Сценарий спортивно- познавательного развлечения «Соблюдай ПДД и дружи с ГИБДД» по безопасности дорожного движения
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа)

Семкина Галина Александровна

 

Цель: формирование навыков безопасного поведения детей на улицах города, популяризация ПДД.

Задачи:

• Закрепление знаний детей о правилах дорожного движения;

• Обогащение словарного запаса (светофор, дорожный знак, пешеходный переход, регулировщик);

• Содействовать обучению в игровой форме способам безопасности жизнедеятельности.

• Способствовать укреплению здоровья детей через выполнение различных видов игровых заданий;

• Развивать основные физические качества: быстроту, ловкость, координацию движений;

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Консультация для воспитателей.

Знакомство дошкольников с правилами дорожного движения.

Цель: Дать рекомендации воспитателям по обучению дошкольников безопасному поведению на улицах города.

Автор: Семкина Г. А. воспитатель логопедической группы МБДОУ «Детский сад №10г. Орёл».

По дороге в детский сад

Мы пойдём с тобой, малыш.

Улыбаясь светофору,

Влево, вправо поглядишь.

Чтобы день такой чудесный

Омрачить не смел никто,

Правила движенья вместе

Мы усвоим? Да, легко!

       Воспитание безопасного поведения у детей – одна из важнейших задач дошкольного учреждения. Ребёнок становится пешеходом значительно раньше, чем он по своим знаниям, усилиям, развитию становится к этому подготовленным. С первых дней пребывания ребёнка в детском саду следует так организовать его воспитание и обучение, чтобы к моменту перехода из детского сада в школу он легко ориентировался в ближайшем окружении, умел наблюдать и правильно оценивать дорожные ситуации, владел навыками безопасного поведения в этих ситуациях.

        Именно в детском саду все дети могут и должны получить систематизированную информацию о безопасном поведении на улице и приобрести необходимые навыки такого поведения. И в этом коллективу воспитателей дошкольного учреждения отводится ведущая роль. Поэтому сам педагог должен овладеть всем комплексом вопросов и проблем, составляющих основу безопасного движения. При реализации поставленных задач воспитатель должен исходить из следующего: главная ценность, которую приобретает ребёнок в детском саду, состоит в ряде навыков и привычек. Чем больше у ребёнка полезных навыков и привычек, тем легче ему будут даваться знания.

       Очень важно приобретение таких навыков и привычек, как: сознательное отношение к своим и чужим поступкам (правильно – неправильно, подражать – не подражать), умение переводить мысль в дело (машина поехала – можно переходить – перешёл). Не меньшее значение имеет и привычка обуздывать свои порывы и желания (бежать – но нельзя, потому что горит красный сигнал светофора). Важна, привычка сосредоточивать внимание, самостоятельно справляться с встречающимися затруднениями.                Всегда нужно помнить, что детский сад – учреждение по преимуществу воспитательное. И поэтому задача воспитателя состоит не столько в обучении правилам дорожного движения, сколько в воспитании безопасного поведения у детей на улице, на дорогах, в транспорте.

      Главная цель  работы воспитателя по профилактике детского дорожного травматизма – формирование у детей навыков осознанного безопасного поведения на улицах города включает нескольких задач:

  1. усвоение дошкольниками первоначальных знаний о правилах безопасного поведения на улице;
  2. формирование у детей качественно новых двигательных навыков и бдительного восприятия окружающей обстановки. Ребёнок должен не только правильно двигаться в соответствии с полученным сигналом или ориентируясь на взрослого, но и уметь координировать свои движения с движениями других людей и перемещением предметов;
  3. развитие у детей способности к предвидению возможной опасности в конкретной меняющейся ситуации и построению адекватного безопасного поведения.

Основные аспекты взаимодействия ребёнка с «территорией дорожного движения»:

  1. Ребёнок – пешеход
  2. Ребёнок – пассажир
  3. Ребёнок – водитель детских транспортных средств (велосипеда, самоката, роликовых коньков и др.)

    Работа по воспитанию навыков безопасного поведения детей на улицах ни в коем случае не должна быть одноразовой акцией. Её нужно проводить планово, систематически, постоянно. Она не должна выноситься в самостоятельный раздел, а входить логическим элементом во все виды детской деятельности для того, чтобы полученные «теоретические» знания ребёнок пропускал через продуктивную деятельность и затем реализовывал в играх и повседневной жизни за пределами детского сада. Когда и сколько времени отводить на тот или иной вид деятельности с детьми в данном направлении определяют  сами воспитатели в зависимости от условий, темы, сезонности, состояния детей, вида занятий и т.д.

