"Островок природы"
методическая разработка по окружающему миру (старшая группа) по теме

Проект по устройстве уголка природы в детском саду.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon "Островок природы"111 КБ

Предварительный просмотр:

Дизайн – проект «Островок природы».

Составитель – Петухова Н.В.

Подготовка проблемы:

 В сложившихся современных условиях технократического мира, необходимо создать условия для становления подрастающей личности, юного жителя плане. Дошкольному учреждению в лице педагогов создать благоприятные условия и помочь ребёнку наладить гармонические отношения со своими сверстниками и другими жителями Земли – растениями, животными.

 Создать в помещении, где дети находятся, большое количество времени, групповой комнате, мини экосистему или, иначе говоря, уголок природы. Заинтересовать детей, родителей и окружающий социум в создании конкретной экосистемы. Преобразовать среду возможно учитывая, все требования охраны жизни и здоровья детей (СанПина),  предложения флористов, дизайнеров, аранжировщиков, психологов и педагогов.

Цель:

 Создать комфортные и благоприятные условия для пребывания детей в дошкольном учреждении, в групповой комнате. Развитие эстетических чувств и бережного отношения к окружающему миру. Научить детей ухаживать и чувствовать ответственность за братьев наших меньших.

Задача:

  1. Разработать план и перечень объектов для создания экологической зоны в соответствии с возрастными особенностями детей.
  2. Привлечь финансово – экономические и благотворительные средства для создания развивающей среды по конкретному направлению.
  3.  Изготовить лист экспресс информации о содержании проекта, тем самым привлечь единомышленников.
  4. Подобрать или разработать методические рекомендации о сочетании растений в интерьере дошкольного учреждения, их свойствах и полезных качествах.
  5. Организовать аукцион, смотр конкурс.

Содержание:

  1. Конкурс мини – проектов «Уголок природы радеет глаз».
  2. Выпустить информационные листы для участия в проекте (дети, педагоги).
  3. Провести аукцион экологической утвари.
  4. Провести ряд конкурсов экологического содержания:
  1. «Мой любимец» фото.
  2. «Как цветёт на окошке цветок» рисунков.
  3. «По экологическим трипам» фото + рисунки.
  4. «Оформи домик для растения» рисунки, оформление горшков.
  1. Изготовить паспарту на растения и модули ухода за ними.
  2. Организовать презентацию экологических зон.
  3. Организовать в рамках родительского всеобуча кружок «Школа комнатного цветоводства».
  4. Выпускать газету «Крошка - енот»

Результат:

  1. Создание в дошкольном учреждении островков природы в соответствии с возрастом детей и пребываниями СанПина.
  2. Накопление достаточного количество материала и полезной информации.
  3. Привлечение родителей в повседневный воспитательно-образовательный процесс ДОУ.

Предметно-развивающая среда.

Чтобы достичь начальных целей экологического воспитания, т.е. любви к живой и неживой природа, необходимо просветить ребенка, дать ему минимум знаний о среде, сформировать нравственные начальные понятия и экологически грамотное поведение.

Для этого необходимо иметь:

1.        Живой уголок.  (например рассмотрим старшую группу)

В уголке желательно разместить:  

- Растения:

 2—3 вида традесканций,

 комнатный виноград,

 пьющийся плющ,

1 — 2 вида кактусов,

цикламен,

примулу,

 амариллис,

кливию и др.;

 - Рыб:

  гуппи,

меченосцев,

скалярий и др.;

 - Птиц:

канареек,

волнистых попугайчиков;

  - Млекопитающих:

  морскую свинку;

 хомяка;  

- Пресмыкающихся — любой вид черепахи.

В подготовительной к школе группе в живом уголке следует иметь: циперус,

1 — 2 вида кактусов,

2—3 вида традесканций,

узамбарские фиалки,

герани,

фуксии,

амариллис,

 кливию.

кринум,

драцену,

гематус,

сансевьеру,

камнеломки,

хлорофитум,

бриофмллюм и др.;

2—3 вида рыб (живородящих и икромечущих),

тех же, что и для старшей группы, птиц,

млекопитающих и пресмыкающихся.

