Мать - и - мачеха
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа) по теме

Займенцева Александра Александровна

Конспект занятия по экологии.

Тип: интеллектуально – развивающее.

Вид детской деятельности: игровая, коммуникативная, трудовая, восприятие художественной литературы, познавательно – исследовательская.

Программное содержание: формировать у детей представление о первоцветах, закрепляя признаки ранней весны; познакомить детей с одним из первых первоцветов – «мать – и – мачехой», уточнить, из каких частей состоит растение, его характерные особенности морфологии и размножения, выявить роль в природе; воспитывать бережное отношение к растениям, желание заботиться о них.

 

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon dokument_microsoft_office_word_-_kopiya.doc47 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение

Детский сад №1 «Родничок»

Тема: Мать – и – мачеха.

По экологическому воспитанию

для детей старшей группы 5-7 лет.

Воспитатель старшей группы:

Займенцева Александра Александровна

        2012 год.

Тип: интеллектуально – развивающее.

Вид детской деятельности: игровая, коммуникативная, трудовая, восприятие художественной литературы, познавательно – исследовательская.

Программное содержание: формировать у детей представление о первоцветах, закрепляя признаки ранней весны; познакомить детей с одним из первых первоцветов – «мать – и – мачехой», уточнить, из каких частей состоит растение, его характерные особенности морфологии и размножения, выявить роль в природе; воспитывать бережное отношение к растениям, желание заботиться о них.

Планируемые результаты: развитие интегративных качеств «любознательный, активный», «эмоционально отзывчивый», «овладевший средствами общения и способами взаимодействия со взрослыми и сверстниками».

Материал: картинки с изображением мать – и – мачехи, её основный частей; палочки для изготовления заборчика вокруг растения, предупреждающий знак «Осторожно, первоцветы!».

Предварительная работа: беседы о приходе весны, первоцветах, значении растений в природе и для человека; рассматривание картинок с изображением первоцветов, чтение художественной литературы о них.

Ход занятия:

Приходит Дядюшка Ау к детям в гости:

Дядюшка Ау:  Здравствуйте, ребята! Шёл сейчас к вам, смотрю вокруг и не пойму: зима ещё или весна уже наступила?  (Весна!)

Дядюшка Ау:  А как вы узнали, что уже весна пришла? ( Солнышко стало припекать, снег подтаял. Стал серым. Появились проталинки, кое-где побежали ручейки талой воды. На пригорках, из-под снега, показались первые растения. Прилетели грачи)

Ребёнок: Под самым карнизом,

               Под самым оконцем

               Забралось в сосульки

               Весеннее солнце.

               Сверкая, бегут по сосулькам слезинки

              И тают сосульки – весёлые льдинки

                                                                        (И. Демьянов)

Дядюшка Ау:  Но ведь ещё холодно.

Дети:   Так ведь это ранняя весна. А в это время года бывает и холодно. Может даже снег выпасть, а по ночам случаются заморозки.

Дядюшка Ау:  А вы говорили, что можно встретить первые растения. А знаете, как одним словом называют растения, которые первыми встречают весну? (если дети затрудняются ответить, то воспитатель помогает им, задавая наводящие вопросы, подводя к слову – первоцветы)

Дядюшка Ау:  А какие первоцветы вы знаете? (подснежники)

Ребёнок:  Плакала снегурочка

Зиму провожая

Шла за ней печальная

Всем в лесу чужая.

Там, где шла, и плакала,

Трогая берёзы

Выросли подснежники-

Снегурочкины слёзы   (Т.Белозёров)

Дядюшка Ау:  А я по дороге к вам видел ещё одно растение из первоцветов. Хотите увидеть его? (Да) Тогда собирайтесь. (Дети собираются) Давайте сядем в волшебный паровозик и отправимся в путь.

Дети становятся друг за другом, раздаётся гудок «у-у-у-у-у-у» и «поезд» отправляется до станции «Первоцветы»

Дядюшка Ау:  Ребята, что вы видите на этой полянке? (Растения) Это растения тоже первоцвет, и называется оно мать – и – мачеха. Повторите его название.  (Дети повторяют)

Воспитатель:  давайте внимательно рассмотрим мать – и – мачеху и опишем её. Из каких частей она состоит? (Корень, стебель, цветок) А нам виден корень? (Нет) Почему? (Потому что он под землёй). Тогда давайте рассмотрим его на картинке (Показывает картинку) У мать – и – мачехи очень мощное корневище. Оно имеет несколько разветвлений, на которых образуются почки, из них вырастают новые растения. Теперь опишите стебель, пожалуйста. Какой он? (Ответы детей) Это не длинные стебли, на них растут буроватые чешуйки, которые плотно прилегают к стеблю. Посмотрите поближе. Чем покрыт стебель? (Лёгким пушком)Как вы думаете, какая польза растению от пушка и чешуек? (Ответы детей) Да, пушок и чешуйки защищают мать – и – мачеху от холода ранней весной. Что находится сверху стебелька? (Цветок) Какой он по форме? (Круглый) Какого цвета? (Жёлтого)На цветы какого растения похож цветок мать – и – мачеха? (На одуванчик)

Ребёнок:   Уронило солнце

Лучик золотой.

Вырос одуванчик,

Первый, молодой

У него чудесный

Золотистый цвет.

