"Вода в жизки человека"
план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа) по теме

Бордунова Вера Николаевна

Игры - эксперименты по ознакомлению с водой, её свойствами, состояниями и назначением.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon svoystva_vody.doc43.5 КБ

Предварительный просмотр:

"Вода в жизни человека"

Тема № 1: "Свойства воды"

Конспект  организованной образовательной деятельности  по ознакомлению с окружающим и экспериментированию. Подготовительная к школе группа «Золотой ключик» АДОУ ЦРР – д/с №10 «Рябинка».

Программное содержание:

-  Совершенствовать знания детей о значении воды в жизни человека (вода источник жизни, необходима для поддержания жизни и обеспечения здоровья человека); Познакомить детей со свойствами воды (жидкость, текучесть, бесцветность). Уточнить значение её для всего живого.

-  Развивать у детей фонематический слух: умение слышать и определять звук в слове, умение разгадывать кроссворд.

-  Воспитывать социальные навыки: умение работать в группе, договариваться, учитывать мнение партнера, доказывать свою правоту.

Предварительная работа:

Беседы о воде, её роли в жизни человека.  Рассматривание иллюстраций на тему "Вода".

Использование игр о воде: "Какая бывает вода?", "Разрезные картинки" и др.. Чтение художественной литературы. Наблюдение за водой во время прогулок.

Материал:

 Таблички с именами;  кроссворд; глобус;  прозрачные, стеклянные стаканчики разной формы, баночки и воронки; гуашь; журналы; карандаши.

Ход занятия.

  1. Отгадывание кроссворда.

Воспитатель:  Ребята, я сегодня шла в детский сад и встретила Незнайку. Он сидел такой грустный. Я спросила его, что случилось, и он мне сказал, что жители Цветочного города отправили его к нам с просьбой о помощи, но Незнайка забыл, о чем его просили. Хорошо, что Знайка написал для нас письмо. Я его, ребята успокоила и сказала, что мы ему сможем помочь. Поможем? (Ответы детей). Незнайка, присаживайся на стул.

(Воспитатель берет у Незнайки конверт и читает письмо).

«Здравствуйте дорогие ребята! Незнайка очень озорной мальчик и не хочет ничему у нас учиться! А главное не желает ухаживать за цветами нашего города и  бережно относиться к . . . . .К чему относиться вы узнаете отгадав кроссворд. Спасибо вам за помощь»

Воспитатель:  Ну что ребята, попробуем разгадать кроссворд?

(На доске плакат с кроссвордом, слова разгадываем с опорой на картинки).

Какое слово  у нас получилось? Правильно -  "Вода".

Воспитатель:  Сегодня мы с вами поговорим о воде и ее значении в жизни человека. Для чего нужна вода человеку?

Ответы детей  (пить, умываться, купаться, мыть посуду, готовить еду, стирать белье, поливать растения).

Воспитатель:  Правильно, а сейчас представьте себе, что на планете вдруг не осталось ни одной капли воды. Что тогда произойдет? Почему? Все живое на Земле погибнет, планета останется без живых существ и растений. Ученые установили: человек без еды может прожить 3-4 недели, а без воды 3-4 дня, затем он погибнет.            

  1. Рассматривание схемы (содержание воды в организме человека) и глобуса.

Воспитатель:  Посмотрите, какая интересная  схема у меня есть. Человек на 80 % состоит из воды. Да, ребята, на земле воды много, она везде. Скажите, какая модель земли есть у нас в группе? Какой видят космонавты  нашу Землю из космоса?

Ответы детей.

Воспитатель:  Правильно, моря и океаны окрашивают нашу планету в голубой цвет. Поэтому нашу планету называют "Голубой планетой".

А вы знаете, как называются все моря и океаны на Земле? Вся вода на Земле составляет единый Мировой океан.

  1. Игра:  "Что умеет вода?"

Воспитатель:  бросает детям мяч, и они говорят о воде: плещется, журчит, переливается, бежит, льется, течет, бурлит, кипит, поит, поливает.  

  1. Опыты в лаборатории     (музыкальное сопровождение опытов)

Воспитатель:  А сейчас мы с вами пройдем в нашу  лабораторию и  продолжим разговор  о воде. Скажите, что обозначает слово лаборатория? Чтобы стать настоящими лаборантами мы прикрепим таблички с именами.

Опыт 1: Вода – жидкость.

Воспитатель:  Вы сказали: "вода льется, течет". Давайте это проверим. Для начала подойдите к столу. Здесь вы видите много посуды. Какая она?

Дети: Стеклянная.

Воспитатель:  Как нужно с такой посудой обращаться.

Дети: Аккуратно. Постараться не стучать  её друг об друга, можно разбить.

Воспитатель:  Возьмите бутылочку с водой и вылейте немного воды на блюдечко.

Выливать надо медленно, чтобы увидеть, как вода льется, течет и растекается на блюдце.

Самостоятельная работа детей.

Воспитатель:  Почему вы смогли перелить воду из бутылочки на блюдечко. Почему вода растеклась по блюдечку.

Дети: Вода жидкая.

Воспитатель:  Совершенно верно. Если бы вода не была жидкой, но она не смогла бы течь в реках, ручейках, не текла бы из крана. А поскольку вода жидкая, может течь, то её называют жидкостью. А чтобы Незнайка не забыл об этом, мы вывесим символ воды.

Опыт 2:  Вода не имеет формы.

Воспитатель:   Посмотрите, у вас на столе лежат кубики и шарики. Какой формы эти предметы?

Дети: Кубик имеет форму куба, шарик - шара.

Воспитатель:  Если мы опустим их в стакан, положим на стол, на блюдечко, на ладошку, изменят ли они свою форму?

Дети: Нет, в любом месте они остаются кубиком и шариком. Форма их не меняется.