        Для каждой возрастной группы необходимо определить свои цели и ориентиры. Объединить некоторые темы (правила поведения на улице – оказание помощи – инвалидность), так как привлечение материалов из другого раздела поможет объяснить детям, какими могут быть последствия правильного и неправильного поведения на улице.

Этапы организации воспитательно-образовательного процесса по формированию знаний детей о безопасном поведении на улице.

Первый этап – это диагностика – уточнение представлений детей о правилах дорожного движения, то есть их личный опыт, на который может опереться воспитатель. Такая диагностика необходима в каждой возрастной группе: она помогает воспитателю определить знания детей, уровень их возможностей.

Второй этап – это расширение первоначальных представлений детей, накопление новых знаний о правилах безопасности через занятия, беседы, заучивание рифмованных правил.

Третий этап – закрепление полученных знаний и формирование сознательного отношения к соблюдению правил безопасности с помощью чтения и обсуждения произведений художественной литературы, игр-драматизаций, наблюдений во время экскурсий и из личного опыта.

Четвёртый этап – формирование у детей чувства ответственности и предпосылок готовности отвечать за свои поступки. Дети дошкольного возраста именно принимают и усваивают предъявленные к ним требования, а готовность в полной мере отвечать за свои поступки придёт позже.

Пятый этап – развитие у детей чувства контроля и самоконтроля, так как при обучении правилам безопасного поведения эти качества во многом помогают ребёнку вовремя и правильно ориентироваться в создавшейся ситуации.

Особую роль в формировании у детей правил безопасного поведения на улице имеют современные наглядные и технические средства обучения. С их помощью осуществляются инновационные подходы в данном направлении и комплексно решаем поставленные задачи:

- воспитательные реализуются через привитие детям «чувства» улицы и её опасности, но не страха перед дорожной средой, а умения ориентироваться в ней;

-развивающие направлены на развитие у детей познавательных процессов: концентрации внимания, воображения, логического мышления, памяти, речи и двигательных навыков по координации движений, что необходимо ребёнку для правильной ориентации на улице;

-обучающие направлены на формирование навыков и полезных привычек безопасного поведения на улице, понимание и осознание опасных и безопасных действий, соответствующих Правилам дорожного движения.

Планирование работы по формированию навыков безопасного поведения.

      Эффективней всего в течение учебного года одну неделю в квартал посвящать этой работе целиком с целью «погружения» ребёнка в данную проблему. Планирование всех видов деятельности ребёнка в течение недели объединены одной темой: тематические познавательные занятия, практикумы на транспортной площадке, практические занятия на моделях «Наш город», «Наша улица», на игровых площадках, самостоятельное моделирование: составление схем, планов своей улицы, маршрутов движения к детскому саду и т.д.

Полученные знания детей в рамках «тематической недели», закрепляются затем в течение всего года в играх, конкурсах, досугах, при проведении целевых прогулок и экскурсий.

    Преимущества тематического подхода к планированию и организации занятий по формированию у детей безопасного поведения на улице:

  1. тематическое планирование позволяет значительно сократить время для занятий, освобождая его для игры, прогулок, оздоровительных мероприятий;
  2. повышается качество работы, открывается больше возможностей для творчества;
  3. повышается уровень знаний детей и их качество: знания становятся более глубокими и системными;

Материал по обучению правилам безопасного поведения на улице ребёнок лучше усвоит в наглядно-действенной форме с опорой на непосредственное (практическое или игровое) действие с предметами при отражении реальной ситуации.

Необходимо использовать в  работе обучающие мультимедийные занятия: «Знакомство с дорожными знаками», «Школа светофора», тренинг для родителей «Берегите жизнь детей!»

   В каждом конкретном случае  продумать форму взаимодействия: с группой, с подгруппой или индивидуальную. Как показывает практика, новые знания лучше давать на фронтальных занятиях, а закрепление проводить с небольшими подгруппами и индивидуально.

 Работу надо проводить систематически: не менее 2-3 раз в неделю беседовать с детьми о безопасном поведении на улицах и дорогах, о дорожно-транспортных происшествиях, связывая это с изменениями погоды и особенностями дороги (гололёд, дождь, рано темнеет и т.д.).

