"Вода в жизни человека" (3 итоговая часть)
план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа) по теме

Бордунова Вера Николаевна

Экспериментирование с водой. Её свойства, состояния и использование человеком.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon tverdoe_zhitkoe_gazoobraznoe.doc44.5 КБ

Предварительный просмотр:

"Вода в жизни человека"

Тема № 3: «Твердая, жидкая, газообразная»

Конспект  организованной образовательной деятельности   по ознакомлению с окружающим и экспериментированию.

Программное содержание:

-  Закреплять  знания детей о свойствах воды; совершенствовать знания  о состояниях воды (твердая, жидкая, газообразная).

-  Расширить знания детей об условиях перехода воды из твердого состояния в жидкое. Дать элементарное представление о превращении воды в пар (её переходе в газообразное состояние).

-  Воспитывать социальные навыки: умение работать в группе, договариваться, учитывать мнение партнера, доказывать свою правоту.

Предварительная работа:

Ознакомление со свойствами снега и льда в морозную погоду и в оттепель, наблюдение за падающим снегом, рассматривание снежинок (на прогулке). Чтение художественной литературы.

Материал:

Таблички с именами, коробка-посылка, стеклянные сосуды разной формы, сахар, манная крупа, фильтр для очистки.

У детей на столах: формочка со льдом, стакан с теплой водой, стакан со снегом, палочки, лабораторные журналы, цветные карандаши.

У воспитателя: лед, стакан со снегом, сосуд с горячей водой, кипятильник, банка с водой, стекло (6*10 см).

Ход занятия.

  1. Просмотр мультфильма

Воспитатель:  Ребята, сегодня мы с вами опять будем проводить опыты в нашей лаборатории. Мы прикрепили таблички с именами и стали настоящими лаборантами, но нам нужно вспомнить правила поведения в лаборатории. Какие они?

Дети: Не шуметь, не брать незнакомые предметы без разрешения, быть аккуратными.

Воспитатель:  Молодцы!  А теперь проходите в лабораторию.

Проходим в группу. На столе стоит коробка и лежит диск.

Воспитатель: Ой, ребята, смотрите, что здесь появилось. Это вы принесли?

Дети:  Нет!

Воспитатель:  Ребята – это видеописьмо, давайте его посмотрим, может, тогда узнаем, кто нам принес коробку. Смотрим запись с мультфильмом. Интересно ребята, что за сюрприз нам приготовила Снежная Королева. Будем смотреть, что в коробке? (Да!) Открываю коробку. Странно, а здесь ничего нет! Выливаю немного воды. Только вода откуда-то взялась. Как вы думаете, как здесь оказалась вода?

Дети: Снежная королева сказала, что сюрприз сделан из чистейшего льда. Наверное, лед растаял, и получилась вода.

Воспитатель:  Действительно, вы правы. Ведь вода – волшебница. Она умеет показывать настоящие фокусы.

  1. Рассматривание опорных символов

Воспитатель: Ребята, давайте вспомним о воде все, что мы изучили ранее.

Ответы детей:  Вода это жидкость;

                                  Вода не имеет собственной формы;

                                  Вода прозрачная;

                                  В воде растворяются одни вещества, а другие нет;

                                  Пить  можно только очищенную воду.

Дети рассказывают о свойствах воды и показывают опыты с ними за столом воспитателя.

Воспитатель: Молодцы ребята, вы хорошо запомнили свойства воды. Сегодня я хочу вам рассказать о разных  её состояниях.

  1. Опыты в лаборатории     (музыкальное сопровождение опытов)

Воспитатель: Ребята, мы с вами говорили о том, что вода жидкость. Она течет, льётся и журчит. Это основное её состояние. Как вы думаете, вода может  хрустеть, стучать, звенеть?

Ответы детей.

Воспитатель:  А сейчас попробуйте отгадать загадку:

                                      Он пушистый, серебристый,

                                      Но рукой его не тронь:

                                      Станет капелькою чистой,

                                      Как поймаешь на ладонь             (Снег)

Ответы детей.

Воспитатель:  Что такое снег? (Ответы детей) Правильно.  Снег - это ледяные кристаллики в виде шестиугольных пластинок или звёздочек-снежинок. Показать снежинки, вырезанные из бумаги и наклеенные на листы синего цвета. Снежинки - это застывшие капельки воды. Замерзая, эти капельки всегда принимают форму правильного шестигранника, поэтому у снежинок всегда 6 лучей. Считается, что нельзя встретить две одинаковые снежинки, так они разнообразны.

Воспитатель: А когда вода хрустит и скрепит, вы знаете?

Ответы детей: Да когда мороз и мы идем по снегу, он скрепит под ногами.

Опыт 1:  Снег тоже вода

Воспитатель: Сейчас  давайте попробуем превратить снег обратно в воду. Поместим стакан со снегом в теплую воду. Что произошло?

Дети:  Снег растаял и в стакане теперь вода.

Воспитатель: Ребята, вода, замерзая, может превратиться не только в снег. Как вы думаете, чем ещё она может стать? Ответы детей. Правильно – льдом.

Воспитатель: Посмотрите, у вас на столе стоят формочки со льдом. Давайте сейчас возьмем палочки и постучим по льду. Что мы слышим?

Ответы детей: Лед стучит, звенит.

Воспитатель: А где мы можем встретить лед?

Ответы детей: На катке, на реке, в луже.

Воспитатель: Вы знаете, как образуется лед?