Воспитатель:  А есть ли форма у воды? Что бы ответить на этот вопрос, проведем опыт: Будем наливать воду в чашечку, блюдце, баночку, бутылочку.

Самостоятельная работа детей.

Воспитатель:  Итак, что происходит с водой, когда мы её наливаем в баночку? Какую форму она принимает?

Дети: Форму баночки.

Воспитатель:  А что с ней произошло, когда мы налили её в чашку, в блюдце?

Дети: Вода приняла форму этих предметов.

Воспитатель:  Правильно, вода приняла форму того предмета, в который её наливали - чашки, блюдца, баночки. Что же показал нам опыт? Какую форму имеет вода?

Вывод: Вода не имеет собственной формы, она принимает форму  того сосуда, в который её наливают (вывешиваем символ на доску)

Опыт 3:  Определение цвета воды.

На столе у воспитателя белый лист бумаги, стакан с молоком, стакан с водой, камешки.

Воспитатель:  Какого цвета молоко? (белого). А можно сказать про воду, что она белого цвета? Ответы детей: 

Вывод: вода не имеет цвета, она бесцветная (перед детьми вывешивается символ этого свойства)

Воспитатель:  Ребята, а я знаю, что вода может изменять свой цвет. Хотите убедиться в этом? А ты, Незнайка, хочешь? (Ответы).  Я сейчас в воду добавлю волшебный кристаллик (марганцовку) и мы посмотрим, что произойдёт с водой. Изменила вода свой цвет? А теперь я добавлю в воду волшебную капельку (зелёнку). Посмотрим, что произойдёт с водой. Изменила вода свой цвет? Ответы детей: 

Давайте изменим цвет воды с помощью красок.

Вывод: вода может менять цвет в зависимости от того, что в неё добавили. При этом, чем больше краски мы добавим, тем ярче будет цвет воды.

  1. Зарисовка опытов

Воспитатель: Ребята, вода - одно из самых удивительных веществ на планете. И сегодня мы показали это Незнайке.  А сейчас давайте  зарисуем те свойства воды, с которыми мы сегодня познакомились.

Самостоятельная работа детей, сопровождается музыкой.

Воспитатель: Молодцы, ребята! Ну что, Незнайка, узнал что-нибудь нового о воде?

Незнайка: Да! Только это так трудно запомнить.

Воспитатель: А ребята тебе, Незнайка, ещё раз напомнят. Слушай и запоминай (с опорой на символы):

Дети:   Вода это жидкость;

               Вода не имеет собственной формы;

               Вода бесцветная и её можно окрасить.

Воспитатель: Правильно ребята! А еще вода добрый друг и помощник человека. Я знаю, что вы знаете стихотворение Н. Рыжовой "Волшебная вода". Давайте его послушаем.

Вы, слыхали о воде?

Говорят она везде!

Вы в пруду её найдёте,

И в сыром лесном болоте.

В луже, в море, в океане

И в водопроводном кране,

Как сосулька замерзает,

В лес туманом заползает,

На плите у вас кипит,

Паром чайника шипит.

Без неё нам не умыться,

Не наесться, не напиться!

Смею вам я доложить:

Без неё нам не прожить!

Воспитатель: Действительно, без воды невозможно жить на земле, поэтому воду надо беречь и охранять.

Незнайка: А зачем её беречь. Вон сколько воды!

Воспитатель: Воды много, но для умывания, приготовления пищи необходима только очищенная вода. А чтобы получить чистую воду, люди затрачивают много сил. Вот поэтому воду нужно беречь, плотно закрывать кран.

А чтобы ты, Незнайка, не забыл про это, вот тебе памятка - напоминание "Помыл руки плотно закрой кран".

Незнайка: Спасибо, ребята, теперь я ни за что не забуду, что кран нужно всегда плотно закрывать, и что вода необходима  для жизни людей и растений. Буду теперь помогать ухаживать за цветами всем малышам и малышкам.  До свидания, ребята.

Воспитатель: До свидания Незнайка. Молодцы ребята! Мы сегодня с вами хорошо потрудились и узнали много о значении воды в жизни человека, ее свойствах. Помогли узнать об этом и Незнайке. Мы затратили много сил, и чтобы их восстановить попьем компот.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Вода в жизни человека

конспект занятия по ознакомлению с окружающим в старшей группе...

конспект занятия "Вода в жизни человека"

Конспект  открытого комплексного занятия по ознакомлению с окружающим миром для детей старшего  дошкольного возраста....

Вода в жизни человека (открытое занятие)

Совершенствовать знания детей о значении воды в жизни человека: вода источник жизни, необходима для поддержания жизни и обеспечения здоровья человека; о свойствах воды: прозрачная, без цвета и з...

«ВОДА В ЖИЗНИ ЧЕЛОВЕКА»

Для чего нужна вода, свойства воды...

КОНСПЕКТ СОВМЕСТНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО ТЕМЕ «ВОДА В ЖИЗНИ ЧЕЛОВЕКА -ОЧИСТКА ВОДЫ"

В рамках экологочискего воспитания проводится беседа о  бережном  и безопасном обращении  с водой.  Занятие  проходит в игровой форме, с заданиями разной сложности и экспериме...

Цель – уточнить представления детей о роли воды в жизни человека, формировать осознанное бережливое отношение к расходу воды.

Цель: уточнить и расширить знания детей о роли воды в жизни человека и живых организмов; воспитывать бережное отношение к воде....

конспект занятия в старшей группе "Вода в жизни человека". Опыты с водой.

Цель: обобщить знания о воде.Задачи:Образовательная -Познакомить детей с некоторыми свойствами воды, обратить внимание на то, что вода таит в себе много неизвестного.- Обратить внимание детей на ...