    Нужно приучать ребенка проговаривать свои действия, чтобы они становились частью его мышечной памяти и внутренней речи. Объяснять и повторять детям, как они должны вести себя на улице и в транспорте столько раз и так часто, чтобы дошкольники не только запомнили и осознали алгоритм поведения, но и действовали в стандартных ситуациях уверенно, компетентно и предусмотрительно, чтобы у них выработалась привычка правильного поведения на улице.

    Если ежедневно, подходя к проезжей части, говорить ребёнку: «Стой, дорога!», то останавливаться для него станет привычкой. Если всегда, выйдя из автобуса, вести ребёнка до пешеходного перехода, то такой маршрут для него станет привычным.

    Чтобы выработать положительную привычку, не обязательно вести ребёнка к проезжей части. Это можно сделать и в группе, при проведении занятий по правилам дорожного движения, имея минимум дорожных символов и атрибутов.

Содержание представлений о безопасном поведении на улице,

доступное детям дошкольного возраста.

Общие представления:

  1. Знать имя, фамилию, домашний адрес, телефон
  1. Иметь представления об опасных ситуациях, которые могут возникнуть на улице и при играх во дворе дома; при катании на велосипеде (самокате, роликовых коньках)

Представления об опасных ситуациях на отдельных участках пешеходной части улицы:

Знать следующие правила дорожного движения:

  1. Переходить улицу только на зелёный свет светофора.
  2. Не играть на дороге или около проезжей части.
  3. Переходить улицу только по пешеходному переходу.
  4. При переходе улицы сначала посмотреть налево, а дойдя до середины – направо.
  5. Знать устройство проезжей части.
  6. Знать некоторые дорожные знаки для пешеходов и водителей.

Знать правила поведения в транспорте:

  1. Нельзя детям ездить на транспорте без родителей, без сопровождения взрослых.
  2. Не стоять у дверей.
  3. Разговаривать тихо, чтобы не мешать другим.
  4. Нельзя высовываться и выставлять руки в открытые окна.
  5. Уступать место пожилым людям, пассажирам с маленькими детьми.

Знать и соблюдать правила поведения во дворе:

  1. Не ходить никуда без разрешения взрослых.
  2. Играть только на детской площадке.
  3. Не играть близко от проезжей части дороги.
  4. Не кататься по проезжей части дороги.

Чем больше у ребёнка полезных навыков и привычек, тем легче ему будут даваться знания. Поэтому понимая всю важность данной проблемы, необходимо включать занятия по ПДД во все виды деятельности в ДОУ.

По городу, по улице не ходят просто так:
Когда не знаешь, правила, легко попасть впросак.
Всё время будь внимательными помни наперёд:
Свои имеют правила шофёри пешеход.




Предварительный просмотр:

Сценарий спортивно- познавательного развлечения

«Соблюдай ПДД и дружи с ГИБДД»

по безопасности дорожного движения (старший возраст).

Составители: воспитатель: Семкина Г.А.,

инструктор по физкультуре: Логвинов М.В.

Орёл, 2023


Цель: формирование навыков безопасного поведения детей на улицах города, популяризация ПДД.

Задачи:

• Закрепление знаний детей о правилах дорожного движения;

• Обогащение словарного запаса (светофор, дорожный знак, пешеходный переход, регулировщик);

• Содействовать обучению в игровой форме способам безопасности жизнедеятельности.

• Способствовать укреплению здоровья детей через выполнение различных видов игровых заданий;

• Развивать основные физические качества: быстроту, ловкость, координацию движений;

Оборудование: площадка на улице украшена воздушными шарами-красными, желтыми, зелеными, по периметру расставлены модули по дорожной тематике, дорожные знаки и т.д., автоплощадка, пособия и оборудование для спортивных эстафет по ПДД: макеты светофоров с белыми кругами, круги желтого, зеленого и красного цветов (по количеству участников), разрезные дорожные знаки для игры, 3 жезла,3 самоката, музыкальная колонка.

Ход развлечения:

1.Звучит песня «Соблюдай ПДД и дружи с ГИБДД», появляется воспитатель в роли «Светофора» приветствует детей и гостей.

 «Светофор»: Дети мы с вами живем в городе где много улиц, дорог, по ним движется транспорт, пешеходы и никто никому не мешает, почему, ребята это так происходит? Как вы думаете?