  1. Лабораторию для проведения опытов.

  1. Комнату природы, где подбор комнатных растений и животных представлен шире, чем в живом уголке.

  1. Кинозал для просмотра слайдов, диафильмов о природе,

  1. Музыкальный зал.

  1. Физкультурный зал.

  1. Ландшафты в коридорах, холлах,

  1. Огород, сад, цветник для наблюдения и ухода за растениями.

  1. Уголок нетронутой природы (на маршрутах походов по окрестным местам).

    10.        Экологический класс. В нем желательно иметь глобус, географическую карту мира, телевизор и другие ТСО, календари наблюдений, гербарии растений, коллекции камней, образны почвы, модели, иллюстрации, репродукции пейзажей, картин художников-анималистов.

В библиотеку экологического класса следует включить такие книги:

«Окно в мир. Экологический атлас» (М., 1995),

альбом «Экология. 5—7 лет» (М.. 1997).

 «Детская энциклопедия» (М., 1993),

 «Живая природа: Энциклопедия для детей» (М., 1993),

«Экология. Познавательная энциклопедия» (М., 1998),

«Энциклопедия окружающего мира. Погода и климат» (М., 1998),

атласы для детей «Мир и человек» (М., 1988),

«.Человек и вселенная» (М, 1992).

«Тайны живой природы» (М., 1998),

детские экологические журналы «Свирель» и «Свирелька».

В библиотеке должна быть представлена и художественная детская литература о природе. Это книжки А. Пушкина, Ф. Тютчева, А. Майкова. К. Ушинского, М. Пришвина, И. Соколова-Микитова, С. Есенина, В. Бианки, Н. Сладкова. Н. Павловой, К. Паустовского, Ю. Дмитриева. Г. Снегирева и др.

Для воспитателей можно рекомендовать следующую литературу:

Веретенников А. Ознакомление дошкольников с природой. М, 1980.

Лунин MB. Детям о природе. М., 1989.

Марковская М.М. Уголок природы в детском саду. М., 1989.

Методика ознакомления детей с природой в детском саду / Под ред. Саморуковой. М., 1992.

Николаева С.Н. Общение с природой начинается с детства. Пермь, !992.

Николаева С.Н. Юный эколог. М., 1999.

Николаева С.Н. Место игры в экологическом воспитании детей. М„ 1996.

Николаева С.Н. Методика экологического воспитания дошкольников. М., 1999.

Рыжова Н.А. Наш дом — природа. М., 1996.

Рянжин С.В- Экологический букварь, СПб., 1996,

Кондратьева Н.Н. «Мы».

11. Провести наблюдение:

- за погодой,

- ветром, дождем,

- грозой,

- снегопадом,

- небом,

- солнцем,

- облаками,

- туманами,

- почвой,

- деревьями,

- кустарниками,

 -травянистыми растениями,

- за формированием плодов растений,

- птицами,

 -насекомыми.

Дополнительные осенние наблюдения:

за первым заморозком на почве (с 4.09),

лётом осенней паутины (с 4.09),

последней грозой (с 12.09),

Первым заморозком:

В воздухе (с 24.09),

последним появлением перистых облаков (с 24.09).

погодой в бабье лето (14.09—21.09) — если первый день бабьего лета ясен, то и осень будет теплая;

за изменением окраски листьев у рябины (с 18.09),

липы (с 19.09),

 березы (с 19.09),

клена (с 20.09),

осины (с 21.09);

за началом листопада у клена (с 14.09),

орешника (с 15.09),

осины (с 19.09),

черемухи (с 22.09),

липы (с 24.09);

за осенним пролетом журавлей (27.09),

 массовым отлетом грачей,

скворцов (с 1.10):

 за первым снегом (с 12.10),

образованием ледяной корки на лужах (с 21.10),

замерзанием прудов (с 30.10),

полным опаданием листвы (октябрь);

за приближением воробьев, галок, ворон, сорок, снегирей, синий, свиристелей к человеческому жилью (конец октября);

понижением температуры воздуха ниже нуля градуса (с 4.11);

установлением прочного снегового покрова (с 27,11) и др.

