подруга, Луна, – это маленькая планета. Она похожа на серый каменистый шар, почти сплошь покрытый пылью. На поверхности Луны множество высоких гор, больших круглых ям – кратеры. На Луне нет воздуха, поэтому там всегда небо черное, и нет облаков, чтобы умерить сияние Солнца.

- Марс - четвертая планета Солнечной системы. Это красная планета, названная по имени римского бога войны. Марс – единственная похожая на Землю планета тем, что имеет четыре времени года, ледяные полярные шапки и каналы, напоминающие высохшие русла рек. До того как ученые узнали, что на Марсе жизни нет, люди верили, что там живут загадочные существа – марсиане.

- Великана в семействе планет Солнца зовут Юпитер. Это пятая планета от Солнца и самая большая. Она настолько велика, что все остальные планеты могли бы поместиться в нее. Это огромный шар жидких газов с твердым кристаллическим ядром.

- Сатурн - шестая планета от Солнца. Его назвали именем римского бога земледелия. Сатурн - большой шар, состоящий из жидкости и газа. Планета известна своими великолепными семью кольцами. Каждое из колец Сатурна состоит из газов, частиц льда, камней и песка.

- Уран - седьмая от Солнца планета. Названа в честь отца Сатурна – Урана. Это единственная планета семьи Солнца, которая вращается, как бы лежа на боку. Ее называют «лежачая планета».

- Нептун - восьмая планета от Солнца. Названа в честь римского бога моря – Нептуна, потому что она холодная. Это громадный шар, состоящий из газа и жидкости. Нептун можно увидеть только в телескоп.

- Плутон - девятая, самая удаленная планета от Солнца. Названа в честь бога подземного мира. По размеру он меньше нашей Земли. Плутон находится на краю солнечной системы. За ним простираются бескрайние черные просторы глубокого космоса.

Воспитатель продолжает:

- Вот мы и узнали, что вокруг Солнца кружатся планеты. У каждой есть свой путь, называемый орбитой. А запомнить названия и очередность планет вам поможет «Астрономическая считалка» (заучивает с детьми):

По порядку все планеты,
Назовёт любой из нас:
Раз - Меркурий,
Два - Венера,
Три - Земля,
Четыре - Марс.
Пять - Юпитер,
Шесть - Сатурн,
Семь - Уран,
За ним - Нептун.
Он восьмым идёт по счёту.
А за ним уже, потом,
И девятая планета.
Под названием Плутон.

2 часть. Воспитатель:  Дети, послушайте, о ком эта загадка?

В дверь, в окно

Стучать не будет,

Телескопом сотни лет

Изучает жизнь планет.

Нам расскажет обо всем

Умный дядя … (астроном).

- Правильно. Ребята, давайте поиграем в подвижную игру: «Солнце и планеты» (дети показывают модель в движении солнечной системы).

Воспитатель раздает детям шапочки с изображением солнца и планет, на полу начерчены орбиты планет. Делит воспитанников пополам: одна подгруппа изображает «астрономов – наблюдателей», другая – изображает Солнце и планеты. Воспитатель намечает в центре зала на полу круг для ребенка – Солнца, (с помощью натянутой веревки начерчены концентрические круги по числу планет заранее). Расставляет детей по орбитам, шапочки обозначают их роли, объясняет, как они должны вращаться вокруг Солнца. Ребенок, изображающий Солнце вращается на месте вокруг себя, все остальные дети – планеты движутся по своим орбитам. Вокруг Земли одновременно со всеми планетами вращается ребенок – Луна. По сигналу воспитателя начинается общее движение «семьи Солнца», «дети – астрономы» наблюдают за ней, рассматривают ее в игрушечные бинокли. Воспитатель помогает при необходимости. Поясняет, какое сложное движение звезд и планет происходит в космосе. После 2-3 минутного вращения дети меняются ролями.

Воспитатель: Молодцы! Ребята, подумайте и скажите, так чем же похожи все планеты Солнечной системы?

Дети: Все планеты имеют форму шара и все вращаются вокруг Солнца.

3 часть. Воспитатель: Хорошо! Ребята, а вы хотите нарисовать эти загадочные планеты очень интересным способом - без кисти? (ответы детей).

(Воспитатель объясняет детям, что с помощью комка плотно сжатой бумаги можно получить необычные изображения).

Воспитатель: Для этого сжимаем плотно лист бумаги (разного размера), чтобы получились комки. Затем обмакиваем в приготовленный раствор гуаши любого яркого цвета. Потом плотно прижимаем его, как печать, к листу темно-синего цвета и осторожно поднимаем.

(Нужно отметить, что комок надо поднимать вверх, а не в сторону). Благодаря отпечатку, на листе получается изображение планеты, покрытой какими-то удивительными облаками или густой сетью кратеров.

Воспитатель: Дети, а чтобы исследовать эти «космические просторы», мы пошлем к звездам и планетам космические корабли.