(ответы детей)

Правильно! Это происходит потому, что есть четкие правила для водителей и для пешеходов. Ребята, как вы думаете, что будет в случае, если водители и пешеходы не будут соблюдать правила дорожного движения? (ответы детей)

  «Светофор»: Кто следит за тем что бы ПДД соблюдались? (ответы детей)

«Светофор»: Государственная Инспекция Безопасности Дорожного движения(ГИБДД).

 2.Сегодня на нашем развлечении присутствует инспектор ГИБДД.

Инструктор по физкультуре в образе инспектора ГИБДД (далее «Инспектор»)

«Инспектор»: Здравствуйте ребята и гости, вы готовы показать свои знания по ПДД?

Для этого нужно разделиться на 3 команды-красный огонек, желтый огонек, зеленый огонек.

 Наше соревнование начинается с приветствия команд и знакомство с капитанами, оценивать нас будет жюри (представление членов жюри)

 Инструктор: За каждое верно выполненное задание команда будет получать жетон.

3.Представление команд:

3.1 команда: «Красный огонёк» :

Самый строгий – красный свет.

Стой! Дороги дальше нет!

3.2 команда: «Жёлтый огонёк» :

Желтый свет – предупрежденье –

Жди сигнала для движенья.

3.3 команда: «Зелёный огонёк» :

Когда горит зеленый свет,

Проходи, препятствий нет!

 «Светофор»: Наши команды готовы к соревнованиям!

4.Умственная разминка по ПДД:

«Светофор»: Запрещающий сигнал светофора - …. (красный).

 Для чего нужны тротуары? (чтобы по ним ходили пешеходы).

 Где нужно переходить дорогу? (по пешеходному переходу)

Как называют людей, идущих по улице? (пешеходы)

Какие бывают переходы? (наземныеподземныенадземные)

Когда можно начинать переходить улицу? (когда загорелся зеленый свет светофораи мы убедилисьчто все машины остановились.)

Где ожидают автобус? (на автобусной остановке).

Хорошо, вспомнили некоторые правила, приступаем к заданиям более сложным!

5. Инструктор: Вот вам первое задание:

 Отгадайте загадку:

Стоит на краю улицы

В длинном сапоге,

Кое-что трёхглазое

На одной ноге.

Где машины движутся,

Где сошлись пути,

Помогает улицу

Людям перейти (ответы детей).

Инструктор: Молодцы! Ребята, для чего нужен светофор? (светофор нужен для того, чтобы регулировать дорожное движение, чтобы на улицах и дорогах был порядок. 

Инструктор: Давайте вспомним, что обозначает каждый сигнал светофора? (ответы)

«Светофор»: Соня нам прочтет стих:

              Красный свет- прохода нет,

              Желтый свет-готов к пути,

              А зеленый свет-иди!

6.«Светофор»: предлагаю поиграть в  подвижную игру на внимание «Красный, желтый, зеленый» (звучит музыка, дети идут по кругу друг за другом, у ведущего сигнальные круги:

Красный сигнал(круг) – дети стоят

Жёлтый сигнал(круг) – приседают

Зеленый сигнал(круг)- продолжают двигаться

7.Инструктор: Ребята, на улице встречаются не только светофоры, но и дорожные знаки. Они рассказывают о том какова дорога, как надо ехать, что разрешается и чего нельзя делать. Каждый знак имеет свое название и установлен в таком месте, где он необходим. Сейчас мы с вами поиграем в игру с дорожными знаками.

8.ЭСТАФЕТА «Собери дорожный знак».

Дорожные знаки разрезаны на части, как пазл (части пазла соответствуют количеству участников команды), команды выстраиваются у стартовой линии,

по сигналу первые участники команды бегут «змейкой», между конусами (3 конуса, подбегают к обручу, в котором выложены части знака, берут одну часть и возвращаются к команде, передают эстафету следующему участнику хлопком по ладошке(плечу).Когда прибегает последний участник, команда собирает из частей знаки и называет их.

Инструктор: Молодцы ребята и с этим заданием вы легко справились!

«Светофор»: Отгадайте ещё одну загадку: 

Что за зебра без копыт

 Но не под нею пыль летит,

А над нею вьюга пыли,

и летят автомобили? (пешеходный переход)

9.ЭСТАФЕТА «Пешеходный переход»

Ребята, сейчас я предлагаю вам построить пешеходный переход из белых полос.