Дополнительные зимние наблюдения:

 за снегопадом (хлопьями, крупой),

сугробами,

гололедом,

инеем на деревьях,

снежными узорами за окном,

 вьюгами, метелями,

настом,

снежинками,

сиянием солнца (середины января),

сосульками,

капелью,

количеством оттепелей,

глубиной снежного покрова (несколько раз за зиму),

 состоянием снега в разную погоду (рассыпчатый в морозную погоду, липкий — во время оттепели),

состоянием деревьев после снегопада,

поведением птиц в морозную погоду и во время оттепели,

появлением приствольных кругов (в конце зимы),

семенами деревьев и др.

Дополнительные весенние наблюдения;

за первыми проталинами (с 18.03),

оседанием снегового покрова, первыми кучевыми облаками (с 24.03),

 началом таяния снежного покрова (с 16.03),

массовым появлением грачей (с 12.03),

устойчивым повышением среднесуточной температуры (с 3.04),   скоплением кучевых облаков (с 18.04),

прилетом жаворонков (с 28.03),

скворцов 30.03),

вылетом бабочек-крапивниц (с 3.04),

бабочек-лимонниц (с 14.04),

формированием почек, почками,

началом соковыделения березы (с 8.04),

клена (с 15.03),

появлением первых мух (с 8.04),

комаров-толкунов (с 11.04),

сходом снежного покрова (с 12.04),

цветением серой ольхи (с 16.04),

орешника (18.04),

набуханием почек у смородины (с 18.04),

оттаиванием почвы, цветением вербы (с 8.04),

 появлением комаров (с 28.04),

первыми весенними грозами,

зацветанием березы (с 7.05),

тополя (с 7.05),

клена остролистного (с 7.05),

прилетом ласточек (с 9-05),

зацветанием мать-и-мачехи (с 13.04),

 незабудки (с 10.05),

одуванчика (с 11.05),

распусканием почек у дуба (с 3.05),

 первой травой,

появлением листвы,

цветением нарциссов, тюльпанов, ирисов, пионов,

появлением дождевых червей, божьих коровок, майских жуков и др.

Дополнительные летние наблюдения:

за колошением ржи (с 1.06),

зацветанием боярышника (со 2.06),

сирени (с 3.06),

ромашки, поповника (с 7.06),

шиповника (с 6.06),

дальнейшим повышением среднесуточной температуры,

зацветанием малины (с 13.06),

 василька (с 13.06),

вьюнка полевого (с 15.06),

 жасмина (с 21.06),

цикория (с 28.06),

зверобоя (с 29.06),

осота лугового (с 30.06),

 липы мелколистной (с 7.07),

пижмы (с 16.07),

началом листопада (с 26.08),

постепенным снижением температуры воздуха (с 27.08),

 увяданием травы,

поведением птиц в жаркую погоду, птенцов; насекомыми, цветением лилий, маргариток, бархатцев, ноготков, астры, сальвиния, георгин, гладиолусов и др., за созреванием плодов.

Приложение.

Рекомендуемые комнатные растения в ДОУ.

Комнатное цветоводство стало модным увлечением многих людей, и появились условия для этого занятия. Выбор растений в продаже очень широк. Стали доступными даже экзотические, в том числе тропические растения, адаптированные к комнатным условиям. При посещении дошкольных образовательных учреждений иногда поражает буйная растительность уголков природы.

Однако при организации уголков и комнат природы в детских садах необходимо соблюдать определенные требования.

  1. Растения должны быть безопасными для детей и взрослых, поэтому недопустимы ядовитые и колючие растения.
  2. Надо подбирать неприхотливые растения, нетребовательные к уходу и условиям содержания.
  3. Предпочтение следует отдавать растениям, очищающим воздух от пыли и бактерий, поглощающим вредные вещества и элиминирующим аллергены.
  4. Уход за астениями (кроме полива) должен осуществлять только персонал ДОУ (Санитарно-эпидемиологические правила и нормы, 2003 г., п. 2.4.12).

Внимание работников ДОУ:

  1. К высокоэффективным очистителям воздуха относятся: сциндапсус, хлорофитум, плющ, алоэ.
  2. Распространенное и часто встречающееся в детских садах растение диффенбахия имеет ядовитый сок, поэтому его в детском учреждении быть не должно.