Воспитатель предлагает украсить композицию готовыми шаблонами ракет. Самостоятельная деятельность детей, сопровождается музыкой.

Итог занятия по вопросам к детям: Что интересного узнали на занятии? Чему научились новому?


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

СОЛНЕЧНАЯ СИСТЕМА Семья солнца

Слайд 2

Наше Солнце - звезда. Другие звёзды так далеки от нас, что кажутся нам просто светящимися точками. Без солнечного тепла и света жизнь на Земле была бы невозможна. Вокруг солнца вращаются девять планет: Меркурий, Венера, Земля, Марс, Юпитер, Сатурн, Уран, Нептун и Плутон. Земля совершает полный оборот вокруг Солнца за один год. Планеты движутся по собственному маршруту – орбите. По размеру планеты меньше, чем звезды

Слайд 3

СОЛНЦЕ представляет собой раскалённый вращающийся газовый шар. Он очень огромен, имеет высокую температуру, посылает во все стороны большое количество тепла и света. Поверхность Солнца бурлит и кипит, как вода в котле. На ней видны тёмные участки называемые «пятнами». Их расположение постоянно меняется. Солнце

Слайд 4

Меркурий – самая близкая к Солнцу планета. Это самая маленькая из девяти планет. Названа в честь крылатого бога, Меркурия. Ее поверхность каменистая, пустынная, на планете нет ни воздуха, ни воды. Меркурий

Слайд 5

Это вторая ближайшая к Солнцу планета. За свой прекрасный блеск она была названа именем римской богини любви. Покрыта Венера толстым слоем облаков, там очень жарко. Венера самая яркая планета на небе. Венера

Слайд 6

ЗЕМЛЯ – это планета, на которой мы живём. Она находится на таком расстоянии от Солнца, что температура на ней не бывает слишком высокой, ни слишком низкой, и есть вода, поэтому на Земле есть жизнь. Земля имеет спутник –Луну. Земля

Слайд 7

Луна Луна маленькая по размеру, это естественный спутник Земли. Это пустынный мир без атмосферы и воды. На поверхности Луны множество гор, больших круглых ям – кратеры, На Луне нет воздуха, поэтому там небо всегда черное. Космонавты 6 раз высаживались на Луне.

Слайд 8

Марс - четвертая планета Солнечной системы. Это красная планета, названная по имени римского бога войны. Высохшие русла на поверхности МАРСА свидетельствует о том, что на планете когда – то было много воды. На Марсе существует четыре времени года, как и на Земле. Раньше думали, что на планете живут марсиане. Марс

Слайд 9

ЮПИТЕР – самая большая планета Солнечной системы. Она настолько велика, что все остальные планеты могли бы поместиться в нее. Это огромный шар жидких газов с твердым кристаллическим ядром. Юпитер

Слайд 10

САТУРН –шестая планета от Солнца. Его назвали именем римского бога земледелия. Сатурн – большой шар, состоящий из жидкости и газа. Планета окружена семью кольцами: это вращающиеся скопления льда и камней и песка. Сатурн

Слайд 11

УРАН – седьмая от Солнца планета. Названа в честь отца Сатурна – Урана. Это единственная планета семьи Солнца, которая вращается, как бы на боку. Ее называют «лежачая планета» Уран

Слайд 12

НЕПТУН – восьмая планета от Солнца. Названа в честь римского бога моря – Нептуна, потому что она холодная. Это громадный шар, состоящий из газа и жидкости. Нептун можно увидеть только в телескоп. Нептун

Слайд 13

ПЛУТОН – самая маленькая, самая холодная и самая удаленная от Солнца планета. Названа в честь бога подземного мира. По размеру он меньше нашей Земли. Плутон


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект комплексных занятий по развитию вербального воображения и речи у детей старшего дошкольного возраста.

Целью данных занятий является развитие творческого мышления и воображения, развитие связной речи по средствам упражнений и игр....

Конспект открытого занятия по ознакомлению с окружающим « Научная лаборатория» для детей старшего дошкольного возраста

Конспект интегрированной НОД по организации опытов с водой и нетрадицонного рисования для детей сташего дошкольного возраста...

Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром (ООМ) для детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития (ЗПР) по теме: «Не шутите вы с огнем, чтобы не жалеть потом»

В методической разработке представлен материал по проведению занятия по ознакомлению с окружающим миром. Воспитанники получат возможность узнать о пользе и вреде огня. Так же материал может быть полез...

Конспект ООД по теме «Ознакомление детей с пожарным щитом» для детей старшего дошкольного возраста (5-6 лет)

Цель: формирование основ безопасности жизнедеятельности через ознакомление с пожарным щитом....

Занятие по ознакомлению детей с окружающим миром для детей старшего дошкольного возраста "Откуда ёлка к нам пришла?".

Разработанное занятие направлено на создание социальной ситуации развития для расширения знания детей о традициях встречи Нового года; воспитания уважения к традициям русского народа....