Главные вкладки

    Консультация для воспитателей : "Формирование у дошкольников безопасного поведения на улицах города".
    методическая разработка по окружающему миру по теме

    Семкина Галина Александровна

    Рекомендации для воспитателей по формированию у детей осознанного ,безопасного поведения на улицах города.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл pechatpdd.docx23.41 КБ

    Предварительный просмотр:

    Консультация для воспитателей.

    Знакомство дошкольников с правилами дорожного движения.

    Цель: Дать рекомендации воспитателям по обучению дошкольников безопасному поведению на улицах города.

    Автор: Семкина Г. А. воспитатель логопедической группы МБДОУ «Детский сад №10г. Орёл».

    По дороге в детский сад

    Мы пойдём с тобой, малыш.

    Улыбаясь светофору,

    Влево, вправо поглядишь.

    Чтобы день такой чудесный

    Омрачить не смел никто,

    Правила движенья вместе

    Мы усвоим? Да, легко!

           Воспитание безопасного поведения у детей – одна из важнейших задач дошкольного учреждения. Ребёнок становится пешеходом значительно раньше, чем он по своим знаниям, усилиям, развитию становится к этому подготовленным. С первых дней пребывания ребёнка в детском саду следует так организовать его воспитание и обучение, чтобы к моменту перехода из детского сада в школу он легко ориентировался в ближайшем окружении, умел наблюдать и правильно оценивать дорожные ситуации, владел навыками безопасного поведения в этих ситуациях.

            Именно в детском саду все дети могут и должны получить систематизированную информацию о безопасном поведении на улице и приобрести необходимые навыки такого поведения. И в этом коллективу воспитателей дошкольного учреждения отводится ведущая роль. Поэтому сам педагог должен овладеть всем комплексом вопросов и проблем, составляющих основу безопасного движения. При реализации поставленных задач воспитатель должен исходить из следующего: главная ценность, которую приобретает ребёнок в детском саду, состоит в ряде навыков и привычек. Чем больше у ребёнка полезных навыков и привычек, тем легче ему будут даваться знания.

           Очень важно приобретение таких навыков и привычек, как: сознательное отношение к своим и чужим поступкам (правильно – неправильно, подражать – не подражать), умение переводить мысль в дело (машина поехала – можно переходить – перешёл). Не меньшее значение имеет и привычка обуздывать свои порывы и желания (бежать – но нельзя, потому что горит красный сигнал светофора). Важна, привычка сосредоточивать внимание, самостоятельно справляться с встречающимися затруднениями.                Всегда нужно помнить, что детский сад – учреждение по преимуществу воспитательное. И поэтому задача воспитателя состоит не столько в обучении правилам дорожного движения, сколько в воспитании безопасного поведения у детей на улице, на дорогах, в транспорте.

          Главная цель  работы воспитателя по профилактике детского дорожного травматизма – формирование у детей навыков осознанного безопасного поведения на улицах города включает нескольких задач:

    1. усвоение дошкольниками первоначальных знаний о правилах безопасного поведения на улице;
    2. формирование у детей качественно новых двигательных навыков и бдительного восприятия окружающей обстановки. Ребёнок должен не только правильно двигаться в соответствии с полученным сигналом или ориентируясь на взрослого, но и уметь координировать свои движения с движениями других людей и перемещением предметов;
    3. развитие у детей способности к предвидению возможной опасности в конкретной меняющейся ситуации и построению адекватного безопасного поведения.

    Основные аспекты взаимодействия ребёнка с «территорией дорожного движения»:

    1. Ребёнок – пешеход
    2. Ребёнок – пассажир
    3. Ребёнок – водитель детских транспортных средств (велосипеда, самоката, роликовых коньков и др.)

        Работа по воспитанию навыков безопасного поведения детей на улицах ни в коем случае не должна быть одноразовой акцией. Её нужно проводить планово, систематически, постоянно. Она не должна выноситься в самостоятельный раздел, а входить логическим элементом во все виды детской деятельности для того, чтобы полученные «теоретические» знания ребёнок пропускал через продуктивную деятельность и затем реализовывал в играх и повседневной жизни за пределами детского сада. Когда и сколько времени отводить на тот или иной вид деятельности с детьми в данном направлении определяют  сами воспитатели в зависимости от условий, темы, сезонности, состояния детей, вида занятий и т.д.