Руководствуясь методическими рекомендациями по ознакомлению дошкольников с природой, в младшей группе не следует помещать более 8-10 растений. Лучше, если это будут красиво цветущие растения, такие как узамбарская фиалка (сенполия), абутилон (комнатный клен). Можно завести 2-3 растения одного вида, различающие по окраске цветов или по величине, например фиалку с цветами различной окраски, бегонию высокую и низкую.

В средней группе в уголок природы добавляют 2-4 растения, которые отличаются формой и величиной листьев, строением стебля (аспарагус, традесканция, плющ). Это дает возможность учить детей сравнивать растения по величине, форме и окрасн листьев, по цвету, строению стебля.

В старшей группе добавляют новые растения. В течении года воспитатель знакомит с ними детей, учит сравнивать с уже имеющимися, знакомит с правилами ухода за ними.

В подготовительной группе могут быть представлены разнообразные комнатные растения. Дети уже знают правила ухода за ними, помогают поливать растения.

А теперь небольшие советы по уходу за названными растениями.

АСПАРАГУС.

Это  неприхотливое растение, легкое для выращивания. Идеальное место для него – подвесная корзинка.

Температура: умеренная, ночью не ниже 10 градусов. Постоянно высокая температура может быть губительна для аспарагуса.

Освещение: растение может приспосабливаться к яркому свету или полутени, прямых солнечных лучей следует избегать.

Полив: обильный с весны до осени, зимой ограничен.

Влажность воздуха: время от времени растение полезно опрыскивать, особенно если помещение отапливается.

АЛОЭ (СТОЛЕТНИК).

Алоэ относится к суккулентным растениям, т.е. сохраняющим влагу в сочных листьях. Эти растения засухоустойчивы и легко размножаются.

Температура: умеренная с весны до осени (в отличии от большинства других комнатных растений, суккулентные растения любят, чтобы дневная и ночная температура довольно сильно различались).Зимой алоэ лучше содержать в прохладных условиях, желательно при температуре 10-12 градусов, но оно неплохо переносит и температуру в 6 градусов.

Освещение: лучше всего для размещения подходит подоконник южного окна, но летом растение необходимо притенять, не допуская прямых солнечных лучей.

Полив: с весны до осени – по мере подсыхания почвы, зимой – очень редко (раз в один - два месяца).

Влажность воздуха: опрыскивание листьев не обязательно.

БАЛЬЗАМИН (НЕДОТРОГА).

Бальзамин нетрудно выращивать, но он требует внимания. Для лучшей ветвистости растение необходимо прищипывать; ежегодно весной взрослые растения обрезают. В жаркую погоду необходимо проветривать комнату и не забывать поливать бальзамин.

Температура: умеренная, зимой не ниже 12 градусов; для цветения зимой температура должна быть не ниже 15 градусов.

Освещение: растение светолюбиво, но летом от прямых солнечных лучей его следует оберегать. Для цветения зимой необходим солнечный свет.

Полив: обильный (почва всегда должна оставаться влажной); летом поливают ежедневно, зимой полив уменьшают.

Влажность воздуха: листья следует опрыскивать, избегая попадания воды на цветки.

АБУТИЛОН (КОМНАТНЫЙ КЛЕН).

Абутилон нетрудно выращивать, несмотря на его экзотический вид. Чтобы усилить ветвление, растение необходимо прищипывать.

Температура: умеренная зимой 10-15 градусов.

Освещение: растение светолюбиво, предпочитает прямой солнечный свет в течении нескольких часов в день.

Полив: обильный с весны до осени, зимой умеренный.

Влажность воздуха: надо опрыскивать листья время от времени.

ПЛЮЩ.

Плохо переносит сухой горячий воздух. Часто поражается паутинным клещом.

Температура: ниже умеренной, но не морозная. Ночная температура не должна превышать 16 градусов.

Освещение: яркий свет зимой, летом следует защищать от прямых солнечных лучей.

Полив: обильный летом (почва должна быть всегда влажной), зимой умеренный (но не позволяйте почве пересыхать).