Он большого солнца,

Маленький портрет  (О. Высоцкая)

Воспитатель:  Если вы внимательно рассмотрите этот цветок, то увидите, что он не простой. А состоит из множества мелких цветочков. Это для того, чтобы выжить в холодную погоду. Один такой маленький цветочек просто замёрзнет, а вместе им ничего не страшно.

  Ребята, а чего же мы не видим сейчас у этого растения? (Ответы детей) Да, правильно, листьев. Они появятся позже, в конце весны – начале лета. Из бурых чешуек вырастут листья. Посмотрите на картинку. Какие листья  по цвету, форме? (Ответы детей) Эти листья необычные. Крупные, тёмно-зелёного цвета: сверху они гладкие жёсткие, а снизу беловатые, покрытые мягким ковриком волосков. Когда по ним проведёшь рукой, они как будто тёплые. За эту особенность растение и получило название: верхняя сторона листьев – неласковая «мачеха», нижняя – добрая «мать». Запомнили, почему это растение так называется? (да) Молодцы.

Дядюшка Ау:  А я вот что ещё знаю про мать – и – мачеху. Когда у неё заканчивается срок цветения, происходит ещё одно удивительное превращение. Её стебелёк начинает быстро расти, вытягивается и выносит высоко вверх созревающие семена. Природа снабдила их маленькой воздушной подушкой – парашютиком, которая помогает семечку улететь подальше от материнского растения, посмотрите на картинку (показывает картинку. Когда семечко приземляется, парашютик отпадает. Так мать – и – мачеха размножается семечкам. Вспомните, как ещё она размножается? (почками на корневище) Я предлагаю в начале лета встретиться ещё раз с мать – и – мачехой и увидеть всё своими глазами. Согласны? (Да) А теперь давайте понюхаем цветочки. Пахнут? (Да) Пчёлы очень любят эти цветки, они собирают с них нектар, причём в то время, когда других цветущих растений нет. В свою очередь мать – и – мачеха бережёт капельки сладкого драгоценного нектара. Знаете как? (ответы детей) Утром она накрывает цветки, а перед ненастьем и на ночь закрывает, сохраняя нектар. Проснувшись после долгой суровой зимы, пчёлы и шмели летят к цветкам этого удивительного растения за мёдом. Пчеловоды с давних пор знают об этом замечательном качестве мать – и – мачехи и любят её за это. А ещё высушенные листья и цветки этого растения применяют как лекарство для лечения кашля.

Воспитатель: Ребята, правда, интересное растение? (Да)

Давайте ещё раз повторим, как оно называется. (Дети отвечают)

-Почему оно так называется?

-Почему мать – и – мачеха является первоцветом?

- Что ей помогает выжить ранней весной в холодную погоду?

- Какими способами размножается это растение?

- Почему пчёлы любят мать – и – мачеху?

- Для чего используют высушенные листья и цветы растения?

Дядюшка Ау:  Ай да молодцы, детки. Внимательно всё рассмотрели, послушали, много запомнили. Давайте сделаем вокруг этого растения заборчик из палочек, чтобы никто  случайно не наступил на него, и поставим в этом месте предупреждающий знак «Осторожно, первоцветы!»

Дядюшка Ау:  (читает стихотворение))

На проталинке – первый цветок

Как же он беззащитен и мал!

Резкий ветер его трепал,

Пригибал стебелёк к земле,

Леденил в предрассветной мгле,

Но отважный цветок устоял!

Опущусь перед ним на колени,

Прикоснусь к лепесткам рукой –

Сколько мудрости и терпения

В этой капельке золотой!

                                                      Т. Шарыгина.

Дети делают заборчик из палочек, ставят знак.

Дядюшка Ау:  Ребята, вы сделали очень хорошее дело. Берегите каждое растение. Спасибо вам за заботу о моих друзьях. А сейчас садимся в наш волшебный паровозик и едем в детский сад.

Список используемой литературы.

  1. Бондаренко Т.М. Экологические занятия с детьми 5-6 лет/ Т.М. Бондаренко - Воронеж: ТЦ «Учитель», 2004
  2. Волчкова В.Н. Конспекты занятий в старшей группе детского сада. Экология / В.Н. Волчкова, Н.В. Степанова. – Воронеж: Т.Ц. «Учитель», 2006
  3. Махотин С.Л. Прогулки по лесу/ С.Л. Махотин. – М.: Белый город, 2007
  4. Машкова С.В. Познавательно – исследовательские занятия с детьми на экологической тропе / Волгоград: Учитель, 2012



 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

методическая разработка: ЭКСКУРСИЯ В ПРИРОДУ "Наблюдение за весенними цветами мать-и-мачеха""

Познакомить детей с первоцветом - мать-и-мачехой, особенностями его строения, средой обитания, условиями роста....

Конспект Н.О.Д. «Мать – и – мачеха».

Конспект занятия для детей средней группы....

Конспект наблюдения на прогулке за мать - и - мачехой.

Доктор Айболит знакомит детей на прогулке с лекарственным растением - мать - и - мачехой....

Конспект занятия в старшей группе по художественному творчеству : "Аппликация:венок из мать-и-мачехи".

Методическая разработка занятия , в ходе которого у детей формируется умение выполнять аппликацию новым для них методом - торцевание....

Проектирование с детьми старшего дошкольного возраста на тему: "Цикл наблюдений за мать-и-мачехой и одуванчиком".

Презентация будет хорошим помощником в планировании прогулки с детьми старшего дошкольного возраста....