            Для каждой возрастной группы необходимо определить свои цели и ориентиры. Объединить некоторые темы (правила поведения на улице – оказание помощи – инвалидность), так как привлечение материалов из другого раздела поможет объяснить детям, какими могут быть последствия правильного и неправильного поведения на улице.

    Этапы организации воспитательно-образовательного процесса по формированию знаний детей о безопасном поведении на улице.

    Первый этап – это диагностика – уточнение представлений детей о правилах дорожного движения, то есть их личный опыт, на который может опереться воспитатель. Такая диагностика необходима в каждой возрастной группе: она помогает воспитателю определить знания детей, уровень их возможностей.

    Второй этап – это расширение первоначальных представлений детей, накопление новых знаний о правилах безопасности через занятия, беседы, заучивание рифмованных правил.

    Третий этап – закрепление полученных знаний и формирование сознательного отношения к соблюдению правил безопасности с помощью чтения и обсуждения произведений художественной литературы, игр-драматизаций, наблюдений во время экскурсий и из личного опыта.

    Четвёртый этап – формирование у детей чувства ответственности и предпосылок готовности отвечать за свои поступки. Дети дошкольного возраста именно принимают и усваивают предъявленные к ним требования, а готовность в полной мере отвечать за свои поступки придёт позже.

    Пятый этап – развитие у детей чувства контроля и самоконтроля, так как при обучении правилам безопасного поведения эти качества во многом помогают ребёнку вовремя и правильно ориентироваться в создавшейся ситуации.

    Особую роль в формировании у детей правил безопасного поведения на улице имеют современные наглядные и технические средства обучения. С их помощью осуществляются инновационные подходы в данном направлении и комплексно решаем поставленные задачи:

    - воспитательные реализуются через привитие детям «чувства» улицы и её опасности, но не страха перед дорожной средой, а умения ориентироваться в ней;

    -развивающие направлены на развитие у детей познавательных процессов: концентрации внимания, воображения, логического мышления, памяти, речи и двигательных навыков по координации движений, что необходимо ребёнку для правильной ориентации на улице;

    -обучающие направлены на формирование навыков и полезных привычек безопасного поведения на улице, понимание и осознание опасных и безопасных действий, соответствующих Правилам дорожного движения.

    Планирование работы по формированию навыков безопасного поведения.

          Эффективней всего в течение учебного года одну неделю в квартал посвящать этой работе целиком с целью «погружения» ребёнка в данную проблему. Планирование всех видов деятельности ребёнка в течение недели объединены одной темой: тематические познавательные занятия, практикумы на транспортной площадке, практические занятия на моделях «Наш город», «Наша улица», на игровых площадках, самостоятельное моделирование: составление схем, планов своей улицы, маршрутов движения к детскому саду и т.д.

    Полученные знания детей в рамках «тематической недели», закрепляются затем в течение всего года в играх, конкурсах, досугах, при проведении целевых прогулок и экскурсий.

        Преимущества тематического подхода к планированию и организации занятий по формированию у детей безопасного поведения на улице:

    1. тематическое планирование позволяет значительно сократить время для занятий, освобождая его для игры, прогулок, оздоровительных мероприятий;
    2. повышается качество работы, открывается больше возможностей для творчества;
    3. повышается уровень знаний детей и их качество: знания становятся более глубокими и системными;

    Материал по обучению правилам безопасного поведения на улице ребёнок лучше усвоит в наглядно-действенной форме с опорой на непосредственное (практическое или игровое) действие с предметами при отражении реальной ситуации.

    Необходимо использовать в  работе обучающие мультимедийные занятия: «Знакомство с дорожными знаками», «Школа светофора», тренинг для родителей «Берегите жизнь детей!»

       В каждом конкретном случае  продумать форму взаимодействия: с группой, с подгруппой или индивидуальную. Как показывает практика, новые знания лучше давать на фронтальных занятиях, а закрепление проводить с небольшими подгруппами и индивидуально.

