Перспективный план работы по формированию базиса личностной культуры детей старшего возраста
методическая разработка (окружающий мир, старшая группа) по теме

Шитова Елена Геннадьевна

Проблемы нравственного восптания дошкольников находятся  в центре  внимания педагогики.

За последние десятилетия значительно изменились взгляды на ребенка дашкольного возраста.

Все более весомо утверждается положение  о том, что дошкольный возраст имеет  непреходящее значение

в формировании личности ребенка,  является "фундаментом гармонической личности".

Исследователями обосновано положение о  том, что в дошкольном возрасте ребенок преобретает значительный опыт  поступков, соответствующих моральным нормам общества,

и на его основе - навыки поведения,  в которых проявяется гуманное отношение  к окружающим,  ответственное отношение к деятельности;

формируются начальные формы осознания морального смысла происходящих  явлений  в обществе,  социально приемлемые мотивы складывания

личностных механизмов поведения.

Старшему дошкольнику  становится  доступным осознание объективности и справедливости моральных нормЮ, понимания их относительной значимости в ситуациях морального выбора.

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

ПЕРСПЕКТИВНЫЙ ПЛАН ПО ФОРМИРОВАНИЮ БАЗИСА ЛИЧНОСТНОЙ КУЛЬТУРЫ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО

                                      ВОЗРАСТА

Сентябрь- октябрь - воспитание сочувствия к людям, животным,

                                   неживому вокруг

Ноябрь-                     воспитание положительного отношения к труду

Декабрь-                    азбука вежливости

Январь-                      воспитание положительного отношения к

                                   сверстникам

Февраль-                    наши добрые поступки

Март-                         воспитание уважительного отношения к старшим.

Апрель-                     воспитание чувства справедливости и честности

Май-                          формирование представлений о мужестве, чести, достоинстве

                              СЕНТЯБРЬ-ОКТЯБРЬ

            Воспитание сочувствия людям, животным и неживому вокруг.

1-2 неделя. Воспитание умения сопереживать и переживать, вызвать желание прийти на помощь друг другу.

Игра «Хорошо- плохо»

Ситуационные игры «А как бы ты?»

Разбор конфликтных ситуаций.

Толкование понятий: справедливость, наказание.

Театрализация художественных произведений.

Обсуждение поступков отрицательных героев.

Художественная литература:

А.Журавлева «Заяц Алеша», В.Осеев рассказы: «Лекарства», «Навестила»; В.Катаев «Цветик- семицветик»; С.Михалков «Дядя Степа»; Ш.Перро «Фея»; В.Осеева «Кто наказал его»

 

3-4 неделя. Воспитание сочувствия к старым людям.

Встань на место пожилого человека.

Расскажи, как ты позаботился о ком- либо (помог).

Индивидуальные и коллективные беседы.

Художественная литература: Е.Пермяк «Самое страшное»; В.Осеев «Печенье», А.Барто «Вовка- добрая душа», В.Сухомлинский «Хрестоматия по этике», «Дедушка и Андрейка», «Зеленая кастрюля», «Пусть я буду ваша бабушка».

5 неделя. Воспитание сочувствия к отрицательным героям художественных произведений.

«Измени коней сказки».

Постановка проблем перед детьми:

«Как Змея- Горыныча перевоспитать?

«Как Змей- Горыныч нам может помочь»  и т.д.

Театрализация сказок с хорошим концом.

Обсуждение поступков героев.

Художественная литература: «Кукушка»- ненецкая народная сказка.

В.Одоевский «Мороз Иванович», «Лягушка- Царевна»- русская народная сказка.

6-7 неделя. Воспитание сочувствия к животным, не допускать равнодушного отношения ребенка к другим, которые мучают животных.

Организация живого уголка природы.

Творческие рассказы о своем друге.

Проблемные вопросы выбора: что бы ты сделал.

Оформление выставки «Мой друг».

Художественная литература: Р.Зеленая «Животные», К.Чуковский «Доктор Айболит», Г.Х.Андерсен «Гадкий утенок», К.Паустовский  «Кот- варюга», Песни для детей : «Пропала собака»

8 неделя. Воспитание бережного отношения к вещам, игрушкам, к результатам человеческого труда.

Вопросы, обсуждения, размышления.

Иллюстрации «Откуда стол пришел»

Д/и «Что может рассказать о себе...?»

Чтение произведений, где герои неживые предметы.

Сочинение сказок о предметах.

Изготовление поделок.

Ремонт книг, игрушек, мебели.

Художественная литература: Б.Заходер «Вот так мастер», М.Коршунов «Вишневый сад», «Притча о молоке и кашке», К.Чуковский «Мойдодыр», А.Толстой «Золотой ключик».

                                   НОЯБРЬ

          Воспитание уважения к труду

1 неделя. Воспитание уважения к труду, общественная значимость труда взрослых. Создание ситуаций когда появляется потребность в предметах, которых не оказалось в наличии.