Влажность воздуха: летом требует частого опрыскивания, особенно если в комнате тепло и сухо. При содержании в помещении с центральным отоплением растение следует опрыскивать и зимой.

СЕНПОЛИЯ (УЗАМБАРСКАЯ ФИАЛКА).

Любимое многими цветоводами комнатное растение. Цветет в любое время года, при хорошем уходе может цвести 10 месяцев подряд.

Температура: умеренная, зимой  не ниже 16 градусов. Растение боится холодных сквозняков и резкой перемены температуры.

Освещение: яркий свет (восточное или южное); но фиалка не любит прямых солнечных лучей. Для зимнего цветения применяют искусственную подсветку не менее 14 часов в сутки.

Полив: поверхность почвы содержат во влажном состоянии, полив – по мере необходимости. Поливают теплой водой, стараясь не попадать на листья. Время от времени поливают методом погружения.

Влажность воздуха: растение требует высокой влажности воздуха. Горшок помещают во влажный торф или в поддон с галькой. Опрыскивают осторожно теплой водой.

СЦИНДАПСУС (ЛОТОС).

Одно из наиболее распространенных комнатных растений, лиана с воздушными корнями. Для ветвления концы стеблей необходимо прищипывать. Растение не переносит сквозняков.

Температура: умеренная, зимой не ниже 10-12 градусов.

Освещение: свет яркий, но не прямые солнечные лучи.

Полив: с весны до осени – обильный, по мере подсыхания почвы; зимой – умеренный.

Влажность воздуха: растение требует частичного опрыскивания.

ТРАДЕСКАНЦИЯ.

Это растение чаще других размещают в подвесных корзинах. Для усиления ветвления концы стеблей регулярно прищипывают. Зимой растение может переносить прохладные условия.

Температура: умеренная, зимой не ниже 8-12 градусов.

Освещение: растение светолюбиво.

Полив: обильный с весны до осени, зимой умеренный.

Влажность воздуха: листья следует иногда опрыскивать.

ХЛОРОФИТУМ.

Хлорофитум – очень удобное для содержания комнатное растение. Он может расти в холдной и в теплой комнате, на свету и в тени, не боится сухого воздуха.

Температура: умеренная, зимой не ниже 8 градусов.

Освещение: яркий рассеянный свет.

Полив: обильный с весны до осени, умеренный зимой.

Влажность воздуха: летом листья полезно опрыскивать.

Литература:

  1. Тавлинова Г.К. Комнатное цветоводство.-СПб.: Диамант, 2000
  2. Хессайон Д.Г. Все о комнатных растениях.-М.: Кладезь-Букс, 2002
  3. журнал Дошкольная педагогика. \сентябрь-октябрь\ 2004  

 

Выписка из СанПина .

При организации экологических пространств (уголки природы, комнаты природы, фитоогород, фитобар и др.) соблюдают следующие требования:

животные и растения должны быть безопасны для детей и взрослых, неприхотливы по содержанию и уходу;

размещение аквариума, клеток, цветов не должно уменьшать уровень естественной освещенности в помещении;

недопустимы больные, агрессивные и непредсказуемые в своем поведении животные, а также ядовитые и колючие растения;

животных принимают с разрешения ветеринарного надзора (постановка на учет, своевременные прививки, гигиенические процедуры);

недопустимо принимать бродячих животных;

подбор животных осуществляют с учетом возраста и состояния здоровья детей;

предпочтение следует отдавать растениям, очищающим воздух от пыли и бактерий, поглощающим вредные вещества и элиминирующим аллергены в помещении;

для поддержания чистоты осуществляют ежедневный уход за животными и растениями,

уборку за животными и уход за растениями (кроме полива) осуществляет только персонал ДОУ.

Комната природы оборудуется с обязательной подводкой горячей и холодной воды, канализованисм, устройством стеллажей для хранения инвентаря и корма.

Приложение.

«КАЛЕНДАРЬ РУССКОЙ ПРИРОДЫ»

Зима

Декабрь — студенец. Декабрь и замостит, и загвоздит, и саням ход даст.

Декабрь — стужайло, на всю зиму землю студит.