 По сигналу первый участник команды берёт одну полоску, добегает до ориентира и кладёт её на пол, имитируя «зебру» пешеходного перехода, затем возвращается, хлопком по ладошке передаёт эстафету следующему участнику. Побеждает команда, которая быстрее справилась с заданием.

Инструктор: Ребята, вот вам ещё одна загадка:

Посмотри, силач какой,

На ходу одной рукой

Останавливать привык

Пятитонный грузовик (регулировщик).

Инструктор: Жезл регулировщика необходим для регулирования движения автотранспорта, там, где нет светофора.

10.ЭСТАФЕТА «Регулировщик»

Дети по одному оббегают ориентир, передавая жезл регулировщика в качестве эстафетной палочки. Побеждает команда, которая быстрее справилась с заданием.

Инструктор: Вот ещё одна загадка, будьте внимательны:

«Подо мной два колеса,

Еду как на «парусах»,

Оттолкнусь совсем чуток

 И лечу как ветерок! (Самокат)

11.ЭСТАФЕТА «Езда на самокате»

Инструктор: Задание для капитанов команд. По моему сигналу(свистку)необходимо оттолкнуться на самокате, у конца линии правильно и быстро затормозить (ногой надавить на заднее крыло-тормоз, удерживая равновесие), не выехав за пределы черты(линии)…

12.Рефлексия:

Инспектор: Ребята, вам понравилось выполнять задания? Что было сложнее всего выполнить? Что напротив показалось самым простым? Что нового вы сегодня узнали и о чём расскажете дома родителям? Какое настроение было у вас во время выполнения заданий? (предполагаемые ответы детей).

«Светофор»: Какие вы молодцы, справились со всеми заданиями.

 Самое главное, чтобы вы росли грамотными, не только знали правила дорожного движения, но и соблюдали их, учили этому своих младших братьев и сестер.

13.Итоги подводит жюри. Награждение.

Капитанам вручают грамоты и раскраски.

«Светофор»: «Правила дорожные, всем знать положено! Девиз нашего детского сада: «Наше поколение, за безопасное движение!»

Будьте бдительны ребята,

Взрослые и дошколята!

Не шалите на дороге,

Берегите руки, ноги.

Посмотрите, жизнь прекрасна!!!

Не рискуйте вы напрасно!

14.Объявляется весёлая разминка, под песню «Соблюдай ПДД и дружи с ГИБДД», дети выполняют ритмические движения за ведущими!https://sun9-24.userapi.com/impg/O76oeJquesrE83yF5jKi7rYfyc_4BlxCkDYQug/SmkG_P87xNk.jpg?size=1500x1500&quality=95&sign=be39d5782aa052b1a7d05f50b29bae92&type=album


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сценарий спортивно-познавательного развлечения "Для здоровья нам нужна чистота!"

Формирование ценностного отношения к занятиям физической культурой через реализацию двигательной активности...

Сценарий спортивно-познавательного развлечения «На необитаемом острове» с детьми и родителями старшей группы

Сценарий спортивно-познавательного развлечения  «На необитаемом острове»с детьми и родителями  старшей группы Цель: Создать у детей и родителей радостное настроение.  Учить детей н...

Сценарий спортивно - познавательного развлечения "В гости к паучку Ананси"

Сценарий спортивно - познавательного развлечения "В гости к паучку Ананси"...

Сценарий спортивно-познавательного развлечения «Путешествие в космос».

12 апреля 2017 года в нашем детском саду сосотоялось "Путешествие в космос". В этом мероприятии участвовали дети всего детскогог сада. Ребята с увлечением играли в игры-соревнования, отгадовали ...

Сценарий спортивно-познавательного развлечения для детей старшего дошкольного возраста

laquo;Космическое путешествие» [[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"12869431","attributes":{"alt":"","class":"media-image","height":"480","width":"471"}}]]...

Сценарий спортивно- познавательного развлечения «Соблюдай ПДД и дружи с ГИБДД» по безопасности дорожного движения.

Цель: формирование навыков безопасного поведения детей на улицах города, популяризация ПДД.Задачи:• Закрепление знаний детей о правилах дорожного движения;• Обогащение слова...

Конспект занятия-развлечения для детей 3-4 лет по ПДД "Безопасность дорожного движения для малышей"

Представлен сценарий разлечения для детей второй младшей группы по теме ПДД...