Создание предмета взрослым в присутствии детей.

Знакомство с профессиями.

Разучивание, толкование пословиц.

«Скучен день до вечера, коли делать нечего» и др.

2 неделя. Воспитание добросовестного отношения к труду, умений сделать свою работу, как можно лучше, доводить начатое  дело до конца.

-Игра «Хорошо- плохо».

-Выработка правил совместной работы.

-Задания и поручения определенной работы и оценка ее детьми.

-Сочинение рассказов «Если был бы я, девчонкой (мальчишкой)».

3 неделя. Воспитание желания оказывать взаимопомощь друг другу в совместном труде.

-Обыгрывание ситуаций «Как бы я поступил».

-Совместное изготовление поделок или другой работы.

-Выбор товарища по совместному труду (самостоятельно).

-Упражнения в нравственных поступках.

-«Другу всегда помогай,  друга всегда выручай»- праздник друзей.

4 неделя. Воспитывать желание помогать друзьям и взрослым (особенно маме), умение самому замечать и исправлять недостатки.

-Беседа «Зачем работают папа и мама?»

-Рисование правил: «Что я умею делать сам?»

-Анкеты «Чтобы я хотел уметь делать?»

-Город мастеров (пришивание пуговиц, мытье посуды, чистка картофеля)

Конкурс на звание «Мастер золотые руки»

Художественная литература: «Трудный день», Н.Носов «Заплатка», «Каша»

                             ДЕКАБРЬ

                     Азбука вежливости.

1 неделя. Учить детей правильно здороваться, дать понятия этикета.

-Целевые занятия по этике.

-Этические беседы.

-Дидактическая игра «Дополни предложения»

-Правила «Волшебные слова».

Художественная литература: Р.Зеленая «В каменном веке», В. Осеева «Волшебное слово», А.Мошковская «Вежливое слово»

2 неделя. Учить обращаться с просьбой, знакомство  с различными формами извинения.

-Коллективное чтение с последующим пересказом, прочитанной сказки и басни.

-Создание и разрешение конфликтных ситуаций.

-Игры- инсценировки.

-Толкование слов: «Извините, простите, пожалуйста», «Будьте так добры» и т.д.

Художественная литература: «Ежели вы вежливы», «Доброго вам здоровья, дедушка», «Неблагодарность» В.Сухомлинский.

3 неделя.  Учить выражению различных форм благодарности.

-Чтение художественных произведений.

-Упражнения нравственных поступков.

-Использование пословиц, поговорок.

-Наблюдение за товарищами.

-Дидактическая игра «Назови ошибки»

Художественная литература: В.Сухомлинский «Скажи человеку «здравствуйте», «Для чего говорят «Спасибо», «За лопатой, Р.Зеленая «Щель в дачном заборе».

4 неделя. Закрепление правил поведения в гостях и общественных местах.

-Сюжетно-ролевая игра «Идем в гости».

-Посещение других групп детьми.

-Поездка в общественном транспорте.

-Обсуждение ситуаций.

Художественная литература: «Как заяц в гости ходил», А.Барто «Шел трамвай 10 номер».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Перспективный план работы по формированию экологической компетентности детей дошкольного возраста

Перспективный план позволяет планировать работу по месяцам года, полностью учитывает возрастные особенности детей старшего дошкольного возраста. Содержит раздел "Взаимодействие с родителями"...

Перспективный план работы по развитию самостоятельности у детей старшего дошкольного возраста в изобразительной деятельности на примере декоративного рисования

В детском возрасте, когда ребенок особо эмоционально относится к окружающему миру, особое значение имеет реализация его потребности в художественном творчестве.Знакомство детей с различными видами нар...

Перспективный план работы по формированию математических представлений детей старшей группы ОО "Познание" с использованием ТРИЗ-РТВ и гровых технологий.

Перспективный план направлен на: обучение детей счёту в пределах 10;обучению детей арифмитическим действиям сложения и вычитания;обучение детей решению задач;знакомство детей с величинами;ознакомление...

Перспективный план работы по формированию речевой деятельности детей старшей группы (лексико-грамматической стороны речи)

Перспективное планирование в старшей группе для детей с ОНР I и II уровня , разработано по программе Н.В. Нищевой. Перспективное планирование отличается тем, что из него исключены обучение грамоте и о...

Перспективный план работы с родителями по ЗОЖ детей старшего дошкольного возраста

Ознакомление родителей с формированием культуры здоровья  детей....

Перспективный план работы по нравственно – патриотическому воспитанию детей старшего дошкольного возраста.

Перспективный план работы по нравственно – патриотическому  воспитанию в старшей  группе №1 "Сказка"  на 2017-2018 учебный  год....

Перспективный план работы по развитию воображения у детей старшего дошкольного возраста через изобразительную деятельность

Перспективный план работы по развитию воображения у детей старшего дошкольного возраста через изобразительную деятельностьЭтапы Месяцы по неделямрисованиелепкааппликация  2 этапПрактиче...