Декабрь глаз снегами тешит, да за ухо морозом рвет.

Январь — просинец.

Новый год — к весне поворот.

На морозе и старик вприпрыжку идет.

19 января — крещение. Ясная и холодная погода — к засушливому лету, пасмурная и снежная — на обильный урожай.

Февраль — бокогрей. В феврале зима с весной встречаются впервой.

Февраль сшибает рог зиме.

Батюшка февраль пришел, мужик зиму перерос.

6        февраля — Аксинья — весноуказательница. Какова Аксинья,
такова и весна.

Весна

Март — протальник. В марте и сзади и спереди весна.

Февраль силен метелью, а март — капелью.

В марте и курица из лужи напьется.

Март неверен: то плачет, то смеется.

Апрель — снегогон. Апрель — вешние воды.

Где в апреле река, там в июле лужица.

Февраль богат снегом, апрель — водой.

Апрель всех напоит. Апрель — с водою, май — с травою.

7        апреля — Благовещенье. Коли на Благовещенье на крышах
лежит снег, лежать ему до Егория (до 6 мая) в поле.

Май — травень. Май леса наряжает, лето в гости ожидает. Майская травка и голодного накормит. Одна майская роса коням лучше овса. Май холодный — год хлебородный. Майский мороз не выдавит слез.

Лето

Июнь — хлеборост. Взошли хлеба — не дивись, налились хлеба — хвались, хлеб на току — про урожай толкуй. Всходы — еще не хлеб.

Июль — страдник, грозник. Июль — макушка лета. Где гроза, там и вёдро.

  1. июле на дворе пусто, да в поле густо.

Не хвались травой, хвались сеном.

Август – жнивень. В августе лето бежит вприпрыжку.

На Илью дня длинна и вода холодна.

Илья лето кончает.

Осень

Сентябрь – жмурень. В сентябре и лист на дереве не держится.

В сентябре лес реже, птичий голос тише. В сентябре синица просит осень в гости.

Октябрь – грязник. Плачет октябрь холодными слезами.

Октябрь землю покроет где листком, где снежком.

Если в октябре лист с берёзы и дуба опадёт не чисто – жди суровой зимы.

Если 1 октября журавли полетят, то на Покров ( 14 октября) – ждать первого мороза.

На Покров до обеда – осень, после обеда – зима.

Ноябрь – листогной.

В ноябре зима с осенью борются.

Ноябрь – сетябрёв внук, октябрёв сын, зимы родной батюшка.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Островок здоровья" проект

Цель; формирование осознаного отношения к своему здоровью....

Родительский клуб "Островок здоровья и безопасности" старшая группа

Родительский клуб"Островок здоровья и безопасности"старшая группа Цели:привлечь родителей к воспитательно-образовательному процессу, пробудить интерес к организации жизнедеятельности детей в ДОУ,...

Сценарий осеннего музыкально-спортивного праздника для детей старшего дошкольного возраста «Веселый островок эмоций и движений»

Музыкально-спортивный праздник проводится в первом квартале в сотрудничестве со специалистами ДОУ: музыкальным руководителем, психологом, инструктором по физической культуре....

Долгосрочный проект «Островок» социально- личностной направленности (01.06.2010 г. - 30.05.2011г.)

Данный проект позволяет приобщить дошкольников к истокам русской народной культуры через совместное познание ими культурных и духовных основ своего народа и своей страны. Развивает познавательные и ин...

«Наша малая Родина – Волгоградская область». Конспект занятия: «Остров Сарпинский – островок живой природы на реке Волге».

Конспект занятия по "Окружающему миру" для работы с детьми 6-7 лет. В процессе занятия ребята знакомятся с природой Волгоградской области (остров Сарпинский), расширяют знания о животном и растительно...

"Островок памяти воинам - землякам, погибшим во время Великой Отечественной войны и неизвестному солдату" в рамках всероссийской акции "Зелёный островок эколят в память о воинах, погибших во время ВОВ"

Важное значение в нашем современном мире имеет расширение и сохранение знаний молодого поколения о Великой Отечественной войне. Отсюда возникает необходимость  создания условий для духовно &ndash...