     Работу надо проводить систематически: не менее 2-3 раз в неделю беседовать с детьми о безопасном поведении на улицах и дорогах, о дорожно-транспортных происшествиях, связывая это с изменениями погоды и особенностями дороги (гололёд, дождь, рано темнеет и т.д.).

        Нужно приучать ребенка проговаривать свои действия, чтобы они становились частью его мышечной памяти и внутренней речи. Объяснять и повторять детям, как они должны вести себя на улице и в транспорте столько раз и так часто, чтобы дошкольники не только запомнили и осознали алгоритм поведения, но и действовали в стандартных ситуациях уверенно, компетентно и предусмотрительно, чтобы у них выработалась привычка правильного поведения на улице.

        Если ежедневно, подходя к проезжей части, говорить ребёнку: «Стой, дорога!», то останавливаться для него станет привычкой. Если всегда, выйдя из автобуса, вести ребёнка до пешеходного перехода, то такой маршрут для него станет привычным.

        Чтобы выработать положительную привычку, не обязательно вести ребёнка к проезжей части. Это можно сделать и в группе, при проведении занятий по правилам дорожного движения, имея минимум дорожных символов и атрибутов.

    Содержание представлений о безопасном поведении на улице,

    доступное детям дошкольного возраста.

    Общие представления:

    1. Знать имя, фамилию, домашний адрес, телефон
    1. Иметь представления об опасных ситуациях, которые могут возникнуть на улице и при играх во дворе дома; при катании на велосипеде (самокате, роликовых коньках)

    Представления об опасных ситуациях на отдельных участках пешеходной части улицы:

    Знать следующие правила дорожного движения:

    1. Переходить улицу только на зелёный свет светофора.
    2. Не играть на дороге или около проезжей части.
    3. Переходить улицу только по пешеходному переходу.
    4. При переходе улицы сначала посмотреть налево, а дойдя до середины – направо.
    5. Знать устройство проезжей части.
    6. Знать некоторые дорожные знаки для пешеходов и водителей.

    Знать правила поведения в транспорте:

    1. Нельзя детям ездить на транспорте без родителей, без сопровождения взрослых.
    2. Не стоять у дверей.
    3. Разговаривать тихо, чтобы не мешать другим.
    4. Нельзя высовываться и выставлять руки в открытые окна.
    5. Уступать место пожилым людям, пассажирам с маленькими детьми.

    Знать и соблюдать правила поведения во дворе:

    1. Не ходить никуда без разрешения взрослых.
    2. Играть только на детской площадке.
    3. Не играть близко от проезжей части дороги.
    4. Не кататься по проезжей части дороги.

    Чем больше у ребёнка полезных навыков и привычек, тем легче ему будут даваться знания. Поэтому понимая всю важность данной проблемы, необходимо включать занятия по ПДД во все виды деятельности в ДОУ.

    По городу, по улице не ходят просто так:
    Когда не знаешь, правила, легко попасть впросак.
    Всё время будь внимательными помни наперёд:
    Свои имеют правила шофёри пешеход.



    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Формирование у дошкольников безопасного поведения на улице.

    Дети дошкольного возраста – это особая категория пешеходов и пассажиров. К ним нельзя подходить с той же меркой, как и к взрослым, ведь для них дословная трактовка Правил дорожного ...

    «Формирование у дошкольников безопасного поведения на улице в процессе ознакомления с Правилами дорожного движения в игровой деятельности».

    Актуальность темы: 1. Актуальность и просто жизненная необходимость обучения детей Правилам дорожного движения несомненна, так как скорость движения, плотность транспортных потоков на улицах и дорога...

    игровые обучающие ситуации в формировании у дошкольников безопасного поведения на улицах.

    статьи помогут воспитателям применять игровые ситуации в работе с дошкольниками по ПДД....

    Консультация для воспитателей : «Воспитание у дошкольников безопасного поведения на улице»

    В данной консультации делается акцент на важности формирования у детей дошкольного возраста модели безопасного поведения на улицах города, в транспорте и о путях его осуществления . Даются конкретные ...

    Консультация для родителей по обучению детей безопасному поведению на улицах города.

    Консультация для родителей.Цель: Дать рекомендации родителям по обучению детей безопасному поведению на улицах города.Воспитание безопасного поведения у детей – одна из важнейших задач дошкольног...