Ответы детей:  Когда на улице холодно и морозно вода замерзает и становится льдом.

Воспитатель: Правильно. Ребята, снег и лед это тоже вода, но только в твердом состоянии.  Вода состоит из мельчайших частиц – молекул. Если бы мы рассмотрели лед или снег под микроскопом, то увидели бы, что молекулы воды, из которых он состоит, расположены близко друг к другу. Схематично это можно показать так. Вывешиваю схему молекул льда. 

Опыт 2:  Лед плавает и тает.

Воспитатель: Мы с вами уже увидели, что произошло со снегом, когда мы поместили его в воду. Давайте теперь поместим нашу льдинку в миску с водой. Что с ней происходит?

Ответы детей:  Лед плавает и постепенно тает.

Воспитатель:  Да ребята, лед постепенно тает, и вода переходит из твердого состояния в жидкое состояние.

Воспитатель: Если рассмотреть воду под микроскопом, то схематично расположение молекул можно показать так. Вывешиваю схему.

  1. Игра: "Маленькие человечки" (ТРИЗ)

Воспитатель: Ребята, выполняя действия, вы показывали, как ведут себя молекулы воды в твердом, жидком и газообразном состоянии.

  1. Пар тоже вода

Воспитатель: Ребята давайте сейчас мы попробуем перевести воду из жидкого состояния в газообразное состояние. Как вы думаете, как это можно сделать? Ответы детей.

Воспитатель: Сегодня  я принесла один из электроприборов. Кто мне скажет, как он называется? (Спросить двух, трех человек). Совершенно верно - это кипятильник.  С его помощью нагревают, кипятят воду.

Опыт 3:  Превращение воды в пар.

Воспитатель проводит опыт по превращению воды в пар.

Воспитатель: Вода постепенно начинает нагреваться. Что с ней происходит?

Дети: Она кипит, булькает, бурлит.

Воспитатель: А какая кипящая вода? Можно ей обжечься?

Дети: Да, она очень горячая.

Воспитатель: А где еще можно встретить вот так кипящую воду?

Дети: В чайнике, когда кипятим чай, когда мама варит суп или компот.

Воспитатель: Так как кипящей водой можно обжечься, то обращаться с ней нужно очень осторожно.

Воспитатель: Я выключила кипятильник. Вода стала спокойной, но еще остается горячей. Ребята, посмотрите, что это поднимается над баночкой? Правильно это пар.

Воспитатель: Видите с помощью кипятильника, мы помогли воде превратиться в пар. Из пара мы также можем получить воду. Я вам покажу как. Я осторожно подержу стекло над банкой (показываю детям). Что вы видите на стекле? Оно запотело, и появились капельки. (Предложить детям потрогать их пальчиком и убедиться, что это вода). Значит, мы можем сделать вывод:  " Пар - это тоже вода, очень сильно нагретая". Вокруг нас в воздухе всегда находится водяной пар. Схематично это можно показать так. Вывешиваю схему. Именно благодаря тому, что вода испаряется, высыхают лужи после дождя, белье после стирки и дышит наша кожа.

Воспитатель: Итак, ребята, мы с вами уже говорили, что вода это жидкость, это самое привычное для нас ее состояние. Сегодня мы рассмотрели и другие состояния воды, а именно, что вода еще может быть твердой и газообразной, невидимой. Вода легко переходит из одного состояния в другое, это можно увидеть по схеме. Вывешиваю схему.

  1. Итоги занятия

Воспитатель: Ну что ребята, вам понравились новые фокусы волшебницы воды? А сейчас давайте возьмем наши лабораторные журналы и нарисуем в них схемы разных состояний воды.

Самостоятельная работа детей, сопровождается музыкой.

Воспитатель:  Молодцы ребята! Мы сегодня с вами хорошо потрудились и узнали много о состояниях воды. Я хочу угостить вас настоящими леденцами, которые не растают как сюрприз Снежной Королевы.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Вода в жизни человека

конспект занятия по ознакомлению с окружающим в старшей группе...

конспект занятия "Вода в жизни человека"

Конспект  открытого комплексного занятия по ознакомлению с окружающим миром для детей старшего  дошкольного возраста....

Вода в жизни человека (открытое занятие)

Совершенствовать знания детей о значении воды в жизни человека: вода источник жизни, необходима для поддержания жизни и обеспечения здоровья человека; о свойствах воды: прозрачная, без цвета и з...

«ВОДА В ЖИЗНИ ЧЕЛОВЕКА»

Для чего нужна вода, свойства воды...

КОНСПЕКТ СОВМЕСТНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО ТЕМЕ «ВОДА В ЖИЗНИ ЧЕЛОВЕКА -ОЧИСТКА ВОДЫ"

В рамках экологочискего воспитания проводится беседа о  бережном  и безопасном обращении  с водой.  Занятие  проходит в игровой форме, с заданиями разной сложности и экспериме...

Цель – уточнить представления детей о роли воды в жизни человека, формировать осознанное бережливое отношение к расходу воды.

Цель: уточнить и расширить знания детей о роли воды в жизни человека и живых организмов; воспитывать бережное отношение к воде....

конспект занятия в старшей группе "Вода в жизни человека". Опыты с водой.

Цель: обобщить знания о воде.Задачи:Образовательная -Познакомить детей с некоторыми свойствами воды, обратить внимание на то, что вода таит в себе много неизвестного.- Обратить внимание детей на ...